Ленин всегда поддерживал новаторов — людей смелой мечты.
Циолковский... История жизни этого человека до Великого Октября — это лишения, заговор молчания, недоверие и одиночество.
Неизвестно, что произошло бы с Циолковским, если бы не революция, не Ленин. Ленин оценил значение трудов, исполнение которых было возможным лишь в будущем. Государство пришло на помощь Циолковскому. Ему была назначена персональная пенсия, о нем заботилась Комиссия по улучшению быта ученых, его избрали членом Социалистической академии. И шестидесятилетний ученый обрел новые силы, сделал новые открытия, написал новые работы. Красноречивые цифры: 3 работы ежегодно до Октября и 25 — после! Идея составных ракет, которые теперь выводят на орбиту искусственные спутники и достигают Луны, была выдвинута Циолковским во второй, счастливый период его жизни после Октября.
Мечта о полетах во вселенной увлекала многих. Среди энтузиастов межпланетных путешествий был советский инженер Фридрих Артурович Цандер. Он еще в юности занимался астрономией, проводил опыты, делал расчеты, выступал с докладами. Один из своих докладов он сделал в 1920 году на конференции изобретателей в Москве. На эту конференцию приехал Ленин. Он очень внимательно слушал доклад Цандера, а потом беседовал с изобретателем, расспрашивал о его работах, планах и обещал поддержку. «Я стал работать с еще большим воодушевлением», — вспоминал потом Фридрих Артурович.
Только сейчас, когда ракетная техника достигла грандиозных успехов, можно полностью оценить прозорливость великого вождя, чью помощь постоянно ощущали те, кто закладывал первые кирпичи в фундамент астронавтики.
Недаром Циолковский в своем предсмертном письме Центральному Комитету партии писал, что только советская власть принесла ему признание и оказала помощь.
Ленин мыслил не только масштабами нашей страны, но и всей планеты. Отвоевать новые земли у пустынь и болот, изменить, если нужно, течение рек, прорыть тоннели в горах и под дном морским, чтобы соединить материки и страны! В разное время разные инженеры предлагали много проектов «исправления» природы. «Куда ни кинь, — писал Ленин, — на каждом шагу встречаешь задачи, которые человечество вполне в состоянии разрешить немедленно. Мешает капитализм».
Ленин с самых первых лет советской власти интересовался грандиозными инженерными проектами, рассчитанными на далекое будущее. Вот, например, один из них: соединить транспортной магистралью Пекин и Лондон, построить для этого тоннель под Ла-Маншем и проложить электрифицированные железнодорожные пути через Сибирь. Когда в 1922 году открылась Международная экономическая конференция, советский представитель по указанию Ленина предложил совместными усилиями начать эту грандиозную стройку. Сейчас строится тоннель под Ла-Маншем. А та часть магистрали, которая проходит по нашей территории, уже почти построена. Скоро электровозы поведут поезда до Иркутска, а к концу семилетки — и дальше. Так претворяется в жизнь мечта!
Выстрел «Авроры» возвестил начало новой исторической эры. Шаги, которые с тех нор совершило наше государство, обгоняя время, показали, чего может достигнуть свободный, творящий для себя и для всех человек. Каждый из них был этапом на пути к великой цели. Каждый из них был воплощением мечты — мечты государственного размаха. На этот путь нас наставил Ленин — человек, умевший мечтать о счастливом будущем человечества и учивший нас претворять мечты в жизнь.
Б. ЛЯПУНОВ
Д |
Но делегаты слушают внимательно. Смелость доклада не кажется странной. Это смелость, рожденная Октябрем 1917 года. Межпланетный полет? Если не сегодня, то завтра он будет свершен! Страна, завоевавшая свободу, сумеет завоевать космос.
«...Мне Владимир Ильич Ленин обещал поддержку. Я после этого работал более интенсивно дальше, желая представить наиболее совершенно разработанные проекты», — вспоминал впоследствии Ф. А. Цандер.
