вернёмся в библиотеку?

Желательно смотреть с разрешением 1024 Х 768

«Земля и Вселенная» 1997 №6



Из новостей российской космонавтики


Полет станции "Мир" продолжается (1-е полугодие 1997 г.)

Работа иностранных космонавтов входит в программу полета станции "Мир" и началась в 1995 г. с четырехмесячной экспедиции астронавта Нормана Тагарда (Земля и Вселенная, 1995, № 5).

В январе 1997 г. экипаж ЭО-22 (В.Г. Корзун, А.Ю. Калери и американский астронавт Дж. Блаха) готовился к прилету "Атлантиса" (программа STS-81). Это был пятый полет к российскому ОК "Мир". В составе экипажа STS-81 шесть американских астронавтов: командир М. Бейкер, пилот Б. Джетт, специалисты полета — П. Уайзофф, Д. Грунсфелд, М. Айвинс и Д. Линенджер.

Командир экипажа "Атлантиса" капитан 1-го ранга ВМС США Майкл Бейкер (Michael Baker) родился 27 октября 1953 г. в г. Мемфис (шт. Теннеси). Окончил Техасский университет, служил в военно-морских силах США летчиком штурмовой авиации, затем — летчиком-испытателем. Им освоено около 50 типов различных летательных аппаратов, налетал свыше 4800 ч. В отряде астронавтов с 1985 г. Совершил три космических полета общей продолжительностью 30 сут: 02-11.08.1991 — "Атлантис" (STS-43), 22.10-01.11.1992 — "Колумбия" (STS-52) и 30.09.-11.10.1994 — "Индевор" (STS-68). В 1995 г. исполнял обязанности руководителя полетных операций от NASA в ЦПК им. Ю.А. Гагарина при подготовке американских астронавтов к совместной работе на станции "Мир".

Пилот экипажа STS-81 капитан-лейтенант ВМС США Брент Джетт (Brent Jett) родился 5 октября 1958 г. в г. Понтиак (шт. Мичиган). Окончил Военно-морскую академию США, служил в военно-морских силах в качестве летчика-истребителя. Освоил более 30 типов самолетов, налетав свыше 2500 ч. В отряде астронавтов с 1992 г. Совершил один космический полет продолжительностью 8 сут 22 ч: 11-20.01.1996 — "Индевор" (STS-72).

Специалист полета Питер Уайзофф (Peter Wisoff) родился 16 августа 1958 г. в г. Норфолк (шт. Вирджиния). После окончания университета работал в области лазерной техники. Доктор наук по прикладной физике. Занимался вопросами применения лазеров для восстановления поврежденных нервных волокон головного мозга человека и перспективными методами выращивания полупроводниковых материалов. В отряде астронавтов с 1990 г. Совершил два космических полета общей продолжительностью 21 сут 5,5 ч: 21.06-01.07.1993 — "Индевор" (STS-57) и 30.09-11.10.1994 — "Индевор" (STS-68). Выполнил один выход в открытый космос длительностью 5 ч 50 мин.

Специалист полета Джон Грунсфелд (John Grunsfeld) родился 10 октября 1958 г. в г. Чикаго (шт. Иллинойс). Окончил Массачусетский технологический институт. Работал в области экспериментальной физики. Доктор физических наук. В отряде астронавтов с 1992 г. Совершил один космический полет продолжительностью 16 сут 15 ч: 02-18.03.1995 — "Индевор" (STS-67).

Специалист полета Марша Айвинс (Marsha Ivins) родилась 15 апреля 1951 г. в г. Балтимор (шт. Мэриленд). Окончила Колорадский университет. С 1974 г. работала в Космическом центре им. Л. Джонсона. Участвовала в разработке систем управления космических кораблей. Имеет квалификацию пилота гражданской авиации — налетала более 5300 ч. В отряде астронавтов с 1984 г. Совершила три космических полета общей продолжительностью 31 сут 21 ч: 09-20.01.1990 — "Колумбия" (STS-32), 31.07-08.08.1992 — "Атлантис" (STS-46) и 4-18.03.1994 — "Колумбия" (STS-62).

