«Земля и Вселенная» 1996 №6
Обсерватории, институты Полувековой юбилей ЦНИИмаш В.Ф. УТКИН, академик РАН, директор Института (с 1990г.) |
Разработка современной ракетной техники началась в стенах Центрального научно-исследовательского института машиностроения (бывшего НИИ-88) — головной организации Российского космического агентства. Как и вся ракетно-космическая отрасль, институт отмечает в нынешнем году свой 50-летний юбилей. Он был образован постановлением Совета Министров СССР № 1017-419 сс (совершенно секретно) 13 мая 1946 г.
Приказом Министра вооружения Д.Ф. Устинова (№ 246 сс) 26 августа 1946 г. НИИ-88 предписывалось стать основной научно-исследовательской, конструкторской и опытно-производственной организацией по созданию реактивного вооружения с жидкостными двигателями. Структура Института включала научно-исследовательские лаборатории по различным системам ракетного комплекса, специальное конструкторское бюро (СКБ-88), опытный завод и испытательную станцию.
При директоре НИИ-88 был создан Научно-технический совет из крупнейших специалистов по ракетам и жидкостным двигателям.
1946-48 гг. — период становления института, — один из самых трудных в его истории. За короткий срок предстояло подобрать кадры специалистов, определить тематику научно-исследовательских и опытно-конструкторских работ (НИР и ОКР), создать экспериментальную базу, перестроить производство под ракетную технику, организовать сложнейшую кооперацию многих научных, конструкторских и производственных организаций различных министерств и ведомств. Одновременно требовалось обеспечить выпуск образцов ракетной техники. И все это предстояло сделать в условиях полуголодной, разрушенной изнурительной войной страны...
Лабораторный зал тепло— и криогенностатических испытаний
Первым директором НИИ-88 в августе 1946 г. стал опытный организатор в области артиллерийского вооружения, Герой Социалистического Труда, лауреат Государственной премии, генерал-майор инженерно-технической службы Лев Робертович Гонор. Главным конструктором баллистических ракет дальнего действия (БРДД) — Сергей Павлович Королев, начальником СКБ-88 — Кирилл Иванович Тритко. В задачи специального конструкторского бюро входила разработка управляемых БРДД, зенитных управляемых ракет (ЗУР) дальнего, среднего и ближнего радиусов действия, неуправляемых зенитных ракет и реактивных двигателей для зенитных ракет. По всем направлениям создавались специализированные отделы.
В дальнейшем в институте наиболее успешно пошли работы по БРДД, а все разработки по зенитным ракетам были переданы в авиационную промышленность.
Разработкой БРДД занимался третий отдел СКБ-88 с экспериментальным цехом, под руководством С.П. Королева. К концу 1946 г. в отделе работало 87 сотрудников, а в 1949 г. уже более 400 человек.
Параллельно формировались научно-исследовательские отделы, занимающиеся вопросами материаловедения, топлив, прочности, систем управления, аэродинамики и технической информацией. В 1947 г. силами всего 183 сотрудников планировалось выполнить 12 тем научных исследований! Отдел систем управления в тот же год возглавил корифей отечественной ракетно-космической техники Борис Евсеевич Черток
Уже с осени 1948 г. начались и продолжались позднее в целях совершенствования отдельных систем и агрегатов непрерывные летно-конструкторские испытания ракет, производимых опытным заводом.
В 1950 г. на базе нескольких отделов СКБ-88 образовали Особое конструкторское бюро № 1 (ОКБ-1 НИИ-88) под руководством Главного конструктора С.П. Королева. А спустя два года — ОКБ-2, которое возглавил Главный конструктор A.M. Исаев, по разработке жидкостных ракетных двигателей для зенитных комплексов и БРДД морского базирования. В 1952 г. организовано ОКБ-3 с Главным конструктором Д.Д. Севруком для создания двигателей на высококипящих компонентах топлива. Постепенно расширялась тематика исследовательских и конструкторских работ НИИ-88. Для усиления научной деятельности института приказом Министра от 19 июня 1954 г. № 515 С.П. Королева назначили заместителем директора конструкторского комплекса Института.
В 1949-1956 гг. (за это время сменились три директора: К.Н. Руднев, М.К. Янгель и А.С. Спиридонов) были выполнены исключительно сложные и трудоемкие работы по развитию экспериментальной базы и техническому оснащению опытного производства. Создан комплекс аэродинамических установок, плавильные и высокочастотные печи, сварочные машины и автоматы, камеры искусственного климата, приборы для точных измерений и многое другое.
Электродуговая газодинамическая установка
Развитие материаловедческой базы в 1954-56 гг. основывалось на создании теплозащитных покрытий для головной части ракеты Р-7 и спускаемых аппаратов космических кораблей. Особенности конструкции ракетной системы Р-7 (двухступенчатость, параллельное расположение, одновременная работа пяти двигателей, применение конструкции типа "несущий корпус") требовали и всесторонней тщательной отработки прочности всех ее конструктивных элементов.
Одновременно Институтом реализовывались исследовательские программы и решался комплекс прикладных задач по проектированию в области аэрогазодинамики, материаловедения, прочности, баллистики, двигателям, химии ракетных топлив. Выполнение этих работ обеспечило успешное развитие мощных баллистических ракет.
