Напомним для начала нашим читателям аксиому, тысячекратно озвученную во всех жанрах в истории нашей космонавтики: мы, то есть Советский Союз, приоритетно прорвались в космос усилиями наших ученых и инженеров, ведомых С. Королевым. Естественно, вдохновляемые родной КПСС...
Но все не так просто в истории эпохального свершения человеческого разума — прорыва в космос. До сих пор в истории этой немало умолчаний и "белых пятен". Наш рассказ — об одном из них.
"ВТ" не так давно впервые рассказал о том, как заключенному "шараги" ЦКБ-29 в подмосковном Болшеве, будущему академику Петру Дузю весной 1945 года удалось ознакомиться с архивом Вернера фон Брауна, захваченным нашей разведкой на ракетном полигоне Германии Пенемюнде. Дузя в 12-томном труде поразили 6 страниц, на которых перечислялись идеи наших гениальных соотечественников К. Циолковского и Ю. Кондратюка, использованные фон Брауном в его разработках. Этот перечень содержался в последнем, 12-м томе архива. Но еще большее потрясение Дузь испытал при чтении глав 11-го тома, именовавшегося "Перспективные разработки". Там между прочим говорилось о разработке фон Брауном двухступенчатой межконтинентальной ракеты А-9/А-10, предназначенной для обстрела из Европы Нью-Йорка и Вашингтона, а также ракеты-носителя Фау-3 для запуска астронавтов!
По словам П. Дузя, в отчете приводились снимки не только летавших ракет названных типов, но и их полезных нагрузок: капсулы для пилота-оператора на ступени А-9, наводившего ее на цель (из этой капсулы он затем должен был катапультироваться над Атлантикой и подбираться подводными лодками), а также космического корабля для астронавта на верхней ступени Фау-3.
В отличие от советских коллег, начинавших свои первые опыты с ракетами по московским подвалам, на голом энтузиазме, в Германии с самого начала все происходило под патронажем государства. Уже в начале июня далекого 1929 года министр рейсвера отдает приказ начальнику отдела баллистики Управления вооружений полковнику К. Беккеру "приступить немедленно к изучению возможности использования ракетных двигателей в военных целях". Через неделю в недрах названного отдела формируется секретная группа капитана Вальтера Дорнбергера по изучению ЖРД. А тот, в свою очередь, начинает с организации на полигоне Куммерсдорф под Берлином Лаборатории ЖРД и разработки программы создания ракет. Все эти замыслы, их реализация облегчаются тем, что именно в этом году профессор Герман Оберт создает первую в мире камеру сгорания с соплом, то есть классический ЖРД, и уже 23 июля в Куммерсдорфе проводит его первое огневое испытание.
Проектирование первой экспериментальной ракеты с ЖРД начинается в 1931 году, а с 1 ноября 1932-го эти работы возглавляет Вернер фон Браун, в коллектив которого в 1937 году входят 80 ИТР. В 1933 году ракета А-1 с ЖРД тягой 300 кг вовсю летает; в конце августа впервые взлетает и ее модификация А-2... Март 1936 года — Рубикон: именно тогда фон Браун получает задание на разработку ракеты с дальностью стрельбы 275 км при боевой части весом 1,0 т. Одновременно с этим главком Сухопутных войск рейха генерал Фрич принимает решение о строительстве полигона Пенемюнде на о. Узедом в Балтийском море.
В конце мая в Германию переезжает из Вены О. Зенгер, приглашенный правительством Германии для организации НИИ ракетной техники. И начинает он со строительства завода по производству 56 тонн жидкого кислорода в сутки и огневого стенда испытаний ЖРД тягой до 100 тонн. Уже через 3 года давление в зенгеровских модельных камерах сгорания достигнет 100 атм., а скорость истечения газов из сопла двигателей — 3 км/сек.
Работы фон Брауна идут своим чередом. В документе от 23 июля 1937 года он впервые использует индекс А-4 (читай — Фау-2) и приводит характеристики ракеты: вес — 12 т, длина — 14 м, диаметр — до 1,6 м, тяга ЖРД — 25 т, боевая часть — 1 т, расчетная дальность стрельбы — 300 км. 17 марта 1939 года Гитлер посещает Пенемюнде, где наблюдает пуски моделей нескольких ракет. А с мая начинаются стрельбы Фау-2 в сторону Балтийского и Северного морей на полную дальность...
Но замыслы немецких конструкторов простираются еще дальше.
Любые войны рано или поздно кончаются. Фау-2, выполнив свое предназначение, уйдет в историю. Но с позиций человечества ракеты — это не только оружие, но и средство проникновения в беспредельный космос. И даже в разгар войны имеется шанс сделать что-то для будущего: лабораторией фон Брауна получен заказ на ракету для обстрела целей в США. Сделать это сможет только двухступенчатая ракета. И только она проложит дорогу туда, к звездам!..
