«Техника-молодежи» 2006 г №11, с.12-15
На одном из заседаний оргкомитета в ноябре 1990 г. было решено создать общественную структуру, которая объединила бы ученых и специалистов, работающих в различных отраслях космонавтики или в смежных областях, а также ветеранов отрасли, с задачей координации их усилий в деле прогресса космонавтики в нашей стране.
Эта организация должна была стать неправительственной и независимой от официальных органов. Поскольку тогда государство попыталось «освободиться» — наряду с остальным — и от космонавтки, предполагалось, что новая организация в какой-то степени заменит госструктуры. Однако прежде всего ей предстояло стать свободной трибуной для учёных и специалистов в деле продвижения космических идей и ноу-хау.
Следуя романтическим нормам создания новых организаций, специалисты в области космической биологии, медицины и психологии Ф.П. Космолинский и Л.Н. Мельников обратились к ряду коллег с соответствующим меморандумом. Поначалу, по предложению ветерана ГИРДа Б.И. Романенко, предлагалось название «Академия звездоплавания», учитывая её футурологический характер, широкий космический и мировоззренческий горизонт. Сразу же было решено присвоить организации имя К.Э. Циолковского.
В учреждении Академии активное участие приняли А.Д. Урсул, Ф.П. Космолинский, Б.И. Романенко, Л.Н. Мельников, Е.И. Кузнец, В.Б. Малкин, В.П. Казневский, A.M. Воробьёв, A.M. Никулин, В.В. Балашов, Б.Н. Кантемиров и др. Кроме физических лиц, учредителями стали организации — Синее движение или Движение гуманитарных сил во главе с Ю.И. Боканем, МАТИ им. К.Э. Циолковского (ректор Е.С. Митин) и Московский планетарий (директор О.В. Сизухин).
За редким исключением эти люди, напрямую связанные с реализацией космических программ, большую часть жизни прожили под грифом «совершенно секретно», но описание вклада любого из них значительно превысит объём любой журнальной публикации. Поэтому расскажем о них лишь вкратце, и — на момент описываемых событий.
Аркадий Дмитриевич Урсул, доктор философских наук, профессор, академик АН Молдовы, известен своими философскими работами по информатизации, ноосфере, космологии, проблемам внеземной жизни и многим другим. Полный список его работ (который я заверял как главный учёный секретарь Академии космонавтики] тогда составлял более 1000 наименований и включал десяток монографий.
Большую роль в организации Академии сыграл Фёдор Петрович Космолинский, по профессии врач, отдавший всю жизнь космической биологии и медицине, предложивший идею отраслевой космической академии. Именно Фёдор Петрович предложил мне участвовать в создании Академии космонавтики. С Космолинским мы прошли самые первые шаги но учреждению новой организации и в дальнейшем самым теснейшим образом сотрудничали на протяжении многих лет, вплоть до его кончины.
Борис Иванович Романенко многие годы жизни посвятил раскрытию тайны жизни и гибели Ю.В. Кондратюка (А.И. Шаргея), одного из основоположников отечественной космонавтики.
Лев Николаевич Мельников, автор этих строк, единственный в стране на тот период космический дизайнер, автор уникальных разработок в области психологической разгрузки, релаксации и эстетотерапии, в том числе в экстремальных условиях пребывания человека. Участник лунного и марсианского проектов 1960-х — начала 1990-х (государственная программа «Марс»), разработчик концепции «Жилища будущего».
Ефим Иосифович Кузнец — доктор медицинских наук, профессор, специалист в области экстремальной медицины и методов физиологической реабилитации. Один из учредителей медико-биологического направления Академии космонавтики. Руководитель секции «Проблемы космической биологии и медицины» Чтений К.Э. Циолковского.
Одним из организаторов и Академии и медико-биологического подразделения в ней был также Виктор Борисович Малкин, доктор медицинских наук, создатель научной школы в области экстремальной медицины и ее спортивных приложений. Руководил секцией «Проблемы космической биологии и медицины» Чтений К.Э. Циолковского, организатор научных конференций по космонавтике, прекрасный популяризатор космических знаний в области физиологии и медицины, автор ряда монографий и статей.
Виктор Павлович Казневский среди инициаторов Академии представлял группу инженерно-технических специалистов. Кандидат технических наук, старший научный сотрудник ЦАГИ им. Н.Е. Жуковского, он руководил секцией «Вопросы ракетной техники» Чтений К.Э. Циолковского. Казневский безвременно ушёл из жизни практически сразу вслед за организацией Академии космонавтики.
Авторитетным членом нашего оргкомитета был Леонид Михайлович Воробьёв доктор технических наук, профессор, заведующий кафедрой Военно-воздушной академии имени Н.Е. Жуковского и одновременно руководитель секции «Механика космического полета» Чтений К.Э. Циолковского. Л.М. Воробьёв — автор монографий по баллистике и механике реактивных аппаратов, ведущий специалист в этой области техники.
