вернёмся в библиотеку?

Желательно смотреть с разрешением 1024 Х 768

«Земля и Вселенная» 2001 №6, с.38-43




Люди науки



Вячеслав Михайлович
Ковтуненко


(к 80-летию со дня рождения)


В.М. Ковтуненко — выдающийся конструктор ракетно-космических систем, участник разработки первых отечественных боевых баллистических ракет и программы изучения околоземного космоса с помощью спутников различного назначения, а также нескольких международных космических проектов, внес большой вклад в создание автоматических межпланетных станций.

Вячеслав Михайлович родился 31 августа 1921 г. в г. Энгельс Саратовской области. После окончания школы в 1939 г. поступил в Рыбинский авиационный институт. В августе 1941 г. добровольцем ушел на фронт со студенческой скамьи. Воевал на Западном фронте заместителем политрука роты 914-го саперного полка 29-й армии. Во время одного из боев, в октябре 1941 г., получил тяжелое ранение, был госпитализирован и в августе 1942 г. демобилизован из рядов Советской Армии. В 1942 г. он поступает в Ленинградский государственный университет на математико-механический факультет.

После окончания университета в 1947 г. его направляют на работу в подмосковный г. Калининград (ныне г. Королев) на засекреченное в те годы предприятие — НИИ-88 (ныне РКК "Энергия" им. СП. Королёва). В должности инженера-проектанта В.М. Ковтуненко занимается баллистикой, прочностью и аэродинамикой первых отечественных баллистических ракет.

Главный конструктор ракетно-космических систем В.М. Ковтуненко (1921-1995).


Весной 1951 г., а затем в 1953 г. часть работ НИИ-88 по боевым ракетным комплексам была передана машиностроительному заводу г. Днепропетровска. Правительственным решением туда переводилась большая группа специалистов, в их числе В.М. Ковтуненко, получивший должность начальника сектора аэрогазодинамики летательных аппаратов. К тому времени он уже накопил опыт работы в области ракетостроения. Тогда же Вячеслав Михайлович защитил кандидатскую диссертацию на тему "Теоретические и экспериментальные исследования аэродинамики воздушных рулей".

Сначала работы велись в КБ завода под руководством главного конструктора B.C. Будника, затем было сформировано ОКБ-586 (ныне КБ "Южное"), руководил которым до 1971 г. выдающийся конструктор ракетно-космической техники академик М.К. Янгель. Инициативная группа, в составе которой был В.М. Ковтуненко, предложила применять в проектируемой боевой ракете стратегического назначения Р-12 высококипящее топливо. Его использование позволило существенно упростить производство и эксплуатацию боевых ракет данного класса. Работы закончились в 1959 г., ракетный комплекс Р-12 был принят на вооружение. За решение научно-технических задач группа создателей ракетного комплекса отмечена правительственными наградами. Начальник проектного отдела В.М. Ковтуненко награжден орденом Ленина.

В 1960 г. В.М. Ковтуненко присуждается ученая степень доктора технических наук, в этом же году он становится лауреатом Ленинской премии, а в 1962 г. его утверждают в ученом звании профессора.

Возглавляемый Вячеславом Михайловичем коллектив разрабатывает ракеты с улучшенными конструктивными и энергетическими характеристиками. На полигоне Капустин Яр ракета Р-14 и передвижной наземной комплекс прошли испытания, в апреле 1961 г. их приняли на вооружение.

Ракетный комплекс Р-16 после серии успешных пусков с космодрома Байконур в 1962 г. принимают на вооружение. Разработчики комплекса были удостоены высоких наград, Вячеслав Михайлович — звания Герой Социалистического Труда.

Большое значение для обороны нашей страны в начале 1960-х гг. имела самая мощная боевая ракета Р-36, аналогов которой не было в мировой практике. Первый ракетный полк, оснащенный ракетами Р-36, встал на боевое дежурство в конце 1966 г.

