вернёмся в библиотеку?

«Земля и Вселенная» 2002 №6, с. 54-60




Люди науки



Вернер фон Браун

(к 90-летию со дня рождения)

Вернер фон Браун — один из пионеров ракетостроения и мировой астронавтики, выдающийся конструктор ракетно-космической техники, создатель первых в мире баллистических ракет, руководитель лунных экспедиций по программе "Аполлон" и разработки семейства самых мощных в мире ракет-носителей "Сатурн", активный участник американской космической программы.

Вернер Магнус Максимилиан фон Браун (Wernher von Braun) родился 23 марта 1912 г. в г. Вирзице прусской провинции Позен (Германия) в семье крупного немецкого политического и финансового деятеля. Отец — барон Магнус фон Браун, бывший заместитель рейхсканцлера, председатель правительства Восточной Пруссии и директор Рейхсбанка — долго оставался влиятельным лицом в общественной жизни Германии. До школы воспитанием Вернера занималась в основном мать, баронесса Эмми, урожденная фон Квисторн. После переезда в Берлин 10-летнего Вернера отдают во Французскую гимназию, где он стал... второгодником, выказав скромные познания в физике и математике. Зато прослыл оригиналом, занимаясь только тем, что его интересовало. 12-летний "изобретатель" сконструировал "автомобиль-ракету", оснастив ящик от фруктов на колесиках фейерверочными шашками. В 1925 г., после очередного заключения в полицейском участке за запуск "летающей тары", его переводят в учебное заведение с более строгими порядками — интернат Германа Литца в графстве Эттерсбург под Веймаром. Однажды Вернер натолкнулся в журнале по астрономии на рекламу книги Г. Оберта "Дороги к космическому путешествию" ("Wege zur Raumschiffahrt", 1929 г.). Мечта о полетах в космическом пространстве заставила юношу зубрить математику столько, сколько требовалось для понимания этой книги. Тогда же он возглавил группу одноклассников для постройки обсерватории, сердцем которой стал телескоп, подаренный фрау Эмми.

Вернер фон Браун (1912-1977).

В 1927 г. в Германии образовалось Общество межпланетных сообщений (VfR). О нем Вернер узнал на демонстрации ракетного автомобиля М. Валье в 1928 г. Этим же временем датируется и юношеская рукопись Вернера "Лунетта" — проект орбитальной космической станции. В 1928-29 гг. он посещает собрания VfR и переписывается с основателем общества В. Леем. В апреле 1930 г. Браун поступает в Берлинский технический институт. До начала учебного семестра устраивается практикантом на паровозный завод Борзига. Летом 1929 г. в Берлин приезжает Г. Оберт (Земля и Вселенная, 1995, № 5), чтобы консультировать на съемках фантастического фильма Ф. Ланга "Женщина на Луне" ("Frau im Mond"). Для рекламы фильма Г. Оберт должен был сделать настоящую ракету, но не успел к премьере. В павильоне киностудии "Ufa" работал и 17-летний Вернер.

Весной 1930 г. Берлинский химико-технический государственный институт предлагает VfR и Г. Оберту свои цех и средства, чтобы доработать и запатентовать его модель камеры сгорания ЖРД. Вернер фон Браун встречается с Г. Обертом, в результате их встречи Вернер был рекомендован экскурсоводом на первую ракетную выставку VfR в Берлине. Все свободное время Вернер и известные ракетчики К. Ридель и Р. Небель занимаются в мастерских Института камерой ЖРД — "конусной форсункой" Г. Оберта.

В сентябре 1930 г. веселая компания на двух автомобилях и телеге привезла в Райникендорф (пригород Берлина) кучу странных вещей. Молодые люди втащили в помещение заброшенной армейской казармы сигарообразный предмет, а на въездные ворота приколотили полутораметровую металлическую модель космического корабля из реквизита фильма "Женщина на Луне". Так открыли знаменитый Ракетодром VfR (Raketenflugplatz). Его история (1930-34 гг.) совпадает с учебой Вернера: семестр в Берлинском техническом институте (1930 г.), три семестра в Цюрихском техническом институте (1931-32 гг.) и три семестра в Берлинском университете (1933-34 гг.).