Специалист полета STS-81 (после перехода на станцию "Мир" — бортинженер-2 ЭО-22) капитан 1-го ранга медицинской службы ВМС США Джерри Линенджер (Jerry Linenger) родился 18 января 1955 г. в г. Маунт-Клеменс (шт. Мичиган). Окончил Военно-морскую академию. Работал хирургом, был медицинским советником при командующем авиацией Тихоокеанского флота США. Доктор медицинских наук (эпидемиология). В отряде астронавтов с 1992 г. Совершил один космический полет продолжительностью 10 сут 23 ч: 09-20.09.1994 — "Дискавери" (STS-64). Проходил обучение в ЦПК им. Ю.А. Гагарина по программе "Мир-NASA".

Экипажи "Атлантиса" (STS-81) и 22-й основной экспедиции на ОК "Мир" (слева направо): Д. Линенджер, М. Бейкер, В. Корзун, М. Айвинс, Д. Грунсфелд, П. Уайзофф, Д. Блаха, Б. Джетт и А. Калери


Корабль "Атлантис" (STS-81) стартовал 12 января 1997 г. в 12 ч 27 мин 31 с ДМВ (декретное московское время) с космодрома Космического центра им. Дж. Кеннеди. Его стыковка со станцией "Мир" осуществлена 15 января в 6 ч 54 мин 47 с ДМВ. Полет в состыкованном состоянии продолжался пять дней. За это время космонавты и астронавты выполнили запланированные эксперменты и погрузочно-разгрузочные работы.

Отстыковка корабля "Атлантис" от станции "Мир" произошла 20 января 1997 г. в 5 ч 14 мин 44 с ДМВ. После расстыковки на большом экране главного зала Центра управления полетами стали двигаться уже две светящиеся точки: одна — станция "Мир", другая — корабль "Атлантис". Но 22 января второй точки уже не было. "Атлантис" быстро снижался. Еще немного — и вот он уже катится по посадочной полосе Космического центра им. Дж. Кеннеди. Время касания кораблем посадочной полосы — 17 ч 22 мин 44 с ДМВ. Продолжительность его полета составила 10 сут 04 ч 55 мин, в том числе в составе комплекса "Мир"-"Атлантис" — 4 сут 22 ч 20 мин. В составе экипажа STS-81 совершил посадку Дж. Блаха, длительность его полета — 128 сут 05 ч 28 мин, в том числе на станции "Мир" — 122 сут 23 ч 01 мин.

Немецкие астронавты, готовившиеся к полету по российско-немецкой программе "Мир-97" (слева направо): Г. Шлегель (дублер) и Р. Эвальд


На станции "Мир" продолжили свою космическую вахту Валерий Корзун, Александр Калери и Джерри Линенджер (сменивший Джона Блаху). В это время на космодроме Байконур в Казахстане шла подготовка к запуску "Союза ТМ-25" по российско-немецкому проекту "Мир-97". Проект осуществлялся на основе соглашения между Российским космическим агентством (РКА) и Немецким космическим агентством (DARA). Головные исполнители проекта — РКК "Энергия" им. С.П. Королева, ЦПК им. Ю.А. Гагарина и Немецкий научно-исследовательский институт авиации и космонавтики (DLR).

На "Мире" готовились к приему новой экспедиции. Для корабля "Союз ТМ-25" решили освободить стыковочный узел на переходном отсеке, а "Союз ТМ-24" перестыковать на модуль "Квант". Грузовик "Прогресс М-33", занимавший 2,5 месяца этот причал, отстыковали 6 февраля 1997 г. в 15 ч 13 мин 56 с ДМВ. Несмотря на то, что разгрузочно-погрузочные работы с ним были закончены, его все же оставили на орбите для последующих экспериментов по отработке телеоператорного режима управления (ТОРУ) на больших расстояниях.

