Что может быть чище, незапятнанней вакуума? Ведь его нельзя ни украсть, ни унести в мешке, нельзя купить, продать, измазать яркими красками рекламных объявлений. Ибо вакуум — то, чего нет, сама пустота. Однако известно и другое: для современного бизнесмена нет преград, когда дело касается возможности испачкать что-то чистое. Увы, случай с космическим вакуумом подтверждает это.
До последних времен вековечная пустота оставалась все же вне сферы коммерческих операций и страстей держателей акций. Небогатое воображение торговцев целиком находилось, так сказать, под властью земного притяжения. «Мы, деловые люди, — земные люди», — отчеканивали они и похохатывали, выслушивая разных там Циолковских. «Чудак, ай, ей-богу, чудак!» — говорили они о всяких таких фантазерах и мечтателях.
И вдруг в космос полетели спутники. За ними — космонавты. Автоматические станции повисли там, где ничего нет, где и опереться-то, казалось бы, не на что.
Вот тут и началась суета. Паника. Давка. Многим из бизнесменов отдавили ноги.
Русские в космосе! Скандал! Коммунизм в космосе! Надо, надо, и как можно скорее, загадить космос частной собственностью! Но как? Не забрасывать же на орбиты сундуки с золотом или долговыми обязательствами! Нет, нужно что-то другое. И другое нашлось.
Недавно в сенатской торговой подкомиссии США разыгралось следующее. На трибуну взошел председатель подкомиссии Пастор и сказал примерно так;
— Леди и джентльмены! Мы с вами давно уже не дети. Тертые, можно сказать, калачи. Каждый из нас, торговцев, знает, как выкачивать деньги хоть из воздуха. Но из воздуха — это старо. Этим занимались еще наши деды. Наш век — век космоса, вакуума. Предлагаю качать деньги из вакуума!
И его слова не были просто красивым лозунгом, беспочвенным криком души замечтавшегося дельца. Дело в том, что к этому моменту уже были созданы искусственные спутники связи. Государство уже успело вложить в их экспериментальную разработку немалые деньги; стало ясно, что связь с помощью спутников технически вполне осуществима. Итак, молоко вскипело, оставалось снимать пенки.
Сначала они добились от правительства разрешения иметь частные спутники связи. Теперь требуют, чтобы государство ни цента не вкладывало в дальнейшую разработку этого перспективного дела. Может быть, купцами движет забота о народных денежках? Как бы не так!
Возможности радиостанций, вынесенных в космос, таковы, что со временем земным станциям нечего будет делать. И если новый вид радиосвязи окажется в руках государства, то это будет, по существу, означать национализацию всей частной лавочки в эфире. А такие настроения никак не вяжутся с мечтами и желаниями частных собственников. Из их рук может уйти не только хорошо освоенный источник верной прибыли, но и средство идеологической обработки миллионов слушателей.
Вот почему сенатская подкомиссия торговцев потребовала от своих вождей отчета о развитии спутников связи. Вот почему сенаторы стучали кулаками по столу, когда узнали, что государство еще продолжает финансировать эти разработки. Вот почему к знаниям о вселенной потянулись люди, доселе с гордостью повторявшие: «Знаем, как делать деньги, и этого хватит!»
В. ГРИГОРЬЕВ