вернёмся в библиотеку?

Желательно смотреть с разрешением 1024 Х 768

«Земля и Вселенная» 2001 №5, с.83-88




Международная космическая станция



Первая основная экспедиция


31 октября 2000 г. в 10 ч 52 мин 47 с* к Международной космической станции (МКС) стартовал корабль "Союз ТМ-31" с экипажем первой основной экспедиции МКС-1:


* Здесь и далее приведено декретное московское время.

Ю.П. Гидзенко, С.К. Крикалёв (РФ) и У. Шеперд (США). Члены этого экипажа выполняли двойные обязанности, одну — на корабле, другую — на МКС. Командиром экспедиции и бортинженером-2 КК "Союз ТМ-31" назначен У. Шеперд, Ю.П. Гидзенко — пилотом станции и командиром корабля, С.К. Крикалёв — бортинженером-1. К прилету экипажа МКС-1 станция состояла из модулей "Заря", "Звезда", "Юнити" (Unity), грузового корабля "Прогресс М1-3", трех герметичных адаптеров РМА и сегмента Z-1 основной фермы (Земля и Вселенная, 1999, № 2; 2000, № 6). В процессе работы первой экспедиции МКС пополнилась лабораторным модулем "Дестини" (Destiny), двумя "грузовиками" "Прогресс М1-4" и "Прогресс М-44", сегментом секции фермы Р-6, на которой были раскрыты панели солнечных батарей и радиаторы терморегулирования.

Командир корабля "Союз ТМ-31" и пилот МКС полковник Гидзенко Юрий Павлович родился 26 марта 1962 г. в с. Еланец на Украине. В 1983 г. окончил Харьковское высшее военное авиационное училище летчиков им. С.И. Грицевца, в 1994 г. — Московский государственный университет геодезии и картографии. После окончания училища проходил службу в качестве летчика и старшего летчика в частях ВВС Одесского военного округа, получил квалификацию "Военный летчик 3-го класса". Освоил три типа самолетов, общий налет — 850 ч. Инструктор парашютно-десантной подготовки, выполнил 170 прыжков с парашютом. В 1987 г. Ю.П. Гидзенко зачислен в отряд космонавтов ЦПК им. Ю.А. Гагарина. С 3 сентября 1995 г. по 29 февраля 1996 г. совершил

Экипаж КК "Союз ТМ-31" и первой основной экспедиции МКС: Ю.П. Гидзенко (РФ), У. Шеперд (США) и С.В. Крикалёв (РФ). Фото С.А. Герасютина.

космический полет продолжительностью 179 сут 01 ч 42 мин на КК "Союз ТМ-22" и ОК "Мир" в качестве командира экипажа 20-й основной экспедиции вместе с С.В. Авдеевым и астронавтом ESA Томасом Райтером (программа "Евромир-95"). Выполнил два выхода в открытый космос общей длительностью 6 ч 14 мин. Ему присвоена квалификация "Инструктор-космонавт-испытатель 2-го класса".

Бортинженер КК "Союз ТМ-31" и МКС Крикалёв Сергей Константинович родился 27 августа 1958 г. в Ленинграде. В 1981 г. окончил с отличием Ленинградский механический институт и стал работать в НПО "Энергия" (ныне РКК "Энергия" им. СП. Королёва). Занимался разработкой инструкций для космонавтов, методикой отображения информации на пультах и дисплеях базового блока станции "Мир", корректировкой бортовой документации. В 1985 г. зачислен в отряд космонавтов НПО "Энергия". В качестве бортинженера совершил два космических полета на кораблях "Союз ТМ"и ОК "Мир": 26.11.1988-27.04.1989 по программе ЭО-4 и советско-французской программе экспедиции посещения "Арагац" вместе с А.А. Волковым и Жан-Лу Кретьеном (Франция); 18.05.1991-25.03.1992 по программам 9-й и 10-й основных экспедиций и советско-английской программе экспедиции посещения "Джюно" вместе с А.П. Арцебарским и Хелен Шарман (Великобритания). Выполнил семь выходов в открытый космос общей длительностью 36 ч 29 мин. Решение о переходе С. К. Крикалёва в экипаж 10-й основной экспедиции было принято незадолго до окончания работы 9-й основной экспедиции. В 1990 г. назначен заместителем начальника отдела НПО "Энергия". В 1992 г. отобран для первого полета российского космонавта на американском КК "Спейс Шаттл". Третий космический полет совершил 3-11.02.1994 на корабле "Дискавери" по программе STS-60. В январе 1996 г. назначен бортинженером первой основной экспедиции на МКС, старт которой намечался на май 1998 г. В связи с изменением графика сборки МКС и переносом старта экипажа МКС-1 С. К. Крикалёв был включен в экипаж корабля "Индевор" STS-88 (2-14.12.1998), который состыковал на орбите первые два модуля новой станции. Общая продолжительность четырех космических полетов СК Крикалёва составляет 483 сут 09 ч 38 мин. Ему присвоена квалификация "Инструктор-космонавт-испытатель 1-го класса".