Напомним, что наведением с Земли можно подвести корабль к станции на расстояние до 5-8 км. Дальнейшее сближение должно осуществляться автономно. Возможности ТОРУ в принципе позволяют начать этот процесс с 8 км. Такую схему сближения предполагается использовать на международной космической станции. Поэтому после завершения полета корабля "Союз ТМ-24" планировалось предпринять первую попытку использовать ТОРУ с дальней дистанции.

7 февраля В.Г. Корзун, А.Ю. Калери и Дж. Линенджер заняли места в КК "Союз ТМ-24". В 19 ч 28 мин 01 с ДМВ корабль отстыковался от станции. Облетев ее, он в 19 ч 51 мин 27 с ДМВ причалил к модулю "Квант". Перестыковка была выполнена, как обычно, с помощью ручного управления.

"Союз ТМ-25" с российско-немецким экипажем (позывной "Сириус") — В. Циблиев, А. Лазуткин (ЭО-23) и Р. Эвальд стартовал 10 февраля 1997 г. в 17 ч 09 мин 30 с ДМВ.

Командир экипажа космонавт 2-го класса полковник Василий Васильевич Циблиев родился 20 февраля 1954 г. в с. Ореховка Кировского р-на (Крымской обл.). После окончания в 1975 г. Харьковского высшего военного авиационного училища летчиков служил в ВВС. В 1987 г. окончил командный факультет Военно-воздушной академии им. Ю.А. Гагарина. Военный летчик 1-го класса (налет — более 1500 ч). Сделал свыше 100 прыжков с парашютом. В отряде космонавтов — с 1987 г. Совершил космический полет продолжительностью 197 сут: 01.07.1993-14.01.1994 — "Союз ТМ-17"/"Мир" (ЭО-14). Выполнил 5 выходов в открытый космос суммарной длительностью 14 ч 12 мин.

Бортинженер Александр Иванович Лазуткин родился 30 октября 1957 г. в Москве. После окончания в 1981 г. МАИ работал инженером на одной из кафедр института. С 1984 г. стал работать в НПО "Энергия". Мастер спорта СССР по спортивной гимнастике, 1-й разряд по парашютному спорту. В отряде космонавтов с 1992 г. Это его первый полет в космос.

Космонавт-исследователь Райнхольд Эвальд (Reinhold Ewald) родился 18 декабря 1956 г. в г. Менхенгладбах (ФРГ). После окончания в 1983 г. Кёльнского университета занимался исследовательской работой в области спектроскопии молекулярного газа в межзвездном пространстве, принимал участие в разработке радиотелескопа. Защитил докторскую диссертацию, параллельно занимался изучением медицины. С 1987 г. работает в DLR. В 1990-92 гг. прошел курс обучения в ЦПК им. Ю.А. Гагарина по программе "Мир-92" в качестве космонавта-исследователя второго экипажа, прошел в 1995 г. повторную подготовку по программе "Мир-97". Это его первый полет.

В состав дублирующего экипажа входили: Талгат Мусабаев, Николай Бударин и Ханс Шлегель (Hans Schlegel). Каждый из них уже совершил по одному космическому полету.

Экипаж космического корабля "Союз ТМ-25" (слева направо): Р. Эвальд, В. Циблиев и А. Лазуткин

Через двое суток после старта корабль по командам с Земли выполнил маневры дальнего сближения. С помощью бортового компьютера "Союз ТМ-25" уверенно пошел на стыковку. Когда оставалось всего 3 м, корабль немного превысил допустимые углы крена, и его отвели от станции на 15 м. Экипаж перешел на ручное управление.

12 февраля в 18 ч 51 мин 12 с "Союз ТМ-25" состыковался со станцией "Мир". Вся "заминка" заняла менее минуты. Еще полтора часа ушли на проверку герметичности стыка — и открылись переходные люки. Экипаж "Сириусов" один за другим вплыл внутрь станции, где их встречали В.Г. Корзун, А.Ю. Калери и Дж. Линенджер.

Началась совместная работа на орбите. Космонавты занимались научными исследованиями. Особенно интенсивными они были у Р. Эвальда, учитывая ограниченное время его пребывания на станции. В. Корзун и А. Калери передавали свою космическую вахту В. Циблиеву и А. Лазуткину.

