«Земля и Вселенная» 2001 №5, с.3-14
Орбитальный пилотируемый комплекс "МИР" — основные итоги программы Ю. П. СЕМЕНОВ, академик Президент Ракетно-космической корпорации "Энергия" им. С.П. Королёва |
Ю.П. Семенов — доктор технических наук, профессор, заслуженный деятель науки Российской Федерации, действительный член Российской академии наук, действительный член Международной академии астронавтики, Российской инженерной академии и других научных обществ, автор и соавтор более 300 научных трудов и изобретений. Он руководитель крупномасштабных наукоемких проектов освоения космического пространства: пилотируемых орбитальных комплексов "Салют", "Мир" и российского сегмента Международной космической станции, транспортных кораблей "Союз" и грузовых кораблей "Прогресс", многоразовой космической системы "Энергия" — "Буран", ракетно-космического комплекса морского базирования "Морской старт", телекоммуникационных систем на базе российских космических аппаратов связи нового поколения "Ямал", а также ряда перспективных разработок, которые будут воплощаться в начале XXI в. За выдающийся вклад в развитие отечественной и мировой космонавтики и внедрение космических технологий в сферу некосмического производства Ю.П. Семенов удостоен звания Герой Социалистического Труда, награжден орденом "За заслуги перед Отечеством" III степени, Золотой медалью им. К.Э. Циолковского АН СССР, Золотой медалью "Космос" Международной авиационной федерации (ФАИ). Ю.П. Семенову присуждены Ленинская и Государственная премии СССР, Государственная премия Российской Федерации (1999 г.), Международная премия Алана д'Эмиля (МАФ), Аэрокосмическая премия им. Ф. К. Баньо.
23 марта 2001 г. в 9 ч по московскому времени завершился 15-летний полет российского пилотируемого орбитального комплекса "Мир". Наступило время подвести основные итоги беспрецедентной программы работ по его созданию и эксплуатации, в которых участвовали многие российские предприятия и организации, институты Российской академии наук и научные учреждения других государств, аэрокосмические агентства и отдельные фирмы стран Америки, Европы и Азии (Земля и Вселенная, 1986, № 6 1988, № 5; 1990, № 3 1991, № 2; 1994, № 1 1995, №5; 1996, №№3,5 1997, №№ 3, 6; 1998 №№2, 6; 1999, №№ 3, 6 2000, № 1; 2001, № 1). "Мир" — воплощение 40-летнего опыта пилотируемых полетов, высочайших достижений науки и техники XX в. Комплекс "Мир" — первая уникальная международная научная лаборатория, обеспечившая развитие новых высоких технологий и наращивание научно-технического потенциала космонавтики на рубеже нового тысячелетия.
ОСНОВНЫЕ ПРИОРИТЕТНЫЕ ДОСТИЖЕНИЯ
Орбитальный комплекс "Мир" служит ярким примером воплощения рационального подхода к созданию сложнейших инженерных сооружений в космосе — долговременных пилотируемых станций. Этот подход, который уже сейчас можно назвать классическим, состоит в реализации таких принципов, как многомодульность построения, ремонтопригодность на всех уровнях, экономичное транспортно-техническое обеспечение, безопасность полета экипажа, высочайшая степень адаптивности к изменениям программы полета и многоплановость целевого использования.
Орбитальный пилотируемый комплекс "Мир" после полной сборки. 1996 г. |
Ремонт гиродинов выполняет экипаж ЭО-11 А.Ю. Калери (слева) и А.С. Викторенко. 1992 г.
Многомодульность — основа построения пилотируемого орбитального комплекса "Мир". Ученые и конструкторы исходили из реальных сроков изготовления составных частей, их запуска и сборки на орбите, необходимости выполнения всех требований по назначению и условиям эксплуатации, учитывали возможность поэтапного строительства комплекса на орбите в ходе полета с целенаправленным совершенствованием характеристик и развитием функциональных возможностей.
На околоземную орбиту было выведено 7 модулей: базовый блок (стартовал 20 февраля 1986 г.), "Квант" (31.03.1987), "Квант-2" (26.11.1989), "Кристалл" (31.05.1990), "Спектр" (20.05.1995), "Природа" (23.04.1996) и стыковочный отсек (12.11.1995) для приема американских многоразовых кораблей типа "Спейс Шаттл". Установлены мировые рекорды массы космических аппаратов. Суммарная максимальная масса комплекса с кораблями "Прогресс" и "Союз" достигала 137 т, а в периоды совместного полета в состыкованном состоянии с кораблями "Спейс Шаттл" — до 240 т. В момент завершения полета ОК "Мир" его масса составляла около 130 т.