И уже весной 1941 года под руководством В. фон Брауна прочерчивается облик МБР А-9/А-10, каждый элемент которой тщательно просчитывается и выверяется в многочасовых беседах с Г. Обертом.
Английская разведка выходит на след новой немецкой разработки. Ее агент в Министерстве авиации рейха сообщает, что вес ступени А-10 равен 85 т, ступень А-9 — со стреловидным крылом...
В ночь с 17 на 18 августа 600 английских бомбардировщиков "ланкастер" обрушивают на Пенемюнде лавину бомб. Начинается великое перебазирование всего, что уцелело, в рейх, под Нордхаузен, а полигона — в польскую Близну.
Но даже в этот момент В. фон Браун помнит о своей мечте: в феврале 1944 года в люфтваффе в абсолютной тайне начинается отбор 42 кандидатов на пилотирование капсул, запускаемых ракетой А-9/А-10, шефом которых становится оберштурмбанфюрер СС Отто Скорцени. Он встречается с фон Брауном, указывает ему место в Альпах, где будет базироваться отряд астронавтов — операторов наведения ступени А-9, и сообщает позывные для оперативной радиосвязи.
5 сентября, после первого пуска Фау-2 по Парижу, фон Браун встречается с Гитлером и предлагает ему "развить успех нанесением неотразимого удара по Нью-Йорку", для чего "все готово", вплоть до прошедших полный цикл подготовки шести операторов. Надо лишь установить на крыше самого высокого небоскреба в Нью-Йорке "Эмпайр стейтс билдинг" радиомаяк для прицеливания. 30 ноября у восточного побережья США всплывает немецкая подводная лодка и высаживает двух диверсантов, призванных решить названную задачу. Но в перестрелке с засадой они погибают, и операция "Эльстер" срывается.
Несмотря на эту неудачу, позади у немцев 48 пусков А-9/А-10, из которых лишь 16 — аварийных. При такой надежности носителя можно выходить и на запуск астронавта! Тем более, что выбор кандидатов неограничен: Скорцени довел состав своего отряда до 100 военных летчиков; материальная часть — капсулы, скафандры, питание, навигационная система и прочее — также готова!
23 января 1945 года под вечер главный врач полигона Вильгельм Кольбе приглашает фон Брауна прибыть в медицинский центр. Явившись к корпус в северной части острова Узедом, конструктор Фау впервые видит перед собой обер-лейтенанта Рудольфа Шредера в полной космической экипировке. Шредеру предстоит завтра на рассвете первому отправиться в суборбитальный полет на ракете А-9/А-10.
На заре следующего дня Г. Оберт, В. фон Браун и другие создатели ракетно-космического комплекса собираются на КП полигона, в подземном бункере, рассаживаются в креслах и молча наблюдают всю процедуру исторического действа — запуска пилота, который мог бы стать первым в мире астронавтом. Судя по данным, высвечиваемым на настенных табло, ЖРД первой ступени и система управления носителя срабатывают исправно. Но на 10-й секунде полета все экраны одновременно гаснут, и голос диктора бесстрастно сообщает о том, что "испытательный полет прерван по неустановленной причине". В гробовой тишине присутствующие сидят несколько минут, не шелохнувшись; затем в зале загорается свет, и все подходят к Брауну с выражением скорби и сочувствия. Еще через несколько часов генерал В. Дорнбергер проводит рабочее совещание, на котором выражает уверенность в правильности избранного пути и намерение "продолжать усилия по освоению новой техники". И действительно: стрельбы ракетами А-9/А-10 в сторону Северного моря будут продолжены, и 6 пусков окажутся успешными. В этот момент ракета имеет характеристики: общая длина — 43 м, диаметр у основания — 4,15 м; ступень А-10 представляет собой "пакет" из 6 камер сгорания ЖРД суммарной тягой 180 т, с единым соплом; работают они на высококипящих компонентах топлива.
В марте 1945 года американцы захватывают подземные ракетные заводы под Нордхаузеном; но лишь в начале мая им удается обнаружить там в тайниках документацию на ракету А-9/А-10 и перебросить ее за океан.
22 апреля в Берлине появляются и первые советские спецы из НИИ самолетного оборудования во главе с директором генералом Николаем Петровым. Они находят гироплатформу от ступени А-9, назначение которой остается им неведомым вплоть до обнаружения "живьем" экземпляра самой ракеты А-9/А-10, которая надолго приводит поисковиков в изумление и шок. Петров сообщает о находке своему шефу наркому Алексею Шахурину, а тот — как читателям "ВТ" уже известно — наркому боеприпасов Борису Ванникову, которому Сталиным поручено решение "проблемы Фау-2". Место находки (полигон Куммерсдорф) оцепляется чекистами; ракету разбирают, грузят в эшелон и под охраной чекистов отправляют в Союз, где ее следы теряются. Узнаем ли мы когда-нибудь — почему?..
Михаил РУДЕНКО
Собственные комменты: