вернёмся в библиотеку?

«Земля и Вселенная» 1999-6



Космонавтика XXI века


Экспедиция на Марс


Несмотря на сложную социально-экономическую обстановку в России специалисты в области ракетно-космической техники и ученые, принимающие участие в программах исследования планет, заглядывают в будущее. В сентябре 1998 г. в Институте космических исследований РАН состоялось заседание международной рабочей группы по проблемам полета человека на Марс. В международном совещании "Экспедиция к Марсу" приняли участие РКК "Энергия", ИКИ РАН, ЦНИИМаш, Исследовательский центр им. М.В. Келдыша, ГЕОХИ им. В.И. Вернадского, Институт медико-биологических проблем РАН, Планетарное общество США, Космический центр им. Л. Джонсона (США), отделение ESA в Германии, Крымская астрофизическая обсерватория (Украина) и Институт космических и астронавтических наук (Япония). На совещании рассмотрены многие аспекты марсианской экспедиции — философско-исторические, научно-технические, медико-биологические и литературно-эстетические.

В центре внимания находились сценарии пилотируемой экспедиции на Марс и научные программы исследований. Представленный на совещании американский проект разработан в 1998 г. Космическим центром им. Л. Джонсона (NASA). В нем нашли отражение три новых подхода к экспедиции: аэродинамическое торможение посадочного аппарата в атмосфере Марса для выхода его на орбиту искуссственного спутника планеты (что снижает массу КК на 40-45%), переработка марсианских ресурсов с целью производства воды и топлива (тем самым уменьшается масса КК на 21-25%) и надувные отсеки для проживания экипажа на поверхности Марса (масса жилых модулей сокращается). Все это дает возможность снизить массу марсианского пилотируемого комплекса на 68% по сравнению с традиционным решением. Корабль предлагается снабдить солнечным буксиром (в качестве энергетической установки применяется ЭРД) с тонкопленочными солнечными батареями общей площадью 7100 м2 и мощностью 800 кВт.

Двумя отдельными запусками к Марсу отправляются жилой модуль с экипажем и ракетный блок для возвращения КК на Землю. Такой сценарий может быть реализован в 2016 и 2018 гг., причем посадка на Марс должна быть осуществлена в июле 2019 г. (через 50 лет после первой лунной экспедиции).

В российском проекте (исследования ведутся в РКК “Энергия”), разработанном раньше американского, корабль снабжен электрореактивными двигателями и пленочными фотопреобразователями. РКК “Энергия” также участвует в новом проекте Исследовательского центра им. М.В. Келдыша, который разрабатывается Международным научно-техническим центром под эгидой Министерства атомной промышленности России с участием Центра Льюиса (NASA), американской компании “Rocketdyne” и Национального центра космических исследований Франции (CNES). В результате исследований эффективности различных сценариев, центр выбрал программу орбитально-десантного полета двух кораблей, как наиболее безопасную и небольшую по продолжительности.

Так предположительно космонавты будут проводить исследования на поверхности Марса. Недалеко от посадочного модуля находится марсоход для продолжительных поездок на большие расстояния (рисунок Д. Харди)

На заседании затрагивались многие вопросы, относящиеся к проведению марсианской экспедиции: аэродинамика спускаемых аппаратов для посадки на Марс, использование в научных целях марсоходов и буровых установок, сборка и испытание марсианского КК на околоземной орбите, послеполетный карантин экипажа, научная программа экспедиции (наиболее удобные районы посадки на Марс, поиск следов жизни и необходимые приборы для проведения исследований). Одна из главных проблем экспедиции — медико-биологическая. Она связана с созданием систем жизнеобеспечения корабля, средств контроля и условий сохранения здоровья космонавтов, радиационной безопасностью и психологическим обеспечением экипажа в течение всего полета.

Ниже публикуется подборка статей о российских проектах марсианской экспедиции и проблемах ее медицинского обеспечения.