«Юный техник», 1963 г., № 10, обл-2., стр. 1, 5-10, вкл



ДОРОГИЕ МОИ ЮНЫЕ ТЕХНИКИ!

В вашем возрасте мне и моим сверстникам приходилось тоже завидовать старшим братьям и огорчаться, что на нашу долю географическая карта не сохранила ни одного «белого пятна». Но прошли годы и перед нами открылись другие, еще более увлекательные возможности - стереть «белые пятна» вселенной. Мы гордимся, что эти перспективы открыты трудом и героизмом советских людей. Но я уверена, что впереди еще более заманчивые орбиты и возможно мне и моим сверстникам придется завидовать вам, нашей смене, которым партия доверит новые свершения.
С наилучшими пожеланиями
летчик-космонавт
Валентина ТЕРЕШКОВА



Путевка в небо
В.ДРУЯНОВ

Это началось 12 апреля 1961 года... Первый человек в космосе. В этот день в городской детский парк Ленинграда пришли школьники Олег Казин, Люда Кузнецова. Борис Матвеев, Саша Безруков, учащиеся техникума Коля Дмитриев и Костя Фирсов.

Сад был пуст, дорожки покрыты снегом. Ребят встретила Ада Александровна Картавченко, заместитель директора.

— Вы в какую секцию?

Все молчали, потом кто-то нерешительно произнес:

— Мы хотим организовать космический клуб!

Если бы Ада Александровна услышала эти слова вчера, наверное, она приняла бы их за шутку. Но сегодня...

Через несколько дней в парке появилось объявление:

«КЛУБ ЮНЫХ КОСМОНАВТОВ ПРИГЛАШАЕТ ВСЕХ. КОГО ИНТЕРЕСУ ЮТ КОСМИЧЕСКИЕ ПОЛЕТЫ.

Сначала их было немного, двенадцать энтузиастов — ленинградских школьников и студентов-первокурсников. И никто не знал, с чего начинать: ведь такой клуб был создан впервые. Спорт? Есть десятки спортивных площадок, стадионов, бассейнов. Занятия астрономией, математикой, физикой? Можно почаще ходить в планетарий. А где достать специальные снаряды для тренировок? Ада Александровна обратилась в самые различные организации города.

Откликнулись врачи, спортсмены, ученые, летчики. После этого у ребят появились друзья. Они предложили для тренировок свои спортивные залы, оборудование, аэродромы, для лекций — специальные лаборатории. После уроков школьники приходят к ним на работу, там и занимаются.

В клубе уже более 100 человек. Те, кто пришел первым, составили группу «Космос». Старшеклассники стали членами первого и второго отрядов, ученики младших классов — третьего и четвертого.

Сегодня все четыре отряда пришли в училище Гражданского воздушного флота. В спортивном зале ведут занятия преподаватель училища Владимир Григорьевич Стрелец и врач Наталья Николаевна Приходько.

— А сейчас начнем проверять вестибулярный аппарат каждого из вас, — говорит Владимир Григорьевич. — Способны ли вы восстанавливать равновесие? Без этого космонавтам нельзя.

— Борис Возний! — объявляет командир третьего отряда. — Подойдите к вращающейся перекладине.

На середину выходит невысокий паренек. Ему закрывают глаза резиновой маской. Двумя руками он берется за перекладину, подтягивает ноги и повисает в воздухе. Начинается вращение — несколько оборотов в одну сторону, затем в другую.

— Стоп!

Перекладину останавливают, врач включает секундомер. Борис стоит на полу... Он чувствует себя весьма неуверенно: колени подгибаются, его шатает в разные стороны. Как будто под ним не пол спортзала, а палуба корабля, попавшего в сильный шторм. Наконец он остановился, снял маску.

— Двенадцать секунд, — объявила Наталья Николаевна. — Двенадцать секунд для восстановления равновесия. С каждой тренировкой это время будет сокращаться.

Следующее упражнение на лопинге. Два упругих резиновых жгута, прикрепленных к стенкам зала, пристегиваются к широкому кожаному поясу тренирующегося. Сейчас он надет на Ане Ермаковой. Толчок ногами, и... она летит к потолку.

— Сальто! — громко командует Владимир Григорьевич.

Аня легко переворачивается назад. Упражнения, сложные даже для опытного акробата, без труда исполняют все ребята с помощью лопинга. Совершив несколько «полетов» к потолку, Аня снимает пояс, и Наталья Николаевна проверяет ее пульс, дыхание, работу сердца.

После тренировки я спросил врача о здоровье ребят.

— Все годны, хоть завтра о космос! — пошутила она.

Для младших членов клуба, пожалуй, самое интересное — занятия в планетарии. Здесь им рассказывают о космонавтике, астрономии, читают лекции по физике и математике. По вечерам ребята забираются на астрономическую вышку планетария или приходят в Ленинградский университет на станцию наблюдения за искусственными спутниками. Устройство телескопа, карту звездного неба — все надо знать будущему покорителю космоса. Старшеклассники принимают у них экзамены. Тому, кто не сдаст, придется расстаться с клубом.

