Борис Волынов с супругой Тамарой Федоровной. |
Волынов долго ждал своего старта. Судьба словно испытывала его на прочность. Был дублером Николаева, Поповича, Быковского, Комарова... Затем готовился к полету на корабле «Восход» уже в качестве командира основного экипажа. Но в мае 1966-го полет был отменен за несколько дней до старта. Не состоялся и рейс к Луне (Волынов был членом одного из «лунных» экипажей). Затем снова дублер — Георгия Берегового, который пришел в отряд позже Волынова. Секрет торможения на пути к старту был известен: космонавт не «глянулся» одному из руководителей оборонного отдела ЦК КПСС. В аналогичной ситуации кто-то из нелетавших космонавтов не выдерживал, «сходил с дистанции». Но Волынов, стиснув зубы, продолжал готовиться, вновь и вновь доказывая свой высокий профессионализм. Он полетел только через 9 лет — в январе 1969-го на «Союзе-5», который успешно состыковался с другим пилотируемым кораблем — «Союз-4».
Возвращение на Землю было драматическим. От спускаемого аппарата не отошел массивный приборно-агрегатный отсек. Это означало верную гибель. Волынов понимал, что жить оставалось немного. Он вырвал из бортжурнала листки с наиболее важной информацией о стыковке и положил их в середину, чтобы не сгорели, когда спускаемый аппарат врежется в Землю и начнется пожар. В кабине запахло дымом и гарью (горела уплотнительная резина на крышке люка). В иллюминатор космонавт видел бушующее пламя. Укрепленная снаружи металлическая деталь на глазах испарилась. Потом неожиданно произошел взрыв, который, к счастью, не разрушил спускаемый аппарат, но отделил от него приборно-агрегатный отсек. Позже выяснилось, что оставалось всего несколько миллиметров несгоревшей резины. Если бы произошла разгерметизация, то космонавт, летевший без скафандра, погиб. Спуск проходил в нештатном режиме при огромных перегрузках. Во время посадки аппарат ударился о Землю с такой силой, что у Волынова произошел перелом корней зубов. Судьба, так долго испытывавшая его, в решающий момент сберегла космонавта.
И во втором полете (49 суток летом 1976-го) тоже не обошлось без драматических моментов. На 42 сутки произошла авария — станция полностью обесточилась. Наступила зловещая тишина. Стресс повлиял на бортинженера Виталия Желобова. Он чувствовал себя все хуже и хуже. И уже с трудом передвигался. Здоровье его внушало серьезные опасения. Полет был досрочно прекращен...
Больше Волынов не летал в космос. Он стал заместителем командира, затем в течение семи лет был командиром отряда. В 90-м после 30 лет службы в ЦПК был отчислен по возрасту, но и сегодня в гуще событий Звездного городка. Болеет за новичков, поддерживает контакты с отрядом космонавтов. Такой же жизнерадостный, целеустремленный, несгибаемый. На выходные нередко приезжает сын Андрей (предприниматель) и дочь Татьяна. Ведет здоровый образ жизни (к спиртному абсолютно равнодушен), играет в теннис, любит зарубежные путешествия (только на днях вернулся из очередной поездки). «40 с лишним лет в Звездном — очень счастливые, насыщенные, интересные годы, — говорит Волынов. — Но, может быть, только сейчас начинаю по-настоящему чувствовать вкус к жизни».
Виталий ГОЛОВАЧЕВ.