Реализация принципа многомодульности позволила оперативно менять направления исследований в процессе летной эксплуатации ОК "Мир" по требованию постановщиков исследований и экспериментов, вплоть до изменения и дополнения целевого назначения отдельных модулей, дала возможность наиболее рационально распределять материальные ресурсы, необходимые для выполнения намеченной программы работ.
Возможность оперативного выполнения ремонтно-профилактических мероприятий как внутри модулей, так и на внешней поверхности комплекса, заложенная еще на стадии разработки проекта и реализованная практически на всех уровнях — от модулей до их систем и приборов, позволила устранять в ходе полета самые сложные отказы, в том числе непредвиденные. Благодаря этому эксплуатация комплекса продолжалась столь длительное время, в три раза превысившее планируемый срок. Преодоление ряда серьезных нештатных и аварийных ситуаций потребовало проведения ремонтных работ, что позволило приобрести бесценный опыт, обеспечило совершенствование организации и системы управления полетом, средств и методов подготовки космонавтов.
Использование стыковочных агрегатов нескольких типов и модификаций, автоматической системы перестыковки 20-т крупногабаритных модулей на боковые стыковочные порты позволяло менять конфигурацию комплекса, перемещая модули с одного стыковочного узла на другой (при необходимости решать задачу по замене модулей). Конструкция устройств многократного развертывания солнечных батарей "Опора" и "Тополь" позволяла осуществлять их монтаж и ремонт. Для перемещений космонавтов к зонам работ, находящимся на внешней поверхности комплекса, использовались две телескопические 15-м грузовые стрелы, средства фиксации, инструменты и другие приспособления. Для этих же целей предусматривалось индивидуальное средство передвижения космонавта в открытом космосе, испытанное в феврале 1990 г.
Ремонтные работы в открытом космосе на поверхности ОК "Мир".
Некоторые бортовые системы с принципиально новыми перспективными научно-техническими решениями первоначально вводились в состав комплекса как экспериментальные для прохождения летных испытаний наряду с уже апробированными. И затем, как правило после их завершения или вслед за регламентными (либо ремонтно-профилактическими) работами, вводились в состав штатных систем, обеспечивая совершенствование и модернизацию комплекса. Например, система управления комплекса позволила в ходе полета модернизировать и заменять по радиолинии "Земля-борт" программное обеспечение, осуществлять переключения и комплексирование вычислительных средств отдельных модулей, решать задачи управления ориентацией комплекса с помощью включения того или иного количества работоспособных электромеханических маховиков-гиродинов. Уникальные ремонтные операции, выполненные на объединенной двигательной установке, герметизация и заправка магистралей системы терморегулирования, осуществленные в условиях полета, продемонстрировали ремонтопригодность станции на уровне сложных бортовых агрегатов.
Система транспортно-технического обеспечения (ТТО) комплекса "Мир" основывалась на использовании пилотируемых кораблей "Союз" и автоматических беспилотных грузовых КК "Прогресс", эксплуатация которых на протяжении не одного десятка лет подтвердила их надежность и оптимальность с точки зрения финансовых затрат на изготовление, запуск и полет, а также оперативность подготовки к старту. Состав средств ТТО удачно
Раскрытие в космосе параболической антенны диаметром 6.4 м в эксперименте 'Рефлектор". 28 июля 1999 г. |
О высокой эффективности системы ТТО свидетельствует тот факт, что общий грузопоток "Земля-борт" составил за время эксплуатации ОК "Мир" более 150 т топлива и полезных грузов, доставленных 31 кораблем "Союз" и 64 кораблями "Прогресс". Кроме того, 9 кораблями "Спейс Шаттл" на комплекс доставлено до 26 т грузов. Грузопоток, как и предусматривалось при разработке проекта, осуществлялся регулярно. Проектно-технические решения, принятые при создании КК "Прогресс", позволили использовать их также в качестве специализированных космических платформ для выполнения в автономном полете комплексных экспериментов "Свет", "Знамя-2", "Модель-2", "Инспектор" и "Рефлектор".
