газета "За новую технику" № 42 (3583) от 7 сентября 2012 г.
К 55-летию запуска первого искусственного спутника Земли
МЫ БЫЛИ ПЕРВЫМИ
Совсем немного времени осталось до 4 октября – знаменательной даты в истории развития цивилизации.
В этот день 55 лет назад, запустив первый искусственный спутник Земли (ИСЗ), Человечество сделало первый шаг в освоение околоземного космического пространства.
Статья В.Д. Вачнадзе, непосредственного участника подготовки и запуска первого ИСЗ, генерального директора НПО «Энергия» (1977-1991), лауреата Ленинской и Государственной премий, академика Российской академии космонавтики имени К.Э.Циолковского, открывает цикл статей, посвящённых этому эпохальному событию.
В конце 2 мировой войны США демонстративно опробовали в Японии новый вид оружия – атомную бомбу, уничтожив города Хиросима и Нагасаки. Так начиналась «холодная» война за господство в мире. СССР тогда надо было восстанавливать разрушенную войной страну, а пришлось принимать самые неотложные меры для укрепления её обороны, оградив от ядерного шантажа. В 1949 году была создана советская атомная бомба, но необходимы были средства её гарантированной доставки на территорию противостоящей страны. И в качестве таких средств предпочтение получили баллистические ракеты дальнего действия (БРДД). В 1946 году Постановлением Правительства на базе артиллерийского завода № 88 было создано НИИ-88 для реактивного вооружения страны, С.П. Королёв был назначен Главным конструктором изделия № 1. С этого момента начинается соревнование с США по дальности полёта таких ракет.
|
Ракета Р-7 на старте |
Ракету Р-5М, разработанную для доставки атомного заряда на дальность 1200 км, начали испытывать уже в 1955 году. До неё в 1947-1949 гг. разрабатывалась ракета Р-3 с дальностью полёта 3000 км, а затем по теме Т-1 – межконтинентальная БРДД. Но, когда были согласованы все решения по проекту Т-1, в октябре 1953 года к С.П. Королёву приехал министр среднего машиностроения В.А. Малышев с предложением отказаться от её разработки и создавать межконтинентальную ракету для ядерного заряда массой 3 т при массе головной части 5,5 т. Сергей Павлович дал согласие, хотя многие не одобрили тогда это решение. Приходилось начинать проектирование новой ракеты практически с «нуля». Однако со временем поняли, что оно было верным. Более мощная ракета Р-7, кроме дальности полёта на 12 тыс. км, позволяла достичь 1-ю космическую скорость и вывести на орбиту искусственный спутник Земли.
Разработка и производство ракеты Р-7 стали триумфом конструкторско-технологической деятельности в ракетостроении. В этом проекте реализовано большое количество уникальных научных и технических решений по созданию новых инженерных систем и сложнейших конструкций, впервые в мире без прототипов. Например: подвеска ракеты над стартом за силовой пояс крепления боковых блоков с помощью четырёх ферм, снабжённых противовесами, самостоятельно откидывающихся во время подъема ракеты; управление в полете с помощью качающихся рулевых жидкостных ракетных двигателей вместо газовых |
Рулевой качающийся двигатель ракеты Р-7 |
графитовых рулей, отклоняющих газовые струи, вытекающие из сопла двигателей; разделение ступеней ракеты по сложной схеме с разворотом боковых блоков; сборка и транспортировка ракеты в горизонтальном положении с установкой в вертикальное на старте; одновременный запуск всех двигателей 1 и 2 ступени на старте на промежуточную тягу и переход на полную тягу для полета после их надёжной одновременной работы.
Были введены новые системы по наддуву и регулированию одновременного опорожнения баков, продувка хвостовых отсеков, демпфирование пульсаций кислородных магистралей двигательных установок, обеспечение заданной программы изменения осевой перегрузки с помощью регулирования кажущейся скорости, снижение разброса импульса последействия после выключения двигателей. Значительно увеличилась тяговооружённость новых маршевых двигателей (5 шт. по 102 тс у ракеты Р-7) по сравнению с ФАУ-2 (25 тс), создана телеметрическая система «Трал» на 700 параметров. Подобных новшеств было множество, и только благодаря царившему в коллективах духу творчества их удалось «покорить» в очень короткие сроки.
