«Юный техник», 1963 г., № 7, стр. 68-69

Подана команда с Земли. Спуск! Программа научных исследований завершена. На борту межпланетной станции находятся ценные научные данные. Чтобы их получить, необходимо приземлять контейнер с аппаратурой. И вот тут...

Сколько изобретений, сколько предложений делалось для решения этой сложной задачи! Парашютные системы, стабилизаторы, крылья... В последнее время инженеры во многих странах пытаются создать новый тип летательного аппарата - гибкое крыло.

Представьте себе огромного бумажного «голубя», так популярного у ребят. Несущие поверхности из эластичной пленкн натянуты на надувной каркас. Пленкой может быть фенольная пластмасса, армированная нейлоном или стекловолокном для защиты от перегрева при входе в плот­ные слои атмосферы.

Каркас, баллоны со сжатым газом, пленка - все это до поры находится в специальном отсеке станции. На опре­деленной высоте выпускается крыло. Трубки, образуюшие каркас, наполняются газом. «Летающим крылом» можно управлять. Выпущенное на высоте 9 км, крыло обеспечи­вает спутнику возможность маневра в пределах радиуса 48 км. Пилоты, подобно парашютистам, будут подтягивать или отпускать стропы крыла. Скорость спутника при по­садке с помощью такой простой системы может быть сни­жена до 80-100 км/час.

Новый тип летательного аппарата вызывает целый ряд вопросов. Например, создание складного крыла. Ребра крыла должны быть порядка 30 м. А длина пространства для их размещения в боковом отсеке около 15 м. Как быть? Создание надувных крыльев решает эту, но выдви­гает много новых проблем.

 

Согласно расчетам вес крыла должен быть менее 4,5 т. Еще не решено, какие соединения, телескопические нли шарнирные, целесообразней.

Для управления крылом необходим автономный источ­ник энергии. Хорошо, когда спутник пилотируемый. При возвращенин же последней ступени ракетоносителя «дергать» за стропы некому. Однако в любом случае нужно найти удобный, экономичный источник энергии. Ведь для управления нужна мощность около 300 л. с!

Положим, что эти вопросы решены. Но прикрепить крыло к ракетоносителю тоже не так просто: тонкие стенки конструкции очень чувствительны к перегрузкам

Много еще придется поработать над усовершенствованием конструкции гиб­кого крыла. Может случиться, что жизнь забракует эту систему. Тогда постоянно ищущая инженерная мысль найдет взамен лучшую схему возвра­щения аппаратуры. А может быть, вы, ребята, поможете в поисках?

Сокращенный перевод с английсного А. ЩУКА