вернёмся в библиотеку?

«Вестник АН СССР» 1950 №11, с.93-95



ПАМЯТИ К. Э. ЦИОЛКОВСКОГО

(Заседание, посвященное 15-летию со дня смерти ученого)

18 сентября 1950 года в конференц-зале Отделения технических наук АН СССР состоялось заседание, посвященное 15-летию со дня смерти знаменитого русского ученого и изобретателя Константина Эдуардовича Циолковского. На заседании присутствовали представители Академии артиллерийских наук СССР, Министерства авиационной промышленности СССР, Главного управления Гражданского воздушного флота СССР, Всесоюзного добровольного общества содействия авиации, Всесоюзного общества по распространению политических и научных знаний и других научных и общественных организаций.

В своем вступительном слове академик А. А. Благонравов отметил, что в славной плеяде русских ученых одно из видных мест принадлежит К. Э. Циолковскому, которого товарищ Сталин назвал знаменитым деятелем науки. Научная деятельность Циолковского была чрезвычайно многогранной. Он первый в России построил аэродинамическую трубу, которая явилась прототипом современных труб, вошедших в повседневную практику аэродинамических исследований. Им были заложены основы реактивной техники. Ему принадлежит идея цельнометаллического дирижабля. Он занимался вопросами прикладной механики, астрономии, геофизики, гелиотехники.

К. Э. Циолковскому не удалось дожить до того времени, сказал А. А. Благонравов, когда воплотились в жизнь многие его идеи. Ему не удалось увидеть полет реактивного самолета. Но можно с уверенностью сказать, что не столь далеко то время, когда сбудутся предсказания Циолковского, начертанные на воздвигнутом на его могиле памятнике: «Человечество не останется вечно на земле, но, в погоне за светом и пространством, сначала робко проникнет за пределы атмосферы, а затем завоюет себе все околосолнечное пространство».

Горячий патриот нашей Родины, отдававший свои знания народу, К. Э. Циолковский смог получить общенародное признание только после Великой Октябрьской социалистической революции. Партия и правительство создали Циолковскому все условия для расцвета его научного творчества.

Ученый секретарь Комиссии по разработке трудов К. Э. Циолковского Б. Н. Воробьев зачитал доклад академика Б. Н. Юрьева, посвященный научной деятельности замечательного ученого и изобретателя. Первой научной темой молодого Циолковского была проблема межпланетных сообщений посредством реактивных летательных аппаратов, разработка принципов устройства этих аппаратов. Никто из ученых того времени этой проблемой не занимался, и никакой научной литературы по этим вопросам не существовало. В 1879 году Циолковский создал прибор для изучения действия ускорения силы тяжести на мелких животных. В 1883 году он написал статью «Свободное от тяжести пространство», представлявшую опыт исследования явлений, которые мог бы наблюдать человек, проникнувший в космическое пространство. В этой работе Циолковский впервые дал и принципиальную схему реактивного межпланетного корабля.

В 1903 году в журнале «Научное обозрение» появляется классическая работа Циолковского «Исследование мировых пространств реактивными приборами». В ней Циолковский впервые в мировой науке вывел уравнение движения ракеты, дал ее схему, включая руль управления в хвостовой части, указал на выгодность применения жидкостного горючего. Эта работа легла затем в основу теории реактивного движения, развивая которую, главным образом в советский период своей деятельности, К. Э. Циолковский дал в работах «Реактивный аэроплан» (1930), «Стратоплан полуреактивный» (1932) и др. структуру реактивных самолетов и ракет дальнего действия.

До самых последних дней своей жизни К. Э. Циолковский продолжал разработку этих вопросов, учитывая их особую важность для обороны страны. Последним его трудом, оставшимся незаконченным, была работа «Основы построения газовых моторов и реактивных летательных аппаратов».

Много работал К. Э. Циолковский в важной отрасли авиационной науки — аэродинамике. Еще в 1891 году в работе «Давление жидкости на равномерно движущуюся в ней плоскость» Циолковский впервые установил аналитически и доказал экспериментально, путем устройства оригинального и простого прибора, значение продолговатости крыла. К напечатанию в трудах Физического отделения Общества любителей естествознания эта работа была представлена Н. Е. Жуковским и А. Г. Столетовым.

