«Техника-молодежи» 2006 г №9, с.57

Шевели извилиной
ПОСЛАННИЦА
ВЕНЕРЫ
40 лет назад, в 1966 г., сотрудник Орегонской сельскохозяйственной опытной станции Артур Андерсон открыл неизвестную науке бактерию, у которой вскоре обнаружилось уникальное свойство — необыкновенная устойчивость к радиации. Она способна без вреда для себя переносить практически любые дозы облучения. Лет шесть назад микробиологам из университета Луизианы удалось расшифровать геном этого необычного живого организма. Оказалось, его неуязвимость определяется специальным геном, аналогов которого в природе нет. С тех пор бактерия стала предметом пристального изучения, поскольку совершенно непонятно, как у неё мог выработаться иммунитет к таким дозам радиации, которые на Земле можно получить лишь за сотни миллиардов лет, в то время как жизнь на ней существует всего 3,8 млрд.

Разобраться в происхождении необычного микроорганизма удалось группе сотрудников Физико-технического института в Санкт-Петербурге под руководством Анатолия Павлова. Бактерии, считает учёный, занесены к нам с другой планеты метеоритами. Павлов обратил внимание на то, что колонии исследуемых им бактерий выделяют сульфид водорода и диоксид серы. Эти газы реагируют друг с другом, и обнаружить их удалось лишь потому, что микроорганизмы производят их непрерывно. Используя это свойство, исследователи и установили происхождение своих подопечных. Оказалось, что сделать это не так уж и сложно. Советские автоматические станции «Венера» и американские «Pioneer Venus» и «Magellan» нашли в атмосфере Венеры и сульфид водорода, и диоксид серы. Эти соединения должны бы были прореагировать друг с другом, если бы постоянно не воспроизводились. Кем? Ответ очевиден: теми самыми бактериями, что были открыты Артуром Андерсоном. Следовательно, они занесены на Землю с Венеры, более того, они есть там и сейчас, а значит, на этой планете есть жизнь, пусть и примитивная.

В пользу такого вывода свидетельствует и то, что уровень радиации на нашей соседке существенно выше земного. По расчётам Павлова, устойчивость к облучению у исследуемых им микроорганизмов на Венере выработалась бы всего за несколько сотен тысяч лет.

Учёные уже не один год спорят о возникновении жизни на Земле. Теория о том, что она была занесена из космоса, раньше рассматривалась лишь как гипотеза, причём не самая правдоподобная. Теперь же она становится одной из самых вероятных, ведь принципиальная возможность переноса живых организмов с одного космического тела на другое доказана.

Ксения КОКОВА, студентка