Созданием ракетного оружия занялись начальник Отдела боеприпасов и баллистики Армейской инспекции вооружений (AWB) полковник К. Беккер и преподаватель Берлинского технического института, руководитель разработок жидкостно-реактивных снарядов капитан В. Дорнбергер. Первые пять лет (1927-32 гг.) AWB изучала возможность применения "ракетной идеи" в артиллерии и финансировала уже существующие проекты. В 1932 г. Беккер и Дорнбергер решили пригласить на экспериментальную станцию в Куммерсдорф (полигон на юге Берлина) немецких специалистов по ракетной технике: М. Валье и В. Риделя ("Opel-Heylandt"), И. Винклера ("Junkers"), Р. Небеля и К. Риделя (VfR).

К октябрю 1932 г. финансовые перспективы Ракетодрома были плачевны. Вернер фон Браун добивался личной аудиенции у К. Беккера. В результате инвестирование возобновили, а молодому человеку рекомендовали продолжать работу над диссертацией в Берлине, — университете Фридриха-Вильгельма, совмещая ее с работой в Управлении вооружений. 1 октября 1932 г. Брауна включили в группу анализа технической (ракетной) документации.

В 1934 г. Вернер фон Браун — докторант Берлинского университета, по совместительству — руководитель опытной площадки "Куммерсдорф — Запад" с небольшой лабораторией и "стипендией" исследователя. К концу 1934 г. группа Брауна под руководством В. Дорнбергера уже испытывает ЖРД двух ракет (Aggregat): "А-1" и "А-2" с весом 150 кг и тягой 300 кгс. К 1935 г. команда Брауна выросла до 80 человек и регулярно проводила статические испытания ЖРД с тягой от 1.0 до 1.5 тс. При испытаниях случались и взрывы. Требовалось более безопасное место для ракетного полигона. Отец Вернера посоветовал перевести его в устье реки Пеене вблизи рыбацкой деревеньки Пеенемюнде на острове Узедом в Балтийском море, где еще его дед охотился на уток.


Рудольф Небель и Вернер фон Браун (справа) с ракетами "Мирак" на Ракетодроме под Берлином. 1930г.

1935-36 гг. — "золотой век" для Люфтваффе (ВВС Германии), в Третьем Рейхе тогда не было более богатого ведомства. А так как оно тесно взаимодействовало с армией в разработке самолетов с ракетным двигателем и нуждалось в услугах ракетчиков, Вернер фон Браун и К. Беккер использовали сотрудничество "контор". "Крылатые" фонды резко продвинули строительство нового центра. Кроме летного поля, стендов и цехов Люфтваффе ("Пеенемюнде-Запад") на острове быстро росли и сооружения для производства, испытания и запуска боевых ракет.

В 1937 г. Браун назначен техническим (гражданским) директором Центра развития ракет "Куммерсдорф-Пеенемюнде-Восток", В. Дорнбергер стал его военным шефом. В 1936-38 гг. создавались и испытывались ракеты "Агрегат-3 и -5". В марте 1939 г. Гитлер присутствовал на испытательных запусках, но не заинтересовался тем, что увидел, и в феврале 1940 г. были закрыты все разработки оружия, которые не могли дойти до стадии производства в течение года.

Несмотря на прохладное отношение верхушки Рейха к ракетостроению, Рейхсвер продолжал крупномасштабные работы по ракетной программе в Пеенемюнде. Более 2.5 года ушло у команды Брауна на создание первой в мире баллистической ракеты "А-4" ("V-2"), способной нести 1 т полезной нагрузки на расстояние до 300 км. 3 октября 1942 г. состоялся ее первый успешный старт. В тот же день, на официальном праздновании, В. Дорнбергер сказал: "Мы вторглись в космос нашей ракетой и впервые доказали, что ракетная тяга годится для космического путешествия... но, пока продолжается война, нашей главной задачей может быть только быстрое совершенствование ракеты как оружия". Руководителем разработки "А-4" в 1943 г. назначен генерал-майор В. Дорнбергер, начальник военно-испытательной станции в Пеенемюнде.

