«Земля и Вселенная» 2003 №4, с. 96-103
Дочь — о гениальном отце (ЗАМЕТКИ О КНИГЕ Н.С. КОРОЛЕВОЙ "ОТЕЦ") |
Меня всегда удивляли и восхищали люди, которые находили время, возможность и силы изучать корни свои и своих близких. Вообще говоря, генеалогические исследования — удел профессионалов, но часто этим занимаются не только они. Наталия Сергеевна Королева — пример вдохновенного исследователя, оказавшегося способным на протяжении лет выкраивать необходимое для работы над книгой об отце время, каждый час которого у нее — у доктора медицинских наук, профессора — расписан. Итог этого труда известен — двухтомное произведение "Отец", выпущенное в 2001-02 гг. издательством "Наука". Думаю, что по ряду причин книга Н.С. Королевой займет достойное место среди появившихся в последние 30 лет книг российских и зарубежных писателей и историков космонавтики.
Книга определена как "научное издание". Пожалуй, с этим можно согласиться: на суд взыскательных и подчас весьма критически настроенных читателей вынесена добротно сделанная книга. Она с первого взгляда привлекает внимание необычным оформлением обложки, обилием иллюстраций и архивных документов, скрупулезно составленным обширным "Указателем имен" (т. 2, с. 372-411!) и даже высоким качеством бумаги. Но одно дело, когда автором историко-биографического исследования является личность, отстраненная от объекта исследования, и другое дело — когда в качестве автора выступает родная дочь, решившая объективно и всесторонне показать, каким ученым и человеком был ее отец. Может ли вообще такое исследование оказаться объективным? Впечатление после прочтения книги Н.С. Королевой, скорее всего, склоняет к положительному ответу на этот вопрос, поскольку изложение принципиальных вопросов основывается на представленных официальных документах и многочисленных письмах, дающих читателям достаточную пищу для собственных размышлений.
Несомненно, что главный герой книги — Сергей Павлович Королев. Но книга не только о нем, его семье и истории рода, начавшейся в XVII в. в небольшом украинском городе Нежине. Это еще и своеобразный очерк развития ракетно-космической техники, а оно, как известно, неразрывно связано с драматической судьбой нашей страны, с тяжелыми испытаниями, которые выпали на долю нашего народа в XX в.
В книге четыре раздела (по два в каждом томе). Привлекательны их романтические названия: "Истоки" (гл. 1-4), "С мечтой о звездах" (гл. 5-8), "Прерванный полет" (гл. 9-13) и "Ключ на старт" (гл. 14-18).
Книга открывается обращением к читателям, которое написал академик Борис Евсеевич Черток — соратник С.П. Королева с 1945 г. Затем следует предисловие автора. Книгу завершают статья "Автор благодарит" и справочные материалы: "Основные даты жизни и деятельности С.П. Королева", "Сокращения и условные обозначения" и, наконец, уже упомянутый комментированный "Указатель имен".
Суперобложка первого тома книги
В двух первых главах книги автор ищет ответ на вопрос о том, "случайно ли, что он, именно он, Сергей Павлович Королев, правнук украинского казака, внук нежинского купца, сын учителя, стал академиком, Первым Главным конструктором космических кораблей?" (т. 1, с. 11). С.П. Королев от рождения (30 декабря 1906 г. (12 января 1907 г.), г. Житомир) до отъезда семьи в Одессу (1917 г.) жил в Житомире (1907-08), Киеве (1908-10), Нежине (1910-14) и снова в Киеве (1914-17).
