«Земля и Вселенная» 2003 №5, с. 55-61
Программа "Спейс Шаттл": хроника полетов* |
В 2002 г. состоялось 5 запусков космических кораблей "Спейс Шаттл", из них 4 по графику сборки Международной космической станции (Земля и Вселенная, 2000, № 6). В ноябре 2002 г. опубликован новый график, предусматривавший завершение строительства станции в январе 2008 г.: в 2003 планировалось выполнить 5 полетов, с 2004 г. - по 4 экспедиции к МКС, из них лишь миссия STS-107 в 2003 г. не предусматривала стыковку со станцией (Земля и Вселенная, 2003, № 3). Но после трагедии КК "Колумбия" полеты кораблей отложены, а график вновь скорректирован.
Корабль "Атлантис" (программа STS-112) стартовал 7 октября 2002 г. в 19 ч 45 мин 51 с** с космодрома на мысе Канаверал. Главная задача экспедиции - доставка на МКС секции S1 основной фермы американского сегмента, а также научной аппаратуры, расходных материалов и грузов.
* Продолжение. Начало см.: 1993, №№ 2, 3; 1994, № 5; 1995, №№ 2, 4, 5; 1996, №№ 1, 3, 6; 1997, № 4; 1998, №№ 1, 3; 1999, № 4; 2000, № 5; 2001, № 5; 2002, №№ 1, 2,4; 2003, № 1.
** Здесь и далее время приведено по Гринвичу.
В грузовом отсеке размещались секция S1 (устанавливалась на правой стороне станции) - четвертый из десяти элементов основной сборной фермы, а также научные приборы, инструменты для ремонта бортовых систем и служебное оборудование. В состав секции входят часть системы терморегулирования (включая поворотные панели радиаторов), первая из двух тележек для транспортировки грузов и членов экипажа по рельсовому пути вдоль фермы, оборудование систем связи и энергопитания. Секция выполняет функции: несущей конструкции фермы, передачи электроэнергии и информации от других ее частей, систем мобильного обслуживания, терморегулирования и связи, платформы для установки служебного и научного оборудования, работающего в открытом космосе. Размеры секции-13.8 х х4.5 х3.4 м, масса - около 13 т.
Общая стартовая масса ракетно-космической системы составила 2051 т (корабль "Атлантис" - 116.5 т, при посадке - 91.4 т), общая масса грузов на борту корабля - около 14 т.
Международный экипаж корабля состоял из 6 астронавтов (среди них 2 женщины): командир - капитан 1-го ранга ВМС США Джеффри Эшби (Jeffrey S. Ashby) (3-й полет, 389-й астронавт мира, 243-й астронавт США), пилот - полковник ВВС США Памела Мелрой (Pamela A. Melroy, 2-й полет, 397-й астронавт мира, 248-й астронавт США), 1-й специалист полета - доктор Дэвид Вулф (David A. Wolf, 3-й полет, 303-й астронавт мира, 191-й астронавт США), 2-й специалист полета(бортинженер) - Сандра Магнус (Sandra Н. Magnus, 1-й полет, 421-й астронавт мира, 265-й астронавт США), 3-й специалист полета - доктор Пирс Селлерс (Piers J. Sellers, 1-й полет, 422-й астронавт мира, 266-й астронавт США) и 4-й специалист полета - Федор Николаевич Юрчихин (1-й полет, 423-й астронавт мира, 98-й космонавт России).
После нескольких маневров корабль вышел на орбиту стыковки с МКС: высота - 371 х 396 км, наклонение - 51.6° и период обращения - 92.15 мин. Стыковка с МКС прошла 9 октября в 15 ч 16 мин 15 с. 10 октября в 10 ч 35 мин начался монтаж секции S1 - с помощью манипулятора ее извлекли из грузового отсека и пристыковали к секции SO, доставленной в апреле 2002 г. КК "Атлантис" (STS-110). В тот же день в 15 ч 21 мин Д. Вулф и П. Селлерс из шлюзовой камеры "Квест" вышли в открытый космос, они подключили шины энергопитания и передачи информации к секции, демонтировали на ней фиксаторы балки радиаторов и мобильной тележки, установили телекамеры и развернули антенны радиосвязи. Выход продолжался 7 ч 01 мин. Во время второго выхода 12 октября в течение 6 ч 04 мин астронавты установили 24 устройства на гидроразъемы системы терморегулирования и состыковали гидромагистрали с баками аммиака секции S1. Третий выход астронавты совершили 14 октября, за 6 ч 36 мин они восстановили работоспособность блока разъемов мобильного транспортера-тележки для проезда по рельсам - удалили застрявший болт и опорные кронштейны, установили перемычки гидромагистралей между секциями S1 и S0.