В середине 1943 г. в связи с ухудшением положения немецких войск на фронтах Гитлер проявил интерес к проектам принципиально нового оружия. Министр вооружений А. Шпеер 7 июля 1943 г. организовывает визит в "Ставку" представителей Пеенемюнде. Фюрер был потрясен молодостью и умом Вернера фон Брауна и приказал: считать Пеенемюнде самым важным объектом. В 1944 г. началось производство "V-2" ("Фау-2") на подземном заводе Миттельверк в горах Гарца, руководил проектом генерал СС Каммлер.


В Арсенале Редстоун в Хантсвилле (шт. Алабама). На первом плане - Г. Оберт, справа (сидит) В фон Браун. 1956г.

Какое-то время шеф СС тщетно оказывал давление на Рейхсвер и В. Дорнбергера, чтобы получить контроль над ракетной программой. Г. Гиммлер предлагает Брауну перейти в его ведомство, но получает категорический отказ. Брауна немедленно арестовали (22 марта 1944 г.) по указанию руководителя гестапо. В обвинении звучало: "...фон Браун и его сотрудники скептически отзывались о ходе войны и ставили мечты о космическом полете выше развития "А-4" как оружия Рейха". И еще: "...фон Браун готовит бегство в Англию, на личном Мессершмитте-тайфун..." Ракетчики томились в тюрьмах, несмотря на поручительство за них В. Дорнбергера, до тех пор, пока А. Шпеер не добился их освобождения.

Возможно, что над Вернером фон Брауном в тот момент нависла более серьезная угроза, чем желание Г. Гиммлера прибрать Пеенемюнде к рукам. В окружении Гитлера были специалисты, понимавшие, к чему приведет "ракетная афера". Сегодня очевидно, что военный результат ракет "А-4" на европейском театре войны был почти нулевым. Ракетная программа нанесла военно-промышленному потенциалу Рейха существенный урон, что невольно сделало Брауна нашим "союзником": на Восточный фронт не были переброшены тысячи дополнительных самолетов и танков. Обвинение Брауна в деятельности против Рейха сослужило ему после окончания войны добрую службу, но в 1944 г. деваться было некуда, и 8 сентября 1944 г. первая ракета "А-4" полетела на Лондон. Всего было изготовлено около 4300 ракет "Фау-2", из них на Лондон запущено более 1300 и 1600 — на Антверпен. Существенного ущерба "А-4" не принесла, население больше пострадало от налетов авиации.

В отличие от "А-4" ряд проектов немцам вообще не удалось реализовать. Наиболее интересны из них: подводный старт "А-4" — "Лафференц" (спасательный жилет) и двухступенчатая межконтинентальная ракета "А-9/10" с дальностью полета 5000 км (!), крылатый прототип верхней ступени которой ("А-9") -"A-4b" "Wasserfall) — прошел испытания в 1944-45 гг. В конце января 1945 г. к Пеенемюнде приближалась Советская Армия. Русских немцы боялись, "своих" — тоже: прошел слух, что Г. Гиммлер приказал ликвидировать специалистов ракетной техники. Команда ракетчиков во главе с Брауном и Дорнбергером тайно перебирается на юг Германии, где 2 мая 1945 г. сдается американским войскам. Некоторое время она находилась под стражей, а затем с ракетами, деталями к ним и документацией была переправлена в Форт Блисс (шт. Техас), недалеко от полигона Уайт Сэндз (шт. Нью Мексико) для испытаний ракет. Там и была заложена основа ракетной программы США.

