«Техника-молодежи» 2006 г №5, с.59

Шевели извилиной
ПОЖИРАТЕЛИ ОЗОНА


До сего дня механизм возникновения озоновых дыр точно не выяснен. Есть два взгляда на эту проблему. Согласно первому, истончение озонового слоя — природное явление циклического характера, регулируемое активностью Солнца. Сторонники второго подхода уверены: озоновые дыры — результат выбросов в атмосферу фреонов, используемых в холодильной технике и аэрозольных баллончиках.

В 1980-х, когда человечество впервые столкнулось с озоновой проблемой, международное сообщество приняло экстренные меры по запрещению фреонов.

В итоге к концу девяностых их мировое производство сократилось более чем в десять раз. Однако, несмотря на это, озоновые дыры как росли раньше, так растут и теперь. Если они не техногенны, то что же тогда вызвало их появление?

Ответ на этот вопрос нашли в РКК «Энергия». Российские ученые установили: главный враг озона — NASA, вернее, компоненты топлива американских многоразовых космических кораблей при каждом запуске на высоте 50 км выбрасывают 190 т хлора и хлористого водорода и 7 т окислов азота. Всего одна молекула хлора уничтожает до 100 тысяч молекул озона. Несложный расчет показывает: один запуск челнока приводит к гибели 9-10 млн т озона. Специалисты РКК «Энергия» подсчитали: для уничтожения всего озона земного шара достаточно в течение пяти лет запустить триста шаттлов.

Выводы наших специалистов косвенно подтверждаются двумя обстоятельствами. Во-первых, еще в конце 1980-х американцы запустили спутник «НОАА-11» для наблюдения за озоном в атмосфере Земли. Однако все полученные данные строго засекречены и недоступны для общественности. Значит, янки есть, что скрывать! Во-вторых, в те два года, когда после катастрофы челнока «Челленджер» шаттлы не летали, отмечено некоторое улучшение состояния озонового слоя. Такая же картина наблюдается и сейчас, когда из-за гибели «Колумбии» многоразовые корабли практически не используются.

Ксения КОКОВА, студентка