...Как известно, космонавтика возникла из извечного стремления людей полететь к звездам. И неудивительно, что будущие выдающиеся деятели космонавтики интересовались астрономией (а некоторые даже увлеченно занимались ею). Вспоминаю, например, как известный ленинградский популяризатор астрономии и космонавтики В.И. Прянишников (неоднократно упоминаемый в книге, хотя я почему-то не нашел его в "Указателе имен") рассказывал мне, что после одной его лекции в Одессе к нему подошел любитель астрономии и попросил оказать возможное содействие в поступлении в Университет. Это был Валентин Глушко. Спустя годы об этом факте своей биографии рассказывал мне и сам академик В.П. Глушко, уделявший немалое внимание пропаганде достижений не только космонавтики, но и астрономии, являясь председателем соответствующего научно-методического совета в обществе "Знание". Похоже, что С.П. Королев астрономией не занимался, но, думаю, интересовался ее достижениями, а в раннем детстве он вместе с матерью (Марией Николаевной) любовался красотой южного неба, усыпанного звездами, и вместе они "всегда искали любимое созвездие Кассиопеи в виде опрокинутой буквы М, такое завораживающее и манящее" (т. 1, с. 67). Маленького Сережу очень интересовали и Луна, и загадочные пятна на ней, о которых ему, как умела, рассказывала мать, не представлявшая тогда, что со временем "все мечты его жизни будут стремиться к Луне и звездам" (там же). Красота и таинственность небесных светил и интерес к воздухоплаванию (мальчик был потрясен демонстрационным полетом С.И. Уточкина на самолете) в раннем детстве определили цель жизни будущего основоположника практической космонавтики...
К концу второго киевского периода своей жизни Сережа Королев окончил "старший приготовительный класс гимназии и стал первоклассником" (т. 1, с. 98).
С 1917 г. по 1924 г. он жил в Одессе, где начал учебу в мужской гимназии, в 1918 г. полтора месяца учился в "трудовой школе", которая в годы гражданской войны закрылась. Последующие четыре года мальчик учился дома под руководством матери и отчима, а затем продолжал свое образование в стройпрофшколе, где, к счастью, оказались очень хорошие преподаватели. Это была единственная в Одессе школа, дававшая право поступления в вузы без экзаменов. Сережа не только хорошо учился, но и принимал активное участие в оборудовании школьной мастерской (т. 1, с. 114). Особый интерес он проявлял к черчению и техническим дисциплинам, находил время для занятий в кружках, в числе которых был и астрономический. Уже к 15-16 годам юноша знал, в чем смысл его жизни (т. 1, с. 116), совершил свои первые полеты на гидросамолете (т. 1, с. 120-121) и серьезно увлекся планеризмом.
Третий (последний) период жизни Сергея в Киеве охватывает 1924-26 гг. Он становится студентом Политехнического института (КПИ), уже имея опыт работы в Обществе авиации и воздухоплавания и собственную конструкцию безмоторного самолета "К № 5" (т. 1, с. 139). Учебу в институте Сергей совмещает с занятиями планеризмом (создание планеров, участие в соревнованиях;т. 1, с. 162-164). После закрытия в КПИ авиационного отделения С.П. Королев продолжил учебу в прославленном своими выпускниками Московском высшем техническом училище (МВТУ, ныне МГТУ им. Н.Э. Баумана), куда был принят на 3-й курс аэромеханического факультета.
"МВТУ и после (1926-1931)" — название главы 6 книги Н.С. Королевой. Как и прежде, С.П. Королев учится одновременно в вузе, планерной школе и аэродинамическом кружке, создает планеры и летает на них, участвуя по Всесоюзных соревнованиях.
Изучая работу К.Э. Циолковского "Исследование мировых пространств реактивными приборами", молодой Сергей Королев убеждается, что летать можно не только на планерах и самолетах. В 1929 г. он, возможно, лично знакомится с К.Э. Циолковским в Калуге (т. 1, с. 206-207). В отличие от нынешних "критиков" Циолковского, С.П. Королев "глубочайшее уважение к личности К.Э. Циолковского пронес через всю свою жизнь" (т. 1, с. 209).
В 1929 г. С.П. Королев успешно защищает дипломный проект ("Легкомоторный двухместный самолет СК-4", руководитель проекта А.Н. Туполев), вскоре после окончания МВТУ создает новый планер ("Красная Звезда") и начинает работать на заводе им. В.Р. Менжинского, а в конце 1931 г. переходит в ЦАГИ (Центральный аэрогидродинамический институт им. Н.Е. Жуковского).
