Издавался в Санкт-Петербурге в 1909-1913 годах. Периодичность - 2 номера в месяц. 1909 г. - 2 номера
1910 - 20 номеров (2 сдвоены, нумерация сквозная, закончившаяся №23/24)
1911 - 19 номеров (3 сдвоены)
1912 - 23 номера (1 сдвоен)
1913 - 1 номер
2009 - 1 номер
2010 - 1 номер
всего 67 номеров, не просмотрены 6 (1912 №№17-22)
С №1 за 1909 г. по №9 за 1910 г. журнал выходил под названием "Библиотека воздухоплавания". С №10 за 1910 г. переименован в "Вестник воздухоплавания".
«...В июле 1909 года, по инициативе столичного юриста Сергея Сергеевича Щетинина, который всерьёз увлёкся авиацией и верил в её огромные перспективы, был открыт самолетостроительный завод акционерного общества „Первое Российское товарищество воздухоплавания С.С. Щетинин и К°“. Тогда же начал выходить отраслевой научно-популярный журнал — „Библиотека воздухоплавания“, который через несколько номеров поменял свое название на „Вестник воздухоплавания“. Публика сразу же заметила издание. Прекрасное оформление, полиграфия, качественные аналитические и обзорные материалы — все это сыграло свою значительную роль. Но главное, „Вестник“ изначально был задуман С.С. Щетининым как научно-популярная дискуссионная трибуна для энтузиастов авиации, аэронавтики и не только... На страницах журнала часто выступал и К.Э. Циолковский и другие известные ученые, изобретатели, авиаторы и воздухоплаватели... Смутное время внесло свои коррективы и в издательское дело. К сожалению, с 1914 г. по настоящее время „Вестник воздухоплавания“ не издавался, по причинам, независящим от издателя."
В 2009 году журнал в честь столетия пытались возродить. Был выпущен 1 номер, практически полностью посвящённый дирижаблям. В 2010 был выпущен ещё один номер со статьями по дирижаблям и аэростатом. Причём настойчиво внушалась приемственность к журналу, выходившему 100 лет назад. Этим дело и кончилось.

«Библиотека воздухоплавания», «Вестник воздухоплавания»


  1. ,,Sic itur ad astra!" 1909 г. №1 (декабрь) в djvu - 389 кб
    "Так идут к звёздам!" - первый авиационный российский журнал с восторгом повествует о штурме воздуха авиаторами. Весь номер - самолёты, жертвы, полёты, рекорды, аварии, достижения... Это статья - наиболее восторженная
  2. И.Ширман. Аэродинамический институт в Кучине + П.Ф.Никитин. Работы в аэродинамической лаборатории М.Д.Рябушинского 1909 г. №2 (декабрь) в djvu - 766 кб
    Лаборатория, созданная на деньги миллионера Рябушинского (он же и управлял ею) работала с 1904 года и была тогда лучшей в мире. Здесь работал Жуковский, создатель ракет Поморцев. На фото "сани конструкции С.С. Нежданова". Это Сергей Сергеевич Неждановский, первый в мире (в 1884 году) нарисовавший проект двухкомпонентного ЖРД. Ракеты тут тоже исследовали
  3. А.Вебель. Основные понятия конструкции аэропланов (1 глава) 1909 г. №2 (декабрь) в djvu - 349 кб
    Газовые турбины (это реактивные устройства)
  4. три заметки 1909 г. №2 (декабрь) в djvu - 42 кб
    1. Ортоптер кап.Аршаулова. (я ошибся, посчитав, что это искажённая фамилия Арцеулова. На самом деле это Аршаулов Вадим Павлович, судостроитель, в 1920 эмигрировал во Франция, разработал там знаменитые судовые двигатели "системы Аршаулова". А орнитоптер - Привилегия № 22312 Россия. "Летательный аппарат, состоящий из поддерживающей поверхности в сочетании с ударными крыльями" (спасибо Юрию Дружинину - поправил)
    2. Россия получила первый аэроплан Эсно-Пельтри. Возможно, этот пионер космонавтики тоже упоминается впервые
    3. Аэродинамическая лаборатория. Фамилии нет, но я и без этого знаю, что инициатором создании этой лаборатории в институтете путей сообщений был Николай Рынин, через 20 лет первый в мире издавший энциклопедию космонавтики
  5. Александр Родных. Старинные опыты воздухоплавания в России «Библиотека воздухоплавания» 1910 г. №3* (январь) в djvu - 714 кб
    *в журнале сквозная нумерация, №2 был в декабре 1909 года
    Знаменитейшая вещь, на которую ссылались многие издания, включая энциклопедии. Ещё бы! Именно тут заявлено, что некий русский Крякутный летал на воздушном шаре на полвека раньше братьев Монгольфье! Переиздавалась, выставлялась в Мюнхене, носились с ней, как с писаной торбой. Однако принадлежала рукопись Сулакадзеву, самому знаменитому создателю фальшивок древних летописей. Его поделки были разоблачены. Более того, даже в фальшивке Крякутного не было. Исправление без труда прочитали - вместо "нерехтец Крякутный фурвин..." первоначально было написано "немец крещёный Фурцель". Тут уж подозревают не самого Сулакадзева (слишком грубо), а как бы не самого Родных или того, у кого он рукопись приобрёл.
  6. Воздушный океан 1910 г. №№4-5 (январь-февраль) в djvu - 0,99 Мб
    интересны рассуждения, где граница атмосферы. Но главный вывод: "Да, доступ человеку в высшие слои атмосферы закрыт"
    летать выше 2000 м. практически нереально
  7. Н.К. Воздухоплавание и астрономические наблюдения 1910 г. №4 (январь) в djvu - 48 кб
  8. Л.Рузер. К кончине Надара 1910 г. №6 (февраль) в djvu - 114 кб
  9. Воздушная торпеда 1910 г. №7 (март) в djvu - 462 кб
    Настоящая телемеханическая крылатая ракета. Автор проекта не указан, но его знает Рынин:
    В 1910 году и позднее - в 1912 году было напечатано описание воздушной торпеды Ренэ-Лорена, представляющей собою воздухоплавательный аппарат, двигающийся при помощи реактивного двигателя и управляемого при помощи телемеханики. По проекту скорость полета его должна была быть 200 km в час.