В 1945-50 гг. команда Брауна знакомит американских специалистов с ракетной техникой, запуская ракеты "А-4" ("V-2"). Ракетчикам-профессионалам было мучительно собирать уже устаревшие "А-4" вместо того, чтобы создавать что-то новое. А в СССР в это время конструкторы изучали их ракеты и двигались дальше. Ракетчики отказались продлить контракты, потребовав изменения условий своего содержания и воссоединения с семьями.

На полигоне Уайт Сэндз уже запускались ракеты с приборами для изучения верхних слоев атмосферы, солнечной радиации и космоса, реализовывались проекты "Гермес" и "Бампер" ("V-2" "WAC Corporal"). В 1947-48 гг. Вернер фон Браун написал свою первую книгу — "Марс-проект", в который разработал детали полета на Марс, изложил последовательность этапов проведения экспедиции; согласно им через 17 лет астронавты достигли Луны по программе "Аполлон" ("Apollo").

1 апреля 1950 г. Брауна назначают техническим директором Отделения оперативных разработок дальних управляемых ракет Арсенала Редстоун. Со своей командой он перебирается на новое место — в г. Хантсвилл (шт. Алабама). Здесь он построил самый мощный в США научно-производственный комплекс для разработки многоступенчатых ракет-носителей. В 1952-53 гг. коллектив, состоящий из 130 немецких ракетчиков и 800 американских рабочих и сотрудников Арсенала Редстоун, создает боевую баллистическую ракету "Редстоун" ("Redstone" SSM-A-5) с дальностью полета 370 км. В 1955 г. в Арсенале работают уже 2 тысячи человек, начальники всех 30 отделов — немцы, которые в этом году получили гражданство США. С 1956 г. Вернер фон Браун — директор Отделения оперативных разработок военного агентства баллистических снарядов (АВМА). В том же году модифицированная ракета "Редстоун" ("Юпитер-С") достигает дальности полета 5311 км. В 1955-57 гг. создается новая боевая ракета "Юпитер" с дальностью полета 2780 км. Несмотря на неоднократные просьбы Брауна позволить ему запустить спутник, США упускают свой шанс, пропуская вперед СССР. В 1958-60 гг. под руководством Брауна создана боевая ракета "Першинг" (модификация "Редстоуна").



Вернер фон Браун в бункере на мысе Канаверал у перископа во время первого испытательного запуска РН "Сатурн-1". 1961 г.

31 января 1958 г. ценой невероятных усилий состоялся запуск первого американского спутника "Эксплорер-1" ("Explorer-1") с помощью РН "Юпитер-С" ("Jupiter-C"). В 1960 г. коллектив Брауна перешел в ведомство NASA. Вернера фон Брауна назначают директором только что образованного Космического Центра им. Дж. Маршала (MSFC). Уже после орбитального полета Ю.А. Гагарина, 5 мая 1961 г., состоялся первый полет астронавта США А. Шеппарда (лишь по баллистической траектории полета в КК "Меркурий" с помощью той же РН "Юпитер-С"). 25 мая 1961 г. незадолго до успешного запуска (27 октября 1961 г.) новой ракеты-носителя "Сатурн-1" ("Saturn-l") конструкции Брауна президент США Д. Кеннеди объявляет новую национальную задачу: "Американцы должны первыми достичь Луны". Исключительная роль в осуществлении лунной пилотируемой программы принадлежала Вернеру фон Брауну. В 1961 г. Британское межпланетное общество наградило Брауна Золотой медалью "За выдающиеся достижения в развитии ракетной техники".

1961-62 гг. — "золотые" в истории ракетной техники. В это время американские ученые изучили бесчисленное количество разных вариантов экспедиции на Луну — от посадки на нее без возвращения до создания лунной базы. И наиболее реальным был, как всегда, проект команды Брауна — "Горизонт", осуществляемый шестью одновременными запусками РН "Сатурн-2" ("Saturn-ll") для сборки лунного пилотируемого комплекса на орбите Земли. В США понимали, что СССР попробует опередить их, пережитые поражения в "космической гонке" были сильнее финансового риска. Вернеру фон Брауну поручают создать ракету-носитель сверхтяжелого класса, способную отправить миссию на Луну одним запуском.

