вернёмся в библиотеку?

Желательно смотреть с разрешением 1024 Х 768

«Земля и Вселенная» 2004 №2, с. 42-51




Юрий Алексеевич Гагарин

(1934 — 1968)

К юбилею космонавта № 1

Юрий Алексеевич Гагарин

(к 70-летию со дня рождения)



Юрий Алексеевич Гагарин родился 9 марта 1934 г. в селе Клушино Гжатского района Смоленской области. Его родители работали в колхозе: мать, Анна Тимофеевна, — дояркой, отец, Алексей Иванович, — плотником. В семье было еще трое детей — Валентин, Борис и Зоя. 1 сентября 1941 г., под грохот артиллерийской канонады, Юра пошел в первый класс. 12 октября село заняли немцы, и занятия прекратились на полтора года. "Пришла война, — вспоминает Анна Тимофеевна, — совсем невмоготу стало. Из дома перебрались в землянку, а дом наш немецкие солдаты под постой забрали. Так что Юра с детства и холод, и голод узнал". 9 апреля 1943 г., после освобождения от оккупации, возобновились занятия в школе. Бумаги не было. Писали на обрывках газет, старых немецких листовках — на всем, что попадалось под руку. 24 мая 1945 г. семья переехала в г. Гжатск, где Юра начал учиться в третьем классе. "Он был очень веселый, — вспоминала впоследствии Анна Тимофеевна, — редко злился, не любил ссор, наоборот, шуткой и смехом всех мирил. И его все любили. Он общим баловнем был. Да вы посмотрите на Юрины фотографии — лицо у него всюду счастливое..."

В мае 1949 г. закончив шестой класс, Юра уехал в Москву. 30 сентября он поступил в Люберецкое ремесленное училище № 10. 15 июня 1951 г. Юрий окончил 7-й класс Люберецкой вечерней школы рабочей молодежи и одновременно училище по специальности "формовщик-литейщик", в аттестате — только отличные оценки.

В августе 1951 г. Юрий поступает в Саратовский индустриальный техникум. Там он заинтересовался физикой, был активистом физико-технического кружка, на заседаниях которого выступал с докладами. 4 сентября 1954 г. Юрия зачисляют на отделение пилотов Саратовского аэроклуба. В июне 1955 г. он совершает первый самостоятельный полет на самолете Як-18. 29 июня 1955 г. Юрий с отличием заканчивает техникум по специальности "техник-литейщик", а 10 октября получает свидетельство об окончании аэроклуба. 27 октября 1955 г. Юрия Алексеевича призывают в ряды Советской Армии и направляют на учебу в 1-е Чкаловское военно-авиационное училище летчиков им. К.Е. Ворошилова.

Здесь Юрий, увлекшись спортом, занимался гимнастикой, легкой атлетикой, баскетболом, футболом. Да еще пел в хоре, танцевал, активно участвовал в комсомольской работе. Если к нему обращались с каким-нибудь вопросом, он никогда не отказывал в помощи. Товарищи в шутку называли Ю.А. Гагарина "ходячим справочником". В выпускной аттестации будущего первого космонавта планеты написано: "За время обучения в училище Ю.А. Гагарин показал себя дисциплинированным, политически грамотным курсантом. Уставы Советской Армии знает и практически их выполняет. Строевая и физическая подготовка хорошая. Теоретическая — отличная. Летную программу усваивает успешно, а приобретенные знания закрепляет прочно. Летать любит, летает смело и уверенно. Государственные экзамены по технике пилотирования и боевому применению сдал с оценкой "отлично".

Юрий Гагарин со своими друзьями по ремесленному училищу. Люберцы. 1951 г. Музей ЦПК им. Ю.А. Гагарина (публикуется впервые).

29 декабря 1957 г. лейтенант Ю.А. Гагарин вместе с молодой женой, Валентиной Ивановной, отправляется на Север, в выбранное им Заполярье. Там он служит в 769-м истребительном авиационном полку 122-й истребительной авиационной дивизии ВВС Краснознаменного Северного флота, базировавшемся в поселке Луостари-Новое Мурманской области. "Невысокого роста, ладно сложенный офицер удивительно быстро расположил к себе сослуживцев, покорив их своим трудолюбием, уравновешенностью, добротой и отзывчивостью, — таким запомнил его бывший инструктор полка Н. Вильямский. — И летчиком Юрий Гагарин был незаурядным. Не раз летали мы с ним в паре в сложных условиях Заполярья, на больших и малых высотах, ходили на перехват "вражеских" истребителей. Гагарин быстро схватывал и усваивал самые трудные элементы воздушного боя, действовал бесстрашно, находчиво, инициативно".