Однако реальная жизнь порой вносит свои коррективы в спланированный ход событий.

В феврале обе установки по производству кислорода основной системы "Электрон" вышли из строя. Пришлось перейти на резервную систему получения кислорода с помощью твердотопливных генераторов кислорода (шашки). А 23 февраля загорелась одна из кислородных шашек... За все время полета станции "Мир" на ее борту использовали 2,5 тыс. таких шашек. Не было ни одного случая возгорания. Такое случилось впервые... Но космонавты не растерялись и за 1,5 мин погасили шашку.

В течение полета проводились медико-биологические (физиология человека) и технические эксперименты, а также исследования в области материаловедения. Особый интерес вызывали работы по изучению влияния условий космического полета на сердечно-сосудистую систему, гормональную регуляцию и обмен веществ. Исследования по материаловедению затрагивали следующие вопросы: рост кристаллов полупроводников, несмешиваемость сплавов, образование затравки в стеклах, изучение поведения жидкости вблизи критической точки. Выполнены также эксперименты по телетренировке и телеоперации. Программа исследований по проекту "Мир-97" успешно завершена. 2 марта 1997 г. В.Г. Корзун, А.Ю. Калери и Р. Эвальд на корабле "Союз ТМ-24" вернулись на Землю. Спускаемый аппарат корабля приземлился в 9 ч 44 мин 21 с в 123 км севернее г. Джезказган (Казахстан). Продолжительность полета В.Г. Корзуна и А.Ю. Калери составила 196 сут 17 ч 26 мин, Р. Эвальда — 19 сут 16 ч 35 мин.

4 марта была предпринята попытка пристыковать грузовик "Прогресс М-33" к ОК "Мир". Если раньше ТОРУ использовался с расстояния 150-200 м, то теперь это попытались сделать с 6-7 км. Однако из-за того, что не удалось установить радиомост между кораблем и станцией, эксперимент пришлось прекратить. Не видя цель, экипаж не мог управлять сближением, и "Прогресс М-33" прошел мимо на расстоянии 350 м. На повторную стыковку не хватало топлива, поэтому было принято решение о прекращении его полета. 12 марта в 5 ч 35 мин 00 с ДМВ включилась двигательная установка корабля на торможение, и "Прогресс М-33" прекратил существование в атмосфере.

Орбитальный пилотируемый комплекс "Мир" в полете (снимок сделан с корабля "Атлантис" во время облета им станции)


6 апреля в 19 ч 04 мин 05 с ДМВ с космодрома Байконур стартовал очередной "Прогресс М-34". Выведение на орбиту и стыковка прошли практически идеально. 8 апреля в 20 ч 30 мин 01 с ДМВ "Прогресс-34" причалил к модулю "Квант", доставив на станцию 2430,4 кг различных грузов.

После прихода грузового корабля экипаж взялся за ремонт системы "Электрон". Грузовик привез для этого необходимые приспособления. С помощью обходных шлангов космонавты зашунтировали фильтр, не пропускавший воду в камеру электролиза. С 12 апреля установка "Электрон", расположенная в модуле "Квант-2", стала работать. Проблема обеспечения кислородом была решена.

Затем космонавты принялись ремонтировать систему терморегулирования, трубопроводы которой потеряли герметичность. Поэтому пришлось отключить контуры системы в базовом блоке и в модуле "Квант". Температура в отсеках стала повышаться, в базовом блоке иногда она достигала 36°С.

23 апреля приведен в рабочее состояние основной контур системы терморегулирования базового блока, температура в отсеках снизилась до 28°С. Восстановление нормальных параметров атмосферы в базовом блоке создало условия экипажу для выполнения программы экспериментов. Дальнейший ремонт системы терморегулирования отодвинут на второй план, так как велась подготовка к работам вне станции.

