вернёмся в библиотеку?

«Земля и Вселенная» 2005 №1, с. 68-69, 78, 97, 107



Информация



Десятая экспедиция на МКС


14 октября 2004 г. в 7 ч 06 мин по московскому времени с космодрома Байконур состоялся запуск РН "Союз-ФГ" с космическим кораблем "Союз ТМА-5". На его борту находился экипаж десятой основной экспедиции Международной космической станции (МКС-10) в составе: командир экипажа — космонавт Салижан Шакирович Шарипов, бортинженер — астронавт NASA Лерой Чиао, а также космонавт седьмой экспедиции посещения (ЭП-7) — бортинженер-2 Юрий Георгиевич Шаргин (РФ). С.Ш. Шарипов и Л. Чиао уже совершали полеты на кораблях "Спейс Шаттл", а полковник Военно-космических сил Ю.Г. Шаргин впервые в космосе. Стыковка КК "Союз ТМА-5" со станцией осуществлена в ручном режиме 16 октября в 8 ч 15 мин по московскому времени. После проведения запланированных исследований 24 октября в 4 ч 36 мин Ю.Г. Шаргин возвратился на Землю с экипажем девятой основной экспедиции (МКС-9) Г.И. Падалкой и Майклом Финком в корабле "Союз ТМА-4" (Земля и Вселенная, 2004, № 4).

Программа научно-прикладных исследований во время длительной экспедиции МКС-10 включает 41 эксперимент (в том числе помогающий создать лекарство от СПИДа), из них по российской программе — 34; а также 7 контрактных работ. Запланированы визуальные наблюдения, исследования по медицине, биотехнологии, технике и фото/видеорегистрации (в ходе краткосрочного полета ЭП-7 выполнены 14 экспериментов). Космонавты приступили к очередному этапу уникального эксперимента "Плазменный кристалл" — исследованию плазменно-пылевых кристаллов в условиях микрогравитации. Успех эксперимента поможет решить ряд фундаментальных и прикладных задач современных технологий, изучить свойства обычных кристаллов, а также смоделировать движение газопылевых облаков в космосе.

Новый экипаж МКС выполнит два выхода в открытый космос. Первый намечен на 28 декабря 2004 г., предстоит установить на внешней поверхности российского сегмента станции универсальное рабочее место и видеокамеру, смонтировать специальную антенну. Второй планируется осуществить 21 февраля 2005 г., в ходе которого экипаж установит на российском стыковочном узле устройство, необходимое для обеспечения стыковки со станцией нового европейского грузового корабля "Жюль Верн".

В ходе 180-сут полета МКС-10 запланированы несколько коррекций орбиты с помощью двигателей российских грузовых КК "Прогресс М". Эти маневры необходимы для обеспечения оптимальных условий для стыковки станции с кораблями. В рамках обслуживания различных систем МКС экипаж проверяет работу аппаратуры обеспечения газового состава, регулирует температуру хладогена в системе кондиционирования воздуха, регулярно производит замену блоков системы выработки кислорода "Электрон" и традиционную влажную уборку станции.


Экипаж космического корабля "Союз ТМА-5": Л. Чиао (США), Ю.Г. Шаргин и С.Ш. Шарипов (РФ). Фото NASA.


Экипаж десятой основной экспедиции МКС: бортинженер Л. Чиао (США) и командир С.Ш. Шарипов (РФ). Фото NASA.

Экипаж МКС-10 обеспечит безопасность полета в мае-июне 2005 г. КК "Дискавери" (STS-114) снимет во время стыковки на видеокамеру причаливание корабля к станции, чтобы отследить, нет ли повреждений на теплозащите шаттла. С.Ш. Шарипов и Л. Чиао готовы помогать астронавтам в проведении различных работ, в том числе и в открытом космосе.

По материалам РКК "Энергия", ЦПК и NASA




Информация



Полет "СМАРТ-1" к Луне


Продолжается полет европейской АМС "СМАРТ-1" к Луне, запущенной 27 сентября 2003 г. (Земля и Вселенная, 2004, № 3). Цель экспедиции — выйти на орбиту Луны, провести картографирование всей поверхности и определить ее химический состав. Необычно длительное путешествие к Луне объясняется тем, что на зонде установлен ионный двигатель с очень слабой тягой и небольшим расходом топлива (используется ксенон). Напомним, АМС совершает полет к Луне по сложной траектории — раскручивающейся эллиптической спирали.