В ходе этих экспериментов проверена одна из важнейших функций системы ТТО комплекса — периодическое обслуживание свободно летающих космических аппаратов. При этом отработаны следующие операции:
— расстыковка и свободный полет грузового корабля с проведением эксперимента после установки экипажем на нем оборудования и аппаратуры, когда корабль находится в составе комплекса;
— неоднократная стыковка и расстыковка грузового корабля с комплексом;
— подготовка и обеспечение раскрытия перспективных крупногабаритных конструкций с использованием комплекса оборудования, установленного в земных условиях на внешней поверхности грузового корабля, сопровождая эти процессы визуально-инструментальным наблюдением и видеосъемками;
— запуск с корабля "Прогресс" малого космического аппарата для облета комплекса по управляемой баллистической схеме.
Экспериментально доказана возможность установки на грузовой корабль "Прогресс" аппаратуры и оборудования массой до 750 кг и обеспечения продолжительности его автономного полета до 30 сут.
Корабль "Союз", постоянно находившийся в составе комплекса "Мир", обеспечивал в критический момент возвращение экипажа на Землю, безопасность непрерывной работы космонавтов на его борту наряду с мероприятиями, гарантирующими выход из опасных и аварийных ситуаций. Надежность системы безопасности комплекса была доказана, например, при ликвидации пожара на модуле "Квант" и при разгерметизации модуля "Спектр". Корабль за время летной эксплуатации комплекса "Мир" дважды использовался для досрочного возвращения космонавтов в связи с выявленными отклонениями в состоянии их здоровья. Фактически корабль прошел многолетнюю отработку в качестве корабля-спасателя, подтвердил право использовать его для аналогичной цели и в других проектах.
Эксплуатация комплекса "Мир" показала правильность всех реализованных решений по безопасности пребывания на его борту экипажей, что само по себе является выдающимся достижением для столь длительного космического полета пилотируемой станции.
Высочайшая степень адаптивности к изменениям программы полета, многомодульность построения, ремонтопригодность бортовых систем и конструкций, экономичное транспортно-техническое обслуживание расширили функциональные возможности ОК "Мир" в зависимости от уточняемых приоритетов решаемых задач, требований заказчиков, состава и готовности оборудования, программно-математического обеспечения и уровня подготовки экипажа. Формирование программы полета комплекса путем сочетания основных экспедиций с более короткими экспедициями посещения позволило оперативно менять направления исследований, а также уже в ходе полета расширять их, учитывая интересы различных организаций, в том числе из других стран.
Высокая степень адаптивности комплекса "Мир" к изменениям программы полета была реализована с помощью следующих технических решений:
— размещение на его внешней поверхности выносной двигательной установки, позволившей существенно снизить расходы топлива для управления по крену;
— перенос ценного научного оборудования и аппаратуры на ОК "Мир" со станции "Салют-7" с помощью корабля "Союз Т-15", осуществившего межорбитальный перелет от комплекса на станцию и обратно;
Стержневые фермы "Софора" (длина 14 м) и "Стромбус" (длина 11.5 м). Космонавтов на ферму "Стромбус" доставила 15-м телескопическая грузовая стрела (на переднем плане). 1996 г.
— введение в состав комплекса двух грузовых стрел-манипуляторов и их использование для проведения возросшего объема работ на его внешней поверхности, в том числе по установке доставленного научного оборудования, осуществлению регламентных и ремонтных операций;
— доставка и установка многоразовых солнечных батарей нового типа с целью повышения энерговооруженности комплекса;
— введение в состав комплекса стыковочного отсека для причаливания кораблей "Спейс Шаттл".
Яркий пример адаптивности комплекса — использование его в качестве полигона для отработки перспективных крупногабаритных конструкций различного назначения. Некоторые из них после сборки на внешней поверхности комплекса стали его штатными элементами (ферменные конструкции "Софора", "Рапана" и "Стромбус").
Многоплановое целевое использование комплекса характеризуется следующими данными. На нем выполнены исследования по 55 российским и зарубежным программам объемом более 31 тыс. экспериментов. Всего на комплексе было сосредоточено свыше 240 наименований научной аппаратуры производства 27 стран общей массой около 14 т, включая обеспечивающее оборудование. С 1986 г. по 2000 г. объем научной информации, переданной на Землю по телеметрическим каналам, составил 1690 Гбайт, а суммарная масса возвращенных грузов с результатами экспериментов превысила 4.7 т. Полученные результаты позволили российской пилотируемой космонавтике выйти на качественно новый этап развития.