Выход в открытый космос состоялся, как и планировалось, 29 апреля. Люк шлюзового отсека В.В. Циблиев и Дж. Линенджер открыли в 8 ч 10 мин ДМВ. Космонавты укрепили на корпусе станции американские научные приборы для исследования механизма воздействия и измерения уровня радиации окружающей среды: монитор оптических характеристик (ОРМ) и комплект внешних дозиметров (EDA). На модуле "Квант-2" они сняли детекторы космической пыли и мусора (MSRE и PIE), установленные Ю. Онуфриенко и Ю. Усачевым в июне 1996 г. Опередив график, они досрочно выполнили все запланированные работы за 4 ч 58 мин 30 с.

Экипаж снова занялся научными исследованиями — выполнялись международные программы экспериментов по контрактам с NASA (США), DARA (Германия), CNES (Франция) и NASDA (Япония), продолжились ремонтные работы. В майские праздники космонавтам тоже некогда было "расслабиться". Приближалась дата очередного старта корабля "Атлантис" (программа STS-84), к его прибытию готовилось возвращаемое оборудование.

В экипаж STS-84 вошли семь человек: командир Ч. Прекорт, пилот Э. Коллинз, специалисты полета Ж.-Ф. Клервуа (ESA), К. Норьега, Э. Лу, Е. Кондакова (Россия) и М. Фоэл.

Командир экипажа "Атлантиса" полковник ВВС США Чарльз Прекорт (Charles Precourt) родился 29 июня 1955 г. в г. Вальтам (шт. Массачусетс). Окончил Академию ВВС, служил на различных авиабазах. После окончания школы летчиков-испытателей работал на авиабазе ВВС Эдвардс. Освоил более 50 типов гражданских и военных самолетов, налетал свыше 5500 ч. В отряде астронавтов с 1990 г. Совершил два космических полета общей продолжительностью 19 сут 23 ч: 26.04-06.05.1993 -"Колумбия" (STS-55) и 27.06-07.07.1995 — "Атлантис" (STS-71).

Международный экипаж корабля "Атлантис" (STS-84), слева направо: Ж.-Ф. Клервуа (Франция), Дж. Линенджер (возвратился на Землю), Э. Коллинз, Ч. Прекорт, Э. Лу, М. Фоэл (стартовал), Е.В. Кондакова (Россия) и К. Норьега


Пилот корабля — подполковник ВВС США Эйлин Коллинз (Eileen Collins) родилась 9 ноября 1956 г. в г. Элмира (шт. Нью-Йорк). Окончила Сиракузский университет. После прохождения летной подготовки работала летчиком-инструктором, командиром самолета военно-транспортной авиации, участвовала в боевых операциях по переброске десанта и грузов в Гренаду. Преподавала математику в Академии ВВС. Окончила школу летчиков-испытателей на авиабазе ВВС Эдвардс. Освоила более 30 типов самолетов, налетав свыше 4700 ч. В отряде астронавтов с 1991 г. Совершила один космический полет продолжительностью 8 сут 06 ч: 03-11.02.1995 -"Дискавери" (STS-63).

Специалист полета Жан-Франсуа Клервуа (Jean-Francois Clervoy) родился 19 ноября 1958 г. в г. Лонгвиль-ле-Мец (Франция). Окончил Политехнический институт в Париже, Высшее училище авиации и космонавтики в Тулузе. Работал в Национальном центре космических исследований (CNES). В 1985 г. зачислен в отряд астронавтов CNES. После окончания школы летчиков-испытателей получил квалификацию бортинженера, работал в Центре летных испытаний в г. Бретеньи-сюр-Орж и по совместительству в отделе пилотируемых полетов CNES в Тулузе. В 1991 г. проходил ускоренный курс обучения в ЦПК им. Ю.А. Гагарина. С 1992 г. в отряде астронавтов Европейского космического агентства (ESA).

Специалист полета — майор морской пехоты США Карлос Норьега (Carlos Noriega) родился 8 октября 1959 г. в г. Лима (Перу). Окончил Университет в Южной Калифорнии, курс подготовки офицеров запаса Военно-морских сил США и летное училище. Служил в вертолетной эскадрилье корпуса морской пехоты на Гавайях. Совершил два полугодовых похода на авианосцах, участвовал в боевых операциях многонациональных миротворческих сил в Бейруте (Ливан). Окончив школу аспирантов ВМС, служил в Космическом командовании США, затем в штабе 1-го авиационного крыла корпуса морской пехоты на о. Окинава (Япония). Выполнил полеты на вертолетах и самолетах общей продолжительностью 2000 ч. В отряде астронавтов с 1995 г. Опыта космических полетов не имел.