  10. Александр Родных. История воздухоплавания в России 1910 г. №18/19 (октябрь) в djvu - 421 кб
    Литература по истории русского воздухоплавания
    (особо впечатляет год 1165, полёты новгородского архиепископа Илии "на духе" в Иерусалим)
  11. Воздушная торпеда 1910 г. №20 (ноябрь) в djvu - 16 кб
    речь, безусловно, идёт о ракете. Только она во время полёта может разгоняться
  12. Новый моноплан REP 1910 1910 г. №21 (ноябрь) в djvu - 211 кб
    Эсно-Пельтри был не только пионером космонавтики, но и пионером авиации, а также отличным лётчиком
  13. Физиологические явления на больших высотах 1910 г. №21 (ноябрь) в djvu - 137 кб
    как видим, не совсем верно понимали, в чём опасность больших высот (будет кислород - всё будет нормально)
  14. В.В. Аэроплан Коанда 1910 г. №21 (ноябрь) в djvu - 349 кб
    легендарный реактивный самолёт, обогнавший время на 30 лет. Как жаль, что он не начал летать хорошо. Но внимание ему уделили самое пристальное
  15. О.Грузон. Физиологические явления на больших высотах 1911 г. №2 (январь) в djvu - 213 кб
  16. Первый завоеватель воздуха Варфоломей Гюсмао 1911 г. №№2-3 (январь-февраль) в djvu - 642 кб
  17. Воздушная торпеда 1911 г. №2 (январь) в djvu - 231 кб
    Завод Круппа купил у Унге патент на ракету воздух-воздух
  18. Л.Рузер. Вопрос о первом механическом полёте 1911 г. №№2-3 (январь-февраль) в djvu - 548 кб
    самолёт Адера
  19. Аэросани сист. Коанда 1911 г. №4 (февраль) в djvu - 22 кб
    Он, оказывается, не только самолёт реактивный делал, но и аэросани!
  20. А.Шершевский. Письмо в редакцию 1911 г. №18 (сентябрь) в djvu - 89 кб
    Речь про самолёты. Если это "тот" Шершевский, который работал с Обертом, то в 1910 году ему было 16 лет
    Сканировал Юрий Дружинин
  21. К.Циолковский. Исследование мировых пространств реактивными приборами «Вестник воздухоплавателя» 1911 г. №№19-21/22 (октябрь - ноябрь), 1912 г. №№2-3, 5-7, 9 (январь - апрель) в djvu - 3,22 Мб
    очень мало вспоминают про эту публикацию. А ведь она первая с рисунками, в отличие от статьи в "Научном обозрении" 1903 года
  22. [фото с выставки] «Вестник воздухоплавателя» 1911 г. №20 (октябрь) в djvu - 35 кб
    в предыдущих намерах было написано, что Коанда бросил заниматься глупостями реактивным самолётом, а сконструировал нормальный винтовой самолёт. Но, как видим, совсем реактивный принцип он не оставил - предъявил на выставке модель пневматической воздушной ракеты и устройств для стрельбы ей
  23. Воздушная турбина Кановетти «Вестник воздухоплавателя» 1911 г. №№20-21/22 (октябрь - ноябрь) в djvu - 691 кб
    попытки применить реактивный принцип в авиации
  24. Дмитрий Бер. Подземный дирижабль 2010 г. №1(2) в pdf - 520 кб
    неожиданное применение проекта дирижабля Циолковского