Для будущих полетов нужны сильные, тренированные люди. Поэтому спорт обязателен для всех членов клуба. Зимой — коньки, лыжи, хоккей; летом — туристские походы, плавание, гребля, прыжки с парашютной вышки.

Старшеклассники занимаются по «космической программе». Каждый из них совершил 15—20 «вылетов» на реактивном самолете.

— Взлет! — раздается команда, и Костя Фирсов начинает подъем. Полет проходит вслепую, по приборам. Самолет все время попадает в различные аварийные условия — пилот должен быстро реагировать и мгновенно принимать безошибочные решения. Отработка реакции — главный элемент сегодняшнего занятия. А в соседней комнате перед экраном локатора сидят товарищи Кости. Они наблюдают за полетом. Но вот, наконец, и приземление. И тут происходит катастрофа: на полном ходу самолет «врезается» в посадочную площадку. Костя вылезает из кабины...

— Считай, что тебя уже нет, — смеются ребята. — Если верить приборам, ты вдребезги разбил машину.

Начинается подробный разбор полета на тренажере реактивного самолета. Так, не отрываясь от земли, члены клуба познают искусство самолетовождения.

Теперь ребята представляют, как сложна и трудна космическая подготовка, как много сил и знаний требуют внеземные полеты. Специалисты читают школьникам лекции по космической медицине, рассказывают о еще неизвестных опасностях, поджидающих пионеров звездных рейсов. Человек уже видел нашу планету со стороны, облетал ее. Но это только начало, многое еще скрыто от него.

Никто еще, например, не знает, какой будет встреча землян с микроорганизмами иных планет. Существует точка зрения, что они не опасны для будущих космонавтов. Однако приходится опасаться, что земные животные и растения при соприкосновении с новым, никогда не встречавшимся им видом бактерий могут заболеть. Подобное может произойти и с космонавтами. Поэтому все небесные тола, на которых захочет побывать человек, должны быть предварительно обследованы. Произвести посев неведомых микроорганизмов в питательную среду — первоочередная задача, стоящая перед учеными. Для этого нужно отобрать образцы почв других планет, создать специальную среду и в ней вырастить невидимых жителей далеких миров. Изучив новые виды микробов, можно бороться с ними.

Не решены до конца вопросы безопасности полетов при околосветовых скоростях ракеты. Не произойдет ли при этом распад больших молекул живого организма и не изменится ли обмен внутри клеток? О многих «белых пятнах» молодой космической науки узнают ребята на лекциях. Иногда они сами становятся объектами различных исследований. Врачи внимательно проверяют влияние перегрузок, пониженного давления, ненормальной температуры.

В таких сложных экспериментах участвуют члены отряда «Космос».

Очередное занятие. Володя Антонов садится в специальное кресло. Мышцы тела напряжены. Взрыв, сильный толчок — и кресло взлетает вверх.

— Как самочувствие? — спрашивает врач Юрий Бондарев Володю, находящегося на самом верху катапульты.

— Все хорошо!

Кресло медленно опускают вниз, у Володи измеряют кровяное давление, проверяют пульс.

Очень сложны тренировки в барокамере — большом металлическом цилиндре с толстыми стенками. В ней человек чувствует себя так, будто он на самой верхней границе атмосферы. Молодые испытатели надевают специальные скафандры, высотные костюмы. Их несколько раз осматривают. Наконец массивная дверь захлопывается, и будущий космонавт на некоторое время «покидает» Землю.

Со дня основания клуба прошло два с половиной года. Весь отряд «Космос» этим летом получил удостоверения об окончании клуба. Валерий Пивнев, Толя Юдин, Слава Андронов, Володя Антонов поступают в летные училища. Клуб помог им выбрать специальность.

— Мы, конечно, не все станем космонавтами, — говорят выпускники. — Но ведь каждый космический полет — итог труда многих тысяч людей. Пуск корабля — это конечный и решающий этап их усилий, и мы хотим принять участие в его подготовке.

Володю Толубеева привлекают космическая медицина и биология, Юра Самойленко и Юра Коравяковский будут астрономами. Разве без таких специалистов возможны будущие полеты?!

Клуб юных космонавтов пользуется популярностью не только у ленинградцев. Сюда приходят письма из самых различных мест.

«Я и мой друг Сережа Логвиненко тоже хотим стать космонавтами», — пишет из Целинного края Владимир Чобитько.

А вот письмо ив Оренбургской области: «Ребята из Клуба юных космонавтов! Вам очень повезло — вы живете в большом городе, а мы в маленьком селе, и тренироваться так же, как вы, не можем. Но мы изо всех сил стараемся подготовить себя к будущим полетам. Напишите нам, пожалуйста, как нужно заниматься и принимают ли у вас в клуб девчонок. По поручению мальчишек Грачевской средней школы Сергей Шуров».

Таких писем много. Совет клуба решил организовать заочный отряд. Своим товарищам из других городов и сел ленинградские пионеры вышлют программы занятий, а затем пригласят всех к себе в гости. Члены клуба покажут своим товарищам планетарий, проведут интересные экскурсии и туристские походы.

Пройдет несколько лет, и сегодняшние новички станут выпускниками клуба. Клуб и им даст путевки в небо — они пойдут учиться дальше. И, несомненно, юные космонавты полетят дальше своих отцов.