вернёмся в библиотеку?
желательно разрешение 1024 Х 768


журнал "Вьетнам". 1980 №9, с 6-11


ВЬЕТНАМ

НА КОСМИЧЕСКОЙ ОРБИТЕ!
ХЫУ МАЙ

Фото ВИА
НОЧНАЯ АТАКА



Перед боем
До того как стать космонавтом, Фам Туан был военным летчиком и участвовал в борьбе вьетнамского народа против американской агрессии. В ночном бою под Ханоем он сбил бомбардировщик «Б-52», за что был удостоен звания Героя Социалистической Республики Вьетнам. В нашем журнале печатается отрывок из очерка Хыу Мая «Дорога на космодром».

Ночью 27 декабря стало ясно, что американцы снова готовят массированный воздушный налет на Ханой.

В десять вечера вражеские бомбардировщики нанесли первый удар по нашим аэродромам. Истребители сопровождения непрерывно маневрировали в районе действия бомбардировщиков, не давали нашим самолетам подняться в воздух.

Еще через пятнадцать минут на экранах наземной аппаратуры слежения появилось несколько серебристых точек: с запада надвигались стратегические бомбардировщики «Б-52».

Пилоты получили приказ подняться в воздух.

Этой ночью Фам Туан должен был заступить на боевое дежурство. Еще с вечера он перебазировался на один из северных аэродромов. Задача его состояла в том, чтобы перехватить самолеты противника до того, как они смогут пустить свои ракеты.

В 22 часа 22 минуты Туан поднял в воздух свой самолет. Было облачно. Взглянув на часы, Туан вывел самолет на заданный курс и набрал высоту. Видимость улучшилась. Он напряженно всматривался в разворачивавшееся перед ним фиолетовое пространство. Локаторы Туан не включал, чтобы раньше времени не обнаружить себя и сохранить за собой преимущества внезапного нападения.

Цель поражена



С Земли сообщили, что противник уже недалеко. Туан был всего в четырнадцати километрах от американских самолетов. «Б-52» летели выше, чем он, на четыре тысячи метров.

Туан внутренне собрался, с напряжением вглядываясь в звездное небо, похожее на огромный экран локатора. Сосредоточенно и четко работала мысль. Почему американцев до сих пор не видно? Может быть, этой ночью они летят с выключенными бортовыми огнями? Если он их не увидит, придется просить у Земли разрешения включить локаторы. Странно, обычно ночью янки летают при полной иллюминации. Они идут очень плотно и боятся столкновения. Чувствуют себя уверенно, им кажется, что они недосягаемы для МИГов.

Впереди мелькнула яркая точка. Вспыхнула и погасла ослепительная огненная дуга. Что-то не похоже на падающую звезду... Да ведь это истребители сопровождения обнаружили его и пытались сбить ракетой!

Хотя минуту назад Туан был на волосок от гибели, не страх, а радостное возбуждение охватило его. Теперь-то им не уйти! Он «нащупал» врага в ночном небе. Не спутать бы только бомбардировщик с мазилой из «фантома», выпустившим только что ракету. Времени у него в обрез: янки наверняка оповестили друг друга о появлении МИГа.

Туан крикнул:

— Цель обнаружена!

Он включил форсаж.

Его самолет держался на прежней высоте — шесть тысяч метров. «В-52» шли на высоте десять тысяч метров. Теперь, даже если один из «фантомов» спикирует и зайдет ему в хвост, он не успеет помешать Туану атаковать бомбардировщик.

Бесславный конец «летающей крепости» (справа — эмблема стратегической авиации США на борту сбитого самолета «Б-52»)

Через несколько секунд Туан заметил какое-то светлое расплывчатое пятно слева от одного из «В-52». Так могла светиться только кабина самолета. Это был третий бомбардировщик, летевший последним в звене с выключенными бортовыми огнями. Возможно, он и раньше летел без освещения, но скорее всего, только что выключил его, предупрежденный о появлении МИГа.

Теперь Туану хорошо было видно, что «В-52» летят «лесенкой» — боятся наткнуться друг на друга.

Он доложил:

— Вижу три бомбардировщика. Разрешите атаковать второго.

