Многотиражная газета «За новую технику» РКК «Энергия»
№ 20 (3231) от 19 мая 2006 г., № 21 (3232) от 26 мая 2006 г. и № 22 (3233) от 2 июня 2006 г.
«Человек в космосе!» Этой, давно ставшей исторической фразе, — 45 лет. Когда-то она произносилась с восхищением и гордостью и наверняка побила все рекорды по частоте звучания на всех земных языках во всех уголках Земного шара. Сегодня эта фраза произносится редко и совсем буднично. «Человек в космосе» воспринимается почти как «человек в офисе». Наверняка людям все еще самой героической профессии на Земле немного обидно ощущать на себе эту разницу во времени. А может быть, это и есть их самая главная победа. Ни сотни тысяч новых технологий, самых современных материалов и даже целых отраслей промышленности, созданных в космосе, ни тысячи открытий, сделанных на орбите, а освоение нового жизненного пространства человека, которое дает нам самое главное — будущее. |
Первое официальное обсуждение вопроса о полете человека в космос состоялось 20 апреля 1956 года на межведомственной комиссии для координации работ по исследованию верхних слоев атмосферы при президенте АН СССР. Председательствовали на заседании А.А.Благонравов и Л.И.Седов. Были заслушаны доклады В.И.Яздовского «К проблеме полета человека в верхние слои атмосферы» и М.К.Тихонравова «О перспективах полета человека в верхние слои атмосферы». А к маю 1958 года двумя группами специалистов в ОКБ-1 был подготовлен развернутый план, предусматривающий различные варианты полетов, в том числе и орбитальные.
Но только после проведения исследовательских полетов животных на ракете С.П.Королев официально поставил вопрос о разработке пилотируемого корабля.
На совещании главных конструкторов в ноябре 1958 г. предложение С.П.Королева было поддержано. Основная тяжесть работ по реализации проекта легла на ОКБ-1.
К этому времени трехступенчатая ракета была в основном отработана. Однако новым для всех главных конструкторов было выполнение специальных требований для обеспечения полноценной надежности всех систем и агрегатов.
В проекте Постановления ЦК КПСС и Совета Министров СССР по дальнейшему освоению космического пространства (1960 г.) Королевым был внесен ряд предложений, в том числе по пилотируемой программе.
Он предполагал на высотах 340-400 км. создать орбитальный тяжелый ИСЗ (орбитальную внеземную станцию), рассчитанный на экипаж в 3-5 человек, с обеспечением необходимых жизненных условий для людей, постоянной связи с Землей, безусловной возможности спуска на Землю, возможности для экипажа станции выполнять систематические научные наблюдения, а также производить работы на станции и на других искусственных спутниках по сборке конструкций, контроль за действием аппаратуры, экспериментальные работы и т.д.
Сергей Павлович записал и пункт о создании межпланетного корабля с экипажем в 2-3 человека для облета вокруг Луны с возможностью непродолжительного нахождения около Луны и последующим возвратом на Землю.
Впервые в проекте появились и планы создания межпланетного корабля с экипажем из 2-3 человек для полета к Луне и посадки на нее с последующим стартом с лунной поверхности и возвращением на Землю, создания межпланетного корабля для полета к Марсу и Венере с облетом этих планет и возвращением на Землю. Определена была даже вероятная длительность такого полета: 2-3года.
С.П.Королев внес в проект и задачу создания тяжелого межпланетного корабля для полета к Марсу и Венере и высадки на их поверхность космонавтов. Он считал, что это возможно при условии осуществления группового полета 3-4 кораблей одновременно и возврат людей на Землю с поверхности планеты будет проходить на одном из резервных кораблей.
Для обоснования возможности полета человека в космос были выполнены вертикальные пуски ракет с животными на высоту от 110 до 450 км. (Всего был проведен 31 эксперимент). А после успешного проведения в 1960-1961 гг. семи биологических экспериментов с животными, находившимися на борту космических кораблей, было подтверждено решение о возможности полета человека в космос.
И работа началась. После тщательного отбора двадцати летчиков ВВС в марте 1960 года началась реализация программы их подготовки.
Учеба будущих космонавтов проводилась по двум программам: теоретической и практической.
В теоретическую были включены курсы: основы космической и ракетной техники, конструкция корабля «Восток», специальный курс астрономии, основы космической и авиационной медицины, проведение киносъемок.