Бортинженер-2 корабля "Союз ТМ-31" и командир МКС капитан 1-го ранга ВМС США Уильям Шеперд (William Shepherd) родился 26 июля 1949 г. в г. Оук Ридж (шт. Теннесси). В 1967 г. закончил среднюю школу "Аркадия" в г. Скотгсдейл (шт. Аризона), в Академии ВМС США получил степень бакалавра в области аэрокосмического машиностроения (1971 г.), в Массачусетсском технологическом институте — диплом инженера по океаническому инженерингу и степень магистра по механике (1978 г.). После окончания Академии в 1971 г. служил в отрядах боевых пловцов. В мае 1984 г. отобран кандидатом в астронавты NASA. В качестве специалиста полета совершил три космических полета общей длительностью 18 сут 08 ч: 2-6.12.1988 на КК "Атлантис" (STS-27); 6-10.10.1990 на КК "Дискавери" (STS-41); 22.10-1.11.1992 на КК "Колумбия" (STS-52). С ноября 1995 г. по январь 1996 г. — заместитель руководителя программы МКС. С октября 1996 г. проходил подготовку к полету в основном экипаже МКС-1.

В состав дублирующего экипажа КК "Союз ТМ-31" вошли полковник Дежуров Владимир Николаевич, Тюрин Михаил Владиславович (РФ) и капитан 1-го ранга ВМС США Кеннет Бауэрсокс (Kenneth Bowersox).

"Союз ТМ-31" состыковался с МКС 2 ноября 2000 г. в 12 ч 20 мин 57 с. Он причалил к стыковочному узлу служебного модуля "Звезда", на котором ранее находился грузовой корабль "Прогресс М1-3". Этот "грузовик" стартовал 6 августа 2000 г. в 21 ч 26 мин 42 с, а 8 августа в 23 ч 12 мин 56 с состыковался с МКС со стороны агрегатного отсека модуля "Звезда". "Прогресс М1-3" стал первым грузовым кораблем в составе новой станции. 1 ноября 2000 г. в 07 ч 04 мин 49 с "Прогресс М1-3" освободил стыковочный узел и в тот же день по команде ЦУП прекратил свое существование в 10 ч 53 мин 20 с.

Дублирующий экипаж корабля "Союз ТМ-31": К. Бауэрсокс (США), M.B. Тюрин и В.Н.Дежуров (РФ). Фото С А. Герасютина.


Основные задачи экипажа МКС-1: расконсервация систем служебного модуля "Звезда" и функционально-грузового блока "Заря"; установка и подключение оборудования дооснащения на модуле "Звезда"; поддержание работоспособности станции; прием двух грузовых кораблей "Прогресс"; перестыковка корабля "Союз ТМ-31" с кормового узла модуля "Звезда" на боковой (нижний) узел блока "Заря"; проведение регламентно-профилактических работ на блоке "Заря"; выполнение программы научно-прикладных исследований; прием трех кораблей "Спейс Шаттл", совместная работа с их экипажами и передача смены экипажу МКС-2, который прибудет на КК "Дискавери" (STS-102).

Состав исследований и экспериментов на начальном этапе строительства российского сегмента МКС определяется "Программой реализации научно-прикладных исследований, планируемых на российском сегменте МКС в период развертывания (1999-2003 гг.)". Программа разработана РКК "Энергия" с участием головных организаций по тематическим направлениям Координационного научно-технического совета Росавиакосмоса, она утверждена Росавиакосмосом и Российской академией наук 12 сентября 1999 г.