В 1957-60 гг. стартовали первые искусственные спутники Земли, полетели к Луне первые межпланетные станции, в космосе побывали на кораблях-спутниках животные... И вот в ноябре 1959 г. в полк приехала комиссия по отбору летчиков для подготовки к космическим полетам. Критерии отбора были очень высокими, так как никто тогда не знал, что будет с космонавтом во время полета.

3 марта 1960 г. руководитель подготовки космонавтов генерал-лейтенант авиации Н.П. Каманин представил Главкому ВВС Главному маршалу авиации К.А. Вершинину группу кандидатов в космонавты. А к 6 марта был создан первый отряд советских космонавтов. В него вошли: И.Н. Аникеев, П.И. Беляев, В.В. Бондаренко, В.Ф. Быковский, B.C. Варламов, Б.В. Волынов, Ю.А. Гагарин, В.В. Горбатко, Д.А. Заикин, А.Я. Карташов, В.М. Комаров, А.А. Леонов, Г.Г. Нелюбов, А.Г. Николаев, П.Р. Попович, М.З. Рафиков, Г.С. Титов, В.И. Филатьев, Е.В. Хрунов и Г.С. Шонин. В марте начались занятия по общекосмической подготовке в Центре подготовки космонавтов (ЦПК), а в мае — парашютные прыжки. 16 июля 1960 г. приступили к тренировкам на центрифуге, 28 июля — в барокамере. В августе 1960 г. Правительство утвердило "Положение о космонавтах СССР". Для подготовки к полету на первом космическом корабле "Восток" выбрали шесть кандидатов: B.C. Варламов, Ю.А. Гагарин, А.Я. Карташов, А.Г. Николаев, П.Р. Попович и Г.С. Титов.

20 октября 1960 г. началась подготовка к полету в условиях невесомости. Тренировались на истребителях, двухместных учебно-тренировочных самолетах и Ту-104, оборудованном под космическую лабораторию. 27 декабря в отряде космонавтов провели негласный опрос, чтобы выяснить, кого они хотели бы видеть первым космонавтом. Почти все указали на Юрия Алексеевича. А.Г. Николаев сказал тогда: "Убежден, Юра, что первым полетишь ты. А потому вот тебе наше напутствие: самое трудное быть первым, но мы все крепко в тебя верим и крепко на тебя надеемся. И еще одно: какая бы слава на тебя ни обрушилась, мы надеемся, что останешься самим собой, таким же, каким мы знаем тебя сейчас".


Ю.А. Гагарин принимает поздравления от своих товарищей после успешного полета на самолете. Мурманская обл. 1958 г.

В начале 1961 г. издан приказ Главкома ВВС о создании комиссии для приема выпускных экзаменов за 9-месячный курс общекосмической подготовки у первых шести слушателей-космонавтов, среди которых был и старший лейтенант Ю.А. Гагарин. Экзамены он сдал 17 и 18 января с оценкой "отлично". 18 января генерал Н.П. Каманин составил не подлежащий оглашению список кандидатов


Ю.А. Гагарин с женой В. И. Гагариной и старшей дочерью Леной дома. Пос. Чкаловский (Московская обл.). 1960 г.
на первый полет: Ю.А. Гагарин, Г.С. Титов, Г.Г. Нелюбов, А.Г. Николаев, В.Ф. Быковский и П.Р. Попович. 29 марта на заседании Комиссии по военно-промышленным вопросам при Совете министров СССР под председательством Д.Ф. Устинова Главный конструктор С.П. Королев выдвинул предложение о дате запуска космического корабля "Восток" с человеком на борту. В этот же день прошло партийное собрание отряда космонавтов. Выступая на нем, Ю.А. Гагарин выразил готовность выполнить самое трудное задание. 30 марта, перед отлетом на космодром Байконур, Ю.А. Гагарин и его дублеры Г.Г. Нелюбов и Г.С. Титов побывали на Красной площади.