График использования аппаратуры комплекса "Мир"для научных исследований. |
Рекордсмены длительных полетов космонавты В.В. Поляков (слева) и С.В. Авдеев. |
КОСМИЧЕСКИЕ РЕКОРДЫ
Работа 28 длительных экспедиций на ОК "Мир" ознаменовалась рядом мировых космических рекордов. Российский космонавт В.В. Поляков установил рекорд наибольшей продолжительности непрерывного пребывания человека в условиях космического полета — более 437 сут. Среди женщин-космонавтов рекорды длительности установили россиянка Е.В. Кондакова (169 сут) и американка Шеннон Люсид (188 сут). Больше всего по суммарной продолжительности нескольких полетов проработали на станции россияне С.В. Авдеев (более 747 сут) и В.В. Поляков (более 678 сут), француз Ж.-П. Эньере (188 сут) и немец Томас Райтер (179 сут). На комплексе "Мир" совершено 78 выходов в открытый космос общей продолжительностью более 360 ч. Максимальное количество выходов у А.Я. Соловьева — 16, общей длительностью 77 ч 46 мин. Беспрецедентная длительность полета пилотируемого комплекса "Мир" является, пожалуй, главным космическим рекордом XX в.
МЕТОДИКА МЕДИЦИНСКОЙ ПОДГОТОВКИ ЭКИПАЖЕЙ
В ходе полетов на станциях "Салют" и комплексе "Мир" планомерно увеличивалась длительность пребывания человека на орбите в условиях невесомости. Тщательный анализ медико-биологических проблем, неизбежно возникающих в ходе продолжительного полета, позволили выработать соответствующие рекомендации и методики подготовки и послеполетной адаптации экипажей, а также средства для поддержания их здоровья и профилактики отрицательного воздействия невесомости.
Экипаж корабля "Союз-9" после 18-сут полета в июне 1970 г. не смог самостоятельно передвигаться, что породило скептицизм в отношении продолжительной работы на орбите. Сегодня после многомесячного полета космонавты быстро адаптируются к земной жизни. Российская медицинская наука накопила достаточно средств и методов для подготовки экипажей к полетам длительностью до 1.5 лет. Не имевший аналогов на Земле по своему оснащению комплекс медико-биологического оборудования позволяет уверенно прогнозировать возможность экспедиции на Марс и открывает широкие перспективы по использованию в повседневной практике созданных приборов и полученных результатов для лечения болезней движения, а также оказания скорой медицинской помощи в чрезвычайных ситуациях.
МЕЖДУНАРОДНОЕ СОТРУДНИЧЕСТВО
Одним из главных достижений полета комплекса "Мир" можно по праву считать опыт многолетнего широкомасштабного международного сотрудничества. На ОК "Мир" работали 104 человека, в том числе 62 астронавта из 11 государств и ESA, причем некоторые из них побывали на борту комплекса не один раз. Пять полетов совершил А.Я. Соловьев, четыре — А.С. Викторенко, по три — С.В. Авдеев, В.М. Афанасьев, А.Ю. Калери и Ч. Прекурт (США). Станцию посещали 42 космонавта, 44 астронавта США, 5 — Франции, 3 — ESA, 2 — Германии. Совместно с основными экспедициями российских экипажей на комплексе работало 16 экспедиций посещения, в том числе 15 международных. По международным программам проведено более 7600 экспериментов. Успешная эксплуатация комплекса доказала высокую надежность пилотируемой космической техники, а международные полеты открыли дорогу многолетнему и многоплановому сотрудничеству с ESA и NASA, Францией, Германией и другими странами. Комплекс "Мир" на практике стал первой международной орбитальной научной лабораторией.
Интересы специалистов разных стран распространяются на все области космических исследований — медицину, биологию, биотехнологию, геофизику, дистанционное зондирование Земли, астрономию, материаловедение, а также на создание новых технологий и технических средств, необходимых для эксплуатации космических кораблей и станций. Например, по программе "Мир-NASA" выполнено более 5400 экспериментов. На борту комплекса было размещено около 4.7 т американской аппаратуры. В этой программе приняли участие 7 астронавтов США, общая продолжительность полетов которых — 925 сут. Несмотря на отказы исследовательской аппаратуры, которые устранялись общими усилиями российской и американской сторон, а также нештатные ситуации в работе комплекса, сложная и насыщенная программа "Мир-NASA" была успешно выполнена. Россия предоставила американской стороне научное оборудование для проведения экспериментов: печь "Оптизон-1", установку "Инкубатор", оранжерею "Свет", комплекс дистанционного зондирования "Природа".
