«Земля и Вселенная» 1998 №4
Космодром “Свободный” |
Впервые вопрос о необходимости создания и выборе места расположения нового российского космодрома был поставлен Военно-космическими силами перед руководством Министерства обороны России в конце 1992 г. Причиной обращения послужило то, что в результате распада СССР космодром “Байконур” оказался вне территории России. Реализация отечественных космических программ оказалась зависимой от другого государства. Такое положение приемлемо для гражданских космических систем, но в отношении военных космических систем оно исключено. Стратегическая значимость решаемых этими космическими системами задач требует гарантированного уровня их решения.
При оценке возможности перевода выполняемых космодромом “Байконур” задач на территорию России специалисты пришли к заключению о возможности переноса запусков КА ракетами-носителями легкого и среднего классов на космодром “Плесецк”. Такая работа осуществляется в настоящее время.
Особую остроту имеет вопрос запусков ракет-носителей тяжелого класса “Протон”. Стартовые комплексы для данных ракет имеются только на космодроме “Байконур”. Поиск возможности решения данной задачи с собственной территории и обусловил необходимость проведения в 1993 г. рекогносцировочных работ по выбору возможного места расположения нового стартового комплекса на территории России, что можно считать началом работ по новому космодрому.
РЕКОГНОСЦИРОВОЧНЫЕ РАБОТЫ
На основе доклада командующего ВКС генерал-полковника В.Л. Иванова, 1 февраля 1993 г. вышла директива Генерального штаба о проведении работ по выбору места расположения космодрома. Данной директивой была образована рекогносцировочная комиссия под председательством начальника штаба ВКС генерал-лейтенанта С.Н. Ермака. В состав комиссии вошли представители Генерального штаба, РВСН, ВВС, ВМФ, Дальневосточного военного округа, Центрального проектного института Минобороны, а также Российского космического агентства и ведущих организаций по основным объектам инфраструктуры космодромов — конструкторских бюро Транспортного машиностроения, “Салют”, Общего машиностроения и “Мотор”.
Комиссией была проведена большая аналитическая работа, сделаны оценки всех вариантов решения задачи запуска космических ракет-носителей тяжелого класса с территории России, намечены возможные места размещения стартового комплекса и выработаны требования к нему и обеспечивающим объектам инфраструктуры. Центральным научно-исследовательским институтом ВКС проведена целевая научно-исследовательская работа по разработке методики выбора и оценки вариантов размещения космодрома.
О сложности и масштабности проведенной работы можно судить на примере требований к возможным трассам запусков. Так, регион юга европейской части России (недалеко от полигона “Капустин Яр”) имеет высокую освоенность, а трассы запусков на низкие наклонения проходят над территорией иностранного государства (Республики Казахстан), а на высокие — над крупными городами и промышленными центрами. Юг Сибири и Забайкалья представляют собой труднодоступную гористую местность и не обеспечивают возможности запусков на орбиты с низкими наклонениями, при этом активные участки ракет-носителей проходили бы над территориями Монголии и Китая. К сожалению, не пригодной с географической точки зрения оказалась и южная часть Дальневосточного региона (около Владивостока и Уссурийска): это южнее космодрома “Байконур” на 2-3°, но азимуты возможных трасс запусков ограничиваются всего лишь 46-59°. При запусках на более высокие наклонения трассы (и районы падения отделяющихся частей ракет-носителей) будут проходить над территорией Китая, а на более низкие — над территорией Японии.
Расположенная севернее от данного района местность (горы Сихотэ-Алинь) практически недоступна и неосвоена. Условия, соответствующие размещению космодрома, найдены недалеко от г. Советская Гавань — здесь обеспечиваются все наклонения запусков ракет-носителей, а районы падения их отделяющихся частей приходятся на акватории Тихого океана и Охотского моря, что не требует отчуждения территорий. Ближайшим к центральным районам России в западной части этой области на Транссибирской магистрали является район г. Свободный Амурской области, где также обеспечивается возможность запусков на все необходимые наклонения.