В течение первого года полета станция преодолела 78 млн. км, все системы функционировали нормально. Ионный двигатель проработал в общей сложности 3300 ч, истратив всего 52 кг ксенона. Успешно прошло тестирование новой системы радиосвязи с Землей на ультракоротких волнах (32 ГГц). В феврале 2004 г. проведены эксперименты с лазерной связью между зондом и наземной станцией слежения на Канарских островах.

16 ноября 2004 г. АМС "СМАРТ-1" вышла на первоначальную орбиту вокруг Луны. На рабочую окололунную орбиту она перейдет по плану в марте 2005 г., чтобы начать выполнение программы исследований Луны.

Пресс-релиз ESA № 26,
29 сентября 2004 г.




Информация



Новое о работе марсоходов


Марсоходы "Спирит" и "Оппотьюнити" (Земля и Вселенная, 2004, №№ 1, 3, 4, 6) продолжают исследования на поверхности Марса. В Южном полушарии в сентябре 2004 г. наступила зима, и в ночное время морозы достигали -120°С. "Спирит" в конце сентября исследовал камни и фотографировал ландшафт вблизи ложбины Хенка в местности, названной Инженерной равниной. Оба марсохода тогда же вновь вышли на связь после 12-дневного перерыва, вызванного заходом Марса за диск Солнца. С 29 сентября "Спирит" функционировал в штатном режиме после устранения неисправности в бортовом оборудовании. Однако в начале октября возникли проблемы и с ходовой частью. Пока специалисты пытались выяснить причины возникших неполадок, "Спирит" был неподвижен, но с помощью телекамер производился обзор поверхности вокруг него. NASA все-таки решило продлить работу марсоходов еще раз на полгода — до марта 2005 г.

Любопытно, что с борта АМС "Марс Глобэл Сервейер", продолжающей полет вокруг Марса, 27 сентября 2004 г. получили снимок марсохода "Спирит" (разрешение 1.47 м). "Спирит" выглядит как темная точка, но куда лучше заметны оставленные следы его шасси и след от удара теплового щита около кратера Бонневиль.


Участок поверхности (размер около 3 км) с пятнистыми дюнами возле Северного полюса Марса. С приходом весны тает лед и обнажаются песчаные дюны. Снимок передан 16 июля 2004 г. АМС "Марс Одиссей". Фото NASA.

По материалам NASA и JPL,
сентябрь-октябрь 2004 г.


Таким увидел марсоход "Спирит" нагромождение камней на Инженерной равнине около ложбины Хенка. 29 сентября 2004 г. Фото NASA.


Информация



Новые открытия "Кассини"


АМС "Кассини" (NASA -ESA, Земля и Вселенная, 2004, №№ 4, 6) продолжает исследование системы Сатурна с орбиты его искусственного спутника. В частности, обнаружено новое кольцо с одним или двумя спутниками в районе кольца Р. Детальные измерения температуры колец с помощью инфракрасного спектрометра "Кассини" выявили холодные и относительно теплые участки. Кольца Сатурна широки, они могли бы заполнить пространство между Землей и Луной, а их толщина всего несколько метров (в некоторых местах они даже прозрачны). АМС "Кассини" подтвердила, что некоторые кольца прозрачнее других. Хотя кольцо В непрозрачно, сквозь кольцо С можно разглядеть облака планеты. Полупрозрачность кольца С показывает, что, скорее всего, плотность частиц в нем меньше, чем


Система колец Сатурна. В правом верхнем углу — полупрозрачное сероватое кольцо С, чуть ниже — В. Щель Кассини (широкая черная полоса) шириной около 4800 км разделяет А и В. На внешней части кольца А видна щель Энке шириной 325 км (тонкая черная полоска в нижней части снимка), дальше к краю есть еще более тонкая щель Килера шириной 35 км. Во внешней области изгибается кольцо F (отмечено стрелкой), но оно такое тонкое и тусклое, что его почти не видно. Снимок сделан "Кассини" 27 августа 2004 г. с использованием светофильтров с расстояния 9.1 млн. км. Фото NASA.