Программа практической подготовки включала в себя: тренировки на самолете-лаборатории в условиях кратковременной (35-40 сек.) невесомости; испытания с имитацией профилей ускорений, соответствующих участкам космического полета на корабле «Восток»; тренировки-испытания в термобарокамере; тренировки-испытания в условиях изолированного пространства; испытания на вибростенде; парашютную подготовку.
После отбора шести кандидатов на космический полет с ними были проведены специальные тренировки по подготовке скафандров, суточной отработки управления системой жизнеобеспечения корабля «Восток», тренировки на тренажере корабля, в том числе на стартовой позиции, 47 экспериментов по испытаниям и отработке скафандра и 25 экспериментов по испытаниям и отработке системы катапультирования.
С 28 июня 1960 г. по 25 марта 1961 г. были проведены экспериментальные полеты кораблей-спутников типа «Восток», что позволило принять решение о запуске корабля «Восток» с человеком на борту, который и был осуществлен 12 апреля 1961 года.
На кораблях «Восток» было выполнено шесть пилотируемых полетов.
Подводя итоги программы летных испытаний кораблей «Восток» с участием космонавтов на совещании (1963 г.), С.П.Королев отметил: «На борту корабля, конечно, должен быть летчик-командир, но должны быть и другие специалисты: инженеры, врачи, научные экспериментаторы. Для них необходима перспектива снижения требований по отбору.
...Следует со всей серьезностью поставить, наконец, вопрос о проведении отбора работников промышленности кандидатами в космонавты».
В своем письме руководству МФТИ 1 января 1963 года Сергей Павлович Королев пишет: «...Мне кажется, что задача подготовки таких специалистов в МФТИ поставлена Вами весьма своевременно. Можно ожидать, что длительные полеты в космос будут систематически осуществляться, начиная, например, с 1964 года и, по всей видимости, получат весьма широкое распространение для решения самых разнообразных научных и прикладных задач. Здесь очень важным будет наличие в составе экипажей космических кораблей, а также наземных служб грамотных физиков-исследователей, теоретиков и экспериментаторов, имеющих достаточную математическую подготовку...»
Первая группа отобранных космонавтов из числа военных летчиков слушала лекции по программе, составленной инженером ОКБ-1 В.И.Севастьяновым при поддержке начальника проектного отдела М.К.Тихонравова. И было логичным, что в октябре 1962 года несколько человек из тихонравовского отдела — В.Н.Кубасов, О.Г.Макаров, К.П.Феоктистов и В.И.Севастьянов написали заявления С.П.Королеву с просьбой зачислить их в отряд космонавтов.
На медицинское освидетельствование в Центральный авиационный госпиталь ВВС (ЦВНИИАГ) в Сокольниках первыми были направлены В.И.Севастьянов и А.С.Елисеев. В.И.Севастьянова делегировало МАИ (ректор И.Ф.Образцов подписал направление командующему ВВС К.А. Вершинину с просьбой включить В.И.Севастьянова в группу для прохождения отбора в отряд космонавтов), а А.С.Елисеев такое же направление получил от ректора МВТУ им. Н.Э. Баумана.
Набором космонавтов в отряд занимались ВВС.
В 1963 году С.П.Королев получил письмо из Государственного комитета СССР по оборонной технике.
В сопроводительном письме М.В.Келдыша, получившего также План дальнейшей реализации космической программы, направленном С.П.Королеву было отмечено: «...в отличие от плана 1963-1964 гг. следующий этап исследований предполагает:
а) существенное увеличение роли человека как в прямых исследованиях в космосе, так и в освоении и изучении Луны и планет Солнечной системы; планируются облеты и спутники Луны, Марса, Венеры с человеком на борту, кратковременные экспедиции на Луну с целью ее изучения, подготовки к организации обитаемой лунной обсерватории и экспедиции на Марс;
б) исследование Луны и планет для создания на них обитаемых и автоматических обсерваторий и станций для систематического и комплексного изучения Земли, околоземного космического пространства, Солнца, астрофизических и медико-биологических исследований.
в) создание орбитальных обитаемых станций для систематического и комплексного изучения Земли, околоземного космического пространства, Солнца, астрофизических и медико-биологических исследований».