В течение семи дней экипаж выполнил программу 9А в соответствии с графиком сборки МКС: смонтировал в модулях новое научное оборудование, перенес около 1 т привезенных грузов (емкости с водой, укладки с питанием, одежду, компьютерное оборудование, другие расходуемые материалы), заменил вышедшую из строя аппаратуру и проверил работу некоторых систем модуля. В течение совместного полета корабля и станции с помощью двигателей КК "Атлантис" дважды повышалась орбита МКС (до 377 х 407 км).
Международные экипажи корабля "Атлантис" (STS-112) и пятой основной экспедиции на борту МКС. В первом ряду - П. Уитсон, В.Г. Корзун и С.Е.Трещев. Во втором ряду - Д. Вулф, С. Магнус, П. Мелрой, Д. Эшби, П. Селлерс и Ф.Н. Юрчихин. Фото NASA.
16 октября в 13 ч 13 мин 30 с "Атлантис" расстыковался с МКС, совершил ее облет и перешел на более низкую орбиту - 372 х 406 км. 26-й полет КК "Атлантис" завершился 18 октября в 15 ч 43 мин 40 с на посадочной полосе № 33 Космического центра им. Д. Кеннеди. Длительность миссии - 10 сут 19 ч 57 мин 49 с.
Корабль "Индевор" отправился в свой 19-й полет 24 ноября 2002 г. в 00 ч 49 мин 47 с. Запуск корабля с 10 ноября трижды откладывался по различным причинам. Главные задачи программы STS-113 - доставка на МКС экипажа шестой основной экспедиции (МКС-6) и возвращение пятой, монтаж секции Р1 (точная копия S1) основной фермы американского сегмента, а также научной аппаратуры, расходных материалов и грузов.
Экипажи КК "Индевор" (STS-113) и шестой основной экспедиции МКС во время подготовки к полету: Д. Уэзерби, П. Локхарт, М. Лопес-Алегриа, Д. Херрингтон, К. Бауэрсокс, Н.М. Бударин и Д. Петтит. Фото NASA. |
В грузовом отсеке размещены секция Р1 левой части элемента сборной фермы станции, научные приборы, инструменты и оборудование для работы в открытом космосе (в том числе скафандры), пусковая установка для запуска сверхмалых космических аппаратов и два пико-спутника "Picosat", грузы для станции - элементы служебных систем, научные установки и телеоборудование, расходные материалы (питание, вода, одежда). Секция состоит из тех же элементов, что и S1, размеры секции -13.8x4.5 х3.4м, масса - 12.5 т.
Общая стартовая масса ракетно-космической системы - 2050.7 т (корабль "Индевор" - 116.5 т, при посадке - 91.5 т), общая масса грузов на борту корабля - около 14 т.
В состав международного экипажа корабля вошли 7 человек: командир - капитан 1-го ранга ВМС США Дональд Уэзерби (James D. Wetherbee) (6-й полет, 223-й астронавт мира, 134-й астронавт США), пилот - подполковник ВВС США Пол Локхарт (Paul S. Lockhart) (2-й полет, 417-й астронавт мира, 263-й астронавт США), 1-й специалист полета -капитан 1-го ранга ВМС США Майкл Лопес-Алегриа (Michael E. Lopez-Alegria) (3-й полет, 334-й астронавт мира, 212-й астронавт США), 2-й специалист полета (бортинженер) - капитан 2-го ранга ВМС США Джон Херрингтон (John В. Herrington) (1-й полет, 425-й астронавт мира, 267-й астронавт США), 3-й специалист полета - капитан 1-го ранга ВМС США Кеннет Бауэрсокс (Kenneth D. Bowersox) (5-й полет, 271-й астронавт мира, 170-й астронавт США), 4-й специалист полета - Николай Михайлович Бударин (3-й полет, 326-й астронавт мира, 82-й космонавт России) и 5-й специалист полета - доктор Дональд Петтит (Donald R. Pettit) (1-й полет, 426-й астронавт мира, 268-й астронавт США).
