«Вокруг света» 1961 год №1
Это путешествие началось весьма обычно.
— Центонград северный, — объявили по радио. — Желаем вам хорошо провести время, друзья!
Мы идем по улицам необычного города. Здесь нет главных площадей — тут все площади главные. Тут нет главных улиц, как и вообще улиц в старом, строгом смысле слова. Дома стоят свободно, не смыкаясь в утомительный ряд. В мягкой зелени они — словно легкие прозрачные кристаллы. Ритм архитектуры спокоен, как вечерняя музыка.
— Где вы живете?
Задав здесь этот вопрос, вы непременно услышите:
— В районе Космонавтов, микрорайон 27 марта.
Или:
— Возле памятника 27 марта.
27 марта — дата, пожалуй, самая популярная в северном Центонграде, как и в Центонграде южном. Они близнецы. 27 марта — день их рождения. Восемьдесят лет назад в этот день были вынуты первые тонны земли из жерл тоннеля. С тех пор эти города — любимцы и гордость Земли.
У людей добрая память. Часто мы не то чтобы забываем трудности, начинавшие большое дело, а не вспоминаем о них. Сейчас даже не верится, что тоннель, наш красавец тоннель, был мишенью насмешек для скептиков, что многие действительно крупные ученые и инженеры считали его постройку делом невыгодным и невозможным. Как-то раз, приехав в Центонград, я познакомился с одним человеком. Он сказал:
— Представьте: мой отец возражал против строительства Центона, а я пролетал тоннель с первым поездом. Так-то!
Помню, как я завидовал этому человеку. Первым промчаться сквозь Землю, через ее центр! А теперь он мне позавидовал бы, узнав, что сегодня я уезжаю в космос. Да, можно, пожалуй, сказать, уезжаю. В поезде. Со всеми возможными удобствами жизни, почти оседлой и почти земной.
Но вот и район тоннеля. Хотя он и расположен в отдалении от города, но по особой оживленности его вернее всего можно назвать центром. Переплетение магистралей; бесшумное, удивительно быстрое и четкое движение огромных составов с грузами.
Однако сегодня здесь затишье. Магистрали приумолкли. Но людей больше, чем всегда. Люди пришли проводить первый большой поезд в космос. До этого за пределы Земли вылетали только испытательные составы.
Мне хочется сказать каждому: «Я тоже лечу!» Это не из бахвальства, а от нетерпения и гордости.
За несколько часов до отправления журналистов пригласили к начальнику экспедиции. Он был молод, обстоятелен и насмешлив.
— Уважаемые репортеры, — сказал он. — Хотя в XXI веке на гуманитарных факультетах и читают общие курсы математики, физики, астрономии, астронавтики и других точных наук, позволю себе еще раз напомнить об особенностях нашего путешествия. Прежде всего это один из первых полетов в космос сквозь Землю. Именно наш тоннель позволяет его осуществить.
Как вам известно, движение в тоннеле подчиняется особым законам. Вне Земли сила притяжения между .двумя телами обратно пропорциональна квадрату расстояния между центрами масс. Внутри же тоннеля она уменьшается по мере приближения к центру Земли — она прямо пропорциональна расстоянию от центра.
Вагон, отправленный из северного Центонграда, достигает расположенного на противоположной стороне Земли Центонграда южного через 42 минуты 13 секунд. Половину этого времени он двигается с ускорением, половину — с замедлением.
Далее. Вы знаете, для того чтобы освободиться от силы земного притяжения, любой летательный аппарат должен обладать второй астронавтической скоростью — 11,2 километра в секунду. Именно это обстоятельство объясняет, почему до создания тоннеля мы не могли отправить в космос таких крупных поездов, как наш. Ведь до сих пор еще не создан аккумулятор энергии, который сообщил бы этакой махине столь грандиозную скорость.
Центон совсем по-новому решил некоторые задачи астронавтики. Оказалось: скорость 5,8 километра в секунду, приданная поезду в центре Земли, достаточна, чтобы по выходе из тоннеля он устремился в межпланетное пространство. Стенки Центона представляют собой сплошной ряд соленоидов. Когда внутри этой гигантской спирали проходит электрический ток, возникает магнитное поле — получается электромагнитная пушка. Благодаря ей поезд освобождается от «цепей» земного тяготения с помощью, — начальник сделал паузу,— той же силы притяжения Земли. Впрочем, скорость в 5,8 километра, как вам известно, уже давно не проблема и для ракетного двигателя...