В 1961 г. организовали КБ-3 (структурное подразделение ОКБ-586), которое проектировало ракетно-космические комплексы научного, военного и народно-хозяйственного назначения. Начальником и главным конструктором КБ-3 назначили Вячеслава Михайловича, одновременно он работал заместителем М.К. Янгеля. При активном участии В.М. Ковтуненко разработана и успешно реализована программа "Космос", ставшая конверсионной. Ракеты-носители серии "Космос" (Р-12 и Р-14) и космические аппараты различного назначения созданы на основе боевой техники, с их помощью решали военные, научные и прикладные задачи. РН "Космос" применялись для запуска малых ИСЗ массой от 50 до 600 кг. Эксплуатация самой многочисленной серии спутников началась в 1962 г. Научные эксперименты проводили ведущие институты Академии наук и других ведомств. Результаты исследований значительно обогатили наши знания об околоземном космическом пространстве, о структуре и свойствах верхних слоев атмосферы, об электромагнитном излучении Солнца и солнечной активности, о влиянии микрометеоритов на элементы конструкции КА и факторов космического полета на биологические объекты. Коллектив КБ-3 разработал ИСЗ "Метеор" для "космической службы погоды". У истоков международной программы "Интеркосмос" (первый запуск научного спутника состоялся 14 октября 1969 г.) стоял Вячеслав Михайлович Ковтуненко. Программа предусматривала совместную работу ученых девяти стран по пяти основным направлениям: космическая физика, метеорология, биология и медицина, спутниковая связь, исследование Земли из космоса. Запущено 24 аппарата этой серии, из них 21 разработан в ОКБ "Южное". Результаты исследований высоко оценены в нашей стране и за рубежом.



Сборка АМС 'Фобос" в НПО им. С.А. Лавочкина. 1988 г.

Международные связи развивались и укреплялись, интерес к космическим экспериментам проявили ученые других стран. В начале 1970-х гг. КБ-3 приступило к созданию ИСЗ "Ореол" в рамках советско-французского проекта "Аркад" (изучение верхней атмосферы Земли в высоких широтах и природы полярных сияний). "Ореол-1" и "Ореол-2" запущены 27 декабря 1971 г. и 26 декабря 1973 г. с космодрома Капустин Яр. 19 апреля 1975 г. первый индийский спутник "Ариабхата" начал исследование ионосферы, регистрацию нейтронного и гамма-излучений Солнца, галактического рентгеновского излучения. Кроме того, созданы космические системы в интересах Министерства обороны СССР.

В 1977 г. В.М. Ковтуненко назначается главным конструктором, в 1986 г. — генеральным конструктором и генеральным директором НПО им. С.А. Лавочкина.

Вячеслав Михайлович был уверен в целесообразности унификации конструкций АМС, апробированных в межпланетных экспедициях аппаратов серии "Венера". Имея базовый аппарат, можно было увереннее искать новые варианты партнерства с учеными, причем не только отечественными. Богатый опыт сотрудничества с зарубежными партнерами, основанный на взаимодействии при разработке и реализации программы "Интеркосмос", привнес В.М. Ковтуненко в творческую жизнь коллектива НПО им. С.А. Лавочкина. Практически все проекты НПО им. С.А. Лавочкина при В.М. Ковтуненко получили статус международных (Земля и Вселенная, 1997, №4). В проекте "Марс-96" стран-участниц было более 20. Вячеслав Михайлович всемерно укреплял творческий союз научных и инженерно-технических специалистов на всех этапах разработки и реализации космического проекта.

Даже первая, весьма болезненная неудача в экспедициях АМС "Венера-11 и -12" (1978 г.), не поколебала В.М. Ковтуненко в правильности выбора направления работ. Это подтвердили успехи отечественной космонавтики в исследованиях Венеры. Наиболее значительные из них: передача с поверхности цветных панорамных изображений, физико-химический анализ поверхностных и подповерхностных слоев грунта ("Венера-13 и -14", 1981 г.); радиолокационное картографирование северного полушария планеты до 30° с.ш. общей площадью 115 млн. км2 ("Венера-15 и-16", 1983 г.).