На много лет опередил К. Э. Циолковский техническую мысль других стран в своей работе «Аэроплан или птицеподобная (авиационная) летательная машина», напечатанной в 1894 году в московском журнале «Наука и жизнь», а затем и отдельной книгой. В этой работе он впервые дал опыт аэродинамического расчета аэроплана и на основании анализа полученных данных предложил рациональную схему самолета, которая была реализована лишь через десятилетия. Предложенный Циолковским самолет был монопланом с крылом металлической конструкции толстого профиля, фюзеляжем обтекаемой формы, колесным шасси, двигателем внутреннего сгорания с соосным вращением пропеллеров. В этой же работе он впервые в мире предложил жироскопический автопилот с электрическим приводом для руля высоты. Аналогичное устройство электрического автопилота, но без жироскопа Циолковский еще ранее проектировал для своего цельнометаллического дирижабля.

Обширный его труд, сохранившийся в виде рукописи «Теория и опыт аэростата» (1887), по предложению А. Г. Столетова был доложен Физическому отделению Общества любителей естествознания. Основное в этом труде составлял детальный аэростатический расчет дирижабля нового типа с металлической оболочкой, с возможностью изменения объема в полете и подогрева газа. В этой работе был предложен гидростатический метод испытания моделей оболочек дирижаблей с целью достижения их наивыгоднейшей формы, а также описан оригинальный прибор для графического определения очертаний поперечного сечения оболочки дирижабля при заданном внутреннем сверхдавлении, применяемый в настоящее время во всем мире.

К числу весьма интересных по замыслу научных работ докладчик относит труд Циолковского «Механика подобно изменяющегося организма» (1882-1883), в котором он рассматривал и до сих пор мало изученный вопрос о «строении организмов и их свойств в зависимости от их размеров и силы тяжести».

В дореволюционное время, отмечает докладчик, идеи Циолковского не встречали поддержки в официальных кругах. Материальная помощь Академии Наук (1900) на расширение опытов по сопротивлению воздуха была единственной полученной им от государственного учреждения. Несмотря на признание его трудов по аэродинамике Академией Наук, для правительственных органов царской власти, включая и учреждения, ведающие воздухоплаванием, Циолковский как ученый не существовал. Для них это был полуглухой провинциальный учитель-самоучка, вольнодумец, написавший несколько брошюр, в которых он описывал свои якобы несбыточные, фантастические изобретения, не заслуживающие серьезного внимания.

Признание своих выдающихся научных заслуг К. Э. Циолковский получил лишь при советской власти. Уже в 1919 году Циолковский был за свои научные заслуги избран членом Социалистической академии. Его научными трудами и изобретениями стали интересоваться советские правительственные учреждения. Впервые в жизни ученого открылись реальные перспективы претворения в жизнь его идей.

Тематика советского периода творчества К. Э, Циолковского несравненно расширилась. Наибольший интерес из работ, написанных Циолковским за советский период его деятельности, представляют исследования реактивных аэропланов. В работах «Ракетоплан», «Стратоплан полуреактивный», «Реактивное движение», «Топливо для ракеты», «Паро-газовый турбинный двигатель» и т. д. Циолковским были предложены самолеты с жидкостно-реактивными двигателями, с воздушно-реактивными двигателями и даже турбо-винтовыми. При этом он дал не только теорию таких машин, но наметил их конкретные конструктивные формы.

Ученый-патриот, наряду с новыми сочинениями по реактивной технике, цельнометаллическим дирижаблям, аэродинамике, начинает одну за другой печатать работы по наиболее актуальным вопросам естествознания и развития производительных сил страны. Он пишет о преобразовании природы, об обводнении жарких пустынь, о различных видах использования солнечной энергии, печатает труды по изучению водных глубин.

Богатейшие идеи, содержащиеся в работах Циолковского, заслуживают самого пристального изучения. По указанию правительства, Академией Наук СССР начато издание собрания сочинений К. Э. Циолковского, включающего и некоторые неопубликованные работы.

К. Э. Циолковский умер в возрасте 78 лет (19 сентября 1935 года) в Калуге, где прошла вся его научная деятельность. За несколько дней до своей кончины он послал товарищу И. В. Сталину письмо, в котором писал: «Все свои труды по авиации, ракетоплаванию и межпланетным сообщениям передаю партии большевиков и советской власти — подлинным руководителям прогресса человеческой культуры. Уверен, что они успешно закончат мои труды».

На заседании был также заслушан доклад проф. А. А. Космодемьянского на тему «Работы К. Э. Циолковского в области реактивной техники».

В заключение был продемонстрирован документальный фильм, посвященный К. Э. Циолковскому.