«Техника-молодежи» 2003 г №12, с. 30-35
И потому, несмотря на разговоры об «окончании «холодной» войны», чтобы над НАШИМИ городами не встали ядерные «грибы», на позиции в Мировом океане выходят атомные подводные лодки с «Вьюгами» и «Гранатами», чутко затаились в подмосковных лесах молниеносные «Gazelle», грозно смотрят в небо полигонов «Круги» и «Буки».. Какие-то из них многие годы были «звездами» парадов, другие и поныне остаются секретными, но все они (и многие другие) родились в одной, малоизвестной в стране и мире организации, работающей в Свердловске (черт, Екатеринбуге Свердловской обл.) — ОКБ «Новатор» им. Л.В.Люльева.
ПРЕДЫСТОРИЯ. Лев Вениаминович Люльев родился в Екатеринбурге, в 1907 (по новому стилю — в 1908) г. С 1933-го, окончив механический факультет Киевского политехнического института, работал на инженерных должностях сначала в Уральском НИИ сельхозмашиностроения, затем — на Мотовилихинском заводе (основная продукция — пушки). Незадолго до начала Великой Отечественной войны инженера-конструктора Люльева перевели в подмосковные Подлипки (теперь — город Королев), в опытный отдел артиллерийского завода №8, где он участвовал в освоении производства автоматических зенитных орудий.
В эвакуацию завод перевезли в Свердловск, где разместили на площадях Завода им. Калинина. В 1945-м Л.В.Люльева назначили главным конструктором завода, а два года спустя предприятие было реорганизовано в ОКБ по разработке крупнокалиберной артиллерии. За следующее десятилетие ОКБ-8 выпустило шесть образцов зенитных орудий и буксируемых артустановок береговой обороны. Однако во второй половине 1950-х гг. для отечественной артиллерии настали не лучшие времена...
ЩИТ. Созданные в середине 1950-х гг. зенитные ракетные комплексы первого поколения обеспечили противовоздушную оборону важных народно-хозяйственных и военных объектов Однако прикрывать от воздушного нападения требовалось и войска на марше. Да и при защите городов и заводов громоздкость и сложность эксплуатации первых ЗРК не способствовали их высокой эффективности.
Главной проблемой первых зенитных управляемых ракет (ЗУР) было их жидкое топливо, особенно окислитель — азотная кислота. Но, с другой стороны, как еще можно достичь требуемой дальности? Твердое топливо? Баллиститные пороха требовали толстостенных (а значит, — тяжелых) корпусов, а разработка смесевых топлив и двигателей на них еще только начиналась.
Значит, оставался один вариант — воздушно-реактивный двигатель. Окислителем в нем служит кислород воздуха, а горючим мог быть, например, керосин.
Далее, первые ЗУР имели радиокомандное наведение по данным наземных радиолокационных станций. Это позволяло отказаться от разработки малогабаритной радиоаппаратуры для размещения на самих ракетах, но, с другой стороны, требовало мощных и точных, а значит, — громоздких наземных локаторов. Сокращение их габаритов и массы для обеспечения мобильности требовало применения головок самонаведения (ГСН), активных (радиолокатор на ракете) или полуактивных (локатор «разнесен», излучатель на земле, приемник на ракете).
Итак, к концу 1950-х гг. были сформулированы требования к комплексам войсковой ПВО большой и средней дальности «Круг» и «Куб». Постановлением ЦК КПСС и Совмина СССР №188-88 от 13 февраля 1958 г. ракету 3М8 (заводское обозначение — КС-40) для первого из них поручили Льву Вениаминовичу Люльеву и возглавляемому им ОКБ-8.
Строго говоря, Люльев вызвался сам. Время для производителей артиллерии было тяжелое, заводы перепрофилировались на производство ракет, КБ при этом, зачастую, поглощались ракетными фирмами. Свердловчане перешли на новую тематику, сохранив самостоятельность.
Большую часть новой ракеты занял сверхзвуковой прямоточный воздушно-реактивный двигатель. К этому времени, в принципе, были уже очень хорошо известны не только его достоинства, но и недостатки, в частности — предельная сложность обеспечения устойчивой работы при неравномерном обтекании воздухозаборника (а оно и не могло быть другим у интенсивно маневрирующей ЗУР). Но уральцы и представить не могли, НАСКОЛЬКО это сложно.