Сначала первый полет в космос планировали на декабрь 1960 г. Дату старта перенесли на март-апрель 1961 г., по мнению Н.П. Каманина, из-за взрыва, произошедшего 24 октября 1960 г. на 41-й площадке космодрома во время подготовки к запуску новой ракеты (создана в КБ под руководством академика М. К. Янгеля). 3 марта состоялось заседание Президиума ЦК КПСС, которое проводил Н.С. Хрущев. Президиум ЦК принял решение о запуске человека в космос 11-12 или 14-15 апреля 1961 г. 2 апреля завершилась программа подготовки к космическому полету, а 5 апреля Ю.А. Гагарин, Г.Г. Нелюбов и Г.С. Титов вылетели на космодром. Прощаясь с женой, Ю.А. Гагарин на вопрос о дате старта назвал 14 апреля. Юрий Алексеевич не хотел, чтобы она волновалась...

6 апреля Госкомиссия утвердила план полета КК "Восток": одновитковый полет вокруг Земли на высоте 180-230 км; продолжительность полета — 1ч 30 мин; цель полета — проверить возможность пребывания человека в космосе на специально созданном для этого корабле, оборудование корабля и радиосвязь, убедиться в надежности средств приземления корабля и космонавта. 10 апреля на заседании Государственной комиссии Юрий Алексеевич был утвержден командиром корабля-спутника "Восток".

В.Ф. Быковский и Ю.А. Гагарин во время подготовки по программе первого полета человека в космос. Март 1961 г.


Наступило 12 апреля 1961 г. Перед стартом первый космонавт обратился ко всем жителям планеты Земля: "Дорогие друзья! Близкие и незнакомые. Соотечественники. Люди всех стран и континентов..." В 9 ч 07 мин по московскому времени с космодрома Байконур впервые в мире стартовал космический корабль-спутник "Восток" с человеком на борту.

"Картина была величественная, — вспоминал Г.С. Титов. — Загудели двигатели, основание ракеты скрылось из виду, окутанное клубами дыма. С каждой секундой гул двигателей усиливался, а дымное облако становилось все обширнее, все гуще. Вот оно уже обволокло добрую половину ракеты-носителя. В дыму бушевало море огня. И тут ракета, чуть качнувшись, поплыла вверх. Машина уверенно набирала высоту, было видно, что рулевые двигатели и другие системы работают нормально".

"На миг почудилось, что ракете не хватает сил, и она не в состоянии оторваться от стартового стола, — рассказывал о своих впечатлениях первый начальник ЦПК Е.А. Карпов, — но вот ракета — сперва очень нерешительно, а затем все быстрее и быстрее — начала рвать путы земного притяжения. Трудно пересказать, что происходило в эти короткие секунды на Земле, мы кричали, размахивали руками, прыгали и не скрывали слез радости". Старт ракеты-носителя прошел успешно. При выведении корабля на орбиту космонавт поддерживал радиосвязь с Центром управления полетом, наблюдал за световой сигнализацией на приборной панели, контролировал отделение ступеней ракеты космического корабля от последней ступени носителя. Действие перегрузок и вибраций при подъеме ракеты космонавт перенес вполне удовлетворительно. Как только "Восток" начал орбитальный полет, наступило состояние невесомости. Космонавт чувствовал себя в невесомости хорошо. Управление работой бортовой аппаратуры осуществлялось автоматикой. Во время полета он принимал пищу, упакованную в тубы, пил воду. "Я видел дневные звезды над головой, вспоминал о полете Ю.А. Гагарин. Они необычайно отчетливы, будто бриллиантовые бусины на черном бархате. Но суть не только в красоте. Там, на трехсоткилометровой высоте, вселенские светила и впрямь видятся ближе и яснее: ведь с них сдернута чадра земной атмосферы. И эта непривычная, впервые испытанная близость к дальним мирам рождает волнующие чувства..." Впоследствии Ю.А. Гагарин писал: "Когда я впервые взглянул из иллюминатора космического корабля на нашу планету, я восхитился красотой цветущей Земли". В 10 ч 25 м, облетев земной шар за 108 минут, он стал наблюдать за давлением в тормозной двигательной установке (ТДУ) и системе ориентации, которое резко падало. Автоматически включилась тормозная двигательная установка, ощущался шум, корабль начал снижаться, перегрузка нарастала. После отключения ТДУ из-за сбоя в автоматике корабль стал кувыркаться, вращаясь со скоростью около 30 об/мин. Разделение спускаемого аппарата приборно-агрегатного отсека должно было произойти через 10-12 с после прекращения работы ТДУ. На приборной доске транспарант "спуск 1" не погас.

