желательно разрешение 1024 Х 768 |
ВЬЕТНАМ НА КОСМИЧЕСКОЙ ОРБИТЕ! | ЛЕ ФЫК, ТИЕН ЗУНГ Фото авторов. МИНЬ ДАО, ТАСС, АПН |
«Советская молодежь уже совершила полет в космос, и я верю, что и вьетнамской молодежи когда-нибудь представится возможность побывать в космосе»
ХО ШИ МИН |
Накануне полета в космос экипаж «Союза-37» (справа налево) подполковник Фам Туан, полковник В. В. Горбатко и экипаж дублеров полковник В. П. Быковский, капитан Буй Тхань Лием по традиции пришли к памятнику Юрия Гагарина... |
24 июля 1980 года в 1 час 33 минуты ханойского времени (23 июля в 21 час 33 минуты московского времени) в Советском Союзе был осуществлен запуск космического корабля «Союз-37».
Космический корабль пилотировал международный экипаж: командир корабля дважды Герой Советского Союза летчик-космонавт СССР Виктор ГОРБАТКО и космонавт-исследователь Герой Социалистической Республики Вьетнам Фам ТУАН.
Программа полета корабля «Союз-37» предусматривала стыковку с орбитальным комплексом «Салют-6» — «Союз-36» и проведение на его борту исследований и экспериментов совместно с космонавтами Леонидом Поповым и Валерием Рюминым.
В ходе полета корабля «Союз-37» были продолжены исследования космического пространства в мирных целях, проводимые социалистическими странами — участницами программы «Интеркосмос».
31 июля 1980 года в 22 часа 15 минут ханойского времени (18 часов 15 минут московского времени) после успешного завершения намеченной программы совместных работ на борту орбитального научно-исследовательского комплекса «Салют-6» — «Союз-36» — «Союз-37» международный экипаж в составе космонавтов Виктора ГОРБАТКО и Фам ТУАНА возвратился на землю.
Новый полет международного космического экипажа в составе советского и вьетнамского космонавтов явился ярким свидетельством нерушимой братской дружбы и тесного сотрудничества между СССР и СРВ, еще одним примером плодотворной совместной работы ученых и космонавтов социалистических стран в мирном освоении и использовании космоса.
«Следовать по пути Октябрьской революции, сплачиваться с Советским Союзом — это принципиальный курс нашей партии и государства. Сила испытанной великой вьетнамо-советской дружбы, выпестованной лично товарищем Хо Ши Мином, — важный фактор всех побед Вьетнама в деле строительства социализма и защиты национального суверенитета». ЛЕ ЗУАН |
...Фам Туан посмотрел в иллюминатор на Землю и сказал: «Наша Родина безмерно прекрасна! Я желаю всем народам жить в мире, счастье, равноправии, желаю детям видеть небо всегда чистым, никогда не затуманенным дымом пожарищ войны».
Наш соотечественник обращался к нам из космоса!
В дни полета в зарубежной прессе мелькали броские заголовки: «Первый вьетнамец в космосе!», «Герой, сбивший американскую «летающую крепость» Б-52 — в космосе!», «Космонавт из Азии!» Да, для Запада это оказалось сенсацией. Вьетнам, землю которого еще недавно терзала война и который не успел еще залечить свои раны, вышел на космическую орбиту.
Мы же, вьетнамцы, испытывали огромную радость и гордость. А многим из нас в те дни, когда мир узнал о полете в космос гражданина СРВ, подумалось: «Иначе и не могло быть!»
Да, есть своя закономерность в том, что Вьетнам шагнул в космос. К космической эпопее наш народ шел через трудности и лишения, через долгие годы войны против чужеземцев.
Почти двадцать лет назад, когда наша страна еще была разделена, когда на Юге шла кровопролитная война и Север делал первые шаги на пути к социализму, Президент Хо Ши Мин предвидел нынешний полет своего соотечественника, «...я верю, что вьетнамской молодежи когда-нибудь представится возможность побывать в космосе», — писал он в 1961 году в поздравлении первому в мире космонавту Юрию Гагарину.
Как наказ воспринял слова вождя вьетнамский народ. И он выполнил этот наказ.
Согласно преданиям, наш народ издревле имел дерзновенную мечту — своими глазами увидеть «обитель бессмертных», обрести такую невиданную силу, чтобы преодолеть «девять слоев облаков» и, добравшись до «господина Неба», потребовать у него справедливости на Земле.
И вот на 35-м году существования Социалистической Республики Вьетнам мечты наших предков стали явью!
Закономерен был полет в космос нашего соотечественника, характерна и биография Фам Туана, чьи знания, способности, усилия подняли престиж нашей родины на небывалую высоту.
Сын крестьянина, он рано узнал, что такое война. Взрывы бомб над деревней, где он родился и рос, смерть друзей, соседей... Туан мечтает стать летчиком, подняться в небо, чтобы защитить, закрыть свою землю от вражеских самолетов. После школы его взяли в авиационное училище, но только учиться на техника — слишком слабым он был от постоянного недоедания.
Однако Туан не оставил свою мечту. Он настойчиво занимается спортом, закаляется и наконец добивается своего. На летчика он учится в Советском Союзе.