Место расположения космодрома “Свободный” и трасса первого запуска ракеты-носителя “Старт-1” |
В итоге задача выбора места расположения космодрома была сведена к двум основным районам: г. Советская Гавань и г. Свободный. На заключительном этапе работы комиссии проведена окончательная оценка по критерию эффективность/стоимость, что позволило выбрать место расположения нового российского космодрома в районе г. Свободный Амурской области. Акт рекогносцировочной комиссии с таким выводом был утвержден начальником Генерального штаба.
СТАНОВЛЕНИЕ КОСМОДРОМА
В районе г. Свободный существовала инфраструктура сокращаемой ракетной дивизии, что стало одним из факторов, обусловивших выбор.
В соответствии с выводами рекогносцировочной комиссии директивой Министра обороны Российской Федерации от 30 ноября 1993 г. объекты и часть войсковых частей и подразделений дивизии были переданы в состав Военно-космических сил, а на их базе образован Главный центр испытаний и применения космических средств.
Одновременно вопрос о необходимости развертывания работ по созданию космодрома внесли на рассмотрение в правительство России. По его заданию было проведено дополнительное оперативно-стратегическое и технико-экономическое обоснование космодрома. Дважды вопрос о его создании рассматривался в Государственной Думе. Развернулась широкая дискуссия в средствах массовой информации и среди населения Амурской области. Происшедшие изменения правовой и социальной сфер жизни обусловили необходимость большей открытости деятельности военных, общественного обсуждения вопроса, проработки влияния космодрома на экологию.
Подготовка ракеты-носителя “Старт-1” в монтажно-испытательном корпусе
Вышедший 1 марта 1996 г. Указ Президента Российской Федерации о создании второго Государственного испытательного космодрома Министерства обороны Российской Федерации (“Свободный”) закрепил принятие решения. Так закончился трехлетний период обоснований, космодром получил правовую основу. Это позволило включить работы по космодрому в Государственный оборонный заказ и Программу вооружения.
Перед Военно-космическими силами Указом Президента России были поставлены следующие задачи: обеспечить подготовку к пуску в 1996-97 гг. ракет-носителей легкого класса “Рокот” и “Старт”; разработать эскизный проект стартового комплекса ракет-носителей тяжелого класса “Ангара”; разработать и представить во втором квартале 1997 г. предложения по дальнейшему проведению работ на космодроме “Свободный”.
Стартовый комплекс “Рокот”, ранее базировавшийся на космодроме “Байконур”, предполагалось разместить на новом космодроме еще на первом этапе работ, так как для него имеется вся необходимая инфраструктура. РН “Рокот”, созданная на базе МБР РС-18 (SS-19), аналогична ранее размещавшимся в данном районе МБР.
Однако сложная экономическая обстановка и недостаточное финансирование Вооруженных Сил замедлили темпы работ по комплексу “Рокот”, сорвали планы завершения работ в 1997 г.
Более оперативно удалось осуществить проект с размещением на космодроме комплекса ракет-носителей семейства “Старт”. Этому способствовали отсутствие необходимости капитального строительства и плодотворное сотрудничество с НТЦ “Комплекс” Государственного предприятия “Московский институт теплотехники”.
Первый старт с нового космодрома 4 марта 1997 г.
К настоящему времени на космодроме созданы техническая и стартовые позиции для ракет-носителей и космических аппаратов, развернут измерительный комплекс в составе пристартового и выносного измерительных пунктов, системы связи. Организовано отчуждение территории под поля падения отделяющихся частей ракет-носителей. Подготовлены боевые расчеты подготовки и запуска.
