вернёмся в библиотеку?

Желательно смотреть с разрешением 1024 Х 768

«Земля и Вселенная» 2004 №4



Космонавтика



Настоящее и будущее мировой космонавтики


Б. Е. ЧЕРТОК,
академик

28-30 января 2004 г. в Москве прошли очередные, XXVIII академические чтения по космонавтике, посвященные памяти академика С.П. Королёва и других выдающихся отечественных ученых — пионеров освоения космического пространства. Как и на прошлогодних Чтениях (Земля и Вселенная, 2003, № 4), работало 17 секций по различным направлениям развития космонавтики и ракетно-космической техники, истории космонавтики и исследованию творчества ее основоположников, вопросам экономики и культуры. Заслушаны свыше 300 докладов, а также сообщения, посвященные жизни и деятельности академика Н.Н. Шереметьевского, конструктора ракет-носителей и боевых ракет стратегического назначения В.Ф. Уткина (к 80-летию со дня рождения), конструкторов авиационных и ракетных двигателей С.А. Косберга (к 100-летию со дня рождения) и В.И. Кузнецова (к 90-летию со дня рождения). В форуме участвовали 12 организаций ракетно-космической отрасли и образовательных центров, Отделение энергетики, машиностроения, механики и процессов управления РАН, Российская академия космонавтики им. К.Э. Циолковского (РАКЦ) и Ассоциация музеев космонавтики России. Его устроители — оргкомитет под председательством академика Б.Е. Чертока, Комиссия Российской академии наук по разработке научного наследия родоначальников космонавтики и Российское авиационно-космическое агентство (Росавиакосмос). На Чтениях присутствовало более 700 человек, в том числе академики и члены-корреспонденты РАН, специалисты ведущих аэрокосмических организаций, предприятий и вузов, сотрудники музеев космонавтики, деятели культуры. Пленарное заседание, состоявшееся в Центральном Доме ученых, открыл патриарх отечественного ракетостроения академик Борис Евсеевич Черток. Речь Б.Е. Чертока вызвала большой интерес у слушателей. Ниже публикуется текст его выступления с небольшими сокращениями.

Международная космическая станция. Снимок сделан из кабины корабля "Союз ТМА-2" экипажем восьмой основной экспедиции. Ноябрь 2003 г. Фото NASA.


Прошедший после XXVII чтений год ознаменовался событиями, которые уже вошли в историю мировой космонавтики и существенно повлияют на ее дальнейшее развитие.

Первое из них — трагедия корабля "Колумбия", приведшая к гибели семи американских астронавтов и первого астронавта Израиля (Земля и Вселенная, 2003, №№ 2, 5). 1 февраля 2003 г. при возвращении из космического полета на высоте около 61 км корабль разрушился от газодинамических и тепловых нагрузок. Полгода специальная правительственная комиссия и сотни сотрудников NASA занимались расследованием катастрофы и установили ее причины (Земля и Вселенная, 2004, № 1). Последовали организационные выводы вплоть до кадровых перестановок, реализуются программы выполнения технических рекомендаций для продолжения полетов трех оставшихся КК "Спейс Шаттл". Катастрофа "Колумбии" остановила строительство Международной космической станции (Земля и Вселенная, 2004, № 3).

15 лет отечественные пилотируемые космические полеты определялись программами строительства и исследовательских работ на орбитальном комплексе "Мир" (1986-2001 гг.; Земля и Вселенная, 2001, № 5). Уникальные системы автоматического сближения, причаливания и электромеханические устройства стыковки доказали свою надежность в процессе эксплуатации станции и в обозримом будущем обеспечат существование МКС. 23 марта 2001 г. по решению российского правительства станцию "Мир" затопили (Земля и Вселенная, 2001, № 2). С тех пор российская пилотируемая космонавтика находится в полной зависимости от программы МКС. До возобновления полетов кораблей "Спейс Шаттл" (по оптимистическим прогнозам, в конце 2004 г.) жизнедеятельность МКС поддерживается только российской транспортной системой — РН "Союз-У и -ФГ". Пилотируемые корабли "Союз ТМА" и грузовые "Прогресс" своими двигателями поднимают орбиту станции, спасая ее от опасного снижения.