В каждом новом пилотируемом проекте С.П.Королев видел активное участие космонавтов. Он был твердо уверен в том, что космонавт-испытатель, кроме того, что он испытывает новую технику (тем самым обеспечивая возможности ее дальнейшего развития), должен быть также и исследователем. В полете, как говорил С.П.Королев, космонавт должен быть «рассвобожден», управление кораблем нужно автоматизировать. Только в аварийных ситуациях космонавт должен взять управление на себя, выполняя функции уже дублирования или троирования бортовых систем. Поэтому доктриной Главного конструктора было создание корабля-автомата, который даже в ситуации, когда космонавт потерял сознание, обеспечит его возвращение на Землю в полностью автоматическом режиме.
31 декабря 1962 года в кабинет маршала авиации К.А. Вершинина были приглашены двадцать кандидатов в отряд, двое гражданских — В.И.Севастьянов и А.С.Елисеев — и восемнадцать военных летчиков.
Это был второй набор в отряд.
Сразу же было решено, что Севастьянов и Елисеев продолжат работать в ОКБ-1 и только по программам подготовки: летной, парашютной, физической, медико-биологической присоединятся к группе Центра подготовки космонавтов.
Одним из ведущих специалистов в проектном отделе ОКБ-1 М.К.Тихонравова был К.П.Феоктистов. Он с декабря 1957 года руководил проектной группой, которая разрабатывала проекты именно корабля «Восток». Его и представил С.П.Королев для подготовки в экипаже корабля «Восход». Тренировки Феоктистов начал с июня 1964 года. А 9 октября 1964 года решением Государственной комиссии он был назначен в экипаж корабля «Восход». В его состав входили: В.М.Комаров — командир, К.П.Феоктистов — космонавт-научный сотрудник и Б.Б.Егоров — космонавт-врач.
Полет был осуществлен 12-13 октября 1964 года и его уникальность заключалась в том, что экипаж на орбите впервые работал без скафандров.
Несколько ранее, 3 августа 1964 года, вышло Постановление Правительства, определявшее приоритетной задачу полета к Луне. На основании этого документа и приказа министра С.П.Королев реорганизует проектный отдел ОКБ-1 М.К.Тихонравова и создает летно-испытательный отдел № 90. Исполняющим обязанности начальника он назначает С.Н.Анохина — заслуженного летчика-испытателя № 1 из ЛИИ им. М.М. Громова, Героя Советского Союза. К тому времени Анохин завершил свою работу летчика-испытателя.
Для работы с космонавтами-испытателями и проведения отбора кандидатов С.Н.Анохин пригласил в отдел заслуженного летчика-испытателя Героя Советского Союза Леонида Михайловича Кувшинова.
Основной задачей отдела была организация испытаний в условиях моделированной невесомости для приборов и испытателей с отработкой навыков действий космонавтов в специфических условиях. Была поставлена и особая задача — отработка в невесомости действий космонавта при осуществлении выхода в открытый космос из корабля «Восход-2». Её реализация проходила в три этапа: испытания с отработкой элементов операции выхода, обеспечение тренировок космонавтов и подготовка документации полетного задания, программы полета и инструкций экипажу. 18 марта 1965 года впервые в мире в открытый космос вышел А.А.Леонов. Командиром экипажа был П.И.Беляев.
1965 год запомнился и тем, что был решен вопрос об учреждении медицинской комиссии в Институте медико-биологических проблем для отбора кандидатов в космонавты из гражданских специалистов. Из нескольких десятков инженеров ОКБ-1 комиссия отобрала 12 человек. А в следующем году были отобраны 8 человек. Они были представлены мандатной комиссией в группу космонавтов-испытателей ОКБ-1: С.Н.Анохин, В.Е.Бугров, В.Н.Волков, Г.А.Долгополов, Г.М.Гречко, А.С.Елисеев, О.Г.Макаров, В.Н.Кубасов. Спустя некоторое время группу космонавтов-испытателей ЦКБЭМ пополнили В.И.Севастьянов и Н.Н.Рукавишников.