Следующим по объему совместных работ на ОК "Мир" стало сотрудничество с Францией. В 1988-1999 гг. реализованы исследовательские программы "Арагац", "Антарес", "Альтаир", "Кассиопея", "Пегас" и "Персей", в рамках которых проведено более 40 экспериментов в области медицины, биологии и техники. На станции работали пять космонавтов Национального комитета по космическим исследованиям Франции (общая продолжительность пребывания — 264 сут). В рамках совместных полетов проведено 3 выхода в открытый космос.
Весьма значительным явился вклад ученых и инженеров Германии в разработку методов и средств получения и обработки изображений поверхности Земли. Эксплуатация на комплексе "Мир" немецкой аппаратуры "МОМС-2П" явилось развитием новых технологии многозональных съемок. Они позволили не только производить запись изображений, но и передавать их на Землю по радиоканалу. В исследованиях по международной программе с использованием комплекса "Природа" приняли участие 12 научных учреждений ФРГ. На борту ОК "Мир" работали 14 исследовательских систем общей массой около 840 кг, изготовленных в Германии.
Необходимо отметить, что с 1996 г. исследования выполнялись главным образом благодаря привлечению внебюджетных источников финансирования. Из-за непрерывно ухудшавшегося российского бюджетного финансирования основной акцент пришлось сделать на реализацию коммерческих программ экспериментов, предусмотренных контрактами в рамках международных проектов. В общей сумме затрат на реализацию проекта ОК "Мир", составляющей около 4.3 млрд. долл., вклад иностранных инвесторов за период 1994-2000 гг. достигает почти 25%.
Комплекс "Мир" стал орбитальным форпостом фундаментальной и прикладной науки. Его уникальные возможности открыли ученым мира простор для проведения длительных и постоянных наблюдений и исследований, постановки научных и технических экспериментов в условиях вакуума, невесомости, космического излучения и других факторов околоземного космоса. За время полета получены результаты исключительной ценности, внесшие принципиальный вклад в развитие знаний о Вселенной и материи, глобальных факторах, влияющих на нашу планету и околоземное пространство, об организме человека и формах эволюции жизни.
Астрофизическими приборами зафиксированы спектры и рентгеновские изображения центра нашей Галактики, открыты новые, наиболее удаленные от Земли, рентгеновские источники и зарегистрированы ранее неизвестные кандидаты в "черные дыры".
Данные по природным ресурсам Земли и экологическому мониторингу оперативно используются для обновления карт, контроля местности и экологической обстановки.
Все большее значение приобретает постоянное наблюдение за процессами в верхней атмосфере, играющими весомую роль в экологическом балансе Земли и, возможно, определяющими будущее человечества.
На основе исследований в условиях невесомости физики жидкости, тепломассопереноса и кристаллизации отработаны методы производства новых ценных, превосходящих земные аналоги материалов — кристаллов арсенида галлия, теллурида кадмия и оксида цинка. Впервые в мировой практике реализована устойчивая регулярная пространственная структура, формируемая заряженными пылевыми частицами в плазме.
Были развернуты исследования по изготовлению и переработке биопрепаратов с заранее заданными свойствами для внедрения на предприятиях микробиологической промышленности.
На комплексе "Мир" экспериментально подтверждена модель замкнутой экологической системы жизнеобеспечения, отработаны методики, аппаратурное и медицинское обеспечение долговременных пилотируемых космических полетов.
ВКЛАД КОМПЛЕКСА "МИР" В СОЗДАНИЕ МКС
Опыт полетов на ОК "Мир" чрезвычайно ценен для создания Международной космической станции (МКС). В процессе его эксплуатации, в том числе при работе с кораблями "Спейс Шаттл", преодолены психологические барьеры и отработана схема взаимодействия при реализации совместных программ со всеми партнерами (США, Францией, Германией и ESA).