Пресс-конференция у начальника продолжалась больше часа, потом мы отправились в поезд.
Лифт остановился. Миновав несколько тамбуров, мы, наконец, добрались до каюты. Сперва показалось, что выглядит она довольно забавно: в полу врезано зеркало, закреплены лампы и даже картины. На потолке — потолок очень высокий! — торчат пружинные часы. На одной стене снизу вверх, от пола до потолка, иллюминаторы; на другой — перевернутая набок мебель: диван, стол...
— М-да, — молвил мой сосед по каюте, — как говорится, со всеми удобствами...
— Вы космонавт? — спросил я.
— Нет, я строитель. И, знаете, впервые в космос. Не удосужился как-то, хотя не такой уж я молодой. Мне шестьдесят три года!1
1 Продолжительность жизни увеличилась. В связи с этим изменились и понятия о возрасте людей.
Вспыхнуло табло: «До старта осталось три минуты. Поднимитесь к потолку!»
Поднимаемся, держась за поручни. Старт. Мгновенный толчок, и мы можем легко двигаться по бывшему потолку.
С того момента как заработал двигатель, мы летим головой вниз, буквально проваливаемся под Землю. Но земное притяжение не властно над нами: ведь ничто не препятствует нашему движению к центру планеты. Хотя двигатель и ускоряет падение, силу его тяги мы ощущаем не больше, чем притяжение на поверхности Земли.
Через четверть часа снова вспыхивает табло: «Пройденный путь равен одному радиусу Земли». Мгновенная скорость нашего движения — 42 347 километров в час, или 11 762 метра в секунду. Средняя скорость — 6 662 метра в секунду.
Итак, начался «подъем». Никаких особых физических ощущений. Кажется, мы спокойно висим в герметически закрытой кабине на какой-нибудь планете, где сила тяжести меньше земной.
Скорость все растет — двигатель преодолевает замедление подъема, развивая силу большую, чем местное земное притяжение. Только на расстоянии двух с половиной тысяч километров от поверхности движение поезда чуть замедляется.
Путешествие наше так стремительно, что световое табло едва успевает менять сообщения о скорости. Мы пролетаем тоннель всего за 24 минуты 29 секунд; мы промчимся по нему, не останавливаясь на великолепных станциях, не побывав у интереснейших людей, которые там работают. А жаль!
Гордость Земли — Центон заслуживает особого внимания, и мне всегда приятно поговорить о нем. И не только приятно. Время неизбежно стирает некоторые подробности его создания, и мы, слышавшие рассказы из уст создателей этого чуда XXI века, должны сохранить детали, уходящие из живой памяти людей.
Недавно я читал одну старую книгу. Она называется «Тоннель», написал ее в начале прошлого века немецкий писатель. В романе рассказывается о строительстве тоннеля из Америки в Европу, об умном инженере, которому тоннель принес славу и поссорил его со всем миром.
В жизни вышло иначе. Наш тоннель послужил дальнейшему объединению людей, после того как было запрещено оружие, запрещена война и на всей планете победил коммунизм. Споры вокруг проблемы строительства были очень остры, но носили чисто научный характер. Многие ученые считали проект, выдернутый в восьмидесятых годах прошлого века, чистой утопией или в лучшем случае научной фантастикой. Но точные, детальные расчеты и сметы отняли у скептиков доводы для возражений.
Понадобились годы напряженных усилий многих научных центров мира для того, чтобы проект стал реально осуществим. Были обработаны богатейшие материалы, накопленные в течение десятилетий геологами; составлены подробнейшие карты земной коры, еще раз проанализированы и сведены воедино данные скрупулезных геофизических исследований.
И, наконец, были намечены точки, где стоят сейчас близнецы Центонграды. К Центонградам переместились центры многих отраслей промышленности. Заводы работали с полным напряжением.
Наступление велось одновременно с двух концов. Поверхностные слои не чинили строителям особых неприятностей. Но глубины планеты стали преподносить одну каверзу за другой. Сначала приходилось вести сражения с грунтовыми водами, провалами, плывунами, сыпучими и сверхтвердыми породами. Потом, когда встретились полужидкие массы, упорно поползла вверх кривая температур. Тоннель стал поистине «геенной огненной».