Много позднее соратники говорили, что сейчас, опираясь на собственный тяжелый опыт, добровольно не взялись бы за такую работу. Главная беда оказалась в том, что тесной взаимоувязки требовали буквально все части, находящиеся в воздушном потоке, а также характеристики органов управления. И малейшие изменения одной из этих частей требовали новой отработки всей машины...
Вокруг канала двигателя разместились кольцевые баки с керосином и изопропилнитратом — последний использовался для привода турбонасосного агрегата, и в этом качестве заменил ранее применявшуюся перекись водорода. Центральное тело воздухозаборника занимала 150-кг боевая часть, радиовзрыватель и баллоны со сжатым воздухом. Здесь же предполагалось установить и головку самонаведения, но в ходе испытаний выяснилось, что параметры ракеты и новой радиолокационной станции наведения позволяли обойтись без ГСН.
Аэродинамически новая ракета впервые в СССР имела схему «с поворотным крылом», что повышало маневренность. Крылья были установлены по схеме «X», хвостовые стабилизаторы, размах которых был больше — по схеме «+». Поскольку прямоточный двигатель может работать только при достаточно высоких скоростях полета, стартовала ракета с помощью четырех пороховых ускорителей, размещенных снаружи, вокруг корпуса, между плоскостями стабилизаторов.
26 октября 1964 г. зенитный ракетный комплекс «Круг» с ракетами 3М8 был принят на вооружение ПВО Сухопутных войск. Он мог поражать цели на дальности от 11 до 45 км, на высоте от 3 до 23,5 км. При позднейших модернизациях минимальная дальность сократилась до 6 км, максимальная увеличилась до 50, минимальная высота поражения цели была сокращена до 150 м. Только в конце 1980-х его стали заменять новым комплексом (о котором чуть дальше), а в качестве мишеней для тренировок зенитчиков ракеты 3М8 используются и сейчас. С 1967 г. ОКБ-8 приступило к разработке одной из самых секретных зенитных ракет, созданных в нашей стране и стоящих сегодня на вооружении. Несмотря на то, что в Интернете опубликовано и ее отечественное обозначение, пусть она пока останется под своим американским названием — «Gazelle», «Газель». 64 таких ракеты составляют второй эшелон единственной в мире действующей системы стратегической противоракетной обороны А-135, прикрывающей Москву от случайных (или провокационных) пусков баллистических ракет.
Одной из главных проблем противоракетной обороны было и остается разделение целей на настоящие и ложные. Единственный надежный способ — «селекция» в верхних слоях атмосферы, где надувные ложные головки отстают от тяжелых настоящих. Но боеголовке до своей цели тогда остается лететь всего десятки секунд! И за очень небольшую часть этих десятков секунд противоракета второго эшелона должна на дистанции — в данном случае — от 5 до 80 км поразить малоразмерную и довольно прочную цель, летящую со скоростью около 20 тыс. км/ч.
Не удивительно, поэтому, что, хотя испытания «Gazelle» начались с 1973 г., на вооружение она была принята только в 1984-м — ведь предстояло создать ракету, работающую при стартовой перегрузке более 300 g! При этом оказалось, что плазма, как истекающая из двигателя, так и образующаяся из-за нагрева воздуха, существенно затрудняла подачу на ракету управляющих команд. Пришлось размещать в разных местах корпуса несколько антенн и переключать их в зависимости от режима полета.
Еще одна причина длительной отработки — сложное отношение государственного руководства к созданию стратегической ПРО, что привело к нерегулярному выделению ресурсов...
Первоначально противоракеты оснащались 10-килотонной ядерной боеголовкой, однако для защиты многомиллионного города это было не очень подходяще, и позднее для поражения боеголовок баллистических ракет были созданы осколочные боевые БЧ направленного действия.
Главный конструктор ОКБ-8 Лев Вениаминович Люльев (1908— 1985) |
Транспортно-пусковой контейнер с противоракетой «Gazelle» на улице Приозерска — «столицы» полигона Сары-Шаган | ЗРК «Бук» | |
Надо сказать, «Gazelle» не была первой в мире ракетой такого класса. Как раз в 1968 г. в США проходила испытания антиракета «Спринт», которую предполагалось использовать во втором эшелоне систем ПРО «Nike-Х» и «Safegard» (см. «ТМ» №11, 2002 г.). Однако в серию и на вооружение, в отличие от отечественной машины, она не пошла...
