«Земля и Вселенная» 2004 №6, с. 41-48
Георгий Николаевич Бабакин (к 90-летию со дня рождения) |
Георгий Николаевич Бабакин — выдающийся советский ученый и конструктор в области ракетно-космической техники, член-корреспондент Академии наук СССР, доктор технических наук, Герой Социалистического Труда, лауреат Ленинской премии.
Г.Н. Бабакин родился 13 ноября 1914 г. в Москве в семье служащего. Его отец, Николай Алексеевич, — выпускник химического факультета МГУ. Мать, Мария Сергеевна, была домохозяйкой. Вскоре после рождения сына отец ушел на фронт, а в 1917 г. умер. С 1918 г. Георгия воспитывал отчим, Н.Д. Банкетов, работавший экономистом. Немалое влияние на формирование личности будущего конструктора оказал родственник отчима — Н.А. Калмыков. Это был интересный и эрудированный человек, владевший богатой библиотекой, в которой он собрал книги по различным областям науки и техники, а также фантастике.
В 1923 г. Георгия принимают во второй класс школы № 7 Хамовнического района. Увлекшись радиотехникой, он собирал приемники. После школы окончил курсы радиомонтеров и работал в службе при дирекции Московской городской радиосвязи, затем — на радиоузле Сокольнического парка культуры и отдыха. Георгий участвовал в создании принципиально новой системы озвучивания многотысячного зрительного зала в Зеленом театре Центрального парка культуры и отдыха им. А.М. Горького. В 1937 г. он поступает в Заочный институт связи. В том же году Георгий женится на А.Я. Гойхман, выпускнице строительного института.
Георгий Николаевич Бабакин (1914-1971).
В 1937 г. Г.Н. Бабакин становится сотрудником Академии коммунального хозяйства (АКХ) и занимается автоматизацией технического оборудования для различных отраслей народного хозяйства (в том числе созданием системы очистки и контроля качества питьевой воды). С ноября 1937 г. по август 1943 г. он прошел путь от лаборанта до старшего научного сотрудника лаборатории автоматики АКХ, большинство его работ приняты в эксплуатацию.
В 1943 г. Г.Н. Бабакина переводят в Институт автоматики при ВСНИТО на должность заведующего лабораторией автоматики. Вскоре лаборатория превращается в конструкторское бюро, а Георгий Николаевич становится его главным конструктором. КБ занимается многопрофильными заказами, в том числе военных ведомств. В 1946 г. ему поручена разработка радиоэлектронного комплекса оборудования по обнаружению воздушных целей (самолетов) и поражения их ракетой, обозначенного индексом 112. К созданию ракеты привлекли специалистов из других институтов, научных и промышленных предприятий и организаций. Так, двигатель к этой ракете создавало конструкторское бюро А.М. Исаева (Земля и Вселенная, 1999, № 2), а в решении вопросов управления и баллистики принимал участие коллектив В.А. Трапезникова. При сдаче рабочего проекта в НИИ-88 (ныне РКК "Энергия" им. С.П. Королёва) в 1949 г. произошла первая встреча Г.Н. Бабакина с С.П. Королёвым. В результате успешно выполненного задания Георгия Николаевича с группой сотрудников перевели в НИИ-88 — главный в то время научно-промышленный центр отечественного ракетостроения (Земля и Вселенная, 1997, № 1).
Следующие пятнадцать лет жизни Г.Н. Бабакин посвятил созданию автоматических систем управления в области ракетостроения и авиастроения. С середины прошлого века ракетная техника стала приобретать все большее значение в совершенствовании средств вооружения армий Германии, США и СССР. После разгрома фашистской Германии многие немецкие ракетчики, оказавшись в США, успешно продолжили свою деятельность. В Советском Союзе, несмотря на собственные достижения в области ракетостроения, также занимались изучением трофейной конструкторской документации и образцов ракетного оружия. Это задание поручили специалистам НИИ-88. Группа Г.Н. Бабакина под руководством Б.Е. Чертока и Е.В. Синельщикова специализировалась на ракетах класса земля — воздух. Активно сотрудничал с НИИ-88 начальник НИИ-1 Наркомата авиационной промышленности академик М.В. Келдыш — сначала в роли консультанта, а затем главного партнера по расчетно-теоретическим вопросам. Через два года Георгий Николаевич смог реализовать накопленный опыт уже в ОКБ-301 (ныне НПО им. С.А. Лавочкина; Земля и Вселенная, 1997, №4).