Глава 7 — "Группа изучения реактивного движения (1931-1933)". В 1931 г. МосГИРД возглавлял Ф.А. Цандер, с ним С.П. Королев познакомился в этом же году. Популяризаторами ракетоплавания были тогда Я.И. Перельман и Н.А. Рынин — члены Российского общества любителей мироведения, у истоков которого стоял знаменитый петербуржец Н.А. Морозов. С.П. Королев днем работал в ЦАГИ, а вечера посвящал ГИРД, где разрабатывались ракеты и двигатели. Работу энтузиастов К.Э. Циолковский приветствовал (т. 1, с. 245). В мае 1932 г. ГИРД возглавил С.П. Королев (это была его первая руководящая административно-научная должность). С.П. Королев увлеченно занимался проблемами ракетного полета, конструированием самолетов, а также медико-биологическими проблемами полета человека за пределы атмосферы (т. 1, с. 257). Автор книги подробно рассказывает о создании и испытании первых ракет (первый успешный полет советской ракеты "09" состоялся в ночь с 16 на 17 августа 1933 г.; т. 1, с. 269).
Осенью 1933 г. начался новый период жизни и деятельности С.П. Королева: в это время после слияния ГИРД и ГДЛ (Газодинамическая лаборатория) был создан Реактивный научно-исследовательский институт (РНИИ), включавший проектно-конструкторские отделы, научные лаборатории, испытательные стенды, аэродинамические трубы, полигон для испытания ракет и т.д. (т. 1, с. 285). К сожалению, успешной деятельности РНИИ мешали разногласия между объединившимися коллективами. С.П. Королев сначала был заместителем И.Т. Клейменова (начальника института), потом его перевели на должность старшего инженера, а вскоре он был уволен с действительной службы в резерв (два ромба в петлицах С.П. Королева соответствовали званию генерал-лейтенанта; т. 1, с. 286-288). Главным инженером назначили бывшего сотрудника ГДЛ Г.Э. Лангемака. Несмотря на это, С.П. Королев остался в РНИИ. За 27 лет до полета Ю.А. Гагарина в докладе С.П. Королева на конференции в Ленинграде прозвучала мысль о возможности создания пилотируемых реактивных кораблей (т. 1, с. 290). Между тем обстановка в РНИИ остается напряженной, что вынуждает С.П. Королева написать об этом М.Н. Тухачевскому. Последовало партийное разбирательство, в результате которого обстановка стабилизировалась, разрабатывались и испытывались жидкостные и пороховые крылатые ракеты (под руководством Е.С. Щетинкова). С.П. Королев работал, в частности, над ракетой "212" (с двигателем В.П. Глушко) и думал о создании ракетоплана, конструировал планерлет. Работать приходилось много, а спать — "через ночь". В 1934 г. выходит книга С.П. Королева "Ракетный полет в стратосфере", в которой изложены принципы действия и устройство существовавших тогда систем ракетных двигателей и аппаратов, а также воздается должное трудам Н.И. Кибальчича, К.Э. Циолковского (названного "основоположником и теоретиком ракетного полета") и Ф.А. Цандера (т. 1, с. 304-305). Научные публикации С.П. Королева и его выступления на конференциях находят отражение в газетах и журналах.
Суперобложка второго тома книги.
В 1935 г. С.П. Королев, увлеченный идеями коммунизма, подает заявление о вступлении в ряды "сочувствующих ВКП(б)". (Рекомендацию ему дал И.Т. Клейменов, но через два года он ее отозвал... (т. 1, с. 311-313). К своему 30-летию (12 января 1937 г.) С.П. Королев входит в число ведущих специалистов, определявших лицо РНИИ (т. 1, с. 325). Но это уже был зловещий 1937 г. (в мае расстрелян М.Н. Тухачевский, в октябре обвинен во вредительстве и арестован А.Н. Туполев, в ноябре — И.Т. Клейменов и Г.Э. Лангемак, а в марте 1938 г. — В.П. Глушко). Постепенно тучи сгустились и над С.П. Королевым (к тому же он был ранен 13 мая 1938 г. при взрыве испытательной установки крылатой ракеты "212"; т. 1, с. 330).