После учебы вернулся на родину, был зачислен в полк «Красная звезда». Над Севером бушевала война: американская военщина намеревалась «вбомбить в каменный век» нашу страну. И для Фам Туана начались боевые будни.
«Космос нужен нам, нужен человечеству не ради рекордов, хотя герои космоса, как говорится, по роду службы и ставят такие рекорды. В выигрыше от космических открытий в конечном счете оказываются земные дела».
Л. И. БРЕЖНЕВ |
А потом был тот, наверное самый главный, бой в его жизни. В одну из декабрьских ночей 1972 года на Ханой под прикрытием истребительной авиации двинулись «летающие крепости» — сверхбомбардировщики «Б-52», — каждый с десятью тоннами бомб на борту. Фам Туан и его друзья получили задание: не пропустить к столице стальную громаду. Фам Туан сумел уклониться от боя с охраняющими «Б-52» «фантомами» и вышел один на один с «летающей крепостью»...
Позже американский летчик все хотел узнать, кто же его сбил. Дали ему такую возможность. «Неужели этот мальчишка?» — удивился американец, увидев Фам Туана.
Это был первый сбитый в воздушном бою бомбардировщик «Б-52», и Фам Туан получил звание Героя Социалистической Республики Вьетнам.
С 1977 года он — слушатель Военно-воздушной академии имени Ю. А.Гагарина, в 1979 году начал подготовку к пилотируемому полету по программе «Интеркосмос» в Центре подготовки космонавтов имени Ю. А. Гагарина.
Фам Туан приехал в Звездный городок, когда на северных границах Вьетнама еще клубился дым пожарищ, оставленных пекинскими агрессорами. В сжатые сроки он должен был пройти полный курс обучения по программе полета на космическом корабле, получить и усвоить гигантский объем знаний по астрономии, метеорологии, космической связи и физике, космической медицине...
Курс физических тренировок первого вьетнамского космонавта включал много сложных упражнений, способствующих регулировке кровяного давления, закалке мышц, короче, подготовке организма к предстоящим в полете огромным перегрузкам и состоянию невесомости. Фам Туан, который убежден, что человек может все, если у него есть воля и цель, успешно прошел все испытания. Нам довелось наблюдать, как проходит тренировочная стыковка кораблей, что является одним из важнейших элементов подготовки к полету. |
...Мы сидим у пульта тренажера. На экране — Фам Туан и В. Горбатко полулежат в специальных креслах отделяемой части корабля «Союз». Инструктор за пультом отдает распоряжения по системе телерадиосвязи. Приказания его В. Горбатко и Фам Туан выполняют быстро и точно. Горбатко манипулирует рычагами управления. Фам Туан священнодействует со сложной системой клавиш и кнопок. Затем на экране появляется силуэт корабля «Союз», приближающегося к станции «Салют». Экран гаснет, снова зажигается, и упражнение повторяется с самого начала. Вот так космонавты снова и снова, десятки раз проделывают всю операцию по стыковке корабля и станции... Фам Туан напряженно готовился к космическому рейсу, чтобы успешно выполнить полетное задание, включавшее свыше двух десятков научных экспериментов по мирному освоению и использованию космического пространства, изучению природных ресурсов земли, в том числе недр Социалистической Республики Вьетнам. Мы присутствовали на нескольких теоретических занятиях Фам Туана совместно с В. Горбатко. Достаточно было видеть выражение лица Фам Туана, чтобы понять, с каким огромным чувством ответственности относился он к предстоящему полету. Друзья и коллеги Фам Туана, преподаватели, инструкторы, оказали ему большую помощь. Уже работая на орбите, В. Горбатко и Фам Туан регулярно докладывали в Центр управления полетом о достигнутых результатах, которые в точности соответствовали полетному заданию. Именно поэтому советские ученые дали им оценку: «Отлично». |
Партийно-правительственная делегация Вьетнама, возглавляемая заместителем премьер-министра правительства СРВ генералом армии Во Нгуен Зиапом, на космодроме в Байконуре |
В Звездном городке мы слышали мнение специалистов, которые говорили, что успех космического рейса зависит от многих факторов, и не только, например, таких, как научно-технический уровень знаний и выносливость космонавтов, их способность адаптироваться к невесомости, но и от индивидуальных особенностей реакции и характера каждого из участников полета. Так что подобрать для совместного рейса людей «совместимых»— дело отнюдь не легкое. В этом смысле В. В. Горбатко и Фам Туан полностью «подошли» друг к другу. «У нас с Туаном нет языкового барьера», — сказал В. В. Горбатко. А Фам Туан называет командира корабля «мой учитель» с самым искренним уважением. А главное — космонавтов объединяет одна цель. Поэтому они, дети разных народов, отличающиеся возрастом, цветом кожи, но выполняющие общую историческую миссию, очень скоро стали «небесными братьями».
За восемь дней работы на борту орбитального комплекса космонавты Леонид Попов, Валерий Рюмин, Виктор Горбатко и Фам Туан превосходно выполнили всю программу медико-биологических и технологических исследований и экспериментов, подготовленных специалистами Советского Союза, Вьетнама при участии ученых других социалистических стран.