С сайта ВПК («Военно-промышленный курьер» №45 (211) 21 - 27 ноября 2007 года)
http://www.vpk-news.ru/article.asp?pr_sign=archive.2007.211.articles.defence_02


Прислал Любомир Иванов


РУССКИЙ СЕГМЕНТ

РОСКОСМОС НАДЕЕТСЯ, ЧТО ЧИСЛО ПОЛЬЗОВАТЕЛЕЙ СИСТЕМЫ ГЛОНАСС ВОЗРАСТЕТ ЗА СЧЕТ СТРАН БЛИЖНЕГО ВОСТОКА



10-я, юбилейная, выставка Dubai Airshow, несмотря на свое кажущееся несколько несерьезным название (в русском языке английское слово "шоу" имеет явно развлекательный оттенок), стала весьма серьезным маркетинговым мероприятием. За пять дней работы (с 11 по 15 ноября) было заключено контрактов на сумму, превышающую 80 млрд. долларов. Для сравнения: в июне 2007 г. на салоне в Ле Бурже было подписано твердых соглашений на 100 млрд. долларов, а в августе, в ходе московского салона МАКС-2007 - на 3 млрд. долларов. В Дубае был также побит рекорд по стоимости заключенного контракта. Если объем предыдущей самой крупной сделки в сфере гражданской авиации исчислялся 21,9 млрд. долларов (она, кстати, также была заключена на выставке в Дубае два года назад), то на Dubai Airshow-2007 единовременно было заказано авиалайнеров на сумму 31,7 млрд. долларов.


Спутник дистанционного зондирования земли "Монитр-Э". Космические услуги России набирают популярность в регионе Персидского залива.
Фото Ильи КЕДРОВА

Основным спросом на выставке пользовались гражданские самолеты двух мировых флагманов отрасли - компаний Airbus и Boeing. На этот раз лидером стал европейский консорциум, за несколько дней отыгравший неудачи нескольких последних лет, связанные с задержкой завершения разработки и началом поставок А380. В первые два дня работы выставки были подписаны контракты на закупку 120 самолетов A350, 11 воздушных гигантов A380, 42 Boeing-787 и 39 Boeing-777. Лидером в закупке авиалайнеров стала авиакомпания из ОАЭ Emirates, разместившая заказы на общую сумму 34,9 млрд. долларов. Еще один перевозчик из региона Персидского залива - Qatar airways заключил контракты на сумму 13,5 млрд. долларов. Принц из Саудовской Аравии Альвалид бин Талал бин Абдулазиз Альсауд, глава Королевской холдинговой компании, стал первым частным заказчиком А380 в VIP-исполнении, получившим название "Летающий дворец".

Если говорить о перспективах ближневосточного рынка гражданских самолетов, то, по мнению аналитиков компании Boeing, в ближайшие 20 лет арабские страны закупят до 1160 авиалайнеров на сумму 190 млрд. долларов, тем самым удвоив свой авиапарк. По мнению представителей американской компании, на долю региональных машин придется лишь один процент этой суммы. Однако если говорить о странах Персидского залива, то именно на этот сегмент рынка может рассчитывать российский авиапром. По всей видимости, именно поэтому основным невоенным предложением российской делегации на Dubai Airshow-2007 было семейство перспективных региональных самолетов Superjet100, разработанных компанией "Сухой".

Всего в выставке приняли участие более 850 компаний из 50 стран, представивших 140 летательных аппаратов как гражданского, так и военного назначения. Россию представляли 40 компаний под эгидой "Рособоронэкспорта", среди которых АХК "Сухой", РСК "МиГ", Концерн ПВО "Алмаз-Антей", корпорация "Тактическое ракетное вооружение", ТАНТК им. Г.М. Бериева, Улан-Удэнский авиационный завод, Казанский и Московский вертолетные заводы и другие. Обширную экспозицию развернуло Федеральное космическое агентство.

Единственным натурным образцом, представленным российской делегацией, стал МиГ-29М ОВТ. По словам заместителя генерального директора РСК "МиГ" Владимира Выпряжкина, на Dubai Airshow-2007 завершается двухлетний цикл всемирной демонстрации возможностей этой машины, являющейся прототипом наиболее современного и перспективного для поставок на экспорт самолета МиГ-35. Появление этой машины в ОАЭ Владимир Выпряжкин также объяснил тем, что в настоящее время многие страны арабского мира начинают испытывать необходимость в обновлении парка полученных из СССР истребителей марки "МиГ", а значит, для них необходимо еще раз показать лицом лучший товар фирмы.

В регионе Ближнего Востока и Северной Африки, который в настоящее время становится одним из основных потребителей российского вооружения и военной техники, традиционным спросом пользуются наши системы ПВО. Концерн ПВО "Алмаз-Антей", впервые принявший участие в Dubai Airshow, наряду с широко известными и неоднократно экспонировавшимися на различных выставках системами и комплексами ПВО С-300ПМУ2 "Фаворит", "Антей-2500", "Бук-М1-2", "Тор-М1", "Штиль-1", турельной установкой 3М47 "Гибка" впервые представил за рубежом боевую машину 9А331МК зенитного ракетного комплекса малой дальности "Тор-М2Э". Премьера этого ЗРК состоялась в августе на МАКС-2007. Новый комплекс имеет существенно улучшенные технические характеристики, в том числе по помехозащищенности, и размещен на колесном шасси, что обеспечивает ему большую привлекательность в странах Ближневосточного региона.


На выставке в Дубае концерну Airbus удалось добиться серьезных успехов.
Фото Ильи КЕДРОВА

"Роскосмос" также впервые принял участие в Dubai Airshow. Как отметил заместитель руководителя Федерального космического агентства Виталий Давыдов, это объясняется растущим интересом государств региона Персидского залива к гражданскому использованию космического пространства. Виталий Давыдов напомнил, что в сентябре 2007 г. состоялся визит Владимира Путина в Объединенные Арабские Эмираты, в ходе которого был подписан меморандум о сотрудничестве в космической сфере. Таким образом, участие "Роскосмоса" в Dubai Airshow-2007 является первым шагом на пути к насыщению этого рамочного соглашения конкретными делами. Представители агентства и предприятий российской космической отрасли в ходе выставки проводили работу по определению наиболее интересных направлений сотрудничества, в которых можно получить взаимовыгодные результаты. Ожидается, что наиболее востребованными должны стать российские услуги по выведению на орбиту полезных нагрузок, проведению дистанционного зондирования земли, а также наши возможности в области спутниковых систем связи и космической навигации.

Как отметил Виталий Давыдов, технологии, связанные со спутниковой навигацией, сегодня востребованы повсеместно, не является исключением и регион Персидского залива. В настоящее время без систем спутниковой навигации фактически уже невозможно наладить полноценный мониторинг и контроль транспортных потоков, грузооборота и т.д. Однако, по понятным причинам, использование лишь одной системы - GPS не является оптимальным решением, а значит, необходима резервная сеть навигационных спутников. Таковой на сегодняшний день может быть только российская ГЛОНАСС. Поэтому, по мнению Виталия Давыдова, применение ГЛОНАСС любым государством, уже пользующимся возможностями американской GPS, является вполне вероятным. По его словам, агентство провело ряд переговоров в Саудовской Аравии и Объединенных Арабских Эмиратах и видит здесь вполне определенные перспективы по расширению числа пользователей ГЛОНАСС.

Илья КЕДРОВ
Дубай - Москва