Следующим представителем технических дисциплин в нашей группе энтузиастов был Алексей Михайлович Никулин, кандидат технических наук, доцент, заместитель заведующего кафедрой МАТИ им. К.Э. Циолковского. Известен своим подвижничеством в деле образования молодежи, приобщения студентов МАТИ к активной творческой работе, для чего стал одним из организаторов студенческих Чтений по космонавтике в своем вузе.
Виктор Васильевич Балашов — один из учредителей Академии космонавтики. Сотрудник ЦАГИ им. Н.Е. Жуковского, он принимает самое активное участие в научных Чтениях К.Э. Циолковского и С.П. Королева. Специалист в области баллистики, проблем нетрадиционного решения стартов космических кораблей, проекты которых он разрабатывает уже много лет. Схемы В.В. Балашова нацелены на будущую перспективу космонавтики, в том числе для решения проблем межпланетных полётов.
Борис Николаевич Кантемиров, кандидат технических наук, ветеран космических войск, испытатель ракетно-космической техники, в то время — зам. Председателя Комитета космонавтики ДОСААФ СССР.
Огромную помощь в организации Академии на ее первом этапе оказал Юрий Иванович Бокань, философ, создатель школы гуманитарного движения и множества общественных организаций гуманитарного профиля. Именно Ю.И. Бокань предоставил помещения своего офиса для первых заседаний оргкомитета и инициативной группы, позволил решить ряд технических вопросов консультировал учредителей нашей Академии как опытный и умелый руководитель общественных организаций. Бокань — доктор философских наук, автор ряда философских монографий, в том числе по философии выживания в экстремальных условиях, философии жизни («витасофия» в его терминологии).
Созданная для организации Академии инициативная группа собралась 27 февраля 1991 г. на улице Разина, 15. Десять первых энтузиастов горячо обсуждали вставшие перед организаторами проблемы: помещения, финансирование и штаты. Эти проблемы напугали некоторых участников до такой степени, что существование новой организации было признано невозможным. Против создания Академии ввиду трудностей (у нас действительно была малочисленная и, честно говоря, маломощная по своим административным возможностям труппа), которые неизбежно возникнут перед организаторами, сразу же выступили двое присутствовавших.
Однако, вопреки пессимистическим голосам, инициативная группа решила приступить к практическим шагам по реализации идеи Академии, что и было зафиксировано в протоколе, подписанном председателем Ю.А. Боканем и и.о. секретаря Ф.П. Космолинским.
На этом и следующем заседании инициативной группы (11 марта 1991 г.), Ф.П. Космолинскому, Л.Н. Мельникову и доктору исторических наук, профессору, специалисту по космическому праву Григорию Сергеевичу Хозину поручили подготовить проект устава и проект программы деятельности Академии. Л.Н. Мельникову было поручено заняться регистрацией Академии, которая была названа по-новому: Академия космонавтики имени К.Э. Циолковского (АКЦ).
19 марта 1991 г., на новом заседании оргкомитета (его председателем был избран Ф.П. Космолинский), проекты устава и программы были приняты (с доработками) и утверждены. Было отмечено, что программа составлена «на очень современном уровне». Протокол подписан председателем собрания Ф.П. Космолинским и секретарем собрания Л.Н. Мельниковым. Именно на этом заседании А.Д. Урсул был выдвинут в качестве кандидата в президенты будущей Академии космонавтики имени К.Э. Циолковского.
Активное участие в первых заседаниях группы и в первых общих собраниях Академии принял Владимир Иванович Маслов, сподвижник Ю.А. Боканя, кандидат экономических наук, руководитель международного проекта «Кризис цивилизации: что же дальше?». В последующем он отошел от участия в делах нашей организации. «Потерянным» для нас оказался также Геннадий Иванович Болгарин, член президиума Академии творчества СССР, вице-президент ассоциации «Движение за массовое творчество», вначале принимавший активное участие в делах Академии космонавтики. 28 мая 1991 г. устав новой организации был зарегистрирован в Управлении юстиции Мосгорисполкома с выдачей соответствующего свидетельства. Организация получила статус юридического лица. Наш устав был признан юристами Управления юстиции лучшим среди уставов общественных организаций.
На первом (учредительном) собрании Академии космонавтики были избраны руководящие органы Академии, в состав которых вошли: президент А.Д. Урсул; вице-президенты Л.М. Воробьёв. В.П. Казневский, Ф.П. Космолинский, В.И. Маслов, главный ученый секретарь — Л.Н. Мельников.
Был избран также первый состав Президиума, куда вошли: Ю.А. Бокань, Г.Р. Болгарин, Л.М. Воробьёв, В.П. Казневский, В.В. Казютинский (специалист по космической философии), Ф.П. Космолинский, Е.И. Кузнец, В.И. Маслов, Л.Н. Мельников, A.M. Никулин, Б.И. Романенко, А.Д. Урсул, Г.С. Хозин (в алфавитном порядке).
Согласно Закону об общественных организациях, к уставу прилагался список лиц, участвовавших в учредительном собрании. Отсутствовавшие лица, таким образом, не являлись учредителями Академии космонавтики. Её учредителями следует считать тех, которые присутствовали на первом (учредительном) собрании 28 марта 1991 г. Иные варианты, по закону, должны рассматриваться как не соответствующие действительности. Об этом приходится сказать, так как в последнее время появилось несколько публикаций, в которых картина создания Академии космонавтики фальсифицирована. Более того, некоторые авторы этих публикаций вообще не были в числе её первых организаторов.
Помимо чистых «технарей» — конструкторов ракетно-космических систем, руководителей космических производств — и учёных, в состав Академии вошли журналисты и писатели, освещавшие в своём творчестве проблемы космонавтики, пропагандировавшие её достижения.
Среди них был, например, писатель Анатолий Александрович Щербаков. Это имя ничего не говорит широкому читателю (отчасти потому, что было несколько писателей с этой распространенной фамилией). А.А. Щербаков работал сначала в качестве инженера на фирме С.П. Королева, затем, обнаружив в себе поэтический талант, посвятил свое творчество исключительно поэзии, воспевая подвиги космонавтов и успехи советской космической науки образным языком. Он выпустил несколько сборников своих стихов. Особенно любопытна составленная им антология русских поэтов, произведения которых были посвящены космосу, Вселенной...
Уникальным пропагандистом космонавтики был Василий Дмитриевич Захарченко, главный редактор журнала «Чудеса и приключения» (а до этого — журнала «Техника — молодежи»). Его дело продолжил главный редактор журнала «Техника — молодежи» и нескольких других изданий Александр Николаевич Перевозчиков. Лев Абрамович Гильберг — главный редактор литературы по авиации и космонавтике издательства «Машиностроение». Журналист, автор книги об С.П. Королеве Ярослав Кириллович Голованов известен широкому читателю. Виктор Ноевич Комаров — член Союза журналистов, автор нескольких научно-популярных книг о космосе и Вселенной. В журналистских кругах, близких к космонавтике, известно имя Евгения Ивановича Рябчикова, написавшего ряд книг о первых полётах советских космонавтов и о деятельности С.П. Королёва и других советских конструкторов.
Заселение президиума Академии космонавтики им. К.Э. Циолковского. Москва, 1991 г. Слева на право: Н.А. Варваров (журналист, популяризатор космонавтики), Б.И. Романенко. Л.Н. Мельников, А.Д. Урсул, В.П. Казневский, A.M. Никулин |
В настоящее время Академия получила новое наименование — Российская Академия Космонавтики имени К.Е. Циолковского (РАКЦ) — и статус государственного уровня. С 2000 г. президентом Академии стал В.П. Сенкевич. Он был избран на этот пост после смерти предыдущего президента, крупнейшего ученого и конструктора, академика РАН РФ В.Ф. Уткина. В 2005 г. Сенкевич скоропостижно скончался, о чем скорбят все, знавшие Владимира Петровича. Президентом Академии был избран Анатолий Сазонович Коротеев, директор Исследовательского Центра им. М.В. Келдыша, академик РАН. Под его руководством РАКЦ подписала соглашение с Роскосмосом о совместных работах в области космонавтики.
Сегодня Академии направлена на интеграцию фундаментальной и прикладной науки, что необходимо для перехода на новые технологии. Ведущую роль в ряде из них должна играть космонавтика. Наряду с другими наукоемкими областями знания и промышленного производства, исследование космического пространства и полеты на другие планеты Солнечной системы способны вывести Россию в самые передовые промышлеино развитые страны современного мира.
Широкому читателю следует объяснить частую смену руководителей нашей Академии.
Если вначале Академия космонавтики мыслилась как преимущественно — гуманитарная, с акцептом на человеческие факторы и гуманитарные проблемы (экология, образование, проблемы выживания человека в современном мире, экзобиология, медико-биологические проблемы пребывания человека в космическом пространстве), то в дальнейшем направление деятельности Академии резко изменилось. А.Д. Урсул как философ вполне естественным образом руководил организацией, в которой во главу угла были поставлены чисто человеческие проблемы, которые должны были адаптировать чисто техническую отрасль к земным нуждам, приблизить ее к Земле и жизнедеятельности людей.
Костяк гуманитарной организации сформировался ещё на первом учредительном собрании. Однако численно нас действительно было мало — чуть больше 30 человек (по списку). Реально же присутствовало ещё меньше — известный специалист в области ракетостроения и проектирования космических систем Игорь Алексеевич Меркулов, сподвижник К.Э. Циолковского, скончался накануне учредительного собрания и был избран в состав Академии посмертно. По разным причинам отсутствовали приглашенные на это первое заседание учредителей космонавты Игорь Петрович Волк, Виктор Васильевич Горбатко и Виталий Иванович Севастьянов. В конечном итоге на собрании оказался 21 человек, которые и стали учредителями и одновременно первыми членами новой Академии. Это были действительные члены, а отсутствовавшие космонавты заочно были избраны почетными академиками нашей организации. Таким образом, первых членов Академии (по списку) было 25 человек.
Естественно, это было ненормально для такой организации. Поэтому было принято решение провести новое заседание, которое фактически стало вторым учредительным собранием по приёму новых членов. Оно состоялось 13 сентября 1991 г. 29 ноября 1991 г. было проведено ещё одно, третье по счёту, общее собрание Академии. В результате в новую организацию вошло 296 специалистов космической отрасли и смежных областей. Из них почётных академиков было 69, действительных членов — 11, членкоров — 105 и иностранных членов — 11.
Организация в результате приобрела долженствующий статус, списочный состав и определенный авторитет. Росла известность Академии. Однако приём новых членов не только увеличил численность Академии, но и изменил ее идеологию, так как в новом составе преобладали в основном работники промышленных отраслей и учёные технических специальностей. Они неизбежно повлияли на изменение деятельности организации в сторону всё более технической ориентации. В конце концов, это привело к конфликту между гуманитарным направлением, которое господствовало в начале деятельности Академии, и промышлеино-техническим, возобладавшим впоследствии. В результате внутренней реорганизации А.Д. Урсул не был переизбран на новый срок. Вместо него президентом Академии стал Владимир Федорович Уткин, яркий представитель технического, технократического направления.
Обложка аналитического доклада Российской Академии космонавтики им. К.Э. Циолковского, 2004 г. |
Сегодня Академия объединяет в своих рядах свыше 85 действительных членов и членов-корреспондентов РАН и международных академий, более 230 руководителей ведущих организации отрасли, а также ветеранов космонавтики. В составе РАКЦ более 600 докторов наук и профессоров, общее число её почётных академиков, действительных членов и членкоров, академических советников — около 1500 человек.
В 2006 г. Российская академия космонавтики имени К.Э. Циолковского отмечает свой юбилей — 15 лет со дня её учреждения. 25 апреля 2006 г. в Роскосмосе была проведена юбилейная научно-техническая конференция с приглашением наиболее видных учёных, конструкторов, организаторов производства, журналистов и общественности.
Президент Российской академии космонавтики, академик РАН А.С. Коротеев отметил: «В течение 15 лет шло планомерное всестороннее расширение направления, масштаба и географии деятельности академии. Пройден большой путь от первых гуманитарных исследований, экспертиз космических программ и участия в научных чтениях до проведения международных и всероссийских конференций, выполнения НИОКР и проектов перспективных космических систем и аппаратов, разработки предложений по решению фундаментальных и прикладных задач в области космонавтики».
Ряд сотрудников Российской Академии Космонавтики в настоящее время плодотворно работает на стыке наук, а также в направлении разработки новой парадигмы знания. Исследуются такие разделы нового знания, как тайны подсознания, вопросы стимулирования творчества, загадки космологии, проблемы множественности разума во вселенной и астробиологии, человек будущего. Так, автором статьи предпринята попытка прогноза развития человечества в связи с новым знанием на 100 лет вперед.
В планах РАКЦ — открытие портала в Интернете, посвященного фундаментальным и прикладным проблемам космонавтики, печатной версии и электронного журнала с постоянным освещением новостей космонавтики, вопросов психологии космоса, марсианского проекта, астрологии, астрономии, истории исследований в космосе. В электронной книжной серии будут изданы труды ведущих академиков РАКЦ, энциклопедия космонавтики, летопись космических исследований. Электронная книжная и журнальная версии просветительской и пропагандистской деятельности Академии целиком обязаны неутомимой деятельности академика Ю.Б. Павлова, организовавшего вокруг себя группу энтузиастов и единомышленников.
Именно на стыке новых знаний в ближайшей перспективе ожидаются наиболее впечатляющие прорывы исследовательской деятельности Академии с получением значимых результатов, которые позволят поднять пошатнувшийся в последние годы авторитет космонавтики и космического знания как наиболее передовых областей общечеловеческого прогресса, которые определят стратегические направления эволюции цивилизации на планете.