Конструкторское бюро С.А. Лавочкина — одно из элитных отечественных предприятий военно-промышленного комплекса — создало прославленные фронтовые истребители ЛаГГ-3, Ла-5 и Ла-7. Предприятие (КБ и базовый завод № 301) обладало хорошим творческим потенциалом, значительным опытом в разработке и реализации научно-технических идей высочайшего уровня, подкреплявшимися структурой проектно-конструкторских, лабораторно-испытательных и производственных подразделений. Поэтому не случайно ОКБ-301 подключили к решению проблем ракетостроения. Г.Н. Бабакин возглавил отдел систем управления и электронного моделирования. Его первое задание — участие в создании новационной системы ПВО Москвы "Беркут" (С-25) на основе зенитно-ракетных комплексов (ЗРК). Зенитную ракету В-300 для этой системы разрабатывало ОКБ-301. К ноябрю 1952 г. уже было проведено около 70 пусков ракет, а к концу 1954 г. — успешно завершены государственные испытания радиолокатора системы С-25. В начале 1955 г. закончились приемо-сдаточные испытания на 56 подмосковных комплексах, собственно и образовавших систему противовоздушной обороны столицы. Систему С-25 приняли на вооружение, и она несла боевое дежурство около 30 лет. За участие в создании первой отечественной серийной зенитной управляемой ракеты Георгий Николаевич получил первую награду — орден Трудового Красного Знамени. Одним из идеологов создания первого отечественного ЗРК "Даль" в марте 1955 г. выступил Г.Н. Бабакин, так как КБ впервые взяло на себя функции головного разработчика всей ракетной системы. Главнейшим звеном в структуре ЗРК стала мощная ЭВМ, реализующая процесс автоматического управления его работой. В отделе Г.Н. Бабакина разработали и затем эксплуатировали уникальный стенд, позволяющий моделировать процесс самонаведения ракеты на цель. В 1958 г. начались заводские испытания первых зенитных ракет "400" (ракета-перехватчик ЗРК "Даль"). Всего было осуществлено 77 пусков ракет. Но к 1961 г. проект ЗРК "Даль" закрыли.
В 1954 г. ОКБ-301 предложили разработать один из вариантов средств доставки ядерного оружия — сверхзвуковую межконтинентальную крылатую ракету (МКР), аналогов которой не существовало. Одно из существенных преимуществ такого носителя — возможность управления его полетом на активном участке, вплоть до совершения заранее запланированных маневров. А это основное поле деятельности Г.Н. Бабакина: проектная "закладка" аппаратурных звеньев во взаимодействующих бортовых и наземных комплексах управления и последующее моделирование различных полетных ситуаций с использованием электронно-вычислительных средств и реальной бортовой аппаратуры (полунатурное моделирование). К 1960 г. МКР "Буря" совершала полеты на расстояние до 6500 км, со скоростью 3800-3900 км/ч и на высотах -17.5-25.5 км и демонстрировала свои маневренные возможности. Она стала первой в мире ракетой такого класса. Но при решении о выборе типа ракеты-носителя для оснащения Вооруженных Сил СССР приоритет все же отдали альтернативному варианту — баллистической ракете Р-7, созданной С.П. Королёвым. В декабре 1960 г. работы по проекту "Буря" были закрыты.
В эти годы Георгий Николаевич не прекращает работы и в области самолетостроения, в которой все большее значение приобретают бортовые радиолокационные системы (РЛС). Ими оснащаются: всепогодный перехватчик Ла-250, истребитель-перехватчик Ла-200 (РЛС "Коршун"), Ла-200Б (РЛС "Сокол"). В сфере его деятельности также самолеты-мишени и беспилотные самолеты-фоторазведчики Ла-17. В успешной отработке РЛС и систем полуавтоматического управления на этих самолетах Г.Н. Бабакин сыграл выдающуюся, во многом решающую, роль. С этой целью под его руководством была создана уникальная лабораторная база, повысившая роль наземной отработки создаваемых летательных аппаратов, что выдвинуло ОКБ-301 на передовые позиции отечественного самолето— и ракетостроения.