В разработке ракеты Р-7 участвовали ОКБ-1 (головное), многие подразделения НИИ-88, которые позже стали самостоятельными предприятиями (НПО ИТ, НПО «Композит» и др.). И, конечно, все предприятия и научные институты, находящиеся в ведении всемогущего Совета Главных конструкторов (сегодняшние НПО «Энергомаш», НПО АП, ГСКБ «Спецмаш», НИИ ПМ и др.).
|
Совет Главных
конструкторов |
Постановление Правительства о создании двухступенчатой управляемой баллистической ракеты Р-7 (8К71) вышло 20 мая 1954 года. А 3 марта 1957 года первая лётная ракета Р-7 № М1-5 прибыла с завода № 88 на полигон (предыдущие 4 изделия использовались для стендовых испытаний).
Заводу за 2,5 года при очень интенсивной 3-сменной работе (на «узких» местах производства был организован режим работы в 2 смены по 12 часов) удалось провести отработку новых технологий крупногабаритной пятиблочной ракеты Р-7 с общей длиной 34,22 метра и максимальным диаметром пакета 10,3 метра. Были созданы баки диаметром 2,95 м из нового алюминиевого сплава АМГ-6, освоены штамповка днищ (20 штук на 1 комплект), клёпка хвостовых отсеков, высокотемпературная вакуумная пайка камер сгорания рулевых двигателей, точечная и аргонно-дуговая сварка. Впервые в СССР совместно с ВИЛСом МАП внедрены в производство титановые сплавы для 2-х верхних конусов боковых блоков ракеты. Налажено производство шар-баллонов, клапанов автоматики, высокоточных приводов и рулевых машинок, антенн и датчиковой аппаратуры. Для этих целей на нашем заводе была построена 54-метровая «высотка» с тремя боковыми пролётами и проведены реконструкция и техперевооружение более половины всего состава цехов.
С.П. Королёв очень долго вынашивал идею прорыва в космическое пространство, но только с созданием ракеты Р-7 его мечта начала сбываться.
Первая докладная записка Главного конструктора С.П. Королёва и М.К. Тихонравова об ИСЗ была направлена Д.Ф. Устинову в мае 1954 года. С.П. Королёв и М.В. Келдыш готовили для выведения на орбиту космическую лабораторию – объект «Д», но в необходимые сроки укомплектовать её научной аппаратурой институты Академии наук не смогли. Учитывая острую конкуренцию с США, которые обещали в объявленный геодезический 1957 год вывести на орбиту вокруг Земли космический аппарат, С.П. Королёв обратился к Первому секретарю ЦК КПСС, Председателю Совета Министров СССР Н.С. Хрущёву разрешить запуск на околоземную орбиту простейшего спутника (ПС) после двух успешных пусков ракеты Р-7. Несмотря на возражение военных, Н.С. Хрущёв согласился. Вышло Постановление Правительства об участии СССР в программе международного геодезического года и запуске двух простейших спутников. Космическая лаборатория – объект «Д», которую планировали запустить первой, была отправлена в космос в 1958 году, став 3-м искусственным спутником Земли.
Пуск первой ракеты Р-7 состоялся 15 мая 1957 года. Она ушла со старта нормально, но сразу возник пожар в хвостовом отсеке блока «Д», который на 100-й секунде без команды отделился. Пожар возник из-за нарушения герметичности магистрали подачи керосина в ракетный двигатель. С 23 апреля началась подготовка второй ракеты Р-7. После трёх неудачных попыток её запуска, проведённых 10-11 июня, с неё были слиты компоненты, и она была возвращена на завод в Подлипки. Там обнаружили, что клапан азотной продувки, которая проводится перед запуском, установлен неправильно. Это привело к тому, что продувка перед запуском не прекратилась и газообразный азот попал в кислородные полости камер сгорания. Керосин в смеси кислорода с азотом плохо горел, двигатель не вышел на режим, автоматика отключила все двигатели.