Наработки по «Gazelle» одновременно использовались при создании ЗУР комплекса С-300В (постановление ЦК КПСС и Совмина СССР от 27 мая 1969 г.), одним из главных требований к которому была борьба с баллистическими ракетами малой дальности, как сейчас говорят — ПРО театра военных действий. Именно требование «противоракетности» привело к тому, что комплекс ПВО Сухопутных войск стал в конце концов так сильно отличаться от комплекса для Войск ПВО страны, тогда как сначала предполагалась полная унификация. И если противосамолетную ракету 5В55 (потом — 48М6) для С-300П и морского С-300Ф делало КБ «Факел» П.Д.Грушина (см. «ТМ» №1 за 2001 г.), то противоракеты 9М82 и 9М83 для С-300В — ОКБ-8, переименованное в КБ «Новатор».
Цели в данном случае были проще, чем у «Gazelle»: гораздо крупнее и в 3— 4 раза медленнее. Но, с другой стороны, стояло жесткое требование мобильности, причем боезапас тоже задавался, а значит, масса и габариты зенитных ракет были жестко ограничены. Поэтому, при определенной схожести, новые ракеты все-таки отличались от стратегического перехватчика.
«Gazelle» — одноступенчатая, почти 10-тонная. Новые ракеты имели одинаковую вторую (маршевую) ступень — коническую, массой чуть больше 1,2 т. Различались же они первой (стартовой) ступенью, тоже конической формы. У 9М82 она 4,5-тонная, что обеспечивает ей перехват головок баллистических ракет средней дальности или самолетов на дистанции более 100 км, а у 9М83 — 2,3-тонная, и ее цель — тактические ракеты и самолеты на дальности до 75 км. Кстати, дальность определялась не характеристиками ракет, а возможностями тех радиолокаторов, которые удалось выполнить мобильными, на гусеничном шасси...
Испытания комплекса в неполном составе (способного бороться только с самолетами и ракетами малой дальности) прошли в 1980-1981 гг., и в 1983 г. он был принят на вооружение под названием С-300В1. В полной же комплектации система поступила на вооружение в 1988 г. Сегодня в производстве (и на вооружении Российской армии) находятся модернизированные варианты этих ракет для комплекса «Антей-2500».
Параллельно с противоракетами «новаторцы» создали и зенитную ракету другого класса. 9М38, принятая на вооружение в 1980 г., разрабатывалась для ЗРК ПВО Сухопутных войск «Бук» (экспортное название «Ганг»), она же использовалась в корабельном комплексе «Ураган». Последнее обстоятельство обусловило и необычный облик ракеты — с крыльями малого размаха, но очень большой хорды (идею откровенно позаимствовали у американских корабельных ЗУР «Тагтаг» и «Standart»).
Главные новшества «Бука» по сравнению с комплексом предыдущего поколения «Куб» воплощались в пусковой (теперь — «огневой») установке, но и ракета должна была радикально обновиться, чтобы полностью использовать возможности новых локаторов. Необходимость более интенсивного маневрирования заставила отказаться от ракетно-прямоточного двигателя «кубовской» ЗУР, но теперь уже и твердотопливная силовая установка обеспечила требуемые дальность и высоту поражения.
Сегодня развитие этого «изделия» продолжается уже в другом КБ, в подмосковном Долгопрудном.
В конце 1980-х гг. «Новатор» занялся еще одной, ранее «не охваченной», областью — ракетами «воздух-воздух». Для новых самолетов поколений «4+» и «5» создавались новые ракеты, в 2-3 раза большей дальности, но с обязательным размещением на внутренней подвеске (что исключало использование развитых аэродинамических поверхностей).
