«Техника-молодежи» 2009 г №10 с.4-5, 7
В наши дни всё больше народу рвётся в космос. Причем отнюдь не в профессиональные космонавты или астронавты, а просто в космические туристы. Но поскольку ныне ни Роскосмос, ни НАСА не имеют возможности в массовом порядке катать дилетантов даже за 20 млн долларов, в мире возникают специализированные фирмы и технические проекты, целенаправленно ориентированные на космический туризм.
Две такие разработки представил на МАКСе ФГУП «ЭМЗ им. В.М. Мясищева». Первая, под названием АКС-ВМТ, создана на основе самолёта ВМ-Т «Атлант» — модернизированного стратегического турбореактивного бомбардировщика 3М. Два «Атланта» обеспечивали транспортировку на Байконур отсеков ракеты-носителя «Энергия» (габариты самого большого: длина 45 м, диаметр около 9 м) и фюзеляжа космического корабля «Буран» (вес более 50 т).
Шестнадцать человек сразу — такого не предлагал ещё никто. Система АКС-ВМТ и её суборбитальный модуль |
Туристическая авиационно-космическая система ТАКС-55-5 |
В проекте АКС-ВМТ. как сказано в рекламном проспекте, нал фюзеляжем носителя закрепляется космический туристический модуль весом до 20 ООО кг, вмещающий 16 человек, в том числе двух пилотов. Космический модуль снабжён двумя иллюминаторами для каждого пассажира — сбоку, как на обычном самолёте, и сверху, что обеспечивает туристам полноценный обзор нашей планеты и чёрного звёздного неба одновременно. Схема полёта предполагает старт с обычного аэродрома 1-го класса, подъём на высоту 7-8 км, расстыковку, включение ускорителя и. по окончании его работы, баллистический полёт до высот от 101 до 180 км. Затем модуль совершает планирующий спуск с использованием торможения корпусом и посадку по-самолётному с тормозными парашютами.
Вторая туристическая авиационно-космическая система ТАКС-55-5 рассчитана на трёх человек и представляет собой самолёт М-55-5 (тоже модернизация — в данном случае высотного дозвукового самолёта М-55 «Геофизика») с установленным над фюзеляжем суборбитальным модулем. Модуль снабжён ракетным твердотопливным ускорителем, системами жизнеобеспечения, управления и спасения.
М-55-5 набирает высоту 17—19 км и сбрасывает модуль. Запускается ускоритель, модуль поднимается до высоты 101 км, совершая суборбитальный полёт. Затем — спуск с аэродинамическим торможением за счёт формы корпуса, введение тормозного парашюта и планирующая посадка по-самолётному.
Стоимость одного места для туриста оценивается в таком случае уже не в 20 млн, а в 200 000, а то и 50 тыс. долларов.
Приключения луноходов
В последние годы ведётся немало разговоров о возвращении на Луну, организации новых экспедиций на Марс. Так что не случайно на нынешнем МАКСе сотрудники НПО им. С.А. Лавочкина демонстрировали действующую модель планетохода второго поколения, который вполне может пригодиться в скором будущем.
В отличие от легендарных луноходов 1970-х, новая модель не требует постоянного контроля за своим движением, способна двигаться по маршруту, производить забор грунта и т.д. во многом самостоятельно, периодически передавая накопленную информацию на Землю.
Действующая модель планетохода второго поколения, разработанная специалистами НПО им. С. Лавочкина |
Это, видимо, и есть наш ответ на создание американцами прототипа Red Rover, который уже пробует свои силы на испытательном полигоне. Если всё пойдёт по плану, в мае 2010 г. посадочный аппарат Artemis с луноходом Red Rover на борту сядет на поверхность Селены рядом с модулем Eagle, доставившим на наш спутник астронавтов Армстронга и Олдрина 20 июля 1969 г.
«Луноход-2» |
Место прилунения выбрано вовсе не ради ответа на вопрос: «А были ли американцы на Луне?» — серьёзные люди лишь посмеиваются над такими разговорами. Конечно, не без рекламы; но основные цели всё же научные. При помощи видеокамеры высокой чёткости Astrobotic Technology, в частности, намерена выяснить, как повлияли прошедшие годы на состояние техники, оставленной первопроходцами на Луне. Например, насколько покрыты пылью солнечные батареи. Эти данные пригодятся человечеству в ходе дальнейшего освоения нашей соседки.
В будущем американцы также намерены опробовать на Луне и оригинальный «прыжкоход», который ещё в 2006 г. продемонстрировали на пустынном полигоне близ городка Лас-Крусекс, штат Нью-Мексико, участники конкурса, проводившегося под эгидой НАСА.
Надо было оторвать своё транспортное средство от земли с помощью ракетного двигателя, перенести полезный груз (предполагается, что в будущем это будет астронавт в скафандре, который на Луне будет весить 73 кг) на расстояние не менее 100 м и приземлиться в центре зачётного круга диаметром около 10 м. Аппараты управлялись дистанционно, операторам надлежало избежать посадки на валуны или на крутой склон. И потом надо было вернуть свой «лунопрыг» снова на место старта.
В тот раз ни одному из участников не удалось выполнить все требования достаточно чётко, было решено позже повторить соревнования.
