«Земля и Вселенная» 2003 №6, с. 83, 88
На стр. 1 обложки: Европейский КА дистанционного зондирования Земли и экологического контроля "Envisat-1". Внизу спутника укреплены панель солнечной батареи и антенна радара с синтезированной апертурой для мониторинга суши и океана. Рисунок ESA (к стр. 83).
Информация |
Европейский спутник дистанционного зондирования Земли "Envisat-1" (1-я страница обложки) запущен 1 марта 2002 г. с космодрома Куру РН "Ариан-5". Он более года продолжает работу на полярной орбите высотой 785 х 791 км. Выполнен большой объем исследований, рассчитанных на четыре года.
Космический аппарат создавался по проекту 1984 г. Планировалось сделать КА как полярную платформу для наблюдения Земли и многократного использования с заменяемой научной аппаратурой, обслуживаемую кораблями "Спейс Шаттл". В 1988 г. ESA утвердило новую программу "Стратегия наблюдения Земли", разделив на два направления — комплексные исследования планеты и метеонаблюдения. В 1994 г. компания Astrium начала разработку КА (Земля и Вселенная, 2000, № 3).
Главная цель программы "Envisat-1" — расширение возможностей для стран Европы материалами дистанционного зондирования и мониторинга окружающей среды. КА обеспечивает непрерывность наблюдения (начатые европейскими спутниками "ERS"); увеличение объема данных (по океанам, круговороту воды и ледовой обстановке) и числа наблюдаемых параметров с целью выявления активно воздействующих на окружающую среду явлений; более эффективный мониторинг земных ресурсов; углубленное изучение природных процессов. Поставленные задачи решаются с помощью 10 приборов: интерферометр Михельсона для пассивного зондирования газового состава атмосферы с высоким разрешением; датчик глобального мониторинга озона с очень высокой точностью; сканирующий спектрометр атмосферного картографирования; радиолокационный высотомер для точных измерений поверхности океана и льда; спектрометр для наблюдения загрязнения и биоресурсов океана; трассовый сканирующий радиометр для измерения температуры морской поверхности и растительного покрова суши; микроволновый радиометр для измерения водяного пара; доплеровский радиолокатор для изучения динамики суши, вулканов, льдов и ионосферы, измерения параметров орбиты; лазерный рефлектор для определения положения КА относительно земных координат; радар с синтезированной апертурой для мониторинга в области сельского, лесного и рыбного хозяйства, топологии, геологии, экологии и гидрологии, контроля за судоходством, ледяным покровом и волнением океана.
Платформа спутника состоит из двух модулей — служебного и научного. Их общая длина составляет 10.5 м, габаритный диаметр — 4.57 м, после развертывания оборудования и раскрытия панелей солнечных батарей его длина — 26 м и высота -10 м. Стартовая масса КА — 8209 кг, в том числе масса научной аппаратуры — 2118 кг. Мощность солнечных батарей — 6.5 кВт. Скорость передачи данных со спутника может достигать 100 Мбит/с.
Наземная часть системы состоит из сегментов полетных операций и сбора данных. Центр управления полетом ESA, расположенный в Дармштадте (Германия), связан со станциями слежения и управления. Центр сбора данных находится во Фраскати (Италия). Наземный сегмент обеспечивает через спутник-ретранслятор "Artemis" (Земля и Вселенная, 2003, № 5) непрерывное управление спутником и работой научных приборов, ведет обработку информации и ее передачу пользователям и в архив. Центр управления данными при Европейском институте космических исследований предоставляет абонентам все виды услуг. С помощью обычного терминала абонент получает информацию через узел доступа или телефонную сеть общего пользования.
По материалам ESA и Astrium
Информация |
Европейско-российское космическое сотрудничество
Начинается новый этап успешной европейско-российской кооперации в области космонавтики. 19 августа 2003 г. на Международном авиакосмическом салоне МАКС-2003 в г. Жуковском (Московская обл.) западноевропейский космический концерн EADS (Европейская компания по аэронавтике, обороне и космосу) и российское КБХА (Конструкторское бюро химавтоматики) подписали договор о технологической программе "Tehora-3". Его цель — разработка ключевых технологий для создания ракетного двигателя многоразового применения. Как сообщили представители обоих объединений, договор (стоимостью 1.5 млн. евро) будет действовать три года.
В рамках программы будут разработаны системы образования смесей ракетных топлив, а также оригинальные концепции камер сгорания и сопел, предназначенных для применения в многоразовых двигателях. Необходимо опробовать технологию сборки маршевого ракетного двигателя нового типа. Кроме того, в центре внимания научных исследований находятся возможности применения топливной смеси жидкого кислорода с углеводородами, например керосина. Эти виды топлива отличаются высокой плотностью энергии.
Уже с начала 1990-х гг. EADS и КБХА совместно трудятся над проектом "Tehora-3". Полученные результаты показывают, что эти объединения в состоянии разработать двигательные установки, отвечающие требованиям рынка. Благодаря им можно существенно снизить стоимость коммерческих перевозок в космосе.
"Мы уже 10 лет сотрудничаем с нашими российскими партнерами в области разработки перспективных технологий для ракетных двигателей, — сказал д-р Аксель Дайх, директор отдела "Двигатели и оборудование" концерна EADS Space Transportation. Именно многоразовые космические двигатели служат предпосылкой для долгосрочного и недорогого исследования космического пространства. Поэтому космические предприятия во всем мире работают над концепциями многоразовых транспортных систем. Если удастся объединить немецкое и российское ноу-хау, то эта кооперация сможет играть значительную роль на отраслевом рынке". В первую очередь это относится к европейской программе FLPP (Future Launcher Preparatory Programme — программа подготовки будущих стартов). В мае 2003 г. во время конференции совета министров стран-членов ESA принято решение о начале реализации программы. Будут разработаны концепции и технологии новой европейской РН. На первый этап потенциальные страны-участницы ESA выделили 24 млн. евро. Разрабатываемая EADS и российскими партнерами технология смогла бы найти применение на одной из транспортных систем в 2020 г. Концерн EADS является второй по величине авиационной, космической и оборонной фирмой мира, где работают более 100 тыс. человек. В 2002 г. его оборот составил 29.9 млрд. евро. В состав концерна EADS входят производитель самолетов Airbus и предприятие MBDA по производству управляемых ракет. EADS также крупнейший партнер в консорциуме Eurofighter, главный подрядчик для ракеты-носителя "Ariane", разработчик военно-транспортного самолета А-400М и крупнейший промышленный партнер в производстве спутниковой навигационной системы "Galileo". Концерн работает во всем мире, в том числе в США, России и странах Азии. Более 70 его предприятий находятся в Германии, Франции, Англии и Испании.
По материалам ESA и EADS