Перед первым запуском РН "Сатурн-5" с беспилотным КК "Аполлон-4" на космодроме Канаверал. Конструкторы В. фон Браун, К. Дебус и заместитель главного администратора NASA P. Сименс. 1967г.


В 1963-69 гг. расцвел конструкторский и организаторский талант Брауна. Из бесчисленных вариантов лунной РН он остановился на проекте "Сатурн-5" ("Saturn-V"). И по сей день профессиональные ракетчики удивляются оптимальности этого идеального образца инженерно-конструкторской мысли. Вернеру фон Брауну принадлежит абсолютный инженерный рекорд: надежность его ракет-носителей семейства "Сатурн" достигала 100%. Будучи директором MSFC и главным конструктором РН "Сатурн-5", он входил в Совет управления программы "Аполлон". Напомним некоторые этапы этой программы: 9 ноября 1967 г. — первый успешный запуск РН "Сатурн-5", 21 декабря 1968 г.— "Сатурн-5" отправил на орбиту Луны КК "Аполлон-8" с экипажем, 16 июля 1969 г. — с помощью "Сатурн-5" на Луну ступили астронавты КК "Аполлон-11". На самый главный запуск своей жизни — КК "Аполлон-11" — Вернер фон Браун приглашает учителя Г. Оберта. Программа "Аполлон" вошла в историю как лучший пример творческого коллективного труда инженеров, ученых, рабочих на благо всего человечества. Шесть экспедиций на Луну ("Аполлон-11, -12, -14-17") продемонстрировали возможности США, и в этом главная роль принадлежит команде Брауна (Земля и Вселенная, 1969, №№ 1, 6; 1970, № 4; 1971, № 6; 1972, № 2; 1973, №№1,5; 1989, №5).

Заслуги Вернера фон Брауна высоко оценены. За научно-технические достижения в 1964-77 гг. он был награжден медалью США, медалями NASA ("За выдающееся руководство" и двумя "За отличную службу"), медалью С. Лэнгли Смитсонианского института, Федеральным крестом Достоинства (ФРГ) и другими.

Еще во время продолжения рискованных полетов астронавтов на Луну (1970-72 гг.) новая администрация США и вымотанные десятилетним напряжением руководители NASA думали о том, как их прекратить. В 1970 г. Брауна переводят на должность заместителя главного администратора NASA по перспективным космическим программам в штаб-квартиру в Вашингтоне. Здесь он еще наивно верит, что США не свернут пилотируемые межпланетные исследования, но от него уже шарахаются как от "динозавра". А в 1972 г. президент Р. Никсон отказывается рассматривать предложения по экспедиции на Марс и объявляет финансирование программы "Спейс Шаттл". Браун уходит из NASA в вице-президенты коммерческой фирмы "Фаирчилд Индастриес" (г. Джемэнтаун), к своему давнему другу по работе, охоте и рыбалке Э. Улю. В 1973 г. переносит операцию по поводу рака. В 1974 г. он работает над проектом спутника, а свободное время отдает полетам на планере. По просьбе NASA в 1974 г. Браун занимает пост первого президента только что организованного Национального космического института. В конце года переносит вторую операцию. В мае 1976 г. проходит курс лечения в больнице, а в декабре уходит с работы.

Незадолго до смерти его навещает астронавт Н. Армстронг — первый землянин, ступивший на Луну. 16 июня 1977 г Вернер фон Браун скончался в окружении семьи и старых друзей в своем доме в г. Александрия (шт. Вирджиния). В последний путь, вместе с родными и близкими, его проводил экипаж "Аполлон-11", чьи следы на Луне, по прогнозам ученых, не сотрутся несколько миллионов лет. Они останутся там как памятник эпохе Брауна, когда, возможно, не будет уже и человечества на Земле...

А.Е.Марков