Кстати, говорят, аналогичные перелёты должны были совершать по Луне участники советской лунной экспедиции. С этой целью было подготовлено и испытано на орбите Александром Серебровым специальное ракетное кресло, позволявшее перемещаться в пространстве на достаточно большие расстояния.
Ездить же непосредственно по Селене предполагалось на «Луноходах», используя их в качестве своеобразных электрокаров. Для этого на них имелись ступеньки и площадка, на которой должен был стоять космонавт.
Однако лунная гонка, как известно, кончилась не в нашу пользу, и оба проекта не были реализованы в полной мере. Будем надеяться, что нынешней модели повезёт больше. Тем более что американцы как будто совсем не против того, чтобы второй этап лунной эпопеи провести вместе с нами. И на Марс, как заявил недавно представитель НАСА, американцы хотели бы отправиться в составе интернациональной команды. Опыт сотрудничества МКС продемонстрировал многие выгоды такой кооперации.
Фото автора,
Вадима САВИЦКОГО
и Сергея АЛЕКСАНДРОВА
Ижевский государственный технический университет показал несколько интересных разработок, в которых непосредственно участвовали студенты. Например, высокоманевренный транспортный робот для сильнозагазованных объектов. Оригинальный «шароходный» привод, в котором каждое шаровое «колесо» может двигаться по собственному алгоритму, позволяет ему разворачиваться в самых узких местах. Другая пионерная разработка ижевцев — машиностроительные редукторы со спироидной передачей, объединяющей достоинства червячной и гипоидной передач.
Студенты МАТИ им. Циолковского, кроме прочего, представили на МАКСе не имеющий аналога в стране «Автономный прибор для экспресс-диагностики лифтов» (4). Кинематику и динамику лифта вскоре можно будет протестировать, не останавливая его перемещений в шахте.
Компания Lasex при ФИЗТЕХе продемонстрировала настоящий хайтек: бесплатформенную навигационную систему НСИ-2000МТ на основе лазерного гироскопа. Это первая в мире система с так называемым субинтегрированным режимом. Для обеспечения требуемой точности взлёта и посадки не требуется полного созвездия аппаратов ГЛОНАСС — достаточно 1-3 радиовидимых спутников.
А молодые инженеры из Самарского государствен ного аэрокосмического университета им. Королёва удивили всех своей дерзко-фантастической «Транспортной космической системой с использованием троса» (5). Специальным «невесомым, вязкоупругим» тросом самарцы предлагают опускать со спутников «посылки» на землю. «Всё уже почти просчитано», — утверждают они.
Студенты рвутся в космос
В этом году на авиасалоне была представлена натурная модель спутника «Юбилейный», созданного студентами и аспирантами Сибирского аэрокосмического университета (г. Красноярск) в тесной кооперации с ОАО ИСС и запущенного в прошлом году на ракетоносителе «Рокот» с космодрома Плесецк. На сибирском спутнике проводится исследование по защите приборов от космических лучей с помощью оригинального покрытия из нанопорошков. В студенческом ЦУПе силами студентов же ныне ежедневно принимается и обрабатывается телеметрия с «Юбилейного».
Был выставлен на МАКСе и полностью студенческий спутник «Бауманец-2» (6), заново подготовленный и модернизированный студентами МГТУ (предыдущий спутник с титлом «1» три года назад стал жертвой аварии ракетоносителя «Днепр). Мы посвятим в ближайшее время этому драматическому проекту отдельную статью.
На Меркурий! Какие там игрушки?!
Иду между стендами, а в ноги неожиданно тычется какой-то мелкий серебристый «зверёк» на колёсах. Оказывается, это «Автоматический планетоход для исследования Меркурия» (7) — проект старшеклассников Андрея Скворцова, Андрея Томилова, Виктории Кругловой из посёлка Бор Нижегородской области — совместно с Поволжским центром аэрокосмического образования.
На стендовых плакатах вполне профессионально изображены траектория полёта к Меркурию, его радиолокация, технология доставки «Меркурианца» на поверхность планеты. Спрашиваю: почему на Меркурий? — Это одна из самых неисследованных планет Солнечной системы, — отвечает Андрей Томилов. — Жарко там лишь на солнечной стороне, а на теневой — температура около -190°С. При -150°С по Луне нормально ездил «Луноход-1». Так что мы рассчитываем на успешную реализацию нашей мечты в ближайшем будущем. А этот робот-планетоход, управляемый с «мобильника» или автономно — собственной компьютерной программой, просто «пиарный представитель» нашего проекта, — поясняет Андрей. — Хотя в нём реализована интересная сенсорная ориентация на местности: ультразвуковой радар; световой сенсор, распознающий цвета и оттенки, а ещё — тактильный датчик, который, натыкаясь на объект, передаёт сигнал клешням робота для его захвата.
«Мсркурианец» юных боровчан получил специальный диплом конкурса «Инновационная игрушка», который также проводился на МАКСе. Формулировка награждения: «за адаптацию земных возможностей к внеземным потребностям».
Очевидно, в данном случае, старое пожелание о «совпадении наших возможностей и наших потребностей» не вполне уместно!
Андрей САМОХИН