Экипажу МКС-1 предстояло выполнить 12 экспериментов по трем направлениям исследований — медико-биологические, геофизические и технические:

— исследование состояния жидких сред организма в условиях космического полета (эксперимент "Спрут-МБИ");

— анализ и изучение микрофлоры пародонта в условиях космического полета (эксперимент "Пародонт");

— исследование функциональных возможностей организма человека в космическом полете и уточнение механизмов его адаптации при различных сроках пребывания в условиях микрогравитации с учетом особенностей конкретного периода полета космонавта (эксперимент "Кардио-ОДНТ");

— разработка метода краткосрочного прогнозирования радиационной обстановки и дозовых нагрузок на экипаж в рабочих отсеках станции в зависимости от фазы цикла солнечной активности (эксперимент "Прогноз");

— исследование биологически значимых дозовых нагрузок на организм человека в космическом полете (эксперимент "Брадоз");

— наблюдение и регистрация развития катастрофических явлений с борта МКС и разработка критериев классификации и дешифрирования их признаков (эксперимент "Ураган");

— исследование плазменно-пылевых кристаллов и жидкостей в условиях микрогравитации (эксперимент "Плазменный кристалл");

— разработка методов идентификации источников возмущений при нарушении условий микрогравитации на борту МКС (эксперимент "Идентификация");

экспериментальная отработка метода оперативного определения и уточнения динамических характеристик МКС, необходимых для повышения точности определения ориентации, прогноза функционирования бортовых систем (эксперимент "Тензор");

— исследование влияния режимов функционирования штатного и научного оборудования, построения ориентации и других динамических операций на МКС (эксперимент "Изгиб");

— разработка методов высокоточной ориентации научных приборов в пространстве, определение рассогласования осей научных приборов и датчиков ориентации на разных этапах полета МКС (эксперимент "Привязка");

— определение и анализ магнитных помех на МКС для повышения точности определения ориентации с помощью магнитометрических датчиков (эксперимент "Искажение").

16 ноября 2000 г. в 4 ч 32 мин 36 с с МКС стартовал грузовой корабль "Прогресс М1-4". Этому "грузовику" предстояло стыковаться не совсем обычным образом. Впервые корабль должен был причалить к модулю, который находился в середине станции, — боковому (нижнему) стыковочному узлу блока "Заря". Учитывая, что при таком положении антенны системы стыковки находятся в невыгодных условиях работы, создали иную схему сближения. Сначала "грузовик" сближается по системе стыковки "Курс модуля "Звезда", а затем на этапе зависания перенацеливает свою систему стыковки на модуль "Заря".

18 ноября "Прогресс М1-4" сблизился с МКС и пошел на стыковку. Во время причаливания корабль начал раскачиваться, пришлось перейти на ручное управление. Освещенность оказалась недостаточной, экипаж плохо видел стыковочную мишень. Но и в этих условиях Юрий Гидзенко, уверенно управляя кораблем, успешно завершил стыковку уже вне зоны радиовидимости. Стыковка произошла в 6 ч 47 мин. "Прогресс М1-4" доставил на МКС 2379.63 кг расходуемых материалов и грузов, в том числе 976.7 кг топлива для поддержания ориентации станции и проведения маневров коррекции ее орбиты.

1 декабря в 6 ч 06 мин 01 с к МКС с космодрома на мысе Канаверал стартовал корабль "Индевор" по программе STS-97 (полет 4А — по графику сборки МКС). Цели полета: доставка фермы Р6 с двумя солнечными батареями, ее монтаж на сегменте Z1, раскрытие панелей солнечных батарей и подключение их к единой системе электропитания МКС, подготовка модуля "Юнити" к прибытию американского лабораторного модуля "Дестини". Экипаж КК "Индевор": Брент Джетт, Майкл Блумфилд, Джозеф Тэннер, Карлос Норьега и Марк Гарно (Канада).