Ракеты ОКБ «Новатор» 1. Зенитная управляемая ракета 3М8 комплекса «Круг»; длина — 8,436 м; диаметр — 0,85 м; размах крыла 2,206 м, стабилизатора — 2,702 м; масса — 2455 кг, БЧ — 150 кг; дальность — 6-50 км; высота цели — 150— 24000 м 2. Зенитная управляемая ракета 9М38 комплексов «Бук» и «Ураган». Длина — 5,550 м; диаметр — 0,4 м; размах рулей 0,86 м; масса 690 кг, боевой части — 70 кг; скорость— 1000м/с; наведение — полуактивная ГСН; допустимое ускорение — 20 g; допустимый промах — 17 м 3. Примерно так выглядит противоракета «Gazelle» комплекса А-135; длина — 10,0 м; диаметр — 1,3 м; стартовый вес — 10 ООО кг; дальность перехвата — 5-80 км; высота перехвата — 5— 30 км 11. Баллистическая противолодочная ракета для вооружения надводных кораблей 91РТЭ2; длина — 6,5 м; диаметр — 512 мм; масса — 1400 кг; дальность — 5-40 км; предстартовая подготовка — 10 с; в качестве БЧ используется торпеда АПР-3МЭ или МТП-1УМЭ. |
По всей видимости, ракета КС-172 задумывалась как развитие 9М82, только конические обечайки корпусов маршевой и стартовой ступеней поменялись на цилиндрические, да аэродинамические рули стали больше (но — складные). Большую часть 400-км пути до цели ракета летит, ведомая инерциальной системой управления с радиокоррекцией, на конечном участке работает радиолокационная ГСН.
Еще в 1993 г. новая ракета прошла наземные испытания, но когда она появится в грузовых отсеках и на пилонах боевых самолетов — вопрос открытый...
МЕЧ. В конце 1970-х гг. сначала зарубежные, а затем и отечественные СМИ заговорили о «новом» стратегическом оружии — крылатых ракетах большой дальности.
«Новым» это оружие можно было назвать только в условиях абсолютной секретности, окружавшей все подобные разработки в СССР: еще полутора десятилетиями раньше крылатые ракеты для стрельбы по наземным целям с коррекцией курса по рельефу местности предлагали сначала головной разработчик такой техники для ВМФ (ОКБ-52), затем — для ВВС (КБ «Радуга»), но тогда предложения ракетчиков поддержки не получили.
Однако эти полтора десятилетия техника не стояла на месте. Развитие микроэлектроники и двигателестроения позволило создать крылатые ракеты, летящие пусть в три раза медленнее, зато в три раза дальше, а главное — они были в четыре раза легче! Стратегический бомбардировщик мог теперь нести не 1-2 «самолета-снаряда», а 6— 10 машин нового поколения. При установке на подводные лодки они не требовали специальных архитектурно-компоновочных мер, а спокойно размещались в стандартных торпедных аппаратах. Все это привело к тому, что в несколько раз возросло число одновременно запускаемых КР. А для противовоздушной обороны они, несмотря на дозвуковую скорость, оказались не подарком: малые размеры и высота полета затрудняли обнаружение целей. Ядерный паритет снова зашатался: противник резко нарастил численность средств доставки. К тому же, высокая точность новых КР впервые поставила вопрос о создании обычного оружия, эквивалентного по эффективности ядерному: величина промаха менее 10 м позволяла обойтись без всеуничтожающего оснащения.
Пусковая установка зенитного ракетного комплекса С-300В Зенитная ракета 9М82 Противокорабельная ракета 3М54Э | |
Перед советскими Вооруженными силами и «оборонкой» снова встала традиционная двуединая задача: отразить угрозу и создать адекватную. И в решении обоих ее частей ОКБ «Новатор» приняло самое активное участие.
Во-первых, ужесточились требования к минимальной высоте поражения целей зенитными ракетами. Во-вторых, сбить один самолет-носитель проще, чем 10 запущенных с него ракет, поэтому в ОКБ началось создание ракеты «воздух-воздух» сверхбольшой дальности, позднее ставшей известной под названием КС-172.
А в-третьих, именно коллективу, возглавляемому Л.В. Люльевым, было поручено создать малогабаритную КР подводного базирования для поражения наземных целей. Это при том, что к тому времени такое оружие для военно-морского флота уже почти 20 лет создавало ОКБ-52, позднее — НПО машиностроения в подмосковном Реутове, возглавляемое В.Н. Челомеем.
Но дело в том, что эти 20 лет Челомей создавал машины, действительно больше заслуживающие название «самолетов-снарядов». Аппараты, несущие около тонны взрывчатки (или ядерную головку) вдвое быстрее звука, способные буквально «проломить» не только защищенный борт американского авианосца, но и его с каждым годом все более мощное охранение, требовали, однако, специальных кораблей. Достаточно вспомнить атомные подводные лодки проектов 675 и 949 (к последним принадлежал и несчастный «Курск»), крейсера типа «Слава» («Москва») и «Киров» («Петр Великий»), чтобы понять, что этот путь развития боевых систем моряков не очень вдохновлял, и возможность резкого наращивания мощности залпа исключал.