Астронавты М. Лопес-Алегриа и Д. Херрингтон в открытом космосе во время монтажных работ на подвижной тележке основной фермы секции Р1 (28 ноября 2002 г.). Фото NASA.
Корабль вышел на орбиту сближения с МКС (высота 378 х 400 км, наклонение 51.6°, период обращения 92.3 мин). Стыковка ко второму узлу модуля "Дестини" выполнена 25 ноября в 21 ч 59 мин (на 33 мин позже графика). Установлен рекорд массы МКС - 275.9 m (с кораблями "Союз ТМА-1" и "Прогресс Ml-9"). На станцию доставлен экипаж шестой основной экспедиции (МКС-6) - К. Бауэрсокс, Н.М. Бударин и Д. Петтит. 26 ноября с 15 ч 01 мин до 19 ч 30 мин с помощью манипуляторов корабля и SSRMS ("Канадарм-2") шестой элемент Р1 сборной основной фермы был состыкован с секцией S0, после чего астронавты М. Лопес-Алегриа и Д. Херрингтон в течение 6 ч 45 мин работали в открытом космосе. Во время первого выхода они подключили шины энергопитания и передачи информации, установили устройства на гидроразъемах магистралей системы терморегуляции и ретранслятор изображения с видеокамер на шлемах скафандров астронавтов, демонтировали опорные кронштейны секции Р1 и 24 фиксатора второй подвижной тележки. 28 ноября во время второго выхода за 6 ч 10 мин астронавты установили перемычки между магистралями контуров терморегулирования S0 и Р1, освободили проезд тележке - демонтировали штыри на рельсовом пути, перенесли вторую тележку
Вид Международной космической станции из иллюминатора корабля "Индевор" после расстыковки 2 декабря 2002 г. Фото NASA. |
Расстыковка корабля и станции прошла 2 декабря в 20 ч 05 мин, затем из грузового отсека "Индевора" успешно отделена пара пикоспутников. Масса спутников - по 1 кг, после отделения от корабля они соединялись тонким фалом длиной 152 м. В течение трех дней после запуска спутники провели эксперименты по передаче и обмену данными между двумя ИСЗ, проверили работу инерциальной системы измерений микромеханической системы и увеличили мощность радиопередатчиков.
Международный экипаж КК "Колумбия" (STS-107) перед стартам: Д. Браун, Р. Хазбанд, Я. Кларк, К. Чаула, М. Андерсон, У.МакКул и И. Рамон. Фото HASA.
В течение следующих четырех дней экипаж готовился к посадке, но ее откладывали из-за плохой погоды. Полет закончился 7 декабря в 19 ч 37 мин 12 с на посадочной полосе № 33 Космического центра им. Д. Кеннеди. Длительность полета -13 сут 18 ч 47 мин 25 с. На Землю возвратился экипаж пятой основной экспедиции - командир МКС В.Г. Корзун (РФ), научный специалист доктор П. Уитсон (США) и бортинженер С.Е. Трещев (РФ), их полет продолжался 184 сут 22 ч 14 мин 23 с.
113-й полет по программе "Спейс Шаттл" начался 16 января 2003 г. в 15 ч 39 мин 00 с. Последний, 28-й полет КК "Колумбия" начался неудачно - на 81-й с при скорости 230 м/с кусок теплозащитного покрытия внешнего топливного бака отвалился, ударился о нижнюю поверхность левого крыла корабля. По наиболее вероятной версии, крыло было повреждено (до окончания работы комиссии по расследованию причины катастрофы любая из версий считается неофициальной), что привело к прогару крыла при посадке. Такое уже случалось во время стартов по программам STS-87 (ноябрь 1997 г.) и STS-112 (октябрь 2002 г.), когда "Колумбия" приземлялась с поврежденной теплозащитой, но последствия не были столь катастрофическими. По другой версии, причина аварии -столкновение с "космическим мусором" при посадке (Земля и Вселенная, 2002, № 2).