Старший лейтенант Ю.А. Гагарин за несколько дней до полета в космос. Апрель 1961 г.


"приготовиться к катапультированию" не загорелось. Разделение отсеков не произошло. Ю.А. Гагарин подумал, что при столь ненормальной ситуации он может приземлиться далеко от запланированного района. Вращение корабля замедлилось, и он начал колебаться примерно на 90° вправо и влево. Стяжные ленты расплавились, только после этого приборно-агрегатный отсек с ТДУ отделился от спускаемого аппарата. Сквозь шторки, прикрывавшие иллюминатор, Юрий Алексеевич видел свет пламени, бушевавшего вокруг корабля, чувствовалось, что температура высокая. Начался плавный рост перегрузки (по ощущениям Юрия Алексеевича, она превысила 10 g). Приблизительно в 7 км от земли послышался хлопок, и крышка люка № 1 отстрелилась. Затем Ю.А. Гагарин вместе с креслом покинул кабину. Когда скорость аппарата уменьшилась, на высоте около 4 км раскрылся парашют. По программе ввелся в действие стабилизирующий парашют, а запасной раскрылся, но сдулся. Спускаемый аппарат корабля "Восток" и, отдельно от него, Ю.А. Гагарин приземлились в 10 ч 55 мин по московскому времени юго-западнее г. Энгельса Саратовской области, недалеко от деревни Смеловка Терновского района.

Это историческое событие — один из величайших праздников на Земле — имело огромный резонанс в мире! Сбылась мечта людей — человек совершил полет в космос и возвратился на родную планету. "Я глубоко убежден: пройдет не одно десятилетие, пройдут века, в памяти человечества многое сотрется или утратит свою первозданную ценность, но имя Юрия Гагарина в анналах истории земной цивилизации останется навсегда", — сказал академик Б.Н. Петров.

14 апреля 1961 г. самолет Ил-18 с первым космонавтом на борту приземлился в аэропорту Внуково. Подъехал трап, теперь уже майор Ю.А. Гагарин вышел из салона. "Надо было идти, и идти одному, — вспоминал Юрий Алексеевич. — И пошел. Никогда, даже там, в космическом корабле, я не волновался так, как в эту минуту. Дорожка была длинная-предлинная. И пока я шел по ней, смог взять себя в руки. Под объективами кинокамер и фотоаппаратов иду вперед. Знаю, все глядят на меня. И вдруг чувствую то, чего никто не заметил, — развязался шнурок ботинка. Вот сейчас наступлю на него и при всем честном народе растянусь на красном ковре. То-то будет конфузу и смеху — в космосе не упал, а на ровной земле свалился..."

Встреча была грандиозной. Ю.А. Гагарин сразу стал национальным героем и кумиром многих людей во всем мире. "Разве я мог проникнуть в космос, будучи одиночкой? — говорил Юрий Алексеевич. — Тысячи советских людей трудились над постройкой ракеты и космического корабля. И этот полет — триумф коллективной мысли, коллективного труда тысяч рабочих, инженеров, ученых, это слава нашего народа".

Начались многочисленные поездки по приглашению иностранных правительств и обществ дружбы разных государств. И в каждой стране его награждали высшими знаками отличия, дарили дорогие подарки. Ю.А. Гагарин стал первым иностранным гражданином, удостоенным звания Герой Социалистического Труда НРБ, Герой Социалистического Труда ЧССР, Герой Труда ДРВ, кавалером орденов Георгия Димитрова (НРБ),

Ю.А. Гагарин и пилот космического корабля "Восток-3" А. Г. Николаев. Космодром Байконур. Август 1962г. Музей ЦПК им. Ю.А. Гагарина.