Комплексы ракет-носителей “Старт” и “Рокот”, других космических ракет-носителей представляют интерес как для военных, так и гражданских запусков. Комплекс “Старт” на внебюджетной основе создавался НТЦ “Комплекс”. Планами его использования предусматривалось осуществить в конце 1996 г. запуск американского КА компании “Earth Watch”, предназначенного для дистанционного зондирования Земли (старт ИСЗ состоялся в декабре 1997 г.).
Учитывая неподготовленность аппарата “Early Bird”' (“ранняя пташка”) было принято решение о первоочередном запуске КА “Зея”, созданного по заказу Военно-космических сил, предназначенного для отработки новейших общих принципов контроля запусков космических ракет-носителей и управления спутниками на орбитах.
Первый запуск с нового российского космодрома увенчался успехом. 4 марта 1997 г. космический аппарат “Зея” выведен на расчетную орбиту, с ним ведется работа. Рождение космодрома состоялось. Большая заслуга в этом специалистов космодрома, Государственного предприятия “Московский институт теплотехники” и НТЦ “Комплекс” (разработчиков и координаторов создания комплекса ракеты-носителя), НПО прикладной механики (разработчик КА “Зея”), РНИИ космического приборостроения (создавал измерительный комплекс космодрома), их смежников, инструкторской группы Государственного испытательного полигона МО России (“Плесецк”, Архангельская обл.). Все они входили в совместный боевой расчет, осуществивший подготовку и запуск.
Космодром родился при участии и содействии еще многих организаций, ведомств и отдельных людей. Нельзя не отметить тот факт, что руководство Амурской области и ее жители, которым удалось присутствовать на первом запуске, радовались вместе с военными и гостями космодрома его рождению.
Много внимания уделил рождению космодрома бывший в то время Секретарем Совета Обороны Российской Федерации Ю.М. Батурин, присутствовавший на первом запуске. Большой вклад внес в становление космодрома “Свободный” первый командующий ВКС генерал-полковник В.Л. Иванов.
Первым начальником космодрома назначен генерал-майор А.Н. Винидиктов. Бывший командир расформированной ракетной дивизии РВСН не покинул свой объект, а перешел на службу в ВКС. Его организаторские способности, знание обстановки и людей во многом послужили основой успеха.
Боевой расчет космических частей РВСН перед пусковым комплексом “Тополь” с ракетой -носителем “Старт”
Значение первого запуска с космодрома “Свободный” велико: родился первый российский космодром (космодром “Плесецк” построен во времена Советского Союза). Он создан в крайне непростых условиях и фактом рождения убедительно свидетельствует о стремлении и способности нашей страны к развитию.
Предстоит сделать еще очень многое, чтобы новый космодром стал таким, как его планировали. Он нужен российской космонавтике, нужен стране. С его созданием будет обеспечена независимость России в области космической деятельности, создана устойчивая и эффективная космическая инфраструктура в составе двух разнесенных космодромов.
Одним из основных факторов, определяющих целесообразность создания космодрома “Свободный” и выбор места дислокации, явилось его широтное расположение. Этот фактор важен для вывода КА на геостационарные орбиты, ведь потери массы полезного груза при использовании космодрома “Плесецк” равнялись бы 22-25% по сравнению с тем, что может обеспечить “Свободный”. Это имеет большое значение с экономической точки зрения выигрыш составит миллионы долларов (средняя цена на мировом космическом рынке за один кг выводимого груза на стационарную орбиту оценивается в 30 тыс. долл.). При прогнозируемой интенсивности пусков годовой эффект может достигнуть 250-300 млн долл.
Для завершения работ по первому этапу создания нового космодрома (развертывания комплекса “Рокот”) необходимо около 80 млн руб. в текущих ценах. Это составляет приблизительно 15% от годовой арендной платы России за использование космодрома “Байконур” или стоимость двух запусков ракетой-носителем “Старт-1”. Очевидно, что приобретаемый от создания космодрома (даже на первом этапе) положительный международный, политический и военный эффект несоизмеримо выше.
