Подана команда с Земли. Спуск! Программа научных исследований завершена. На борту межпланетной станции находятся ценные научные данные. Чтобы их получить, необходимо приземлять контейнер с аппаратурой. И вот тут...
Сколько изобретений, сколько предложений делалось для решения этой сложной задачи! Парашютные системы, стабилизаторы, крылья... В последнее время инженеры во многих странах пытаются создать новый тип летательного аппарата - гибкое крыло.
Представьте себе огромного бумажного «голубя», так популярного у ребят. Несущие поверхности из эластичной пленкн натянуты на надувной каркас. Пленкой может быть фенольная пластмасса, армированная нейлоном или стекловолокном для защиты от перегрева при входе в плотные слои атмосферы.
Каркас, баллоны со сжатым газом, пленка - все это до поры находится в специальном отсеке станции. На определенной высоте выпускается крыло. Трубки, образуюшие каркас, наполняются газом. «Летающим крылом» можно управлять. Выпущенное на высоте 9 км, крыло обеспечивает спутнику возможность маневра в пределах радиуса 48 км. Пилоты, подобно парашютистам, будут подтягивать или отпускать стропы крыла. Скорость спутника при посадке с помощью такой простой системы может быть снижена до 80-100 км/час.
Новый тип летательного аппарата вызывает целый ряд вопросов. Например, создание складного крыла. Ребра крыла должны быть порядка 30 м. А длина пространства для их размещения в боковом отсеке около 15 м. Как быть? Создание надувных крыльев решает эту, но выдвигает много новых проблем. | | Согласно расчетам вес крыла должен быть менее 4,5 т. Еще не решено, какие соединения, телескопические нли шарнирные, целесообразней.
Для управления крылом необходим автономный источник энергии. Хорошо, когда спутник пилотируемый. При возвращенин же последней ступени ракетоносителя «дергать» за стропы некому. Однако в любом случае нужно найти удобный, экономичный источник энергии. Ведь для управления нужна мощность около 300 л. с!
Положим, что эти вопросы решены. Но прикрепить крыло к ракетоносителю тоже не так просто: тонкие стенки конструкции очень чувствительны к перегрузкам
Много еще придется поработать над усовершенствованием конструкции гибкого крыла. Может случиться, что жизнь забракует эту систему. Тогда постоянно ищущая инженерная мысль найдет взамен лучшую схему возвращения аппаратуры. А может быть, вы, ребята, поможете в поисках?
Сокращенный перевод с английсного А. ЩУКА |