Зато у Люльева (о чем дальше) был уже другой опыт взаимодействия с Военно морским флотом — противолодочные ракетоторпеды. Их-то однозначно требовалось вписать в существующие торпедные аппараты, что и было сделано.
Результатом работы «Новатора» стал комплекс «Гранат» с ракетами 3М10, принятый на вооружение ВМФ в 1984 г. Им оснастили атомные подводные лодки проектов 671РТМК, 945, 971 (теоретически можно и все остальные, но... торпедные аппараты все-таки нуждаются в переделке — ведь с лежащих в них ракет нужно снимать телеметрию, а на них «сливать» программу полета; впрочем, во все мире на подводных лодках под управляемые торпеды и крылатые ракеты переоборудуют не более 2 — 4 торпедных аппаратов).
Внешне «Гранат» больше похож на торпеду: тупой каплевидный нос, складывающееся крестообразное оперение, сбрасываемый твердотопливный ускоритель, размещенный тандемно. Мало того! Форма корпуса ракеты не нарушается даже воздухозаборником: если у американского «Томагавка» он выдвижной, то у свердловской машины он просто не выходит за диаметр корпуса!
Напомню, что американцы сделали на базе морского «Томагавка» и комплекс наземного базирования, его разместили в Западной Европе. Прямым ответом стал «Рельеф». Эксплуатационные качества советского образца существенно превосходили потенциального противника, и, кстати, — в отличие от США, нашей стране такое оружие действительно нужно (заслуживающих внимания наземных противников у США на континенте нет, в Евразии ситуация иная). Однако «Рельеф» стал разменной монетой политических игр и был уничтожен по договору 1988 г., запретившему создание крылатых ракет класса «земля-земля» большой дальности.
«Гранат» прямо-таки напрашивается в качестве «главного калибра» ВСЕХ подводных лодок — в конце концов, «супостат» ведь так и сделал. Но, помимо наземных целей и подлодок противника, предметом охоты наших субмарин были и остаются крупные боевые корабли, главным образом — авианосцы, имеющие как очень неплохую конструктивную защиту, так и мощную противовоздушную и противолодочную оборону. Поэтому на базе «Граната» уральцы задумали НЕЧТО...
В 1990-х гг. в дополнение к разведывательно-ударному противокорабельному комплексу «Гранит», на вооружение предполагалось принять крылатую ракету «Альфа». Характеристики «Гранита» выбирались исходя из предположения, что его носитель не сможет подойти к авианосцу на малую дистанцию. Поэтому эти ракеты имеют дальность пуска более 600 км, скорость полета больше 3 «Махов» и внешнее (с самолета или спутника) целеуказание, причем координаты цели поступают на них уже в полете.
Однако выяснилось, что, с одной стороны, наши субмарины не так плохи, как многие считают, с другой — противолодочные возможности американцев далеко не так абсолютны, как им кажется, и выход нашего подводного атомохода (и не только атомохода) на дистанцию менее 200 км от авианосца вполне возможен — а тут уже работает гидроакустический комплекс лодки, и спутниковое наведение не нужно.
Разумеется, НПО машиностроения не собиралось терять рынок, и в Реутове создали «Оникс», куда более известный под экспортным названием «Яхонт». Замечательная во всех отношениях ракета, наконец принятая на вооружение нашего ВМФ в 2002 г., имеет только один недостаток: в стандартный, 533-мм торпедный аппарат она не влезает. «НПО-машевцы» начали разработку следующей машины, уже прямо под названием «Альфа», но настал 1991-й...
Все это время в Свердловске делали свой вариант «Альфы». За основу взяли тот же «Гранат». В новой ракете 3М54Э сохранились габариты, крыло оперение, стартовый и маршевый двигатели, часть системы управления, часть корпуса... В 5-6 раз уменьшилась дальность, зато появилась боевая ступень — впрочем, тоже созданная не с нуля: за основу, как и в КС-172, взяли маршевую ступень зенитной ракеты 9М82, корпус которой переделали из конического в цилиндрический.