Карла Маркса (ГДР), Знамя Республики (ВНР), Плайя-Хирон (№ 1, Куба), "Ожерелье Нила" (Египет), Звезды II класса (Индонезия), "За заслуги в области воздухоплавания" (ВВС Бразилии), Креста Грюнвальда I степени (ПНР) и др. Перед его приездом в Великобританию газета "Дейли миррор" напечатала статью, в которой были следующие слова: "Сегодня майор Юрий Гагарин прибывает в Лондон. Гагарин — храбрый человек. Он символ величайшей победы науки, которая когда-либо была достигнута... Первый космонавт мира заслуживает, чтобы его с честью встретила вся страна".

В 1961 г. Юрий Алексеевич поступает в Военно-воздушную инженерную академию им. Н.Е. Жуковского и не только принимает активное участие в подготовке своих товарищей, но и, будучи с 1962 г. командиром отряда космонавтов, продолжает готовиться к полетам в космос.

Известный летчик-испытатель М.Л. Галлай вспоминал о послеполетных годах героя: "Изменился ли Гагарин за последние годы своей жизни? Вообще говоря, конечно же, изменился. Стал увереннее, приобрел навыки руководящей деятельности, научился довольно тонко разбираться в управляющих людьми стимулах и вообще в человеческой психологии..." А Главный конструктор космических кораблей С.П. Королев возлагал на Юрия Алексеевича большие надежды: "Ю.А. Гагарин — олицетворение вечной молодости нашего народа. В нем счастливо сочетаются природное мужество, аналитический ум, исключительное трудолюбие. Я думаю, что если он получит надежное образование, то мы услышим его имя среди громких имен наших ученых".

30 июля 1963 г. руководитель подготовки космонавтов Н.П. Каманин разговаривал с Ю.А. Гагариным о перспективе назначения его на должность начальника ЦПК. Н.П. Каманин считал, что Ю.А. Гагарин — самая колоритная фигура из шестерки первых космонавтов, из него мог бы получиться хороший начальник. 20 декабря 1963 г. первого космонавта планеты назначили заместителем начальника ЦПК. В середине 1964 г. — начале 1965 г. проходила подготовка к полету по программе "Выход" (эксперимент по выходу человека в открытый космос), во время которой Юрий Алексеевич руководил тренировками экипажей. К полету готовились В.В. Горбатко, А.А. Леонов и Е.В. Хрунов. В январе 1965 г. В.В. Горбатко заменили Д.А. Заикиным, затем по настоянию Ю.А. Гагарина в группу был включен П.И. Беляев. Так сформировался основной экипаж КК "Восход-2" — П.И. Беляев и А.А. Леонов, его дублировали Д.А. Заикин и Е.В. Хрунов.

С 1965 г. в ОКБ-1 под руководством С/П. Королева полным ходом шла разработка нового пилотируемого космического корабля 7К-ОК ("Союз"). 20 августа 1965 г. Н.П. Каманин и С.П. Королев решили, что с 20 сентября к подготовке по этой программе приступят Ю.А. Гагарин, А.Г. Николаев, В.Ф. Быковский, В.М. Комаров, П.И. Колодин, Ю.П. Артюхин и А.Н. Матинченко. 12 марта 1966 г. Н.П. Каманин и председатель Госкомиссии по запуску пилотируемых космических аппаратов Г.А. Тюлин обсуждали кандидатов в экипажи КК "Союз". 27 июля 1966 г. Н.П. Каманин поставил перед Ю.А. Гагариным задачу: до 1 октября 1966 г. полностью закончить подготовку экипажей для кораблей 7К-ОК. В сентябре 1966 г. Ю.А. Гагарин готовился уже в двух группах одновременно: 7К-ОК