14 января президент США выступил в штаб-квартире NASA (Земля и Вселенная, 2004, № 3). Он предложил крупномасштабную программу — создать постоянно действующие базы на Луне и вслед за этим организовать пилотируемые экспедиции на Марс. Недостроенная МКС для столь грандиозной программы не очень нужна. Полеты кораблей "Спейс Шаттл" предполагается вообще прекратить к 2010 г., а МКС отдать для дальнейшей эксплуатации партнерам — России, ESA и Японии. Одной из первоочередных задач американской пилотируемой космонавтики будет строительство в ближайшие пять лет нового многоразового космического корабля по программе "OSP" (Земля и Вселенная, 2004, № 1). Первый практический результат выступления Дж. Буша — увеличение бюджета NASA до 16.5 млрд. долларов в год. Это примерно в 30 раз больше того, что получает из госбюджета российская космонавтика (Земля и Вселенная, 2003, № 4).

Китайский космический корабль "Шэнь Чжоу-5". На нем тайконавт Ян Ливэй совершил орбитальный полет 15 октября 2003 г. Рисунок С. Зайк.


Партнерам США, и прежде всего России, в 2004 г. надлежит согласовать новую программу окончания строительства и эксплуатации МКС в интересах прикладных и фундаментальных исследований. Глава единственной после распада Советского Союза сверхдержавы сформулировал новую глобальную долговременную цель для американской космонавтики на ближайшие 20-30 лет. Началом этой программы американцы считают успешную посадку на Марс двух марсоходов, которые уже передают на Землю цветные панорамы поверхности Марса (Земля и Вселенная, 2004, №№ 1, 3). Главная задача эксперимента — поиски жизни на Марсе. Ученые США разрабатывают детальную программу полетов АМС на Марс1.

1 В марте 2004 г. специалисты NASA объявили, что ими уже получены доказательства существования воды на Марсе в прошлом (Прим. ред.).

Выдающимся, знаковым событием 2003 г. в истории космонавтики стал полет первого космонавта КНР на корабле "Шэнь Чжоу-5" (Земля и Вселенная, 2004, № 1). 15 октября 2003 г. подполковник Ян Ливэй совершил за 21 ч 23 мин 14 витков вокруг Земли и успешно приземлился. Ракета-носитель, космический корабль и стартовый комплекс созданы в Китае — третьей стране мира, самостоятельно осуществившей космический пилотируемый полет. Китай продемонстрировал, что он располагает не только надежными ракетами и космическими кораблями, но и большой


Старт 11 декабря 2003 г. китайской РН "CZ-3A "с космодрома Сичан. Фото Китайской корпорации аэрокосмической науки и технологии (CAST).
системой управления полетом, современным ЦУПом и сетью пунктов командно-измерительного комплекса, в том числе и морскими. С прискорбием напоминаю, что наши замечательные морские суда "Космонавт Юрий Гагарин" и "Академик Сергей Королёв", специально созданные для контроля за космическими полетами, проданы за рубеж по цене металлолома. Председатель Центрального военного совета и бывший председатель КНР Цзян Цзэминь назвал полет Яна Ливэя "великим достижением в осуществлении социалистической модернизации и вехой в процессе освоения страной высоких технологий". По его словам, "это событие свидетельствует о том, что целеустремленный китайский народ способен подняться на вершины мировой науки. Китайский народ, под руководством КПК полностью используя преимущества социалистического строя, достигнет новых успехов в области науки и техники, реализации целей возрождения китайской нации". Напомню, что начало развитию ракетной техники в Китае положено советскими специалистами в 1957 г. в соответствии с обращением правительства КНР к руководству нашей страны. Академик С.П. Королёв настоял на том, чтобы в состав правительственной комиссии, подготовившей для китайской стороны необходимые рекомендации, включили одного из ведущих специалистов ОКБ-1 (ныне РКК "Энергия" им. С.П. Королёва) — Петра Ивановича Мелешина. Он возглавил коллектив, который длительное время работал в Китае, обеспечивая техническое руководство в становлении там ракетостроения. За основу была принята наша боевая ракета 8Ж38 (Р-2) дальностью 600 км. 5 ноября 1960 г. состоялся первый пуск китайской баллистической ракеты, изготовленной с участием советских специалистов. Это стало началом бурного развития китайской космической промышленности (Земля и Вселенная, 1989, № 6). Первый китайский пилотируемый корабль создан с учетом опыта конструирования наших кораблей "Союз". В отличие от КК "Союз ТМА", "Шэнь Чжоу" снабжен самостоятельным орбитальным модулем; оставаясь на орбите, он может использоваться после отделения спускаемого аппарата. По заявлениям руководителей китайской программы пилотируемых полетов, в ближайшие десятилетия будет разработана орбитальная станция для длительной работы экипажей и проведены масштабные научные эксперименты. Планируется создать орбитальную интегрированную группировку спутников из специализированных КА на разных орбитах и тем самым заложить ба­зу с целью разведки даль­него космоса.

