«Вокруг света» 2005 г, №1
В подмосковный город Королев ЦУП переселился более 30 лет назад — в 1973 году. Отсюда управляют полетами различных космических аппаратов: пилотируемых орбитальных комплексов, космических кораблей, автоматических межпланетных станций и искусственных спутников. Это главное место, которое связывает экипаж на орбите с Землей. Давайте заглянем в ЦУП вместе с Марией Побединской — женой космонавта — в день стыковки корабля с орбитальной станцией. |
Холостой старт Чуть не закончилась трагедией попытка стыковки корабля «Союз» с космической станцией «Салют-7» весной 1983-го. Экипаж из трех человек стартовал 20 апреля, на втором витке начали тест «Иглы» — системы стыковки. Транспарант контроля не загорелся. В инструкции, где перечислены действия экипажа в нештатных ситуациях, записано: «Стыковка не производится». То есть состоится только короткий полет — туда и обратно. Окончательное решение ЦУП отложил до утра. Космонавты на орбите и операторы в Центре думали всю ночь, к утру нашли вариант. Если знать вектор-состояние станции, то бортовая вычислительная машина, по данным корабля, поможет определить дистанцию и скорость сближения. Решили рискнуть. Но при сближении скорость оказалась слишком велика и корабль отвели от станции, лишь чудом ее не зацепив. Судьба подарила тогда космонавтам второе рождение. |
Был ли "Бункер"? В 60-е годы Центра управления полетами еще не было. Главный конструктор Сергей Королев руководил полетом кораблей «Восток» и «Восход», беспилотными и пилотируемыми прямо с полигона. При этом оперативная группа управления размещалась в Москве, в НИИ-4 Министерства обороны СССР. В работе им помогал вычислительный центр, который появился в октябре 1960 года в составе НИИ реактивного вооружения, носившего шифр НИИ-88 (ныне ЦНИИмаш). Через пять лет его переименовали в Координационно-вычислительный центр по информационному обеспечению работы государственных комиссий, обработке и отображению информации при летно-конструкторских испытаниях пилотируемых кораблей и автоматических станций, спутников научного и народнохозяйственного назначения. Центр управления полетами первых кораблей «Союз» располагался вблизи Евпатории. ЦУП-Е, так называли этот командный пункт, включал в себя информационно-вычислительный комплекс на базе ЭВМ-222 и ЕС-1045, средства отображения полетной информации и узел связи. Из этого Центра управляли полетами всех наших космических аппаратов с 1966 по 1975 год. Перед каждым запуском корабля «Союз» персонал Центра проходил тренировки и проверял готовность технических средств. Центр в Евпатории быстро устарел. Через несколько лет его вычислительная техника, дизайн и обеспечение работы операторов уже не соответствовали мировому уровню. Рассказывают, что американский астронавт Фрэнк Борман, посетивший в 1971 году ЦУП-Е, не поверил, что ему показали настоящий Центр управления полетами. Он решил, что это бутафория и настоящий ЦУП находится где-то в другом месте или здесь же под землей, о чем Борман прямо заявил сопровождавшим его советским специалистам. Эпоха космических станций В 1967 году НИИ-88 становится Центральным научно-исследовательским институтом машиностроения, или сокращенно ЦНИИмаш. Это главное предприятие нашей космической отрасли, где конструируют и испытывают все космические аппараты и ведут научные исследования. Поэтому логично было бы расположить там и ЦУП. В 1973 году вычислительный центр в ЦНИИмаш переделывают в Центр управления полетами по программе «Союз—Аполлон» — ЦУП-М. Первая стыковка на орбите космических кораблей двух стран и встреча экипажей произошли ровно 30 лет назад, в июле 1975-го. Операцией управляли из двух центров — ЦУП-М и ЦУП-Х, расположенного в Хьюстоне, США. С 1977 по 1982 год из подмосковного ЦУПа вели работы с орбитальной станцией «Салют-6». Впервые для снабжения ее грузами и топливом использовали автоматические корабли «Прогресс». В 1982—1991 годах ЦУП управлял полетом «Салюта-7» и в течение пятнадцати лет, с 1986 по 2001 год, — пилотируемой орбитальной станцией «Мир». В активе ЦУПа числятся и контроль над полетами межпланетных аппаратов к Луне, Венере, комете Галлея, Марсу и его спутнику Фобосу. В 1987 году внутри ЦУПа появился филиал для управления многоразовым кораблем «Буран». Его единственный полет состоялся 15 ноября 1988 года. Позже «бурановский» центр управления переоборудовали для Международной космической станции (МКС). МКС — наиболее крупный объект ЦУПа. К настоящему времени на станции побывали около 100 человек — граждане России, США, Канады, Италии, Франции, Японии и других стран. В ЦУПе постоянно работают группы поддержки из специалистов тех стран, которые участвуют в программах. С началом работ по МКС в ЦУПе создали сектор управления американскими модулями, входящими в состав станции. Аналогичный российский сектор есть и в американском ЦУПе в Хьюстоне. Эти секторы подстраховывают свои Центры и обеспечивают безопасность полета в случае каких-либо сбоев. Оба ЦУПа круглосуточно обмениваются информацией. Свое нынешнее название город Королев получил недавно, в 1996 году, в память о главном конструкторе НИИ-88 Сергее Королеве. До тех пор он назывался Калининградом. В 2001 году Королеву присвоили статус наукограда. |
Роковая тень Дольше суток вместо нескольких часов возвращался на Землю советско-афганский экипаж в 1988 году. Отстыковка корабля от станции «Мир» состоялась 6 сентября. Программу спуска запустили, и автоматика взяла на себя выполнение всех операций, заложенных в память бортовой ЭВМ. Сработали пиропатроны и отстрелили бытовой отсек. Обратного пути на станцию уже не было, так как корабль лишился стыковочного узла. Неожиданно на границе входа в тень Земли начались сбои в работе системы ориентации и двигатель для торможения не включился в нужный момент. Правда, позже он все-таки заработал, но время было потеряно, и приземление могло произойти теперь примерно на тысячу километров дальше расчетного места посадки, где-нибудь в Китае. Из ЦУПа передали: «Посадка переносится на третий виток». Но и повторное включение двигателя не обошлось без проблем — он проработал всего 3 вместо положенных 214 секунд. Тогда экипаж запустил двигатель вручную, но компьютер выключил его после 40 секунд работы. На Земле решили перенести посадку еще на сутки, а это значит, что космонавты на это время остались без бытовых удобств. К тому же при посадке в нерасчетном районе аварийного запаса пищи и воды не хватило бы до прихода спасателей. После тщательного изучения телеметрической информации специалисты обнаружили причину плохой работы двигателя. Произошел сбой в работе бортовой ЭВМ, которая стала выполнять операции стыковки со станцией «Мир». Ошибку устранили. Утром 7 сентября двигатель включился в заданное время и отработал полный импульс. Корабль устремился к Земле, парашютная система сработала, и экипаж успешно приземлился в заданном месте. Как добраться ЦУП находится в городе Королеве Московской области по адресу: ул. Пионерская, д. 4. Королев вплотную примыкает к Москве с севера, добраться туда можно на машине по Ярославскому шоссе, свернув вправо на 19-м километре. С Ярославского вокзала до станции Подлипки-Дачные ходят электрички, а от станции метро «ВДНХ» — маршрутки и автобусы № 576, 392. Заказ экскурсий по тел.: (095) 586-94-49 (только от юридических лиц) Официальный сайт Центра: www.mcc.rsa.ru |