Третий специалист полета — Эдвард Лу (Edward Lu) родился 1 июля 1963 г. в г. Спрингфилд (шт. Массачусетс). Окончил Корнельский университет, доктор наук в области прикладной физики. Работал в институте Джойнт, в астрофизической лаборатории Колорадского университета и в обсерватории в г. Боулдер (шт. Колорадо). Занимался исследовательской работой в Астрономическом институте в Гонолулу на Гавайях. В отряде астронавтов с 1995 г. Космических полетов не совершал.



Астронавт М. Фоэл -бортинженер-2 экипажа 23-й экспедиции на станции "Мир"

Специалист полета, российский космонавт 2-го класса Елена Владимировна Кондакова родилась 30 марта 1957 г. в г. Мытищи Московской области. Окончила МВТУ им. Н.Э. Баумана. С 1980 г. работала в НПО "Энергия", участвовала в разработке эксплуатационной документации и в проведении летных испытаний космической техники. В отряде космонавтов с 1989 г. Совершила один космический полет продолжительностью 169 сут 05 ч 21 мин: 04.10.1994 — 22.03.1995 — "Союз ТМ-20"/"Мир" (ЭО-17).

Пятый специалист полета (после перехода на станцию "Мир" бортинженер-2 ЭО-23) Майкл Фоэл (Michael Foale) родился 6 января 1957 г. в г. Лаут (Великобритания). Окончил Королевский колледж и докторантуру Кембриджского университета по специальности "лабораторная физика". Одновременно увлекался подводными исследованиями, участвовал в экспедициях — работал на морском дне. С 1983 г. — сотрудник Космического центра им. Л. Джонсона. В отряде астронавтов с 1987 г. Совершил три космических полета общей продолжительностью 26 сут 10 ч 45 мин: 24.03-02.04.1992 — "Атлантис" (STS-45), 08-17.04.1993 — "Дискавери" (STS-56) и 03-11.02.1995 — "Дискавери" (STS-63). Прошел обучение в ЦПК им. Ю.А. Гагарина по программе "Мир-NASA".

Корабль "Атлантис" стартовал 15 мая 1997 г. в 11 ч 07 мин 47 с ДМВ с мыса Канаверал (шт. Флорида). 19-й раз этот корабль отправился в космос, в том числе, 6-й раз к станции "Мир".

Автономный полет STS-84 был короче предыдущих: на второй день после старта "Атлантис" подошел к станции "Мир". Стыковка осуществлена 17 мая в 5 ч 33 мин 18 с ДМВ.

"Атлантис" привез на "Мир" 1204 кг американских грузов и 520 кг — российских. На Землю он вернул 492 кг грузов для России и 545 кг для США. Погрузочно-разгрузочные работы заняли значительную часть времени. Дж. Линенджер и М. Фоэл проводили операции по передаче космической вахты на станции "Мир". В ходе совместного полета двух экипажей проводились эксперименты по биотехнологии, биологии, микрогравитации, медицине. Наряду с этим В.В. Циблиев и А.И. Лазуткин продолжали ремонт резервного контура системы терморегулирования базового блока. Вечером 21 мая контрольные проверки показали, что контур держит давление. На следующий день его включили в работу, но вскоре остановили из-за попадания в гидронасосы пузырьков воздуха.

21 мая оба экипажа в последний раз собрались в базовом блоке станции "Мир" — самом большом помещении объединенного комплекса. Здесь они провели заключительную пресс-конференцию для средств массовой информации США, России и Западной Европы.