Спустя два года после скоропостижной смерти С.А. Лавочкина (1960 г.) его КБ становится филиалом ОКБ-52 генерального конструктора В.Н. Челомея. Подразделения бюро, руководимые Георгием Николаевичем (в то время заместителя главного конструктора по системам управления), подключают к испытаниям ракет для боевых кораблей ВМФ СССР и средств береговой обороны.
Успехи отечественной космонавтики привели к необходимости выделить в самостоятельное направление создание межпланетных автоматических станций. На этом настаивал главный конструктор космической техники С.П. Королёв. В марте 1965 г. правительственным постановлением определена головная фирма — НПО им. С.А. Лавочкина, а Г.Н. Бабакина назначают ее главным конструктором. Для выполнения возложенных на него ответственнейших задач судьба отвела Георгию Николаевичу всего шесть лет... Но это были исключительно яркие и плодотворные страницы не только в его творческой биографии, но и, благодаря ему, — в летописи отечественной беспилотной космонавтики.
Г.Н. Бабакин и возглавляемое им конструкторского бюро приступили к созданию АМС для полетов к Луне и планетам Солнечной системы в кризисный момент, когда попытки "мягкого" прилунения заканчивались авариями. К 1965 г. советские и американские станции совершали полеты к Луне уже регулярно. В США из 18 попыток — восемь в той или иной степени были успешными, а СССР — из 21 попытки — девять (Земля и Вселенная, 1998, № 4). Стратегия исследований Луны предполагала сочетание дистанционного (в том числе при пролете и с орбиты искусственного спутника) и контактного ее изучения. Но выполнить мягкую посадку — столь необходимую операцию по доставке научной аппаратуры на поверхность Луны — в то время никому не удавалось. Георгий Николаевич ее успешно решает: 3 февраля 1966 г. "Луна-9" совершает первую в мире мягкую посадку в районе Океана Бурь (Земля и Вселенная, 1966, № 1; 1967, № 6). Телевизионные изображения лунной панорамы, при различных условиях освещенности, в течение четырех сеансов передавались на Землю. Длительность активного существования космического аппарата на поверхности Луны — около 47 ч. Полученная информация дала возможность изучить микрорельеф лунного грунта, определить размеры и форму впадин и камней.
Г.Н. Бабакин (слева) в Центре дальней космической связи в Симферополе (во время полета одной из станций "Луна"). 1966г.
В последующем удачи чередовались с неудачами: во многом результат несовершенства ракет-носителей и разгонных блоков. Например, в марте 1966 г. предприняли попытку запустить искусственный спутник Луны, но АМС осталась на околоземной орбите ("Космос-111"). За аварией последовала новая победа, ставшая приоритетом отечественной космонавтики — 3 апреля 1966 г. "Луна-10" становится искусственным спутником Луны (ИСЛ; Земля и Вселенная, 1966, № 3; 1967, № 1). За 56 сут станция совершила 460 оборотов, в 219 сеансах радиосвязи получена информация о гравитационном и магнитном полях Луны и магнитном шлейфе Земли, косвенные данные о химическом составе и радиоактивности поверхностных пород Луны. В августе 1966 г. на окололунную орбиту выведена "Луна-11", но из-за нарушения ориентации космического аппарата работа прекращена через 38 сут; программа выполнена не полностью. "Луна-12" в октябре 1966 г. стала третьим ИСЛ, проработав 85 сут (Земля и Вселенная, 1968, № 6). С помощью бортовой фототелевизионной системы получены крупномасштабные изображения участков лунной поверхности — Моря Дождей и кратера Аристарх. За эти успехи Г.Н Бабакин в 1966 г. удостаивается Ленинской премии.
Вторую мягкую посадку на лунную поверхность в районе Океана Бурь совершила в декабре 1966 г. станция "Луна-13", оснащенная комплектом более совершенной научной аппаратуры (Земля и Вселенная, 1967, № 6; 1968, № 2). На Землю переданы пять панорам лунной поверхности, снятых при различных высотах Солнца над горизонтом (от 6° до 38°), результаты измерений плотности и радиоактивности, полученные с помощью выносных механического грунтомера-пенетрометра и радиационного плотномера.