Новое кольцо Сатурна 3/2004 1R, расположенное между кольцами А и F на орбите спутника Атлас (отмечено стрелкой). Снимок сделан "Кассини" 9 сентября 2004 г. с расстояния 9.1 млн. км от Сатурна. Фото NASA.
в кольце В. Изучение изображения кольца F выявило наличие вблизи него еще одного, но более тусклого скопления частиц льда и покрытых ледяной коркой пород, составляющих материал колец. Замечено, что на этом участке слишком много пыли, но роль спутников планеты, вращающихся там же, остается загадкой. Новое кольцо 5/2004 1R шириной 306 км находится на расстоянии 138 тыс. км от центра Сатурна между двумя другими кольцами А и F. Его положение совпадает с орбитой Атласа.

Открыты и новые спутники. Один из новых объектов расположен внутри орбиты Пандоры. Впервые этот едва различимый объект около внешней границы кольца Р заметил доктор Карл Мюррей из колледжа Королевы Марии при Лондонском университете. Он изучал снимок, сделанный "Кассини" на подлете к Сатурну 21 июня 2004 г. Группа К. Мюррея рассчитала орбиту нового спутника, получившего обозначение S/2204 S3 (диаметр 4-5 км), расположенного на расстоянии около тысячи километров от кольца F внутри орбиты Пандоры. Второй спутник 8/2004 84 обращается по той же орбите.

Область около Южного полюса Сатурна. Вверху справа в виде овала с яркими полосами облаков виден разбушевавшийся шторм, двигавшийся с севера на юг. Около центра заметны еще два циклона более темного цвета, они как бы парят над зоной облачности. Волнистые полосы облаков оттеняют тонкую структуру атмосферы. Снимок сделан "Кассини" 7 августа 2004 г. с расстояния 8.4 млн. км от Сатурна. Фото NASA


Об открытии двух других новых спутников Сатурна (S/2004 S1 и S/2004 S2), обнаруженных "Кассини" в сентябре 2004 г., сообщили французские ученые. Их орбиты лежат на расстоянии 194 тыс. км и 211 тыс. км от Сатурна, то есть между орбитами Мимаса и Энцелада. Поперечники новых спутников составляют 3 и 4 км. Таким образом, общее число спутников достигло 35 (Земля и Вселенная, 2002, №2).

Проведены также исследования верхней атмосферы. Зарегистрированы сильные ураганы в районе Южного полюса в августе 2004 г. По снимкам можно проследить развитие штормов и определить структуру облаков.

Пресс-релизы ESA

7 и 27 августа, 9, 15, 20 сентября, 5 октября 2004 г.







Так выглядел "глаз" урагана Айван с борта МКС. Фото NASA

Информация


Наблюдение урагана с борта МКС


Ураган Айван (Иван) обрушился, сметая все на своем пути на южные штаты США в сентябре 2004 г. 90% домов были повреждены на острове Гренада. Это один из самых мощных и разрушительных ураганов, зарегистрированных на протяжении последних 70 лет. В этом сезоне Айван — третий и самый обширный ураган, причинивший ущерб некоторым районам США. Снимки вращающегося "глаза" урагана Айван получены 11 сентября 2004 г. экипажем девятой основной экспедиции МКС (Земля и Вселенная, 2004, № 4). В этот день шторм (скорость 200 км/ч) нанес значительные разрушения в Карибском бассейне.

Разбушевавшиеся в конце сентября 2004 г. ураганы Чарли, Френсис и Айван внесли неожиданные коррективы в график запусков космических кораблей NASA (Земля и Вселенная, 2004, № 5). Нанесен значительный ущерб Космическому центру им. Дж. Кеннеди на мысе Канаверал, повреждены стартовая площадка и гигантский ангар, где готовят корабли к полету. Из-за урагана Айван был остановлен авиакосмический завод компании Локхид Мартин, где собирают внешние топливные баки для кораблей "Спейс Шаттл". Запланированный на март 2005 г. запуск корабля "Дискавери" (STS-114) пришлось перенести на два-три месяца.

Пресс-релиз NASA,
20 сентября 2004 г.