Конспективно излагать третий раздел книги, которым открывается второй том, просто не имеет смысла, потому что "Прерванный полет" — это подробное описание самого ужасного, теперь известного многим периода жизни С.П. Королева (арест, суд, тюрьма, ссылка на Колыму, повторное следствие, работа с "Туполевым за решеткой" и, наконец, "Казанские университеты"), охватывающего 1938-45 гг. Страницы книги, посвященные этим годам жизни СП. Королева, невозможно читать без волнения: они высвечивают многие страшные подробности издевательств над С.П. Королевым и другими репрессированными учеными, являющимися гордостью отечественной науки и техники. Достойны глубокого уважения нечеловеческие усилия жены и матери С.П. Королева. Они не только поддерживали его в эти тяжелые годы, но и непрерывно добивались отмены несправедливого приговора и скорейшего освобождения Сергея Павловича. Не бездействовал и сам С.П. Королев, постоянно доказывая в письмах руководителям страны и прокуратуры свою невиновность, преданность Родине и желание работать для укрепления ее военного могущества. Сейчас, когда российские конструкторы и инженеры работают над созданием военных реактивных самолетов пятого поколения, с большим интересом перечитываешь страницы книги, рассказывающие о том, где и как осужденные строили самолеты в годы Великой Отечественной войны... С.П. Королев был арестован 27 июня 1938 г. — за три года до нападения гитлеровцев на нашу страну. Стараясь не упустить какие-либо детали, Н.С. Королева особенно тщательно прослеживает жизнь отца от этого дня до долгожданного "досрочного" освобождения (27 июля 1944 г.). Но и после этого до полной реабилитации оставались годы. Только 18 апреля 1957 г. (за несколько месяцев до запуска 1 ИСЗ!) было вынесено определение Верховного суда СССР о полной реабилитации С.П. Королева. А ведь до этого Сергей Павлович длительное время работал в послевоенной Германии, был назначен начальником и главным конструктором ОКБ-1 (НИИ-88) (25 мая 1950 г.), принят в члены КПСС (15 июля 1950 г.), избран членом-корреспондентом АН СССР (23 октября 1953 г.), успешно работал над созданием межконтинентальной баллистической ракеты "Р-7" (1954-56 гг.), стал Героем Социалистического Труда (26 апреля 1956 г.)...
Государственная комиссия СССР, руководившая подготовкой пусков Первого и Второго искусственных спутников Земли. Слева направо — сидят: И.Т. Булычев, Г. Р. Ударов, А.Г. Мрыкин, Н.А. Пилюгин, М. В. Келдыш, В.П. Мишин, Л.А. Воскресенский, В. М. Рябиков, М.И. Неделин, С.П. Королев, К.Н. Руднев, В. П. Глушко, В. П. Бармин; стоят: А.Ф. Богомолов, П. Б. Трубачев, В. И. Кузнецов, А. А. Васильев, К.Д. Бушуев, А. И. Носов, В. И. Ильюшенко, А. И. Нестеренко, Г. Н. Пашков, М. С. Рязанский, В. И. Курбатов. Байконур. 3 ноября 1957г. |
Радуясь тому, что полная реабилитация в конце концов произошла, родные, близкие и коллеги Сергея Павловича и не подозревали, что ему оставалось жить всего лишь десять лет, описанию которых посвящена глава 16 ("Звездные годы (1957-1966)") — Пожалуй, можно сказать, что именно эти годы всемирно прославили С.П. Королева, оставшегося в памяти человечества как Главный конструктор, гений которого сделал возможными открытие Космической эры, первые полеты советских людей в космос и первый выход человека в открытый космос. Рассказывая обо всем этом, Н.С. Королева постоянно подчеркивает, что в своей титанической работе отец всегда опирался на помощь и труды М.В. Келдыша, В.П. Глушко и многих других выдающихся советских ученых и конструкторов ракетно-космической техники. В 1957-60 гг. С.П. Королеву была присуждена Ленинская премия, его избрали действительным членом АН СССР, а затем и членом Президиума АН СССР. 30 апреля 1961 г. С.П. Королев был награжден второй золотой медалью "Серп и Молот".
