вернёмся в библиотеку?

«Уральский следопыт» 1979 год №2. с 59

К ВОПРОСУ О ДВУХХОРДОВЫХ

«...Он схватил меня за рукав и поволок в угол, где на черной лакированной подставке был растопырен какой-то странный скелет величиной с собаку.

— Видишь, у него два позвоночника. Зверь с Нистагмы. Когда мы взяли первый экземпляр, то подумали сначала, что это какое-то уродство. Потом другой такой же, третий... Выяснилось, что на Нистагме обитает целый бранч животного мира — двуххордовые. Их нет больше нигде... да и на Нистагме только один вид».

Приведенный отрывок взят из повести А. и Б. Стругацких «Парень из преисподней»,

Между прочим, Корней (герой повести) ошибается, утверждая столь категорично, что двуххордовые живут только на Нистагме. Они обитают и на другой планете А. и Б. Стругацких. Где именно?

Для ответа полистайте повесть «Возвращение (Полдень, XXII век)».

«— Нет, Лин. Одни пустяки. Десяток двуххордовых змей, несколько новых...» А чуть ранее Охотник (автор реплики) говорит, что вернулся с Яйлы, с Тысячи Болот.

Вот и получается, что бранч двуххордовых живет также и на планете Яйла. И, следовательно, сами авторы — А. и Б. Стругацкие — допустили невольно ошибку, утверждая устами Корнея противоположное. Это именно ошибка, потому что упоминаемые произведения связаны между собой общими названиями планет, различными событиями и т. д. Кроме того, в повести «Парень из преисподней» Земля описывается в более поздний период, чем в «Возвращении». Почему? За доказательством далеко ходить не надо: в «Возвращении» в расцвете самодвижущиеся дороги, в повести же «Парень из преисподней» сообщается, что этими дорогами перестали пользоваться. Таким образом, Корней должен был знать, что бранч двуххордовых хотя и редок, но существует тем не менее на двух (а не на одной!) планетах в той Вселенной, которую создали братья Стругацкие.

В. КОЗУБОВ
Алтайский край