"Индевор" (STS-97) должен был стыковаться к адаптеру РМА-3, т.е. к боковому (нижнему) узлу модуля "Юнити". Чтобы реактивные двигатели американского корабля не повредили "Прогресс М1-4", его после старта КК "Индевор" отстыковали 1 декабря 2000 г. в 19 ч 22 мин 53 с. "Грузовик" оставили на орбите в автономном полете, а после окончания работы с "Шаттлом" вернули на прежнее место.

2 декабря в 22 ч 59 мин 44 с "Индевор" состыковался с МКС. С помощью канадского дистанционного манипулятора экипаж корабля установил на сегменте Z1 ферму Р6 с двумя солнечными батареями. Во время выходов в открытый космос Дж. Тэннер и К. Норьега установили кабели между гермоадаптером РМА-1 и блоком "Заря" для дополнительной подачи электропитания от новых солнечных батарей на российский сегмент, поменяли расположение некоторых силовых кабелей и фиксаторов для ног на модуле "Юнити". 8 декабря космонавты открыли переходные люки, и оба экипажа ненадолго встретились. Уже на следующий день, в соответствии с программой полета, им пришлось проститься. 9 декабря в 22 ч 13 мин 08 с корабль "Индевор" отделился от МКС и 12 декабря в 2 ч 03 мин 25 с приземлился на мысе Канаверал.

26 декабря 2000 г. в 14 ч 03 мин 15 с грузовой корабль "Прогресс М1-4" снова причалил к боковому (нижнему) стыковочному узлу блока "Заря". Экипаж МКС работал в телеоператорном режиме управления. 18 января 2001 г. к МКС должен был стартовать корабль "Атлантис" по программе STS-98 (полет 5А). Однако в предшествующем ему декабрьском запуске "Индевора" STS-97 (полет 4А) выявили достаточно серьезные неполадки при отделении боковых ускорителей, что угрожало безопасности экипажа. Кроме того, основная цель полета 5А (по графику сборки МКС) — доставка американского лабораторного модуля "Destiny" стоимостью 1.5 млрд. долларов. Старт "Атлантиса" перенесли на февраль, а запуск экипажа МКС-2 — на март. С запуска модуля "Дестини" начинается передача управления полетом от российского Центра управления американскому.

Американский лабораторный модуль "Дестини"(длина 8.7м, масса 14 т) с помощью манипулятора вынимается из грузового отсека КК "Атлантис" для последующей стыковки с МКС 10 февраля 2001 г. Фото NASA.


Корабль "Атлантис" по программе STS-98 (5A) стартовал 8 февраля 2001 г. в 2 ч 13 мин 11 с, 9 февраля в 19 ч 50 мин 51 с состыковался с МКС к адаптеру РМА-3 МКС. Экипаж корабля: Кеннет Кокрелл, Марк Полански, Роберт Кёрбим, Марша Айвинс и Томас Джонс. После старта "Атлантиса" в тот же день в 14 ч 26 мин 04 с от МКС отстыковали корабль "Прогресс М1-4", прекративший свое существование 8 февраля в 19 ч 45 мин 23 с.

Встреча экипажей КК "Атлантис" и МКС прошла сразу после стыковки. 10 февраля с помощью дистанционного манипулятора корабля сняли герметичный адаптер РМА-2 (он находился на продольной оси модуля "Юнити"). На место этого адаптера с помощью того же манипулятора установили лабораторный модуль "Дестини". Во время выходов в открытый космос астронавты Р. Кёрбим и Т. Джонс установили на нем адаптер РМА-2 и подключили коммуникации модуля в контур МКС.

Работая совместно, экипажи объединили вычислительные комплексы и системы управления движением российского и американского сегментов МКС. 16 февраля экипажи попрощались, и в 17 ч 05 мин 50 с "Атлантис" отчалил от станции. Он приземлился 20 февраля 2001 г. в 23 ч 33 мин 05 с на запасной посадочной полосе авиабазы Эдвардс (шт. Калифорния).

Несмотря на включение модуля "Дестини" в состав МКС, российский ЦУП не передал все управление американскому, как планировалось. Специалисты NASA стали понимать, что это длительный процесс, и его надо осуществлять общими усилиями, обеспечивая безопасность экипажа и безаварийную работу технических средств.