Расстыковка произведена на следующий день, 22 мая, в 4 ч 03 мин 56 с ДМВ. "Атлантис" плавно и очень медленно удалился от станции, с которой он находился в состыкованном положении в течение 4 сут 22 ч 30 мин 38 с. Завершился полет "Атлантика" 24 мая в 16 ч 27 мин 44 с ДМВ, продолжительность полета составила 9 сут 05 ч 19 мин 57 с. Вернувшийся на Землю Дж. Линенджер работал в космосе 132 сут 04 ч 00 мин 13 с, в том числе, 126 сут 21 ч 09 мин 09 с — на станции "Мир".

После отлета "Атлантиса" жизнь на станции вошла в привычную колею. На долю экспедиции достался немалый объем ремонтно-восстановительных работ. Космонавты продолжили поиск негерметичности в системе терморегулирования модуля "Квант". В начале июня все контуры этой системы и в базовом блоке, и в модуле "Квант" заработали с полной нагрузкой. Также и основная система получения кислорода — обе установки "Электрон". Одна из них отремонтирована еще до прибытия американской экспедиции посещения, а вторая — доставлена на "Атлантисе".

Американский астронавт Майкл Фоэл, сменивший Джерри Линенджера, легко и быстро включился в работу экипажа. Его бодрый голос нередко звучал в сеансах связи с российскими специалистами, с которыми он предпочитал разговаривать на русском языке.

24 июня в 18 ч 22 мин 45 с ДМВ от станции "Мир" отделился грузовой корабль "Прогресс М-34". Разгрузочно-погрузочные работы на корабле были закончены, но его решили пока оставить на орбите для повторения неудавшегося эксперимента с кораблем "Прогресс М-33". Стыковка с использованием телеоператорного режима управления намечалась на 25 июня.

Грузовик "Прогресс М-34" шел к причалу на модуле "Квант", но перед стыковкой корабль не захотел тормозиться. Проскочив мимо "Кванта", он столкнулся с модулем "Спектр", повредив одну из солнечных батарей и нарушив герметичность самого модуля. Экипаж действовал строго по инструкции. Создатели станции предусмотрели такую аварийную ситуацию еще более четверти века назад: если лимит времени у экипажа не превышает 5 мин, то надо срочно занимать места в "Союзе". По оценкам специалистов у экипажа оставалось на эвакуацию 28 мин. Прежде чем закрыть люк в поврежденный модуль, космонавты не только расстыковали электроразъемы проходящих через него кораблей, но даже сделали попытку найти место негерметичности.

После закрытия крышки люка в модуль "Спектр", специалисты из ЦУПа попросили проверить герметичность оставшегося объема станции. Давление воздуха находилось в пределах нормы (693 мм рт.ст.), с течением времени оно не менялось. Это давало надежду на жизнестойкость станции, теперь надо бороться за ее полное восстановление. Модульный принцип построения "Мира" еще раз доказал свои преимущества, позволив отсечь разгерметизированные отсеки.

Однако отключение "Спектра" — это существенная потеря электроэнергии — там установлены 4 из 10 солнечных батарей, работающих сейчас на ОК. Кроме того, от "Спектра" "питались" энергией модули "Кристалл" и "Природа" с большим количеством научной аппаратуры. Поэтому план восстановительных работ, предложенный уже на следующий после аварии день, предусматривал (в первую очередь) подключение солнечных батарей "Спектра" к системе электропитания станции, а затем и устранение негерметичности. Модуль "Спектр" должен снова стать одним из жилых отсеков орбитального комплекса "Мир". Экипажу следующей экспедиции (ЭО-24) А. Соловьеву и П. Виноградову предстоит выполнить несколько выходов в открытый космос, чтобы реанимировать "Спектр" и его уникальные приборы для продолжения программы экспериментов. Старт корабля "Союз ТМ-26" состоялся 5 августа 1997 г. в 19 ч 35 мин 54 с ДМВ, а стыковка с ОК "Мир" — 7 августа в 21 ч 03 мин. Космонавты А. Соловьев, П. Виноградов и М. Фоэл приступили к ремонтно-восстановительным работам, а экипаж ЭО-23 — В. Циблиев и А. Лазуткин — возвратились на Землю 14 августа в 16 ч 17 мин 10 с.

В.И. ЛЫНДИН