В.М. Комаров, Е.В. Хрунов, А.С. Елисеев и Ю.А. Гагарин во время подготовки к полету по программе перехода из корабля "Союз"в корабль "Союз-2". Космодром Байконур. 1966г. Музей ЦПК им. Ю.А. Гагарина.
и Л-3 (экспедиция на Луну). 29 октября возникли сложности с подготовкой группы 7К-ОК. До ее завершения оставалось 40 сут, однако тренажер для отработки действий по стыковке еще не был готов. 15 ноября приняли решение: В.М. Комаров и Ю.А. Гагарин пройдут подготовку как командиры активного корабля, а В.Ф. Быковский и А.Г. Николаев — как командиры пассивного. 18 ноября в экипажи ввели А.С. Елисеева и В.Н. Кубасова — двух инженеров ОКБ-1 (ЦКБЭМ, ныне РКК "Энергия" им. СП. Королева), Е.В. Хрунова и В.В. Горбатко. В запасной экипаж вошли: Г.Т. Береговой, В.А. Шаталов, В.Н. Волков, П.И. Колодин. По разработанной программе с 20 ноября в течение трех суток корабли совершали маневр, сближение и автоматическую стыковку. Если удастся пассивный корабль вывести на орбиту с удалением не более 20 км от активного, то стыковка будет осуществляться на первом-втором витке пассивного корабля, при удалении более 20 км требуются сутки на маневр и сближение кораблей. 22 ноября, после проведения тренировок, стало ясно, что даже один день простоя может грозить срывом всей программы подготовки. 18 декабря на Госкомиссии было решено, что подготовка экипажей продлевается на 2-3 месяца. 4 января 1967 г. полет кораблей "Союз" и "Союз-2" наметили на апрель 1967 г. 18 марта начались комплексные тренировки экипажей на новом корабле. 30 марта специальная комиссия приняла экзамены у экипажей, 14 апреля они вылетели на Байконур.

23 апреля 1967 г. в космос полетел КК "Союз", пилотируемый В.М. Комаровым (Ю.А. Гагарин был его дублером). На 24 апреля планировали старт КК "Союз-2" с экипажем: В.Ф. Быковский, Е.В. Хрунов и А.С. Елисеев. Однако из-за отказа систем корабля "Союз" старт второго экипажа отменили, а 24 апреля при посадке В.М. Комаров погиб. Аварийная комиссия выяснила причину гибели космонавта, и встал вопрос о том, кому лететь, чтобы испытать усовершенствованный вариант корабля. Одновременно Н.П. Каманин решил послать Ю.А. Гагарина второй раз в космос, присвоить ему воинское звание "генерал-майор авиации" и предложить его кандидатуру на должность начальника ЦПК. Согласно этому решению, помощник главкома ВВС по космосу Н.П. Каманин написал представление о присвоении Ю.А. Гагарину генеральского звания и отдал распоряжение о начале его подготовки к полету.

В феврале 1968 г. Юрий Алексеевич на "отлично" защитил диплом и закончил Военно-воздушную инженерную академию им. Н.Е. Жуковского по специальности "летчик-инженер-космонавт". Он хотел еще не один раз слетать в космос...

Но 27 марта 1968 г., после полета на "спарке" (самолет МиГ-15 УТИ), Ю.А. Гагарин должен был вылететь самостоятельно на боевом истребителе МиГ-17. Он занял место в передней кабине, В.С. Серегин — в задней (инструкторской). Радиообмен с руководителем полетов был четким и кратким.

В 10 ч 19 мин 00 с самолет взлетел. В полете предстояло выполнить несколько упражнений: виражи с креном 30°, витки малой спирали, пикирование, выводы боевым разворотом и две "бочки". В 10 ч 25 мин 50 с самолет занял свою зону и получил "добро" продолжать выполнение программы. В 10 ч 30 мин 50 с Ю.А. Гагарин запросил разрешение перейти на другой курс. Вскоре последовал его доклад: "Задание в зоне закончил..." Было получено разрешение на посадку. Что происходило дальше — неизвестно...

Через четыре минуты экипаж должен был завершить разворот на привод (приводной маяк аэродрома) и сообщить о начале снижения до высоты круга. Сообщения не последовало. На запрос руководителя полетов "625-й" не ответил. Все борта, находящиеся в этом районе, получили распоряжение связаться с ним. Но позывной "625-й" молчал...