23 мая 1966 года вышел приказ Главного конструктора ЦКБЭМ В.П. Мишина об организации на базе отдела № 90 группы космонавтов-испытателей предприятия из инженеров ОКБ-1 для участия в испытаниях нового корабля «Союз» и кораблей Л1 и Л3 лунной программы полетов. А через четыре дня министр общего машиностроения С.А.Афанасьев подписывает приказ № 163 о создании на базе ОКБ-1 группы космонавтов-испытателей и назначении на должности: В.Н.Волкова, Г.М.Гречко, А.С.Елисеева, В.Н.Кубасова, О.Г.Макарова, В.И.Пацаева, Н.Н.Рукавишникова, В.И.Севастьянова, К.П.Феоктистова, В.Г.Фартушного (Институт электросварки им. Е.О.Патона АН СССР), В.Я.Яздовского.
Закрепило создание первого в нашей стране подразделения для подготовки гражданских космонавтов-инженеров постановление Правительства от 15 июня 1966 года.
Август 1966 года. Первая группа космонавтов-испытателей была направлена в Центр подготовки космонавтов ВВС для завершения подготовки к орбитальным полетам на новом корабле «Союз».
Для реализации программ пилотируемых полетов на этих кораблях, долговременных орбитальных станциях ДОС типа «Салют» и программы «Аполлон-Союз» в 1971-1975 гг. в отряд космонавтов-испытателей-инженеров были отобраны: В.В.Аксенов, В.Д.Андреев, В.В.Лебедев, А.С.Иванченков, Ю.А.Пономарев, В.В.Рюмин, Г.М.Стрекалов.
В 1976 году отдел возглавил космонавт-испытатель В.Н.Кубасов. К этому времени в отдел входили: отряд космонавтов, подразделения, занимающиеся разработкой деятельности космонавтов на борту космических аппаратов и разработки технических заданий на подготовку экипажей пилотируемых космических аппаратов, задач экспериментальной отработки средств подготовки космонавтов к выполнению ремонтно-восстановительных работ в открытом космосе. А когда в НПО «Энергия» приступили к модернизации транспортного корабля «Союз-Т», работам по ДОС «Салют», развертыванию работ по теме «Буран» в 1978 году была отобрана новая группа кандидатов в инженеры-испытатели: А.П.Александров, А.Н.Баландин, А.И.Лавейкин, М.Х.Манаров, В.П.Савиных, А.А.Серебров и В.А.Соловьев.
Опыт, полученный при летных испытаниях «Салюта-4», «Салюта-6» позволил планировать космические полеты с участием в составе экипажей женщин. С этой целью в 1980 году в отряд инженеров-испытателей НПО «Энергия» были приняты Н.Д.Кулешова, И.Р.Пронина, С.Е.Савицкая. br>
Дальнейшее развитие космической техники — создание корабля «Союз-Т», затем «ТМ» (транспортный модернизированный), нового поколения ДОС типа «МИР» — потребовало совершенствование подготовки космонавтов. С этой целью было разработано и 30 апреля 1981 года утверждено новое «Положение о космонавтах-испытателях СССР». Действие его распространялось на все ведомства и структуры военных и гражданских организаций.
Позже при Министерстве общего машиностроения была создана Межведомственная комиссия по отбору кандидатов в космонавты под председательством заместителя министра Г.А.Тюлина. Мандатная комиссия в ЦКБЭМ, НПО — РКК «Энергия» работала под руководством Генеральных конструкторов В.П. Мишина, В.П. Глушко, Ю.П. Семенова. Сегодня комиссию возглавляет президент, генеральный конструктор корпорации Н.Н. Севастьянов.
Такова история отряда космонавтов предприятия. А сегодня в корпорации работает специальная программа по привлечению в РКК «Энергия» выпускников ведущих вузов Москвы, в которой мы очень заинтересованы. С каждым годом в космосе требуется все более подготовленные специалисты. Сегодня свой испытательный двухгодичный период для отбора в отряд космонавтов-испытателей проходит выпускник МАИ, пришедший на предприятие именно по этой программе в прошлом году.
Прожитые годы еще раз наглядно подтвердили: замысел и дальновидное решение Главного конструктора о создании отряда космонавтов из инженеров-испытателей космической техники было верным. Они подтверждены всем ходом развития пилотируемой космонавтики. «Королевский» подход к формированию космических экипажей так же будет востребован в создании пилотируемых систем нового поколения, программ межпланетных полетов, освоения Луны, исследовании Марса и Солнечной системы, перехода к промышленному подходу в реализации космических программ.
Только цифры.