В составе НИИ-88 сформировались два крупных и достаточно самостоятельных звена — конструкторская организация и научный центр. Вскоре возникла необходимость и в более радикальной реорганизаций Института: решением Совета Министров СССР от 13 августа 1956 г. (№ 4912 сс) из НИИ-88 в самостоятельную организацию выделилось ОКБ-1 вместе с опытным заводом. Директором и главным конструктором новой организации назначили С.П. Королева.
Статические испытания спутника связи
В ведение ОКБ-1 передавались 1939 сотрудников, экспериментальному заводу — более 10 тысяч. К этому времени в самостоятельную организацию превратился и филиал № 2 НИИ-88 (НИИ-229 в Загорске). После реорганизации численность НИИ-88 уменьшилась до 5891 человека.
В тот же период наряду с королевским образовались несколько других ракетостроительных ОКБ, предлагавших свои пути дальнейшего совершенствования ракет дальнего действия. Институт под руководством Г.А. Тюлина, а с 1961 г. Ю.А. Мозжорина в течение 30 лет стал превращаться в головной центр ракетно-космической промышленности. В новые функции НИИ-88 входили: обоснование перспектив развития ракетной (а в дальнейшем и космической техники), разработка рациональной технической политики в области создания стратегического ракетного вооружения и космических систем оборонного, народнохозяйственного и научного назначения. Институт обязали давать заключения на все предложения и проекты главных конструкторов на разработку новых ракет или усовершенствование существующих. Особое внимание в деятельности Института уделяется теоретическим и экспериментальным исследованиям в обеспечение новых конструкторских разработок. С 1967 г. НИИ-88 стал называться ЦНИИ машиностроения (ЦНИИмаш). В настоящее время он отвечает за системные исследования, разработку программ и планов развития ракетно-космической техники. Институт также занимается решением научно-технических проблем аэрогазодинамики, тепломассообмена, прочности, надежности, динамики, стандартизации и унификации ракетно-космических систем, управлением полетами автоматических и пилотируемых кораблей и станций. ЦНИИмаш состоит из научно-экспериментальных центров, центра управления полетами и подразделений вспомогательных служб. Сегодня Институт обладает экспериментальной базой на мировом уровне и способен решать любые исследовательские задачи в области ракетно-космической техники, начиная от системного проектирования и кончая стендовой отработкой любых систем и агрегатов в условиях, приближенных к реальному полету.
Виброресурсные испытания основного блока станции "Мир" |
ЦНИИмаш — родоначальник многих направлений деятельности современных центров ракетно-космической индустрии. Здесь зародились, выросли, а затем выделились в самостоятельные организации известнейшие КБ и НИИ: ОКБ-1 (1956 г.), НИИ-229 (1956 г.), НИИ-944 (1958 г.), ОКБ-2 (1959 г.). НИИ измерительной техники (1966 г.), организация "Агат" (1973 г.), ЦНИИ материаловедения (1975 г.). В созданные на базе института СКБ-385 (1948 г.) и ОКБ-586 (1954 г.) была передана документация по изготовлению и сборке первых ракет, направлены для дальнейшего развертывания работ сотни специалистов. Наконец, первые управляемые баллистические ракеты главного конструктора С.П. Королева Р-1, Р-2, Р-5, Р-5М, Р-11 и Р-11ФМ, также созданы в стенах НИИ-88. Огромный комплекс работ был выполнен в Институте и по ракете Р-7, на базе которой в дальнейшем была создана гамма ракет-носителей для запуска автоматических и пилотируемых космических аппаратов. И в дальнейшем большинство отечественных стратегических ракет и ракет-носителей для космических аппаратов разрабатывались с участием ЦНИИмаш.
Проведение статических испытаний стыковочного модуля орбитального корабля "Буран"
В сложных экономических условиях немалый акцент в работе Института делается на успешное решение конверсионных проблем с учетом максимального использования интеллекта и высочайшей квалификации ученых и специалистов, а также отечественных технологий и возможностей уникальной экспериментальной базы. Некоторые из направлений конверсионных работ, выполняемых в Институте в настоящее время в области экологии: программа "Конверсия - экология" (определение принципов построения, состава, технического облика, проектных параметров космических систем экологического контроля), проектные разработки новых методов и средств нейтрализации вредных веществ (химического оружия, запрещенных к использованию пестицидов и других вредных веществ). Выполнен обширный комплекс экспериментально-теоретических работ по определению прочности, безопасности и ресурсу эксплуатируемых и проектируемых элементов оборудования атомных электростанций. Проведены испытания на прочность натурных элементов конструкции шлюзовых гидросооружений судоходных каналов с целью определения возможностей увеличения ресурса их эксплуатации. Разрабатываются новые технологические процессы, методы и аппаратура контроля, системы биоуправления, лечебно-диагностический автоматизированный комплекс с использованием возможностей Центра управления полетами.
Золотой юбилей Института — хороший повод еще раз вспомнить о том, что уже сделано в Институте и задуматься о перспективах предстоящей работы на благо российской космонавтики.