«Юный техник», 1962 г., № 1, стр. 11

ВОЗДУШНЫМ ШАРОМ НА ЛУНУ

«Спаси, господи, и помилуй!» — восклицали наши предки, разглядывая изображение сверхшара «Минерва», проект которого предложил в 1804 году Этьен Гаспар Робертсон. Человек этот, однако, не был шарлатаном, а напротив — известным воздухоплавателем. В том же году Робертсон вместе с профессором Захаровым в Петербурге поднимался на воздушном шаре за облака.

«Минерва» по проекту Робертсона должна была иметь баллон диаметром 500 м. Баллон предлагалось наполнить водородом. Воздушный корабль Робертсона рассчитай был на 60 человек, к услугам которых предусмотрены были комфортабельные каюты, площадка для прогулок, театр, астрономическая обсерватория и даже церковь!

Багаж хранился не только в трюме, но и под кораблем, на открытом воздухе. На буксире были прицеплены и маленькие воздушные шарики — на случаи экскурсий в научных целях.

Не было забыто и об охране от неожиданного врага или налета орлов. На кольце вокруг баллона в палатках было размещено воинское подразделение, а на площадке перед носом судна — одно орудие с канониром.

Весьма остроумно было придумано устройство для движения «Минервы» в случае безветрия — крылатый возбудитель ветра должен был надувать парус-флаг.

Какова же была цель путешествия «Минервы»? Поверите ли — Луна и близлежащие планеты, что до того и не снилось. Хотя «Минерва», понятно, дальше планов не двинулась, проект Робертсона в течение нескольких месяцев волновал умы. Совершенный в ту пору на воздушном шаре Франсуа Бланшаром успешный перелет через пролив Ла-Манш еще более подлил масла в огонь распалившейся фантазии.

В эти дин, когда наши летчики-космонавты взмывают на своих реактивных кораблях к звездам, трудно без улыбки смотреть на наивные проекты прошлого!..