«Юный техник», 1961 г., № 8, 2 вкл, стр. 51-52



НА РАДИОВОЛНЕ —
БИЕНИЕ СЕРДЦА

12 апреля 1961 года в 9 час. 52 мин. по московскому времени советский пилот-космонавт майор Юрий Алексеевич Гагарин передал сообщение с борта космического корабля: «Полет проходит нормально, чувствую себя хорошо».

«Чувствую себя хорошо» — этих слов было достаточно для радости миллионов людей — современников первого в мире полета человека в космос. Для врачей, наблюдавших за состоянием здоровья космонавта, они были особенно радостными, однако не совсем достаточными. Их интересовали подробности: пульс, дыхание и многое другое, чего космонавт не смог бы им рассказать без помощи приборов.

Но вовсе не обязательно возлагать на космонавта обязанность всесторонне наблюдать за жизнедеятельностью своего организма. Уровень современной радиотехники позволяет вести наблюдения за самыми различными процессами и явлениями на расстоянии, даже таком значительном, как расстояние от космического корабля до Земли.

Отрасль радиотехники, которая занимается изучением вопросов, связанных с измерением на расстоянии различных физических величин, получила название радиотелеметрии. Иногда её называют биотелеметрией — это в тех случаям, когда речь идет об измерениях параметров, характеризующих жизненные функции организма.

Конечно, биотелеметрия смогла развиваться только после создании легких и малогабаритных радиоприборов. Врачей интересует запись работы сердца, дыхательных органов и прочих величин в естественной обстановке, когда человек работает, выполняет какое-то задание. Значит измерительная и передающая аппаратура, которую приходится располагать на теле человека, не должна стеснять движений испытуемого и не нарушать физиологических функций организма.

Один из интереснейших для врачей моментов — это степень насыщения крови кислородом. Кровь обогащается кислородом, протекая через легочные ткани. Затем она разносит кислород по всему организму и, насыщаясь углекислым газом, выносит последний в легкие. В этом переносе газов активное участие принимает кровяной пигмент, называемый гемоглобином. Для определения количества химически связанного с гемоглобином кислорода — оксигемоглобина — служит прибор, укрепляемый на ушной раковине человека (см. вкладку). С одной стороны уха располагается миниатюрный фотоэлемент, с другой — такая же миниатюрная осветительная лампочка. Ухо насквозь просвечивается ею. Поглощение света гемоглобином в красной части спектра в несколько раз выше, чем его поглощение оксигемоглобином. (Для того чтобы выделить именно красную часть спектра, между лампочкой и фотоэлементом ставится светофильтр.) Чем больше степень насыщения крови кислородом, тем больше красного света падает на фотоэлемент. Сигнал с фотоэлемента поступает на радиопередатчик, причем сила этого сигнала зависит от степени освещенности фотоэлемента. На приемном устройстве изменения уровня сигнала записываются в виде кривой.

Сходный по конструкции датчик может выполнять и другую работу — измерять пульс. Ведь кровь течет по сосудам не равномерным потоком. В ритме ударов сердца чередуются идущие по сосудам «приливы» и «отливы» крови, также влияющие на освещенность фотоэлемента.

Сам радиопередатчик может быть размещен на шлеме космонавта, летчика или человека любой другой профессии. Располагается он сверху — своего рода «петушиным гребешком». Передатчик очень легок и невелик по размеру.

— Чувствую себя хорошо! — доносится из эфира голос космонавта. Одновременно приемная радиоаппаратура фиксирует показания датчиков.

— Пульс нормальный, дыхание ровное, организм получает достаточное количество кислорода, — расшифровывает врач радиограмму, посланную сердцем. Нет оснований беспокоиться за здоровье космонавта.

Л. ШУВАТОВ