Этот янки летел с бортовыми огнями и представлял собой отличную мишень.

Туан взял резко вверх, выходя на позицию, удобную для пуска ракет. Он уже не думал о том, что, возможно, именно в этот момент один из «фантомов» заходит ему в хвост, ориентируясь на огненный, как у кометы, след МИГа.


Вот она, долгожданная победа!

Истребитель Туана на огромной скорости промчался мимо последнего, летевшего без бортовых огней бомбардировщика. От цели Туана отделяли теперь всего две тысячи метров.

Туан зашел в хвост вражескому бомбардировщику и еще через мгновение нажал на гашетку.

Затем он резко бросил машину влево, стремясь как можно быстрее выйти из опасной зоны. МИГ ринулся вниз почти по вертикали. От перегрузки у Туана потемнело в глазах. Но мысль по-прежнему работала быстро и четко. Он знал, что падает, что еще немного — и он врежется в землю, если у него не хватит сил вывести самолет из пике.

Увидев, что безнадежно теряет высоту, Туан собрал все силы и потянул на себя ручку управления.

Когда истребитель вышел из пике, Туану показалось, что он видит восход солнца. Ярко-красный свет озарял все вокруг. Под крылом самолета были отчетливо видны деревни, поля, дороги.

Он поднял глаза. Над ним бушевало море огня. «В-52» горел! Со стороны Ханоя раздавались залпы зениток. Туан подумал, что вовремя разделался с янки. Еще немного — и он попал бы в огненное кольцо зениток, прикрывавших подступы к столице. Ночной бой продолжался.

Туан пошел на снижение и, приблизившись к аэродрому, увидел, что он освещен, как днем.

Он попросил разрешения на посадку.

Почему-то не было видно огней взлетной полосы, красных, фиолетовых, желтых лампочек которые дружески подмигивали ему каждый раз, когда он заходил на посадку...

Туан не знал, что полчаса тому назад американские самолеты разбомбили подстанцию, лишив аэродром электричества.

— Садиться немедленно, пока полоса освещена заревом! — раздался голос в наушниках.

Истребитель Туана мягко коснулся земли. Рука, сжимавшая рукоятку управления, онемела так, что он не сразу смог разжать ее.

К самолету подбежали товарищи, обняли Туана и вытащили его из кабины. И в этот момент погасло зарево, аэродром снова окутала ночная темнота, нарушаемая лишь огненными сполохами на горизонте, там, где сражались защитники неба столицы.




ДАО ТУНГ

Фото ЛЕ ФЫКА, ТЬЕН ЗУНГА
ВОЛНУЮЩИЕ ДНИ

2 сентября 1945 года на площади Бадинь Президент Хо Ши Мин зачитал Декларацию независимости.
7 октября 1954 года Хо Ши Мин вернулся в освобожденный Ханой.
30 апреля 1975 года завершилась операция «Хо Ши Мин» по освобождению Южного Вьетнама
23 июля 1980 года в космос впервые полетел вьетнамский гражданин — космонавт-исследователь Фам Туан на борту корабля «Союз-37» вместе с командиром корабля Виктором Горбатко. Логическая связь этих событий очевидна. Они не только вошли в историю Вьетнама, но и стали известны во всем мире. Их свидетелем и порой непосредственным участником был известный вьетнамский журналист Дао Тунг. Он руководил группой вьетнамских журналистов, прибывших в Советский Союз для освещения совместного советско-вьетнамского полета в космос.

В нашем журнале мы печатаем его репортаж об этом полете.



Вьетнамские ученые в центре управления полетом

В 21 час 33 минуты мы, журналисты, прибыли на стартовую площадку космического корабля «Союз-37». Трехступенчатая ракета, высотой около 60 метров, в верхней части которой расположен космический корабль «Союз-37», застыла на фоне ночного неба, освещенная мощными прожекторами. Светом залита вся стартовая площадка.

Эта картина рождала в душе неясные, таинственные чувства ожидания чего-то необычного. Еще немного — и космонавты стартуют в космос. А пока они спокойно сидели в своих креслах и весело переговаривались. Все это мы наблюдали на телевизионных экранах Центра управления.