Новые космические державы — Китай, Индия и Япония — включаются в лунную и межпланетную гонку, имея значительно лучшие начальные усло­вия, чем были в период противостояния между СССР и США в 1960-х гг. Они разрабатывают собст­венную космическую тех­нику, используя поистине революционные достиже­ния цифровых электрон­но-информационных тех­нологий. Такие техноло­гии существенно повышают надежность космичес­ких систем и позволяют создавать принципиаль­но новые приборы для околоземных исследова­ний, планетного мониторинга и военных систем. Во время Второй мировой войны одним из главных стратегических факторов победы было обеспечение господства в воздухе. Во время "холодной" войны и сейчас стратегическим фактором, сдерживающим нападение, является ядерная триада: межконтинентальные баллистические ракеты, ракетные подводные крейсера и стратегическая авиация, а через 10-15 лет в дополнение к ней — и превосходство в космосе. Пока все шансы для будущего господства в космосе у США. Однако через 15 лет Китай, при условии продолжения развития теми же темпами, сможет претендовать на статус космической сверхдержавы. Вслед за Китаем стремится стать великой космической державой Индия. Премьер-министр Индии Атал Бихари Бачпей заявил: "Мы поставили перед собой амбициозную задачу — к 2008 г. отправить АМС на Луну".

Стыковка российского космиче­ского корабля "Союз ТМА-3" с Международной космической станцией 28 октября 2003 г. Фото NASA.


Ну, а что же можно сказать об отечественной космонавтике по итогам 2003 г.? При уровне государственного финансирования космической деятельности в интересах народного хозяйства, социального развития и науки в десятки раз ниже, чем в США, уступающем уже Китаю, Франции и Японии, наша космонавтика, тем не менее, пока востребована в мире (Земля и Вселенная, 2003, № 4). За почти 50-летний период отечественная ракетно-космическая промышленность накопила такой потенциал, что еще способна снова стать лидером научно-технического прогресса и вытянуть за собой современные отрасли высоких технологий. Несмотря на общесистемный кризис, развал и деградацию многих смежных отраслей, позорное обнищание научной сферы, космонавтика все же выстояла. Свидетельство тому: только российская космическая техника поддерживает сегодня жизнедеятельность МКС. В 2003 г. с космодрома Байконур запущены ракетами-носителями "Союз-ФГ" и "Союз-У", и успешно стыковались с МКС два пилотируемых корабля "Союз ТМА" и три грузовых корабля "Прогресс М" (Земля и Вселенная, 2004, № 2). В 2004 г. должны быть запущены два пилотируемых и пять грузовых кораблей для обслуживания МКС. На пилотируемых КК "Союз ТМА" установлена более надежная и точная система управления спуском, чем на кораблях предыдущих поколений.

Российский спутник связи и телевещания "Ямал-200"во время предстартовой подготовки. Этот ИСЗ запущен 24 ноября 2003 г. РН "Протон". Фото ГКНПЦ им. М.В. Хруничева.


Выдающимся событием стал запуск 24 ноября 2003 г. РН "Протон-К" двух современных спутников связи и телевидения "Ямал-200", выдающимся не только в техническом, но и в экономическом смысле. РКК "Энергия" и ОАО Тазком", не получив госбюджетных средств, все-таки ввели в эксплуатацию вслед за спутником связи "Ямал-100" (запущен в сентябре 1999 г.; Земля и Вселенная, 2002, № 6) еще два спутника глобальной связи. Практически доказано, что российская космическая система услуг, использующая самые высокие и современные технологии, способна обеспечить свое дальнейшее развитие. После реорганизаций, с трудом, постепенно возрождаются Военно-космические силы. Начался процесс восстановления наших космических группировок глобальной связи, телевидения, дистанционного зондирования Земли, метеорологии, навигации. Накопленные в дореформенные годы научно-технический потенциал, организационный опыт, а также наше чувство ответственности перед страной и народом способствовали тому, что ракетно-космические школы выстояли и способны к созидательной деятельности для обеспечения безопасности страны и возрождения экономики.