Но нет худа без добра. Чтобы охладить жерло, туда пустили воду. В подземные котлы она загонялась мощными установками и, обрати-вшись в пар, давала жизнь сверхсильным генераторам. Промышленность и транспорт были в изобилии снабжены электричеством, а часть тепловой энергии передавалась в районы вечной мерзлоты. (Кстати сказать, отепление рек, ранее замерзавших зимой, было осуществлено благодаря строительству тоннеля.)
С огромным вниманием в наземных наблюдательных пунктах следили за поступающими по телеметрическим каналам записями температур земных недр. Специальная служба внутриземных прогнозов через каждые полчаса давала сводки повышения температуры по мере дальнейшего углубления. Немедленно принимались необходимые меры.
Только однажды температура оказалась так высока, что пришлось предпринять аварийную меру: тоннель затопили водами океана. После этого стенки штолен заметно остыли, магма затвердела и покрыла двадцатиметровую обсадную трубу твердым панцирем.
Строительство принесло людям горы драгоценных руд и минералов, вполне оправдавших действительно большие затраты. И, конечно, невозможно оценить то, что дал тоннель ученым, читавшим по его стенам историю многих миллионов лет жизни Земли. Тайны недр в буквальном смысле раскрывались перед строителями.
В глубине Земли, на равных расстояниях от ее центра, были сооружены симметрично расположенные экспериментальные станции. В отдалении 2 445 километров от центра построили две станции «Марс — Меркурий» — Южную и Северную. Назвали их так потому, что сила тяжести здесь такая же, как на Марсе и Меркурии. Станции, где притяжение аналогично лунному, разместились в лучах тоннеля на расстоянии 1 050 километров от центра. Все эти станции отлично оборудованы и располагают неограниченными запасами энергии, света и воздуха. Они сразу стали опорными пунктами разнообразных исследований. В условиях уменьшенной силы тяжести были впервые проведены многие опыты, описание которых теперь можно встретить в популярных учебниках.
И вот на пятьдесят третьем году строительства Северный и Южный лучи тоннеля встретились. Этот день незабываем, как день запуска первого спутника Земли. Он был отмечен всемирным торжеством.
«Работы произведены идеально! — восторженно писала пресса. — Средняя скорость проходки составляет для каждого телефорера1 треть километра в сутки. Длина тоннеля отклоняется от расчетной всего на 17 метров. Расхождение осей двух лучей ствола ничтожно — всего несколько миллиметров».
1Телефорер аппарат для бурения, управляемый на расстоянии и снабженный приспособлениями для отвода тепловой энергии.
Испытания Центона прошли благополучно. За испытательными поездами последовали рейсовые — грузовые и пассажирские. Появилось расписание дороги, начались ее будни, хотя я лично уверен, что они навсегда останутся буднями, полными романтики.
Итак, спустя 24 минуты 29 секунд после старта мы пролетаем Центонград южный. На табло скорость 12319 метров в секунду.
— Вам это нравится? — спрашивает сосед.
— Что?
— Да вот, — он неопределенно показывает глазами на «перепутавшиеся» стены, — парение, так сказать...
— Ничего, потерпите немножко. Сейчас мы свернемся в кольцо.
— Этого еще не хватало! Мне работать в космосе, а вы — свернемся.
Но маленькие боковые двигатели плавно повертывают оси вагонов, — состав изгибается в дугу, ее концы смыкаются в огромное кольцо из тридцати двух вагонов. Кольцо продолжает двигаться, вращаясь, и центробежная сила возвращает нам ощущение веса, а каюте — нормальный вид. Вещи занимают поземному привычные места.
— Ну вот, наконец-то! — успокаивается мой спутник. — Кажется, летим.
Да, летим.
До свидания, Земля!
Космос бороздит не один корабль, посланный людьми. Здесь есть и искусственные звезды и пересадочные станции. Но наш поезд — первый большой состав, улетевший с Земли. Пройдя половину расстояния до Солнца, он пойдет по орбите вокруг него. Через два года, трижды облетев светило, мы возвратимся и привезем множество новостей.
До свидания, Земля!
От нашего специального корреспондента
с борта космического поезда.
Январь 2061 года.