Для повышения эффективности научной программы межпланетных полетов были организованы многоцелевые и многоплановые экспедиции. Ярчайшим примером служит реализация проекта "Венера — комета Галлея" ("Вега"), в соответствии с которым АМС "Вега-1 и -2" изучали планету и малое тело (комету). Результаты этого события (Земля и Вселенная, 1986, №№ 3-5) высоко оценены: В.М. Ковтуненко был избран членом-корреспондентом Академии наук СССР и награжден орденом Ленина.

Осуществление проекта "Вега" завершило период эксплуатации АМС "Венера" как базового для исследовательских экспедиций к планетам и малым телам Солнечной системы. К летным испытаниям был подготовлен новый аппарат, которому предназначалась роль оптимальной конструкции универсальной АМС для изучения Луны, Марса и Венеры. Он назван в соответствии с целью своего полета — "Фобос" (Земля и Вселенная, 1987, № 4; 1988, № 4). Первые испытания нового базового КА ("Фобос-1 и -2" стартовали с космодрома "Байконур" 7 и 12 июля 1988 г.), несмотря на аварию первого и лишь частичное выполнение программы вторым аппаратом, подтвердили реализуемость заложенных в нем проектных решений. Сложнейший этап многоразовых орбитальных перестроений в припланетной области Марса включал: обнаружение спутника Марса — Фобоса; получение информации, уточняющей его эфемериды; синхронизацию движения с изучаемым объектом для последующего сближения с ним. В начале 1989 г. на орбите Марса АМС "Фобос-2" провела уникальные маневры. На завершающей фазе экспедиции построена высокоточная теория движения Фобоса и уточнена его гравитационная постоянная. Получены многочисленные снимки Фобоса, выполнен комплекс научных исследований.

Новая ступень в развитии отечественных космических роботов — результат "глобализации" конструкторского мышления под влиянием и при непосредственном участии В.М. Ковтуненко. Базовым аппаратом для программы "Марс-94/96" был выбран "Фобос", который снабдили уникальной научной аппаратурой ученые более 20 стран, в том числе США, Франции, Великобритании, Германии, Испании, Италии (Земля и Вселенная, 1996, №4).

Астрофизики не меньше, чем планетологи, нуждались в новых исследовательских инструментах — вынесенных за пределы земной атмосферы автоматических обсерваториях. В НПО им. С.А. Лавочкина создали такие аппараты. В конце 70-х-начале 80-х гг. возникло творческое содружество коллективов объединения и Крымской атсрофизической обсерватории, возглавляемой академиком А.Б. Северным. В дальнейшем к нему присоединились Бюроканская астрофизическая обсерватория (Армения), Марсельская лаборатория космической астрономии (Франция), Институт космических исследований АН СССР, другие академические и промышленные организации и предприятия. Результатом деятельности этого содружества стала первая отечественная внеатмосферная обсерватория "Астрон" с крупнейшим на момент запуска в марте 1983 г. космическим ультрафиолетовым телескопом "Спика" на борту (Земля и Вселенная, 1983, № 4; 1990, № 6). Научная аппаратура "Астрона" позволила проводить наблюдения в течение 9 лет. Второй космической обсерваторией, созданной под руководством В.М. Ковтуненко, стал "Гранат", выведенный на орбиту ИСЗ в декабре 1989 г. (Земля и Вселенная, 1989, № 3; 1998, № 6). С его помощью наблюдения за галактическими и внегалактическими источниками рентгеновского и гамма-излучений проводились более 9 лет. Научные результаты, полученные под руководством академика Р.А. Сюняева также вошли в анналы мировой астрофизики.

Вячеслав Михайлович продолжал работать над созданием конструктивно более простых космических аппаратов научного назначения — спутников серии "Прогноз". Почти три последних десятилетия ушедшего века они были постоянно востребованы отечественными и зарубежными учеными, изучающими влияние солнечных процессов на природу Земли, механизм солнечно-земных связей. С 1978 г. по 1995 г. на "патрульные" орбиты ИСЗ запущено 7 спутников этой серии.