Представим: с дистанции около 200 км производится пуск. Ракета выходит из торпедного аппарата, пороховой стартовый ускоритель разгоняет ее до той скорости, на которой начинают работать рули и можно запустить двигатель, затем она спокойно летит низко над водой со скоростью 800-900 км/ч до того момента, когда до корабля-цели остается километров 20. Здесь из корпуса ракеты буквально «выламывается» твердотопливная маршевая ступень и устремляется в борт цели на высоте не более 10 м от воды и со скоростью уже около 3000 км/ч! Системам ближнего рубежа ПРО корабля на обнаружение угрозы и реакцию остается полминуты...
Для поражения менее защищенных объектов «новаторцы» создали ракету 3М54Э1 — уже обычную, без сверхзвуковой боевой ступени, но с БЧ не в 200, а в 400 кг. Такая же машина предназначенная для поражения наземных целей называется 3М14Э. Все три изделия могут запускаться как из торпедных аппаратов, так и из универсальных вертикальных пусковых установок.
Только вот ведь — создан прекрасный ракетный комплекс, о котором наши моряки мечтали, по крайней мере, четверть века. Он существует не в виде чертежей и макетов — он выпускается серийно! И ставится на корабли, но... индийского флота (отсюда буква «Э» — «экспортный» в названии). У «рассейского» денег на него нет.
ГАРПУН. Нет, в данном случае это не название: к названному именно так ракетному комплексу береговой обороны ОКБ «Новатор» отношения не имеет. Речь идет о ракетах противолодочных.
Их появлению способствовали два фактора: рост скорости подводных лодок и... рост мощи противолодочного оружия. Первое привело к тому, что лодка просто не подпускает надводный корабль на дистанцию применения глубинных бомб. А мощь ядерного оружия такова, что глубинная бомба уничтожит не только цель — подлодку, но и атакующий ее надводный корабль! Торпеды не решали проблемы, т.к. их скорость на большой дистанции не превышает скорости субмарин, и лодка, прекрасно слыша их, легко может уклониться (а то и оторваться по скорости)
Первыми проблему поставили и решили американцы, создав противолодочные ракеты для надводных (ASROK) и подводных (SUBROK) кораблей. Но нам такое оружие было нужнее: американский атомный подводный флот тогда значительно превосходил наш...
Постановлением ЦК КПСС и Совмина СССР от 13 октября 1960 г. разработка ракетного противолодочного комплекса подводного старта РПК-2 «Вьюга» поручалась ОКБ-9 Уралмашзавода (тоже артиллерийскому), возглавлявшемуся Ф.Ф. Петровым. Однако еще до начала летных испытаний, в 1964 г., эта работа была передана в ОКБ-8, Л.В. Люльеву. Летные испытания ракетоторпеды шли с февраля 1965 по май 1967 г., а госиспытания — в мае — июле 1968 г. В августе следующего года РПК-2 с ракетой 81Р приняли на вооружение атомных подводных лодок проектов 705, 671 и их модификаций.
В принципе, ракета не представляла чего-то необычного: баллистическая, управляемая, на не очень — даже по тем временам — большую дальность (до 40 км). Однако три неотъемлемых качества делали новое изделие совершенно необычным и очень сложным.
Во-первых, подводный запуск. Причем, в отличие от уже существующих баллистических или крылатых ракет, ракетоторпеда выстреливается из ПЛ горизонтально, после чего в воде разворачивается на стартовый угол. Во-вторых, ракето-торпеда выпускается из обычного торпедного аппарата (доработка, как уже сказано, сводится к установке специальных разъемов для передачи полетного задания и съема предстартовой телеметрии). Это значит, что внешние габариты заданы жестко, и ни при каких условиях изменены быть не могут. В-третьих, ракетоторпеда должна долгие недели, а то и месяцы, храниться в торпедном отсеке подводной лодки, в условиях высокой влажности, меняющихся давления и температуры, переменных электрических и электромагнитных полей (что, в частности, требует многократной защиты от несанкционированного пуска ракетного двигателя).
Потом в «Новаторе» создали ракето-торпеды 2-го поколения, 650-мм «Ветер» (им вооружили атомоходы проектов 945 и 949) и 533-мм «Водопад». Если «Вьюга» создавалась только в «ядерном» варианте, то новые ракеты могли нести малогабаритные самонаводящиеся противолодочные торпеды. Наконец, сегодня уральцы поставляют (к сожалению, пока только на экспорт...) противолодочные ракето-торпеды 91Р уже 3-го поколения, для вооружения как подводных лодок, так и надводных кораблей.