|
Ракета «Атлас» |
А в это время, 11 июня, в США начались лётные испытания межконтинентальной баллистической ракеты (МБР) «Атлас». Пуск был аварийный. Американцы раньше нас – в 1951 году – |
Ракета-носитель «Спутник» |
начали её разработку (проект MX 1593, руководитель К. Дж. Боссарт). Советские конструкторы обогнали американцев на пути от проекта до лётных испытаний за счёт одновременного сосредоточения усилий конструкторских, научных, промышленных предприятий и организаций различных ведомств, за счёт патриотизма и трудового энтузиазма людей.
Следующий запуск ракеты Р-7 состоялся 12 июля. В полёте она начала вращаться и превысила разрешённый допуск в 7 градусов, автоматика выключила все двигатели, блоки ракеты упали и взорвались. С.П. Королёв тяжело переживал случившееся. Он произнес: «Преступники мы!»... Дело в том, что в бункер управления пуском до старта доложили, что на корпусе ракеты «минус» бортовой электрической аккумуляторной батареи. Королёв решил тогда, что это отказ датчика.
Положение стало напряжённым: три неудачи подряд. Но Сергей Павлович настоял на продолжении пусков, призвав более тщательно вести всю подготовку. И, наконец, 21 августа 1957 года МБР Р-7 № М1-8 успешно доставила головную часть на Камчатку, пролетев более 8000 км. ТАСС сообщил о запуске в СССР сверхдальней многоступенчатой МБР. Американцы, которые следили за всеми пусками ракет Р-1, Р-2, Р-5 с полигона «Капустин Яр» в Астраханской области, не поверили этому и объявили, что сработала «красная пропаганда». Они ничего не знали о новом полигоне. Очередной пуск ракеты Р-7 успешно прошел 7 сентября, – и никто в мире уже не сомневался, что впервые в истории США сами стали досягаемы для ядерного оружия. Их монополия в этом направлении была закончена.
После двух успешных пусков ракеты Р-7 возможность осуществления запуска первого ИСЗ была открыта. С 22 сентября на полигоне началась подготовка к его запуску. С ракеты, которая впоследствии получила наи |
Третий ИСЗ, вес 1327 кг |
менование ракета-носитель (РН) «Спутник», были сняты боевая головная часть и ненужные для этого полёта системы, уменьшено количество аккумуляторов. Проведены доработки под установку головной части новой конструкции в виде конуса длиной 3 м с носовой конической частью диаметром 0,8 м, которая отбрасывалась пружинным толкателем вперёд вместе со спутником после выключения двигателей второй ступени.
ПС-1 был выведен на орбиту 4 октября 1957 года в 22 ч 28 мин московского времени. Его масса была 83,6 кг, диаметр – 0,58 м. Спутник наблюдался с Земли невооруженным глазом как объект шестой звёздной величины, а его радиопередатчики излучали импульсы – знаменитые «бип-бип».
Достижение первой космической скорости и запуск спутника вызвали мировую сенсацию, принесли величайшую славу нашей стране, сломав стереотипы об её отсталости.
Космическая модификация ракеты Р-7 (в прессе – ракета-носитель «Спутник») и первый в мире ИСЗ явились качественным скачком, квинтэссенцией многих наук и достижений техники, символом начала новой Космической эры в истории человечества.
В |
Макет американского ИСЗ Explorer-1 в руках его создателей, 1958 год |
США восприняли это как удар по престижу страны. «Неограниченные цели и полная победа в войне более недостижимы», – заявил государственный секретарь США Д. Ачесон. В его высказывании – стратегическая оценка события и ясность агрессивных намерений некоторых кругов в США.