На ОК "Мир" в реальных условиях проверены многие технические решения, методики работ и технологические процессы, принятые к использованию на МКС, в том числе модульный принцип строительства на орбите космических сооружений больших габаритов и масс (до 240 т), реализованный впервые в мировой практике. Комплекс "Мир" показал эффективность применения кораблей "Союз", "Прогресс", "Спейс Шаттл" как транспортных средств доставки экипажей и материально-технического обеспечения МКС. На комплексе "Мир" отрабатывалось взаимодействие международных экипажей в длительных полетах, технология поддержания сложного орбитального сооружения в работоспособном состоянии в течение длительного полета, приобретен опыт ликвидации нештатных ситуаций, обеспечения безопасности экипажа и живучести станции, одновременного проведения нескольких международных научных программ интегрированным экипажем. При реализации проекта МКС работали специалисты нескольких технических школ. В ходе полета ОК "Мир" отработана технология совместного управления пилотируемыми космическими объектами двух стран из двух Центров управления — ЦУП-М (г. Королёв, Россия) и ЦУП-Х (г. Хьюстон, США).
В рамках программы "Мир" получило развитие международное разделение труда в создании сложных информационных систем, уникальных научных приборов и инструментов, в частности обсерватории "Рентген" на модуле "Квант", многоцелевого сканирующего телескопа-спектрометра МОМС, уникального медицинского оборудования, что было положено в основу проведения работ по МКС.
Продолжением работ на ОК "Мир" стало проведение российскими специалистами и немецкими учеными на российском сегменте МКС эксперимента "Плазменный кристалл" в области физики низкотемпературной плазмы. Изучение плазменно-пылевых структур перспективно как для фундаментальных исследований, так и с точки зрения прикладных задач физики кристаллов и моделирования нестабильных процессов в плазме. Экспериментом заинтересовались и французские ученые.
Операции по завершению полета комплекса "Мир", осуществленные с филигранной точностью и выполненные впервые в практике мировой пилотируемой космонавтики — вклад России в проект МКС. Такие же операции необходимо выполнить, когда истечет срок работы станции.
ИТОГИ ПОЛЕТА КОМПЛЕКСА "МИР"
Окончание полета ОК "Мир", созданного умом и руками многих сотен тысяч ученых, инженеров, конструкторов и рабочих, является знаменательным историческим событием всемирного уровня и подводит итоги важнейших достижений в области пилотируемой космонавтики за 40 лет со дня первого полета человека в космос, осуществленного Ю.А. Гагариным.
Действия ведущих государств мира в освоении космоса — различные по масштабам и задачам — свидетельствуют о том, что возможности современной пилотируемой космонавтики существенно расширились. Перечислим основные результаты работы российского ОК "Мир":
— получены уникальные знания о природных явлениях, протекающих без гравитационного воздействия;
— достигнута длительность пребывания и активной работы человека в условиях орбитального полета, считающаяся своеобразным трамплином для последующих исследований соседних с Землей миров;
— сформированы и впервые прошли серьезную апробацию практически все направления исследований и экспериментов, которые намечаются на борту МКС, будь то накопление фундаментальных знаний, исследование и укрепление здоровья человека, усовершенствование технологических процессов или продолжение изучения космического пространства;
— доказана возможность реализации космических проектов, беспрецедентных по масштабам как с научной и технической точек зрения, так и в плане глобального международного сотрудничества;
— продемонстрированы общечеловеческие, гуманитарные ценности, столь необходимые для дальнейшего прогресса земной цивилизации. В уникальном "доме" на околоземной орбите научились жить и работать рука об руку представители разных стран, здесь не существовало межгосударственных границ, социальных и иных различий между людьми;
— впервые в мире продемонстрировано регулярное виртуальное присутствие землян в космосе в режиме реального времени ("телесайенс"). Реализация такой программы стала возможна благодаря использованию передовых средств коммуникаций и информационных технологий при управлении видеокамерой на поворотной платформе модуля "Квант-2";
— приобретен опыт реализации школьных и студенческих программ экспериментов с целью популяризации научного, технического и гуманитарного образования в новых направлениях, предполагающих использование современных знаний о космосе и нашей планете.
Орбитальный пилотируемый комплекс "Мир" не просто этап, следующий за работой станций "Салют" и "Скайлэб". Это первый крупномасштабный международный проект долговременного и постоянного присутствия человека в космосе, который позволил получить множество технических и научных данных. Это поможет повысить эффективность космических исследований, которые будут проводиться на Международной космической станции в XXI в.