Когда стало ясно, что горючего на самолете Ю.А. Гагарина и В.С. Серегина не осталось, всех охватила тревога. Последовала команда срочно готовить и поднять в воздух транспортный самолет Ил-14, несколько вертолетов. И вот сообщение: "Южнее поселка Новоселово (Владимирская обл. — Ред.) в лесу видна большая воронка, дым и пожар". Экспертизой установлено, что трагедия произошла в 10 ч 31 мин — самолет врезался в землю на скорости свыше 600 км/ч, с углом около 70°. Один из членов комиссии, С.М. Белоцерковский (научный руководитель диплома Ю.А. Гагарина), считал: "Летчики выжимали из машины абсолютно все, на последнем участке они были активны." Установлено, что после последнего доклада "625-го" прошла всего одна минута. Углубленный анализ метеоусловий в день полета позволили выявить новое, очень существенное обстоятельство. Нижняя граница облачности в зоне пилотажа была иной: не 900 м, как доложил разведчик погоды, а 400-500 м. Если допустить, что самолет попал в штопор (отвесное пикирование) и летчики делали все, чтобы исправить положение (в этом у С.М. Белоцерковского нет никаких сомнений), то им не хватило всего 250-300 м, или всего двух секунд полета.

Какие же существуют версии? Двигатель заглох из-за газодинамической неустойчивости? Маловероятно. При резком переходе от малого газа к большому? Возможно. Самолет попал в резкий восходящий поток, в спутную струю, резкий маневр?.. Доктор технических наук В. Буков считает, что гипотеза попадания самолета в штопор обоснована. Профессор С.М. Белоцерковский придерживается такого же мнения. С ними солидарны летчик-космонавт СССР А.А. Леонов, инженер П. Черков, авторы математической модели МиГ-15 УТИ и расчетов воздействия вихревого следа на самолет В. Морозов, В. Желанников и другие. Версия о столкновении самолета с шаром-зондом отвергнута, о взрыве аккумулятора — тоже. Между тем одни утверждают, что экипаж боролся до последних секунд за выход из критической ситуации, другие к этой оценке относятся сдержанно. Если внимательно прочитать радиопереговоры (по 2-му и 3-му каналам), получается, что в зоне полета "спарка" пробыла совсем немного. Значит, что-то заставило Ю.А. Гагарина сообщить руководителю полетов, что он возвращается. Какие обстоятельства могли стать причиной такого решения? Может быть, В.С. Серегин почувствовал себя плохо или на какое-то мгновение потерял сознание? Возможно, он навалился на ручку управления и помешал Ю.А. Гагарину выровнять самолет? Время приоткрыло еще один важный факт. В тот момент, когда самолет Ю.А. Гагарина и В.С. Серегина находился в зоне полета, ее пересек на сверхзвуковой скорости истребитель марки "Су", взлетевший с другого аэродрома. Как он там оказался? Не в нем ли причина трагедии? Все перечисленное — лишь версии, хотя, возможно, и правдоподобные...

Накануне своей трагической гибели Ю.А. Гагарин в последний раз приезжал в издательство "Молодая гвардия" и подписал в печать верстку своей книги "Психология и космос" (вышла в 1968 г.), написанную в соавторстве с психологом В.И. Лебедевым. В ней он отразил свои мечты о развитии космонавтики. "Мои планы на будущее такие: я хочу посвятить свою жизнь, свою работу, свои мысли и чувства новой науке, занимающейся завоеванием космического пространства. Мне хочется побывать на Венере, увидеть, что находится под ее облаками, увидеть Марс и самому убедиться в том, есть ли на нем каналы..." В своей последней статье Юрий Алексеевич писал: "...поселения на Луне, путешествия к Марсу, научные станции на астероидах, связь с другими цивилизациями... Все это будущее. Пусть не столь близкое, но реальное. Ведь оно опирается на уже достигнутое. И не будем огорчаться, что не мы с вами станем участниками дальних межпланетных экспедиций... Но и нам тоже выпало большое счастье. Счастье первых шагов в космос. И пусть потомки завидуют нашему счастью.

В заключение мне бы хотелось привести слова В.А. Шаталова (руководителя подготовки космонавтов в 1971-91 гг.): "Молодежь всегда лучше всего учить на примерах. Лучше Гагарина примера не найдешь. Его отвага, настойчивость, скромность, трудолюбие, уважительное отношение к людям, честность в большом и малом будут всегда служить образцом для всех поколений космонавтов..."

А.В. ГЛУШКО
НПО "Энергомаш" им. В.П. Глушко