«Техника-молодежи» 2006 г №7, с.24-25

ВОЕННЫЕ ЗНАНИЯ

МОРСКИЕ СТРАТЕГИЧЕСКИЕ В ОБЪЯТИЯХ «ПОДВОДНЫХ ТЕЧЕНИЙ»

Сергей АЛЕКСАНДРОВ



Прошедший 2005 год был ознаменован событием, хотя и получившим свою долю внимания средств массовой информации, однако на фоне других несколько затерявшемся. А между тем... Начались — и успешно — летные испытания первой межконтинентальной баллистической ракеты, полностью созданной уже в России, после развала СССР!

В

середине 1980-х советский ВМФ получил новые атомные подводные ракетные крейсера стратегического назначения проектов 667БДРМ «Дельфин» (7 кораблей) и 941 «Акула» (6). Обе серии были — одновременно! — спроектированы одним главным конструктором (Сергеем Никитичем Ковалевым) в одном КБ («Рубин»), построены на одном заводе («Северное машиностроительное предприятие»), имели двухкорпусную архитектуру и по два атомных реактора. Но все остальное... Впрочем, наш журнал рассказывал об этих субмаринах в 2003 г.

Такая разница была обусловлена «главным калибром» подводных крейсеров. И хотя они тоже были созданы в одном КБ (возглавлявшемся В.П Макеевым КБ Машиностроения в Миассе), общими у них были только назначение и дальность.

МБР Р-29РМ стала дальнейшим — предельным — развитием семейства баллистических ракет подводного базирования на жидком топливе, разрабатывавшихся с начала 1960-х гт. В их активе — впервые достигнутая для ракет, запускаемых из-под воды, межконтинентальная дальность, качественный рывок в точности благодаря системе астрокоррекции. При стартовой массе 40,3 т Р-29РМ (она же SS-N-23 или РСМ-54) доставляет 4 или 10 боеголовок индивидуального наведения суммарной массой 2,8 т на дальность не менее 8300 км.

МБР Р-39 комплекса Д-19 «Тайфун» (американское название SS-N-20, открытое отечественное — РСМ-52) создавалась как ответ на американскую стратегическую морскую систему «Трайдент». Совместное давление заказчиков (флота) и государственного руководства (лично Д.Ф. Устинова) пробило отчаянное сопротивление миасского КБ, и ракета стала твердотопливной.

Резоны военных (не только моряков) общеизвестны и понятны: компоненты жидкого топлива никогда не были подарком для эксплуатационников. Освоение жидкого кислорода потребовало в нашей стране, без преувеличения, технологической революции (связанной в первую очередь с тем, что криогенная техника требует высокой технологической дисциплины, что никогда не было чертой нашего национального характера...), а о его применении на кораблях после недолгого, но бурного периода «эксплуатации» подводных лодок проекта 615, заслуженно прозванных зажигалками, моряки и слышать не хотят. А если не кислород, то — яды и кислоты, с равным успехом разъедающие как кожу и легкие, так и неспециальные сплавы и обычную резину...


Стратегический подводный крейсер проекта 667БДРМ — представитель 5-й (!) модификации «проекта 667». Конструкторы «вытянули» все, что можно, без перестройки цехов, на отработанных технологических процессах...

Далее, ЖРД — довольно сложный агрегат, запуск которого представляет собою длинную последовательность операций, выполняемых в строгом порядке крайне нагруженными механизмами в разных частях ракеты и стартового устройства. Все это требует времени, и считается, что в боевых условиях его может не хватить.

Однако у Виктора Петровича Макеева, последовательно сопротивлявшегося переходу на твердое топливо, были обоснованные возражения (кстати, они остаются и по сей день).

Начнем с того, что твердое топливо тоже имеет определенные эксплуатационные проблемы. Ведь оно по сути — резина (горючее), в которой равномерно распределены крохотные кристаллики окислителя и тончайшая металлическая пыль (повышающая теплоту сгорания). Жителю нашей страны не нужно объяснять, ЧТО происходит с резиной при характерном для средних российских широт годовом колебании температуры... А каждая трещинка в монолитной шашке твердотопливного заряда практически однозначно ведет к взрыву.

В этой связи — любопытная история. Как известно, согласно Договору о ликвидации ракет средней и меньшей дальности, американские «Першинги-2» подрывались, а вот часть (72 штуки) советских РСД-10 уничтожалась «методом пуска». В присутствии американских экспертов. Очевидцы рассказывали, как лица заокеанских гостей вытягивались чуть не прямо пропорционально числу безаварийных пусков ракет, до 10 лет эксплуатировавшихся в Забайкальском военном округе, — а отказов не было. В состоянии глубокого шока американцы признались, что при отстрелах серийных твердотопливных ракет аварийность 30% У НИХ считается нормальной.

Но, конечно, главным недостатком твердотопливных ракетных двигателей была и остается меньшая, чем у ЖРД, энергетическая эффективность. Скорость истечения продуктов сгорания твердого топлива в полтора-два раза меньше, чем жидкого. Соответственно, при тех же дальности и грузоподъемности возрастает стартовая масса. Что и продемонстрировали Р-29РМ и Р-39...

При полезном грузе (забрасываемом весе) 2,55 т стартовая масса твердотопливной ракеты достигла 84 т, а ракетно-стартовая система, уменьшающая нагрузку на лодку при старте и обеспечивающая пуск с любой глубины, добавляет еще 6 т.

Если у Р-29РМ боевое оснащение можно менять, то для Р-39 существует только один вариант — 10 боеголовок. Создание планирующей, маневрирующей боеголовки для нее было запланировано, но работы прекратили в начале 90-х.

Возможно, ухудшение характеристик Р-39 было бы не столь катастрофическим, но... было принято еще одно решение, казавшееся обоснованным в то время, но не выглядящее таковым с сегодняшних позиций. Конструкция ракет на твердом топливе радикально отличается от ракет на жидком, опыта соответствующих работ у макеевцев не было, а результат нужен был, как всегда, срочно. Но в таком же положении тогда же оказалось днепропетровское КБ «Южное», которому поручили создание МБР 15Ж611 «Молодец» (она же РС-22, SS-24) — той самой, которой оснащались комплексы железнодорожного базирования. РС-22 задумывалась как ответ на новейшую американскую МБР MX "Peacekeeper" — твердотопливную, с 10 ГЧ индивидуального наведения — и тоже нужна была срочно. Поэтому, для ускорения работ и экономии ресурсов, было решено унифицировать агрегаты ракет, в частности — блок 1-й ступени...


1 Стартовая масса — 105 т, забрасываемый вес — 4.04 т. Изначально предполагалось оснастить ею шахтные, железнодорожные и грунтовые мобильные комплексы, однако остановились на первых двух, посчитав, что 24-колесный вездеход массой 240 т будет уже не очень мобильным...

Результат блестяще подтвердил эмпирическое наблюдение, выведенное американцами из многодесятилетнего опыта: из палубного самолета можно сделать хороший сухопутный, наоборот — крайне сложно. А у нас так любят ссылаться на американский опыт...

Что же касается эксплуатационных проблем, то многие из них были решены миасским КБ (естественно, в кооперации с разработчиками агрегатов, прежде всего — с двигательным КБ Химмаш) еще к концу 1960-х. Была применена технология ампулизации, когда ракета полностью заправлялась на заводе, все отверстия герметично заваривались, и в таком виде изделие поступало на флот, избавленный, соответственно, от «прелестей» ядовитых компонентов. Двигателисты отработали «пушечный» запуск ЖРД, при котором все переходные процессы происходят почти мгновенно... И вообще, продолжительность подготовки к пуску давно уже определяется временем раскрутки гироскопов (если они механические) навигационных систем, что от типа топлива не зависит!

Но решение во всех инстанциях было принято2, и следующее поколение лодочных баллистических ракет должно было стать твердотопливным. Новым комплексом «Барк», разработку которого поручили тому же КБМ им. В.П. Макеева (генеральный конструктор умер в 1985-м, в день своего 61-летия у испытательного стенда) изначально предполагалось оснастить модернизированные лодки проекта 941, и новые — 955 «Борей», первая из которых была заложена в Северодвинске в декабре 1996 г.


2 Моряки — те, которые «пишущие», — очень любят ругать Д .Ф. Устинова за его военно-техническую политику. Но неплохо бы им помнить, что твердотопливных баллистических ракет на наших лодках без его усилий просто не было бы...

Однако работа не пошла. Три испытательных пуска с наземного комплекса завершились авариями, причем только в одном причина была сколько-нибудь серьезной (в первом пуске не отделилась ракетно-стартовая система). Хотя бывало и хуже, этот факт послужил поводом к прекращению разработки комплекса в 1998 г.

Но лодка уже строилась. Р-39 между тем отстояли ресурс и подлежали списанию (что обезоружило 941-е, и самые большие в мире подводные корабли начали резать...), производство же их, частично размещенное в Украине, было давно прекращено. Для поддержания боевых возможностей хотя бы «Дельфинов» возобновили выпуск модернизированных Р-29РМ (комплекс назвали «Синева»), однако на оставшиеся 941-е и строящиеся «Бореи» жидкостную ракету ставить нельзя. И создание новой лодочной ракеты поручили МИТТ— Московскому институту теплотехники.

Под этим непритязательным названием скрывается организация, чьи работы уже несколько десятилетий служат причиной бессонницы потенциальных противников нашей страны. Достаточно перечислить только названия: противолодочные «Вихрь» и «Медведка» (а кто-то пустил байку, что МИТТ не имеет опыта работы с флотом,..), оперативно-тактический «Темп-С» и «Пионер» средней дальности, межконтинентальный «Тополь» (ну и теперь «Тополь-М»)...

Идея, с которой выступил тогдашний руководитель МИТТ Б.Н. Лагутин (и чем, видимо, привлек руководство Минобороны), сама по себе здравая: использовать в морской ракете агрегаты мобильного «Тополя-М», производство которого — что критически важно в нынешнем развале — уже налажено. Однако при ближайшем рассмотрении...

Сравним некоторые величины. Стартовая масса «Тополя» — 27,8 т, забрасываемый вес — 1 т. Диаметр первой — самой широкой — ступени — 1,8 м, длина — 21,5 м. В шахте «Акулы» может разместиться ракета длиной 16,0 и диаметром 2,4 м. То есть новая ракета должна быть, по меньшей мере, на 5 м короче. Можно укоротить верхние ступени, увеличив их диаметр (сейчас «Тополь» имеет ступенчатую форму). Но грузоподъемность при этом не возрастет в 2,5 раза!

А это необходимо, поскольку новые ракеты должны нести 6-10 боеголовок. Да, «трехголовый» вариант «Тополя» существует, ходят слухи и о «10-головом», но... при забрасываемом весе 1 т каждая из 10 головок будет весить не более 100 кг, в которые должны войти и прочная конструкция с теплозащитой, и ядерная боевая часть. Сюда же нужно добавить и систему разведения боевых частей, и средства прорыва ПРО!

Логично предположить, что утолщаться будет и первая ступень, хотя бы на 10 см (об этом свидетельствует и просочившаяся в прессу величина стартовой массы «Булавы» — от 40 до 70 т). Но тогда... Тогда это уже не «оморяченный» «Тополь-М», а СОВСЕМ НОВАЯ ракета! Совершенно новая, не имеющая со старой ничего общего, кроме конструкторской школы.

Тогда понятны заявления высокопоставленных лиц (министра обороны С. Иванова, нынешнего руководителя МИТТ Ю. Соломонова) о том, что «Булава» станет основой вооружения и РВСН, найдет применение и в космических войсках — да, это очевидная замена РС-22, а может быть — и УР-100М УТТХ и даже Р-36М2 «Воевода». Тогда мы можем совсем по-другому оценить работу и МИТТа, и изготовителя ракет — ФГУП «Боткинский завод».

Напомню, решение о разработке комплекса Р-30 «Булава» было принято в 1998 г. В 2002-м, после длительного ремонта, на воду был спущен и подводный крейсер ТК-208 «Юрий Долгорукий» проекта 941М, переоборудованный для испытаний еще «Барка». А уже через полтора года, 11 декабря 2003-го состоялось первое бросковое испытание — габаритно-весовой макет новой ракеты покинул шахту экспериментальной субмарины. Второе состоялось 23 сентября 2004-го. а уже 27 сентября 2005 г. первая «натурная» Р-30, преодолев 11 000 км, достигла полигона «Кура» на Камчатке. Наконец, 21 декабря ракета стартовала уже из подводного положения субмарины. Темп работ заставляет вспомнить лучшие времена советской «оборонки»!