По общему количеству запусков космических аппаратов в 2002 г. Россия снова оказалась впереди планеты всей. Так, в 2002 г. 25 российских носителей вывели в космос 35 космических аппаратов, а в США в результате 18 стартов запущено 23 КА (Земля и Вселенная, 2003, № 6). При этом нашими носителями по программе МКС проведено 4 запуска, в интересах Министерства обороны — 7, для поддержания российской космической группировки (связь и навигация)-2 и 13 стартов с зарубежными спутниками. В числе запущенных — 8 ИСЗ навигации, связи и телевидения, созданные в НПО прикладной механики им. М.Ф. Решетнёва. Однако на заседании Президиума РАН в декабре 2003 г. ученые не гордились этим показателем. По сравнению с США и Европой в полном провале находятся программы научных и межпланетных исследований. Правда, на американских и европейской АМС установлены российские спектрографы для анализа состава грунта Марса. Состояние и перспективы отечественных космических исследований рассматривались также на собрании Отделения энергетики, машиностроения, механики и процессов управления РАН. Государство почти не финансирует программы научных космических исследований (за последние 10 лет запущен лишь один научный спутник — "Коронас-Ф"; Земля и Вселенная, 2002, № 6. — Прим. ред.). Полет АМС для доставки грунта со спутника Марса Фобоса по программе "Фобос-грунт", планировавшийся на 2005 г., перенесен на 2007 г. (Земля и Вселенная, 2002, № 6).

Тяжелая РН "Энергия"с пилотируемым кораблем "Буран" на стартовой площадке космодрома Байконур перед запуском. Снимок сделан 15 ноября 1988 г. Фото РКК "Энергия"им. СП. Королёва.


В 2003 г. состоялись научно-технические конференции и симпозиумы, приуроченные в основном к знаменательным датам космических организаций и юбилеям выдающихся российских ученых — основателей научных школ. Их создатели — С.П. Королёв, В.П. Глушко, М.В. Келдыш, В.Н. Челомей, А.Д. Надирадзе, В.П. Макеев, М.К. Янгель, В.Ф. Уткин, Н.А. Пилюгин, A.M. Исаев, В.П. Бармин, В.И. Кузнецов, М.С. Рязанский, В.А. Котельников, А.Ф. Богомолов, М.Ф. Решетнёв, Д.И. Козлов, С.А. Косберг, А.Д. Конопатов, В.А. Трапезников, Б.Н. Петров. Этим школам покровительствовало высшее политическое руководство страны. Они опирались на потенциал мощного военно-промышленного комплекса, щедро финансировались и охранялись государством. Прогресс и развитие отечественной ракетно-космической техники, приоритетные достижения мирового масштаба обеспечивались не только великими конструкторами и учеными, но и талантливыми государственными руководителями. Нельзя забывать об огромном значении организаторской деятельности Д.Ф. Устинова, М.И. Неделина, Н.Д. Яковлева, В.М. Рябикова, С.А. Афанасьева, В.Д. Калмыкова, А.И. Шокина, Л.В. Смирнова, Г.Н. Пашкова, О.Д. Бакланова и других руководителей стратегических отраслей промышленности и армии.