Программа STS-107 предусматривала проведение экспериментов в автономном полете, который планировался на май 2000 г. В грузовом отсеке корабля размещались коммерческий двойной лабораторный модуль "Спейсхэб" массой 8100 кг (3400 кг - грузы), негерметичная поперечная ферма массой 1075 кг с 6 автономными научными приборами для работы в открытом космосе. В модуле "Спейсхэб" и на открытых платформах размещались 32 установки для проведения более 100 экспериментов (из них 80 основных) в области космической биологии и медицины, космической технологии, физики и физики Земли, материаловедения и физики горения, производства полупроводниковых кристаллов в условиях микрогравитации, которые подготовили специалисты NASA, ESA и космических агентств Японии, Канады, Германии. Израильская аппаратура для проведения эксперимента MEIDEX (средиземноморско-израильский эксперимент изучения пыли) размещалась на открытой
Астронавты "Колумбии" во время проведения экспериментов: а) Р. Хазбанд и Л. Кларк работают с "перчаточным ящиком" в модуле "Спейсхэб"; б) И. Рамой, К. Чаула, М. Андерсон и Д. Браун в кабине корабля. Фото NASA.
Стартовая масса транспортной системы - 2051 т (включая КК "Колумбия" -116.5 т), общая масса модуля "Спейсхэб" и открытых платформ с грузами и аппаратурой - 10.8 т.
На корабле находился международный экипаж из 7 человек (среди них 2 женщины): командир — полковник ВВС США Рик Хазбанд (Rick D. Husband) (2-й полет, 386-й астронавт мира, 242-й астронавт США), пилот - капитан 2-го ранга ВМС США Уильям МакКул (William С. McCool) (1-й полет, 427-й астронавт мира, 269-й астронавт США), 1-й специалист полета — капитан 1-го ранга ВМС США Дэвид Браун (David M. Brown) (1-й полет, 428-й астронавт мира, 270-й астронавт США), 2-й специалист полета — Калпана Чаула (Kalpana Chawla) (2-й полет, 366-й астронавт мира, 231-й астронавт США), 3-й специалист полета - подполковник ВВС США Майкл Андерсон (Michael P. Anderson) (2-й полет, 371-й астронавт мира, 234-й астронавт США), 4-й специалист полета - капитан 2-го ранга ВМС США Лорел Кларк (Laurel В. Clark) (1-й полет, 429-й астронавт мира, 271-й астронавт США) и специалист по полезной нагрузке - полковник ВВС Израиля Илан Рамон (Ilan Ramon) (1-й полет, 430-й астронавт мира, 1-й астронавт Израиля).
Корабль вышел на орбиту с параметрами: 270.8 х 289.3 км, наклонением 39.02° и периодом обращения 89.99 мин. Во время 16-суточного полета корабль не корректировал орбиту, поэтому к концу полета его высота снизилась до 261.3 х 276.4 км. После выхода на орбиту началась расконсервация модуля "Спейсхэб". И. Рамон участвовал в подготовке и проведении эксперимента MEIDEX, развертывании медицинской аппаратуры. На второй день полета вся научная аппаратура была включена и начались регулярные исследования. В последующие дни экипаж проводил интенсивные эксперименты, которые полностью завершил 31 января, после чего модуль "Спейсхэб" законсервировали. 1 февраля 2003 г. в 13 ч 15 мин 30 с корабль на 255-м витке (на высоте 283 км) сошел с орбиты. "Колумбия" должна была приземлиться в 14 ч 16 мин в Космическом центре им. Д. Кеннеди. В 13 ч 50 мин началось интенсивное торможение корабля в атмосфере. Через две минуты датчики температуры в различных точках левого крыла стали регистрировать ее быстрый рост, но экипаж об этом не знал. С 13 ч 58 мин 33 с пропала информация с датчиков давления и температуры крыла. Автоматическая система контроля безопасности подала пилотам сигнал об аварийной ситуации. Р. Хазбанд успел доложить об этом в ЦУП, а в 13 ч 59 мин 32 с связь с экипажем прекратилась на высоте 61 км в 200 км от Далласа. К этому времени левое крыло "Колумбии" прогорело и разрушилось. Система управления не могла справиться с резко возросшим аэродинамическим сопротивлением, корабль развернуло, и он стал разламываться на части. "Колумбия" разрушилась: 12 тыс. обломков упали на территории штатов Техас и Луизиана. Экипаж погиб. Комиссия по расследованию причины катастрофы завершила расследование в июле 2003 г.
(По материалам NASA, журналов "Spaceflight", "Space Shuttle News", "Flieger Revue" и "Новости космонавтики" за 2002-2003 гг.)
С.А. ГЕРАСЮТИН