Шла подготовка к старту очередного "грузовика". Чтобы освободить для него стыковочный узел на модуле "Звезда" (со стороны агрегатного отсека), 24 февраля произведена перестыковка КК "Союз ТМ-31" на боковой узел блока "Заря". В 13 ч 06 мин 40 с корабль отошел от станции, и в 13 ч 35 мин 44 с Ю.П. Гидзенко уверенно привел его к другому стыковочному узлу.

26 февраля 2001 г. в 11 ч 09 мин 35 с стартовал грузовой корабль "Прогресс М-44". 28 февраля в 13 ч 35 мин 44 с (неверно!) он пристыковался к модулю "Звезда". Все прошло штатно, вмешательства экипажа не потребовалось. "Прогресс М-44" доставил на станцию 2542.82 кг грузов, в том числе 1012 кг топлива.

Полет первой основной экспедиции на МКС близился к завершению. Планировалось закончить его в феврале. Старт корабля "Дискавери" по программе STS-102 (5A.1) с экипажем второй основной экспедиции (МКС-2) перенесли на март. Запуск корабля состоялся 8 марта в 14 ч 42 мин 08 с. 10 марта в 9 ч 38 мин 18 с корабль состыковался с МКС. Экипаж КК "Дискавери": Джеймс Уэзерби, Джеймс Келли, Эндрю Томас, Пол Ричардс. На корабле прилетели еще трое: Юрий Владимирович Усачёв (РФ), Джеймс Восс и Сьюзен Хелмс (США) — экипаж МКС-2.

Космонавты на борту МКС (10 марта 2001 г.): верхний ряд — экипаж КК "Дискавери" (STS-102) Д. Келли, П. Ричардс, Д. Уэзерби и Э. Томас; нижний ряд — экипажи первой и второй основных экспедиций Ю. Гидзенко, С. Крикалёв, У.Шеперд, С. Хелмс, Ю. Усачёв и Д. Восс. Фото NASA.


Экипажи корабля и станции встретились после стыковки, предварительно проверив герметичность стыка. 11 марта состоялся первый выход в открытый космос, во время которого Д.Восс и С.Хелмс демонтировали и закрепили на левом борту модуля "Юнити" герметичный адаптер РМА-3. На следующий день на освободившийся стыковочный узел установили грузовой модуль "Леонардо" массой 10.5 т, разработанный итальянскими специалистами. Возвращаемый грузовой модуль MPLM (малый герметичный модуль снабжения) "Леонардо" доставил в герметичном отсеке 10 стоек и 4 складские платформы с научным оборудованием и расходуемыми материалами общей массой 5.3 т. Этот модуль манипулятором "Шаттла" пристыковался к МКС и после разгрузки возвратился на Землю для последующего использования. 13 марта во время второго выхода в открытый космос Э.Томас и П.Ричардс установили платформу, где в последующем будут монтироваться канадский дистанционный манипулятор SSRMS (манипулятор дистанционного управления космической станции), контейнеры для хранения оборудования (снаружи станции), кабели для питания и управления манипулятором. После разгрузки модуля "Леонардо" его вернули в грузовой отсек корабля "Дискавери". 19 марта У.Шеперд передал командование Ю.В. Усачёву, в 5 ч 32 мин были закрыты переходные люки, и в 7 ч 31 мин 52 с "Дискавери" отстыковался от МКС. 21 марта 2001 г. в 10 ч 31 мин корабль приземлился на мысе Канаверал вместе с экипажем МКС-1. Экипаж первой основной экспедиции полностью выполнил программу, длительность его полета составила 140 сут 23 ч 38 мин.

В.И.ЛЫНДИН





На стр. 2 обложки: Вверху — командир второй основной экспедиции МКС Юрий Усачев с макетом станции в модуле "Звезда" (23 апреля 2001 г.). Фото NASA. Внизу — экипаж первой экспедиции посещения МКС Деннис Тито (США), Талгат Мусабаев и Юрий Батурин (РФ). Стартовали 28 апреля 2001 г. на КК "Союз ТМ-32", возвратились 6 мая на корабле "Союз ТМ-31". Фото С.А. Герасютина (к ст. В.И. Лындина).