«Наиболее совершенно разработанные проекты...» Он понимал под этим нечто коренным образом отличающееся от проектов, описанных в литературе о межпланетных сообщениях. До сих пор были только теоретические соображения о том, каким должен быть двигатель для ракеты. На вопрос, как его сделать и сможет ли он работать, предстояло ответить практике. Ф. А. Цандер был первым, кто начал воплощать в металл идею ракетного двигателя — двигателя межпланетных дорог.
Прошло почти десять лет со дня памятной встречи с вождем. Это годы трудных исканий. Новый двигатель задавал тысячу нелегких задач. Например, как охлаждать стенки камеры сгорания? В поршневых двигателях цилиндры охлаждают водой. Но там после каждой вспышки рабочей смеси цилиндр дополнительно охлаждается свежей порцией воздуха и горючего. А в камере ракетного двигателя течет негаснущий пламенный поток.
Многие из этих задач еще не решены. Их должен решить двигатель, установленный на несложной испытательной платформе. Из его сопла вылетает голубоватый факел огня. Стрелка динамометра дрожит около цифры «5». Это тяга двигателя — 5 килограммов. С такой силой он стремится оторваться от платформы. Цандер радостно улыбается.
Родился первый в мире ракетный двигатель на жидком топливе. «ОР-1» — «Опытный реактивный, номер 1» — так назвал его конструктор. Двигатель еще слаб и невзрачен — маленький стальной цилиндр, с которым тонкими нитями трубопроводов связан сварной бачок, но он убедительнее любых расчетов доказывает, что создание мощных реактивных двигателей становится реальной технической возможностью (см. рис.).
Ф. А. Цандер. |
Это было в 1930 году. А через год при Центральном совете Осоавиахима была организована группа по изучению реактивного движения (ГИРД). Ф. А. Цандер, участник и один из организаторов этой группы, получает денежные средства и приступает к постройке нового двигателя — «ОР-2», проект которого был уже разработан им.
Тяга нового двигателя составляла 50 кг, и предназначался он для установки на самолете. Горючим для двигателя служил бензин, а окислителем — жидкий кислород. Перед поступлением в камеру сгорания кислород проходил через испаритель и превращался в газ. Это было шагом вперед по сравнению с «ОР-1», где окислителем служил сжатый воздух. Применение кислорода позволяло повысить температуру горения и скорость газовой струи, а стало быть, получить более экономичный двигатель.
Весной 1933 года начались испытания «ОР-2». А в 1935 году окончательно отлаженный двигатель был сдан государственной комиссии.
«Кто, устремляя в ясную осеннюю ночь свои взоры к небу, при виде сверкающих на нем звезд, не думал о том, что там, на далеких планетах, может быть, живут подобные нам разумные существа, опередившие нас в культуре на многие тысячи лет. Какие несметные культурные ценности могли бы быть доставлены на земной шар, земной науке, если бы удалось туда перелететь человеку, и какую минимальную затрату надо произвести на такое великое дело в сравнении с тем, что бесполезно тратится человеком. За цену прошедшей мировой войны можно было бы построить один миллион аэропланов весом 10 тыс. кг каждый. Первые межпланетные корабли будут по весу, считая их на одного человека, по всей вероятности, не тяжелее такого летательного аппарата», — Ф. А. Цандер говорил это, вспоминая о первой мировой войне. Он умер в 1933 году, задолго до начала еще более расточительной второй мировой войны. В его мыслях ракета была мирным орудием, космическим кораблем.
Сегодня советские космические ракеты уносят в дальние дали солнечной системы гордые эмблемы нашей замечательной Родины. Посланцы науки — они говорят всему миру о мирных устремлениях нашей страны. Их поднимают ввысь могучие ракетные двигатели, маленький предшественник которых — двигатель Ф. А. Цандера «ОР-1» обязан своим рождением поддержке Владимира Ильича.
Р. ФЕДОРОВ