«Техника-молодежи» 2007 г №1, с.14-15
Историческая серия Вторая мировая война показала, что без авиации и танков успешное ведение боевых действий невозможно. Появившееся на её исходе ядерное оружие только усилило роль этих видов военной техники, а значит, ещё острее встала проблема борьбы с ними. Наиболее эффективным средством для этого стали управляемые ракеты. В этом году «историческая серия ТМ» посвящена противотанковым управляемым ракетам, ПТУР (или ПТУРС, ракетным снарядам, как они назывались раньше).
Пионерами на этом пути были немцы, создав к 1944 г. прообраз современного гранатомёта — фаустпатрон. Опыт боевого применения наглядно показал, что оружие это грозное, но очень близкого действия. Оно хорошо в горах и городах, но отнюдь не в поле — с ростом дальности стрельбы точность падала катастрофически, а ведь что бронебойной болванке, что кумулятивному заряду нужно попасть ПРЯМО В ТАНК (чем, кстати, ПТУР отличается от противосамолётных ракет — им достаточно взорваться на определённой дистанции от цели). Уже конструкторы Третьего рейха взялись за создание противотанковых управляемых ракет, но не успели довести образцы. Их опыт не остался незамеченным, и им воспользовались... французы — просто на освоение других нацистских разработок им не хватало ресурсов. Наши тоже не дремали, да и «разведка доложила точно», но советское руководство озаботилось разработкой нового оружия только после того, как французские ПТУРы SS.10 были успешно применены в войне Великобритании, Франции и Израиля против Египта в 1956 г. 8 мая 1957 г. вышло правительственное постановление «О создании новых танков, самоходных установок-истребителей танков и реактивного управляемого вооружения для них». Дополнительным постановлением от 27 мая того же года коломенскому КБ Бориса Ивановича Шавырина поручалось создание противотанкового управляемого ракетного комплекса «Шмель». Непосредственно в КБ работу возглавил молодой инженер С.П. Непобедимый. Через много лет Сергей Павлович рассказал, что вынужден был взять за основу французскую систему: сроки — как всегда — были заданы предельно сжатые, опыта создания подобных образцов в стране не было, а задача была нетривиальная. Ведь управляемые ракеты (УР) в СССР уже производились, но это были весьма крупногабаритные изделия, недаром называвшиеся «самолётами-снарядами»! Здесь же требовалось сделать УР, которую без особого напряжения мог бы носить один человек. И которая, при этом, могла бы эксплуатироваться не в «тепличных» условиях частей специального назначения, а прямо в боевых порядках пехоты! Едва ли не главным принципом при разработке первой и многих последующих ПТУР стало максимальное упрощение бортовой аппаратуры ракеты. Из сложных приборов на борту остались только двухстепенной гироскоп (он выдавал команды для стабилизации по крену) да взрыватель. Управление же осуществлялось оператором, от которого требовалось ручкой управления удержать наблюдаемую через бинокулярный 8-кратный оптический прицел ракету на силуэте танка. Команды передавались «на борт» по двужильному кабелю, который разматывался с катушки, установленной в ракете. Конструкция самой ракеты также была предельно простой: впереди — кумулятивная боевая часть, за ней — гироскоп, катушка с кабелем, маршевый и стартовый твердотопливные двигатели. Первый из них в течение 20 с обеспечивал постоянную тягу, а второй при старте за 0,6 с разгонял снаряд до скорости около 100 м/с, чтобы быстрее «опереться» на трапециевидные крестообразные крылья. Направление полёта изменялось под действием вибрирующих интерцепторов. Это тоже немецкое изобретение, тогда широко использовавшееся во всём мире: пластинки на задней кромке крыла электромагнитами колебались с частотой полтора десятка герц. При подаче сигнала продолжительность нахождения интерцептора в одной из крайних точек увеличивалась, чем и создавалось поворачивающее усилие. «Механики» как таковой тут нет... В апреле 1958 г. «Шмель» отправился в первый, ещё неуправляемый, полёт. Летом того же года начались управляемые пуски. 28 августа 1958 г. ракета ЗМ6 в составе комплекса 2К15 на полигоне Капустин Яр была показана руководству страны и Вооружённых сил, и 1 августа 1960 г. принята на вооружение. Задача, всё-таки, была решена только частично: ракета получилась не тяжёлой, но громоздкой. Поэтому в комплексе 2К15 четыре «Шмеля» разместили на ГАЗ-69. В 1964-м появился комплекс 2К16, в котором три «Шмеля» (и три запасных) стояли уже на бронированной амфибии БРДМ-1. Выпускались первые советские ПТУРы до 1966 г. (в нашей стране; в КНДР, например, их делали ещё в 1970-х). Не все образцы советского оружия, созданные после Великой Отечественной войны, прошли проверку боем, но «Шмелям» пришлось — в том же Египте! Они применялись в арабо-израильской войне 1967 г., по израильским данным — не очень успешно (что, возможно, способствовало триумфу «Малютки», рассказ о котором — в следующих публикациях). Использовались они египтянами и в войне 1973 г., хотя считались уже устаревшими. Порядка 20 боевых машин 2П26 (на базе ГАЗ-69) и некоторое количество ракет были захвачены израильтянами и в 1969 г приняты на вооружение в этой стране. В 1973-м израильские «Шмели» выдвигались к фронту, но в боях, насколько известно, не участвовали. Сегодня ракета ЗМ6 «Шмель» не считается техническим шедевром, но она стала первым советским образцом управляемого противотанкового оружия. И, что важнее, она положила начало ракетным разработкам коломенского КБ машиностроения. Сергей АЛЕКСАНДРОВ
|