Чрезвычайно важна роль В.М. Ковтуненко в развитии такого направления непилотируемой космонавтики, как информационные космические системы военного назначения. И здесь сделан значительный шаг вперед в создании космических аппаратов для системы предупреждения о ракетном нападении, обеспечивающих постоянное боевое дежурство орбитальной группировки.

В.М. Ковтуненко в трудные 1990-е гг. сумел активизировать новые интеллектуальные и менеджерские ресурсы предприятия. Это было чрезвычайно своевременно в условиях перехода к рыночным отношениям, так называемой "коммерциализации космоса". Коллег Вячеслава Михайловича подкупало доверие, которое он оказывал в решении ими стратегически важных для предприятия вопросов в министерствах, ведомствах, академических советах. Его авторитет, приобретенный в совместной работе по запуску ИСЗ "Ариабхата", несомненно, содействовал подключению НПО им. С.А. Лавочкина к реализации контрактов Лицензинторга трех индийских спутников серии "IRS", запущенных в 1988-1995 гг. с помощью советских ракетоносителей. За успешным результатом последовали новые заказы — на запуски спутников Аргентины, Бразилии, Мексики.

Астрофизическая космическая обсерватория "Гранат", запущенная на орбиту в 1989 г.


В конце 1980-х и в 90-е гг. предприятие разрабатывает новый универсальный разгонный блок "Фрегат" — космический буксир, адаптированный к большинству отечественных ракет-носителей легкого и среднего класса. В.М. Ковтуненко согласился с этим проектом, предложенным инициативной группой во главе с В.А. Асюшкиным. Разгонный блок нового класса весьма выгодно отличается от потенциальных конкурентов универсальностью и способностью многократно (до 20 раз) включаться в условиях космоса, чтобы доставлять спутники на заданные орбиты.

Объединение продемонстрировало свои возможности в предоставлении услуг космической связи. Центробанк России заказал систему спутниковой связи, обеспечивающую оперативность в проведении банковских операций на территории нашей страны. Первый ИСЗ этой системы "Купон" (запущен в ноябре 1997 г.) создан на базе КА, предназначенного для информационной системы военного назначения. Это определило его относительную дешевизну и малые сроки подготовки к летным испытаниям.

Большое значение Вячеслав Михайлович придавал передаче накопленного опыта и знаний молодому поколению, подготовке кадров еще на стадии учебы в высших учебных заведениях. Начав преподавательскую деятельность в Днепропетровском государственном университете, он продолжил ее и в подмосковных Химках, организовав филиал кафедры "Проектирование космических аппаратов" на территориальном факультете "Орбита" Московского авиационного института. Под руководством В.М. Ковтуненко успешно защищали кандидатские и докторские диссертации сотрудники НПО им. С.А. Лавочкина, КБ "Южное" и других предприятий отрасли. Решался вопрос о создании Ученого Совета предприятия, недолгое время на общественных началах действовало молодежное конструкторское бюро. Благодаря В.М. Ковтуненко в г. Калуге появился филиал ОКБ НПО им. С.А. Лавочкина.

Таков вклад члена-корреспондента Академий наук России и Украины, доктора технических наук, профессора, Героя Социалистического Труда, лауреата Ленинской и Государственных премий Вячеслава Михайловича Ковтуненко в развитие отечественной и мировой космонавтики.

Будучи очень больным и сознавая неизлечимость недуга, он принял участие в деятельности рабочей группы при правительстве Е.Т. Гайдара, пытаясь в новой концепции национальной космической политики сохранить Россию как могучую космическую державу. Оптимизм, постоянная устремленность в будущее и готовность до конца сражаться с превратностями судьбы заставляли его верить, что "потеря темпа" — временная и ситуация исправится. Проработка предложений и обмен мнениями с членами группы проходили в больничной палате Медицинского радиологического научного центра РАМН (г. Обнинск Калужской обл.). Вячеслав Михайлович Ковтуненко умер 10 июля 1995 г.

И.Л. ШЕВАЛЕВ
НПО им. С.А. Лавочкина

Иллюстрации предоставлены НПО
им. С.А.Лавочкина