В мае 1967 г. попытались запустить модифицированный лунный спутник ("Космос-159"), предназначенный для точных измерений гравитационного поля и испытаний системы связи во время планировавшихся тогда пилотируемых полетов. Предполагалось провести навигационные операции на высокой околоземной орбите, однако апогей оказался ниже расчетного из-за преждевременного выключения разгонного блока. Второй раз АМС нового поколения стартовала в феврале 1968 г., но все закончилось неудачей — преждевременно, на 524-й секунде, выключились двигатели 3-й ступени РН "Молния". Наконец 10 апреля 1968 г. выведена на окололунную орбиту "Луна-14" (Земля и Вселенная, 1968, № 3). Исследовались гравитационное поле Луны, солнечный ветер, космические лучи и либрационные колебания Луны. Одновременно специалисты готовились к следующим этапам, предполагавшим перемещение зондирующих средств по поверхности Луны: изучались условия прохождения и стабильность радиосигналов, передаваемых с Земли; проводилась юстировка наземных средств радиосвязи; проверялась работоспособность электродвигателей для лунохода. "Луна-14" завершила программу полетов АМС второго поколения.
Третье поколение "лунников" Г.Н. Бабакина предназначалось для выполнения таких сложных экспериментов, как доставка на Землю образцов лунного грунта, длительное исследование поверхности при перемещении по ней дистанционно управляемых подвижных лабораторий — самоходных аппаратов (луноходов), углубленное изучение Луны и окружающего ее пространства с орбиты ИСЛ. Их основным элементом служил универсальный орбитально-посадочный блок (космическая платформа, или посадочная ступень) многоцелевого назначения, с помощью которого на Луну или в ее окрестности могли доставляться луноходы, возвращаемые ракеты, аппаратура для дистанционного зондирования. Первая попытка запуска лунохода предпринята 19 февраля 1969 г., но на 51-й секунде полета произошел взрыв РН "Протон". При запуске 14 июня АМС, предназначенной для доставки на Землю образцов лунного грунта, отказала система управления разгонного блока. Отправленная 17 июля 1969 г. с той же целью "Луна-15" успешно вышла на орбиту ИСЛ, через четверо суток она осуществила маневры схода с орбиты, но разбилась при посадке в районе Моря Кризисов (Земля и Вселенная, 1969, № 4). Следующие три попытки также закончились неудачей — 23 сентября ("Космос-300") и 22 октября 1969 г. ("Космос-305"), 7 февраля 1970 г. станция не вышла на околоземную орбиту.
Г.Н. Бабакин (в центре) поздравляет с 60-летием главного конструктора систем автономного управления ракет М.С. Рязанского (слева). 1969 г.
21 сентября 1970 г. "Луна-16" совершила посадку в районе Моря Изобилия (Земля и Вселенная, 1970, № 6; 1971, № 2). Грунтозаборное устройство обеспечило бурение и забор образцов лунных пород в возвращаемый аппарат. Посадочная ступень послужила также стартовым устройством при взлете с Луны ракеты, отправляемой к Земле с образцами грунта на борту. Впервые в мировой практике взятие пробы вещества другого небесного тела и доставка его на Землю были осуществлены автоматическими КА. За это выдающееся достижение 9 ноября 1970 г. указом Президиума Верховного Совета СССР Г.Н. Бабакину присвоено звание Героя Социалистического Труда.
17 ноября 1970 г. "Луна-17" доставила в Море Дождей "Луноход-1" — первый самоходный исследовательский аппарат, управляемый экипажем с Земли. Он успешно выполнил научно-исследовательскую программу: путешествуя по лунной поверхности почти 300 сут, он прошел 10.5 км, исследовал состав и механические свойства грунта и передал на Землю 20 тыс. снимков (Земля и Вселенная, 1971, №№ 3-6).
Параллельно с напряженной работой по выполнению лунной программы под руководством Г.Н. Бабакина создавались АМС для полетов на Венеру и Марс. Это были не первые шаги в исследовании планет, но они преодолевались с большими трудностями: из 11 советских АМС, стартовавших к Венере в 1961-67 гг., лишь 4 вышли на траекторию межпланетного перелета. Только "Венера-3" достигла намеченной цели, но радиосвязь с ней прервалась. Американские исследователи космоса сделали три попытки, из них две — удачные. Для полетов к Марсу в СССР подготовили 8 АМС, но лишь 3 из них в какой-то мере выполнили свою задачу. В США из двух миссий удалась одна — "Маринер-4" (Земля и Вселенная, 1999, № 3).