С.П. Королев умер 14 января 1966 г. в Кремлевской больнице после хирургической операции, профессионально описанной Н.С. Королевой (т. 2, с. 324-325). Заключительная глава книги, восемнадцатая, называется "Память", в которой более чем на двадцати страницах (т. 2, с. 344-365) рассказывается о том, как увековечена память С.П. Королева — от создания музеев и памятников до присвоения имени великого ученого населенным пунктам, учреждениям, учебным заведениям, научно-исследовательскому судну, перевалу на Тянь-Шане, кратеру на обратной стороне Луны и астероиду № 1855.
Наталия Сергеевна Королева в домашнем музее отца. 2000 г. |
В книге, написанной дочерью о своем отце, много такого, чего просто не могло быть у других авторов, исследовавших жизнь и деятельность Сергея Павловича. Это касается, прежде всего, описания личной жизни С.П. Королева, рассказа о нем не только как великом человеке, но и просто человеке ("Просто человек" — название гл. 17, т. 2, с. 334-343, хотя этой теме посвящены и многочисленные отдельные замечания дочери и целые страницы в остальных главах книги). Главными чертами характера своего отца Наталия Сергеевна считает целеустремленность, умение смотреть вперед и убежденность в важности дела, которому посвящена его жизнь. Н.С. Королева отмечает его необыкновенное трудолюбие, огромную работоспособность и "неординарный организаторский талант". С.П. Королева отличали высочайшая требовательность к себе и другим, упорство в достижении поставленной цели, безукоризненная четкость в работе. С.П. Королев говорил: "Если ты сделал быстро, но плохо, все скоро забудут, что ты сделал быстро, но будут долго помнить, что сделал плохо. И наоборот — все скоро забудут, что ты делал долго, и не забудут, что сделал хорошо". И еще: "Не согласен — возражай, возражаешь — предлагай, предлагаешь — делай". Начальником С.П. Королев считался грозным, был вспыльчив, но отходчив. Умел ценить и беречь работоспособных и ответственных за свое дело людей. Его честолюбие заключалось в стремлении делать все так, чтобы мы были первыми в освоении космоса (интересно, как бы С.П. Королев сегодня оценил успехи российской космонавтики?). Ничто человеческое ему не было чуждо. Наталия Сергеевна рассказала о его любимых книгах и музыкальных произведениях, о его отношении к близким людям, о любви к природе, а также о том, что отец "женщин любил, и они любили его", хотя "на стартовой площадке космодрома женщин не терпел" (т. 2, с. 342).
Прекрасные характеристики С.П. Королева как ученого и человека содержатся в приводимых в книге воспоминаниях академиков М.В. Келдыша, Б.Е. Чертока, Б.В. Раушенбаха, В.П. Глушко, Б.Е. Патона.
Обращаясь к читателям книги Н.С. Королевой, академик Б.Е. Черток отметил, что "Королеву были чужды жадность, зависть, злопамятность. Он не предавал, не обманывал, не терпел обмана, не опасался держать рядом с собой умных и талантливых людей" (т. 1, с. 8). Уверен, что многие из прочитавших эти слова, невольно сравнят приведенную характеристику с той, которую они бы дали своим прежним или нынешним начальникам и руководителям...
Оценивая данную книгу, Б.Е. Черток пишет: "Мы получили в полном смысле из первоисточника совершенно новую, иногда неожиданную информацию о внутреннем мире этого, казалось бы, хорошо знакомого нам, человека... Несмотря на обилие драматичных страниц, книга "Отец" оптимистична. Она передает читателям столь необходимые каждому силу королевского духа и беспредельное могущество его мысли" (т. 1, с. 9-10). Мне кажется, что с этой оценкой книги трудно не согласиться.
Е.П. ЛЕВИТАН
«Земля и Вселенная» 2003 №4, с.111
Информация |
Палата представителей Конгресса США предоставила в распоряжение NASA 488 млн. долларов для изучения Плутона и соседствующего с ним астероидного пояса Койпера (Земля и Вселенная, 2003, № 2).
Запуск космического аппарата к Плутону планируется осуществить в 2006 г., прибытие его к планете намечено на 2015 г., начало непосредственного изучения пояса Койпера — на 2026 г. Таким образом, к исследованию Плутона приступят до того, как он еще более удалится от Солнца и его разреженная атмосфера "вымерзнет" в очередной раз.
Science, 2002, 298,5593