В настоящее время по модернизации стартового комплекса ракеты-носителя “Рокот” имеются реальные шансы ускорения работ путем объединения усилий Ракетных войск стратегического назначения РКА, ГКНПЦ им. М.В. Хруничева и НПО Машиностроения. При реализации такого подхода в выигрыше останется каждая из заинтересованных сторон.
Стоимость строительства космодрома на втором этапе оценивается дорого (сроки создания — около 10 лет), но опять же соизмеримо с затратами на аренду “Байконура”, составляющими за 20 лет эксплуатации в текущих ценах 13 трлн. руб. Важно также отметить, что основные фонды космодрома “Байконур”, включая стартовые комплексы тяжелой ракеты-носителя “Протон”, крайне изношены (более 30 лет функционирования) и требуют больших затрат на восстановление. Кроме того, России необходимо выплачивать казахстанским организациям ежегодно десятки миллионов рублей за использование электроэнергии, воды и другие услуги. Очевидно, что эффективнее и целесообразнее вкладывать средства в создание, развитие и использование космической инфраструктуры на своей территории.
Расположение основных объектов космодрома “Свободный” |
Другим важным фактором создания космодрома “Свободный” может стать непосредственная связь с общим развитием дальневосточного региона России, позволив повысить занятость его населения, задействовав промышленные и строительные предприятия, развить транспортные и энергетические сети. Расширятся масштабы использования в интересах региона космических систем связи, телевидения, навигации, исследования природных ресурсов, экологического контроля и других.
Неизбежно расширение международного сотрудничества в области космоса, в том числе за счет развития взаимодействия со странами юго-восточной Азии, осознавшими свои интересы в космосе, но не имеющими технической возможности их реализовать. Космодром “Свободный” будет способствовать предоставлению таких услуг. Техническую основу предложений по развертыванию работ на космодроме составят результаты проведенного эскизного проектирования. Согласовываются с другими федеральными органами власти и администрацией Амурской области предложения о включении в программу создания космодрома вопросов социально-экономического характера.
Вместе с тем, уже сегодня очевидна необходимость проработки организационной стороны проблемы создания космодрома второго этапа (со стартовым комплексом ракеты-носителя тяжелого класса “Ангара”). Ввиду масштабности и комплексного характера проблемы для ее решения требуется программно-целевое планирование на уровне Правительства Российской Федерации, учитывающее интересы всех заинтересованных сторон, а также политические, военные, социально-экономические и другие факторы.
С.Н. БЫКОВ
Будущие космодромы в Австралии |
В ближайшее время на территории Австралии начнется строительство двух космодромов. Компания "Asia-Pacific Space Centre" ("APSC", Брисбен) выбрала для строительства место на тропическом севере страны - мыс Кейп-Йорк (штат Квинсленд). Фирма "Space Transportation Systems" - район около Дарвина (Северная Территория).
На обоих космодромах предполагается запускать российские ракеты-носители: на мысе Кейп-Йорк - типа "Протон-М", а под Дарвином - "Союз".
Компания "APSC" - консорциум различных австралийских, американских и южнокорейских предприятий, возглавляемых подданным Австралии Д. Квоном, заявившим о начале запусков в конце 1999 г. Этот космодром будет осуществлять до трех запусков в неделю, тогда как космодром Куру в Гвиане (Южная Америка), принадлежащий Европейскому космическому агентству - лишь один раз в месяц.
В размещении новых спутников на низких околоземных орбитах заинтересованы фирмы, создающие свои глобальные сети мобильных телефонов. Предпочтительность Австралии как места запусков КА заключается в близости стартового комплекса к экватору: оба новых космодрома лежат от него не более чем в 15°. Это позволяет запускать более тяжелые ИСЗ соответствующим типом ракеты-носителя. Например, РН "Протон", стартующая в Австралии, может доставить на низкую орбиту КА массой 20 т, что на 1 т больше, чем при запуске с Байконура.
New Scientist, 1997,155, 2093