«В один час из Парижа в Петербург» |
Вряд ли кто из нас усмотрел бы иронию в этой фразе. Однако автор ее, по-видимому, старался как можно чувствительнее уколоть изобретателя, представленного им на этой карикатуре. На рисунке изображен и «аппарат для получения движей силы», запатентованный изобретателем в ...1841 году.
Всмотритесь внимательно: пар, вырабатываемый в котле на носу аппарата, направляется в смеситель и выбрасывается сзади из сопла. В хвостовой части нетрудно разглядеть и газовые рули. «Паровая лошадь», как окрестили ее современники, была не чем иным, как реактивным двигателем, идею которого несколько позже развил русский штабс-капитан Телешев, заявивший в 1867 году первый в мире патент на проект реактивного самолета (см. «ЮТ» № 1, 1963 г.).
Но кто же он, Дон-Кихот техники прошлого, автор «реактивного Росинанта»? Это был англичанин Чарлз Голяйтли, патент которого обнаружили недавно в архивах департамента Public Record Office. «Благодаря тому, — писал изобретатель, — что пар, вытесняемый из переднего котла, выходит сзади, аппарат полетит в воздухе, подобно ракете».
Впрочем, идея использования реактивной тяти для летательных аппаратов тяжелее воздуха высказывалась и ранее. В литературных памятниках XV, XVI, XVII веков имеются описания и рисунки «драконов», летавших с помощью дыма и применявшихся для сигнализации и устрашения противника на войне. Знаменитый французский писатель, материалист и вольнодумец Савиньен Сирано де Бержерак (1619— 1655), автор многих фантастических романов, использовал в 1650 году эту мысль в фантастическом романе «Путешествие на Луну». Когда один шевалье высказался по этому поводу, что вряд ли когда-нибудь люди будут путешествовать
на Луну, Сирано де Бержерак вызвал его на дуэль.
Эдгар МЕОС