«Юный техник», 1964 г., № 4, стр. 54-55

НА СТАРТЕ— РАКЕТА-«МАЛЮТКА»

На страницах нашего журнала неоднократно помещались материалы в помощь юным конструкторам ракет. Сегодня мы расскажем о постройке самых маленьких моделей ракет с двигателем, работающим на твердом топливе. Высота этих ракет 100-150 мм, диаметр 6-8 мм, вес 5-10 г.

Построить такую модель сможет каждый школьник. Однако сразу же сделаем оговорку, что составлять смесь и запрессовывать ее в оболочку двигателя рекомендуется ПОД РУКОВОДСТВОМ ВЗРОСЛОГО РУКОВОДИТЕЛЯ КРУЖКА ИЛИ УЧИТЕЛЯ. Это поможет избежать ошибок, из-за которых модель может не полететь.

Корпус модели и оболочка двигателя представляют собой трубки, склеенные из кальки. Ввиду того, что диаметр двигателя меньше диаметра корпуса, работу начните с изготовления оболочки двигателя. Кусок кальки размером 150 — 160 мм на 40 — 45 мм намотайте на стапель (круглую палочку диаметром 6-7 мм), причем со второго оборота кальку изнутри промазывайте клеем. Таким образом, вы получите оболочку двигателя длиной 40-45 мм, склеенную из 7-8 слоев кальки. С одной стороны заклейте ее деревянной бобышкой, которая плотно закроет один конец двигателя и не допустит утечки газов. Длина бобышки (ее легко изготовить из отрезка карандаша) должна быть 6-8 мм.

Корпус склеивайте подобно оболочке двигателя, но наматывайте 5-6 слоев кальки на стапель несколько большего диаметра. Когда клей полностью высохнет, корпус, не снимая со стапеля, тщательно зачистите мелкой шкуркой.

Головку ракеты выточите на токарном станке из дерева или из мелкопористого пенопласта, который гораздо легче дерева. Чем легче будет ваша модель, тем лучше. На нижнюю часть корпуса наклейте стабилизаторы, вырезанные из чертежной бумаги. Устанавливая их, не забывайте, что они должны быть расположены строго по осевой линии, в противном случае модель не полетит в заданном направлении.

Готовую модель можете покрасить, только очень осторожно, потому что краска, высыхая, может покоробить стабилизаторы.

Когда ракета и оболочка двигателя будут готовы, приступайте к составлению топлива. Это смесь калиевой селитры, серы и древесного угля.

СЕЛИТРА КАЛИЕВАЯ (другие названия: нитрат калия, селитра калийная) — кристаллы белого цвета — широко применяется в сельском хозяйстве как удобрение; в пищевой промышленности — для консервирования мяса и других продуктов; продается в магазинах «Реактивхим-сбыт».

СЕРА — минерал желтого цвета, легко растирается в порошок. Находит применение в сельском хозяйстве при борьбе с вредителями и болезнями растений, для окуривания зерно— и овощехранилищ, а также в различных отраслях промышленности. Как и селитра, сера продается в магазинах химических и промышленных товаров. Не смешивайте серу с еловой серкой (живицей) — снятыми с хвойных деревьев наплывами смолы.

УГОЛЬ ДРЕВЕСНЫЙ АКТИВИРОВАННЫЙ применяется как лечебное средство (карболен) и в виде порошка или таблеток продается в аптеках. Но активированный уголь нетрудно приготовить и самим. Возьмите металлическую трубу, набейте ее деревянными чурками, замажьте оба конца трубы глиной, чтобы не было доступа воздуха, и положите трубу в огонь. Дерево сгорит, и вы получите нужный уголь.

Каждый из подготовленных компонентов в отдельности и небольшими порциями тщательно растолките в чистой фарфоровой ступке. Не забудьте, что селитра и уголь гигроскопичны, то есть способны очень быстро поглощать влагу из окружающей среды. А так как применять влажные вещества нельзя, то их нужно хорошенько просушить на металлическом листе над электроплиткой. После просушки отвесьте 38 г селитры, 6 г серы и 16 г угля. Высыпьте все это на чистый лист бумаги и тщательно перемешайте.

Готовая смесь должна быть однородной — темно-серого цвета. Запрессуйте смесь в оболочку двигателя. Делайте это в специальном приспособлении, чтобы не разрушить оболочку. Приспособление собирается из двух квадратных деревянных брусков (твердых пород). Скрепив бруски болтиками, в середине шва высверлите отверстие диаметром, равным диаметру двигателя. Теперь вставьте в приспособление оболочку двигателя и насыпьте в нее смесь — третью или четвертую часть ее объема. Засыпать сразу много смеси нельзя — она плохо спрессуется. Затем возьмите набойник (деревянную палочку), вставьте его в оболочку и сделайте по нему 5-6 ударов молотком. Удары должны быть средней силы. Затем еще раз возьмите такую же порцию смеси и повторите операцию. Оболочку набейте так, чтобы осталось место для вклейки нижней деревянной бобышки с отверстием — соплом (его диаметр 2,5-3 мм). Вынуть готовый двигатель из приспособления совсем просто — нужно ослабить гайки и разъединить приспособление.

Приготовленный двигатель применять еще нельзя, так как реактивная сила его настолько мала, что он не сможет двигать даже очень легкую модель. Это объясняется тем, что при воспламенении топливо будет гореть малой площадью и выделяемых при сгорании газов будет мало. Для того чтобы увеличить площадь горения, засверлите в теле двигателя канал. Он легко делается сверлом 2,5-3 мм. Канал должен быть не сквозным, а только на глубину 26-28 мм. Изменяя площадь горения топлива в двигателе, вы можете регулировать продолжительность его работы и силу тяги. Естественно, что чем дольше двигатель будет работать, тем меньшей силой он будет обладать.

Для воспламенения двигателя применяют или электрозапал, или запальный шнур-стопин. Электрозапал состоит из спирали, закрепленной на двух тонких проводниках, источника тока и выключателя. Спираль должна быть свита из тонкой проволоки с повышенным удельным сопротивлением — например, из нихрома 0,1 мм. Если будете использовать в качестве источника тока батарейку от карманного фонаря, то длина проволоки для спирали должна быть 8-10 мм. Готовый электрозапал должен очень легко входить в канал двигателя.

А если под руками у вас не нашлось подходящих материалов для изготовления электрозапала, сделайте стопин. Возьмите хлопчатобумажный шнурок диаметром 1,5 — 2 мм, пропитайте его в 10-процентном растворе азотнокислого калия и высушите. Затем составьте смесь из 38 г селитры, 6 г серы и 12 г угля. Высыпьте ее в баночку и долейте туда воды. Получится жидкая масса. Чтобы смесь не осыпалась со шнурка, в массу добавьте клея (лучше всего декстрина). Пропитайте в приготовленной массе шнурок и подвесьте его для просушки (только не над огнем, так как он может вспыхнуть). Высохший стопин готов к использованию. Для воспламенения двигателя вы ставите стопин в сопло и поджигаете.

Когда все работы будут закончены, займитесь стартовой установкой. Она очень проста — это видно по рисунку. Перед тем как запустить модель, установите ее в направляющих и вставьте запал. Он воспламенит топливо, двигатель начнет работать, и ракета взлетит.

В. ЕСЬКОВ,
заведующий авиалабораторией
ЦСЮТ