Через мгновение раздался оглушительный грохот — ракета-носитель вместе с кораблем начала медленно отрываться от земли, набирая скорость и высоту. Сноп огня вырывался из сопл ракеты. Она уходила все дальше в черную бездну космоса, с каждой секундой становясь все меньше, и наконец превратилась в маленькую точку.

На протяжении 9 минут, пока корабль выходил на околоземную орбиту, космонавты Горбатко и Фам Туан, казалось, сидели рядом с нами — мы видели их на экране телевизора. Они докладывали Центру управления полетом, что самочувствие у них нормальное и все идет по плану. Внезапно изображение космонавтов исчезло с экрана. Я немного растерялся, не понимая, что произошло. Но буквально через несколько секунд услышал радостные аплодисменты. Наши советские друзья бросились обнимать и поздравлять нас. Корабль вышел на околоземную орбиту.
Первое интервью после полета

В ночь на 24 июля мы вновь были в Центре управления полетом, чтобы наблюдать за стыковкой «Союза-37» и орбитальной станции «Салют-6». Несмотря на позднюю ночь, сотни людей в Центре напряженно работали. И вот долгожданный момент — стыковка началась. Все следили за ней, затаив дыхание. А спустя некоторое время был успешно осуществлен переход Фам Туана и Виктора Горбатко на станцию.

В эту ночь в Центре управления полетом царила атмосфера радости и ликования. Ко мне подошел польский корреспондент и искренне сказал: «Фам Туан и его дублер Буй Тхань Лием — отличные ребята! Они настоящие сыны Вьетнама!» И тогда я вспомнил, как наши космонавты отвечали на вопросы корреспондентов за несколько дней до старта. Их спросили: «Какими чертами характера необходимо обладать, чтобы стать космонавтом?» И Фам Туан и Буй Тхань Лием единодушно ответили, что нужно по-настоящему любить труд, чтобы овладеть всеми секретами профессии космонавта. Быть смелым и упорным; уметь в любую минуту и в любой ситуации быть готовым принять правильное решение; быть высоко дисциплинированным и организованным; и самое главное — уметь дружить и помогать друг другу.

Встреча на земле



Честно говоря, в тот день я еще до конца не осознал всю глубину и важность этих слов. Потом, побывав в Москве, на Байконуре, в Джезказгане и в Калуге, в маленьком домике Ю. А. Гагарина, в доме Генерального конструктора С. П. Королева, наблюдая за космическим полетом, я понял, как необходимы космонавтам эти черты характера. Именно они позволили сыну вьетнамского народа выполнить трудную программу подготовки к полету.

Советско-вьетнамский космический полет стал возможным благодаря советским инженерам, конструкторам, ученым и рабочим, создавшим замечательную технику. Тысячи людей в научно-исследовательских институтах, занимающихся теоретическими проблемами космонавтики, на специализированных предприятиях по выпуску машин и оборудования для космических полетов, в центрах подготовки космонавтов, в центрах управления полетами подготовили и помогли осуществить этот полет.

Совместные космические полеты по программе «Интеркосмос» совершаются с 1978 года. В космосе побывали советско-чехословацкий, советско-польский, советско-немецкий, советско-болгарский, советско-венгерский, советско-вьетнамский и вот совсем недавно советско-кубинский экипажи. Программа совместных полетов продолжается. Для подготовки полета в СССР прибыли космонавты из Франции.

Советско-вьетнамский космический полет— прекрасный пример крепкой дружбы наших народов. Разве возможна была бы совместная подготовка вьетнамских и советских космонавтов к полету и сам полет, если бы не было этой дружбы? Рабочие одного из заводов в выходной день устроили митинг, на котором приветствовали делегацию вьетнамских журналистов, приехавших встретить экипаж корабля «Союз-37». Выступавшие на митинге говорили о том, что советские люди разделяют радость Вьетнама.

Космический полет, которым гордится сегодня каждый вьетнамец, откроет для Вьетнама новые горизонты в науке и технике. Это событие будет вписано золотыми буквами в историю всестороннего сотрудничества между СССР и Вьетнамом.



Короткие часы досуга

Автограф на спускаемом аппарате