2003 г. богат юбилеями, отмеченными торжественными заседаниями и научными докладами. Позволю себе напомнить об одном историческом событии — 15-летии блестящего полета системы "Энергия — Буран" (15 ноября 1988 г.; Земля и Вселенная, 1989, № 1; 1999, №2). После того как космический корабль "Буран" с потрясающей точностью приземлился на взлетно-посадочной полосе космодрома Байконур, один из его аналогов продолжил существование в качестве... ресторанного аттракциона Центрального парка культуры и отдыха в Москве. Пусть хоть так! Но нельзя игнорировать память о замечательной РН "Энергия". После завершения американской программы "Сатурн — Аполлон" (шесть экспедиций на Луну; Земля и Вселенная, 1989, № 5) и прекращения советской лунной программы "Н1-Л3" (Земля и Вселенная, 1993, №№ 4, 5) носитель "Энергия" оказался единственным в мире надежным сверхтяжелым транспортным средством, позволяющим строить постоянную лунную базу, создавать многоцелевые тяжелые космические платформы и осуществлять межпланетные экспедиции. Данная ракета предусматривает использование ядерно-энергетической установки в программах строительства лунной базы, исследования планет и дальнего космоса. Президент Дж. Буш в своем сенсационном выступлении ничего не сказал о том, что план колонизации Луны (Земля и Вселенная, 1989, № 3) не только научная и претенциозная задача, но во многом военно-политическая и экономическая. Мировой энергетический кризис неизбежен после того, как Россия и Ближний Восток исчерпают свои нефтяные богатства. Атомная энергетика также зависит от запасов урана и наносит своими отходами экологический удар по окружающей среде. Термоядерные электростанции способны обеспечить будущее развитие цивилизации. Для этого необходимо топливо, которого слишком мало на Земле, но много на Луне. Это изотоп гелия — гелий-3, который предполагается добывать в промышленных целях (Земля и Вселенная, 2001, № 4). На международных форумах и на заседании Президиума РАН в декабре 2003 г. говорилось о перспективе использования гелия-3 для предотвращения будущего энергетического кризиса. В 2003 г. состоялись международные конференции, где обсуждались проблемы использования ядерной энергии в программах создания баз на Луне, освоения ее полезных ископаемых, обеспечения пилотируемых полетов к Марсу и другим планетам. Страна или группа стран, которые создадут мощные космические ядерно-энергетические установки, а на их основе — транспортные системы для ближнего и дальнего космоса, совершат технологический прорыв и обеспечат господство в космосе. В любом случае ядерно-энергетическим установкам в составе транспортной космической системы необходима ракета-носитель, на первых ступенях которой будут обычные ЖРД. Только Россия может в ближайшие годы приблизить время добычи гелия-3 для термоядерных электростанций. Чтобы этого достичь, следует восстановить лучшую в обозримом будущем тяжелую РН "Энергия".

Считается, что за последние 12 лет из России утекли за рубеж от 200 до 300 млрд. долларов. И этот процесс продолжается. Российские деньги укрепляют экономику США и Европы, а также позволяют узкой группе наших сверхбогачей управлять отечественной экономикой в своих клановых интересах. Никакая космонавтика и будущее наших правнуков их не волнуют, а добыча на Луне гелия-3 тем более. У России украли богатства, достаточные не только для создания лунных баз, но и для более высокого уровня жизни нашего народа. Утечка денежного капитала, приводящая к обнищанию значительной части населения, повлекла за собой утечку мозгов — интеллектуального капитала. Десятки тысяч талантливых и перспективных ученых и специалистов уехали в США, Европу и трудятся там на благо свое и этих стран, а не России. Остановить процесс разрушения экономики, науки, обороноспособности — насущная задача России. 15 лет назад, после второго удачного полета "Энергии", мы были организационно, нравственно и духовно ближе к выполнению крупномасштабных глобальных космических и энергетических программ, чем сегодня. Создание лунных электростанций и солнечных космических электростанций прогнозировалось к началу XXI в. Современная космонавтика решает в основном информационные проблемы, но в ближайшее время она должна для спасения цивилизации заняться энергетической проблемой. Чтобы реализовывать перспективные крупномасштабные космические программы, необходимы не только средства, но и вдохновенный труд и энтузиазм ученых, инженеров и рабочих. Несмотря на различные социально-политические уклады США и Китая, высшие государственные руководители двух великих держав используют опыт политического руководства СССР, объявляя цели космонавтики общенациональными задачами, одухотворяющими и объединяющими все слои общества. Поддержка космонавтики вдохновляет подрастающее поколение на овладение знаниями, помогает воспитывать новых изобретателей и первооткрывателей. Такие грандиозные задачи должны поднимать дух нации. К сожалению, российскую политическую элиту подобная крупномасштабная постановка общенациональных задач пока не привлекает. Надеюсь, что скоро такое положение изменится.