В октябре 1967 г. "Венера-4" успешно совершает парашютный спуск в атмосфере Венеры (Земля и Вселенная, 1967, № 6). Однако поверхность Венеры не была достигнута. Дублер, стартовавший двумя днями позже, остался на околоземной орбите как "Космос-167". В мае 1969 г. спускаемые аппараты "Венеры-5" и "Венеры-6" делают новые попытки достигнуть ее поверхности (Земля и Вселенная, 1969, №№3, 4). Еще одна работа, выполненная под руководством Георгия Николаевича, получила статус мирового приоритета: 15 декабря 1970 г. спускаемый аппарат "Венеры-7", выдержав высокие температуру (475 ± 20°С) и давление (9 ± 1.5 МПа), впервые совершил мягкую посадку и работал на поверхности Венеры 22 мин 58 с (Земля и Вселенная, 1971, №№ 2, 3). Ее дублер остался на околоземной орбите как "Космос-359".
Г.Н. Бабакин (первый ряд, справа) с экипажем, управлявшим с Земли "Луноходом-1". 1970 г.
В "марсианских хрониках" Бабакина прежде всего потребовалась замена ракеты-носителя — на смену "Молнии" пришел "Протон", так как АМС серии "Марс" стали более массивными. Первые старты в марте и апреле 1969 г. закончились аварией — взрывом РН "Протон". Из трех последующих пусков, осуществленных в мае 1971 г., два — успешных: АМС "Марс-2 и -3" совершили совместный полет и провели одновременные исследования Марса (Земля и Вселенная, 1972, №№ 1, 6). Спускаемый аппарат "Марса-2" первым достиг поверхности планеты, а "Марс-3" 2 декабря 1971 г. осуществил первую мягкую посадку и в течение 20 с передавал видеосигнал, ретранслировавшийся через орбитальный аппарат. Орбитальные отсеки "Марса-2 и -3" свыше 8 мес. осуществляли комплексную программу исследований Марса с орбит его спутников. Третий аппарат ("Космос-419") остался на околоземной орбите. Из Центра управления полетами в мае 1971 г. главный конструктор проводил в межпланетное путешествие "Марс-2" и "Марс-3", но о результатах экспедиции, принесших очередной успех, он уже не узнал.
Экспедиции к Луне, Венере и Марсу представляли собой полет в неведомое. Г.Н. Бабакин разработал руководство по созданию межпланетных исследовательских зондов — "Основные положения по разработке АМС для исследования Марса". Главная особенность в реализации такого рода исследовательских экспедиций, по словам академика М.В. Келдыша, заключалась в том, что "каждая станция проектируется на те характеристики внешних условий, которые... эта станция должна определить в процессе полета. Доказательство того, что эта задача решается успешно — огромные достижения нашей отечественной космонавтики".
Автоматические межпланетные станции, созданные под руководством Г.Н. Бабакина: а) "Луна-9" — впервые в мире совершила мягкую посадку (1966г.); б) "Луна-16" — доставила образцы лунного грунта на Землю (1970 г.); в) спускаемый аппарат "Венера-7" — впервые совершил посадку на поверхность Венеры (1970 г.); г) спускаемый аппарат "Марс-3" достиг марсианской поверхности (1971 г.). |
Георгия Николаевича высоко ценили как талантливого инженера, человека беспокойного, знающего и смело берущегося за решение сложных проблем. Ему была присуждена ученая степень доктора технических наук, а 24 ноября 1970 г. за заслуги в развитии фундаментальных и прикладных отраслей науки Г.Н. Бабакина избрали членом-корреспондентом Академии наук СССР.
3 августа 1971 г. Георгий Николаевич скоропостижно скончался, он похоронен на Новодевичьем кладбище в Москве. Кратерам на Луне и Марсе присвоено его имя. Г.Н. Бабакину в 1971 г. присуждена медаль Национального центра космических исследований Франции. Федерация космонавтики России учредила медаль им. Г.Н. Бабакина, НПО им. С.А. Лавочкина — медаль и премию его имени. Одна из улиц и школа в г. Химки Московской области (Земля и Вселенная, № 4), где находится НПО им. С.А. Лавочкина, в котором и ныне создаются АМС, также названы его именем.
И.Л.ШЕВАЛЁВ
НПО им. С.А.Лавочкина