Неудачная попытка США запустить спутник «Авангард» состоялась |
Ракета Р-1А для отработки отделения головной части |
6 декабря, а 17 декабря МБР «Атлас» пролетела всего 800 км. В 1957 году США не смогли запустить свои обещанные спутники. Только 31 января 1958 года это удалось сделать американским ракетчикам под руководством Вернера фон Брауна – бывшего главного конструктора немецкой ракеты ФАУ-2, вывезенного в 1945 году из Германии в США. Был успешно запущен ИСЗ «Экслорер-1». Спутник, выполненный как единое целое с четвёртой ступенью ракеты «Юнона-1», имел диаметр 15 см, длину 203 см и массу 14 кг. Полезная масса его приборов и источников питания составила всего 8,2 кг. МБР «Атлас-В» в этом же году совершила первые успешные полёты на дальности 4000 и 4800 км.
Более мощные модификации ракеты Р-7 позволили СССР первыми осуществить в 1959 году запуски к Луне и достичь её поверхность, вывести на околоземную орбиту пилотируемый корабль «Восток» с первым в мире космонавтом планеты Ю.А. Гагариным. И, сегодня, оставаясь самыми надёжными в мире, современные модификации легендарной ракеты Р-7 продолжают доставлять пилотируемые и грузовые корабли, а также малые модули на МКС.
С.П. Королёв обладал необыкновенной широтой взгляда на будущее космонавтики. Все разработки и научные решения рассматривались им с позиции перспективы. Так |
Фотография обратной стороны Луны |
родился принцип привязки текущей разработки к прогрессивной идее будущего. Например, системы и агрегаты стыковки были отработаны на кораблях «Союз», а затем стали использоваться на орбитальных станциях.
Многие новые системы и агрегаты создаваемых ракет проходили отработку на предшествующих баллистических ракетах с минимальным последующим совершенствованием. Для ракеты Р-2 это делалось на ракетах Р-1А и Р-2Э, для Р-5 – на ракете Р-2Р. А для межконтинентальной ракеты Р-7 прошли испытания многих систем и агрегатов на ракетах М5РД и Р-5Р – такие, как система подавления высокочастотных пульсаций двигателей, системы регулирования кажущейся скорости и опорожнени |
Автоматическая станция «Луна-2» |
я баков, система радиоизмерения параметров траектории ракеты и т.д.
В этих особенностях проведения отработки изделий и заключается одна из основ школы Королёва, который руководил работами, обеспечившими не только прорыв в космос, но и создание новых областей науки и техники. Эта школа имеет много традиций, в числе которых – отработка новых технологий на этапе реализации предыдущих проектов.
Наше предприятие сегодня ведёт работы по проекту перспективной пилотируемой транспортной системы с пилотируемым транспортным кораблём нового поколения. Можно значительно снизить затраты и сократить сроки её создания, если, например, начать отработку бортовых систем корабля с массо-габаритным макетом (имитатором) нового теплозащитного покрытия (ТЗП), осуществив его запуск и стыковку с МКС, сопровождая отлётами от неё, необходимым ремонтом и доводкой. Грузовой вариант корабля со штатным ТЗП, многократно используя как «грузовик» для МКС, можно возвращать на Землю, отрабатывая систему посадки для пилотируемого. Это всё возможно делать с использованием эксплуатируемых РН типа «Союз» и «Зенит». Имея большой научно-технический опыт создания и эксплуатации комплекса «Мир» и системы «Энергия-Буран», надо его использовать и в новых разработках. Это позволит обеспечить главное – надёжность и безопасность работы вновь создаваемых сложнейших систем и конструкций.
При величайших космических победах нашей страны, достигнутых во второй половине XX века в области ракетно-космической техники, у специалистов-разработчиков остался очень неприятный осадок. В 1972 году было принято политическое решение уничтожить РН H1, а в 90-е годы было прекращено изготовление РН «Энергия», несмотря на то, что у неё были большие перспективы.
Сегодня ни одна зарубежная страна не имеет такого ракетного двигателя, как РД-170 (тяга 740 тс), и РН типа «Энергия». Создавая на базе задела по РН «Энергия» новый носитель, Россия могла бы обеспечить приоритет в реализации различных космических программ XXI века, в том числе для решения актуальных задач по сохранению земной цивилизации от бедствий и катаклизмов из-за резкого изменения климата планеты, задач получения из космоса энергетических ресурсов, истощающихся на Земле.