«Земля и Вселенная» 2005 №6, с. 91-100

Досье любознательных
Таблица запусков космических аппаратов в 2004 г.*

* Продолжение. Начало см.: 1996, № 4; 1997, № 5; 1998, № 5; 2000, №№ 3, 6; 2002, № 1; 2003, № № 2, 6; 2004, №6.

В 2004 г. состоялось 55 запусков (из них 3 аварийных, 1 частично удачный и 1 суборбитальный) с 69 КА, в том числе при авариях 3 спутника утрачены. Космические аппараты принадлежали 15 странам (Россия — 20, США — 18, КНР — 10, Франция — 6, Саудовская Аравия — 3, Испания, Украина и Япония — по 2, Аргентина, Бразилия, Израиль, Индия, Канада и Тайвань — по 1) и 3 международным организациям (ESA, Eutelsat и Intelsat). Запуски производились ракетами-носителями России, США, КНР, международной организации "Arianespace", Индии и Израиля. Стартовали РН с 11 космодромов: Байконур (РФ, 17 запусков), Канаверал (США, 13), Плесецк (РФ, 6), морская платформа "Одиссей" ("Морской старт", 3), Ванденберг (ВВС США, 3), Сичан (КНР, 3), Тайюань (КНР, 3), Куру (ESA, 3), Цзюцюань (КНР, 2), Шрихарикота (Индия, 1) и Пальмачим (Израиль, 1). Продолжилось сокращение числа стартов и КА, меньше спутников (55) было выведено на орбиту лишь в 1963 г.

Россия опередила США по запускам (23) и по количеству выведенных на орбиту космических аппаратов (39), из которых 20 -иностранного производства (США — 4, Саудовская Аравия — 3, Аргентина, Испания, Италия и Украина — по 2, Бразилия, Франция и международные организации ESA, Eutelsat и Intelsat — по 1). 8 ноября с космодрома Плесецк в рамках летно-космических испытаний успешно стартовала новая РН "Союз-2" (Земля и Вселенная, 2005, № 4). Четвертый раз осуществлен коммерческий запуск из шахтной установки космодрома Байконур РН "Днепр" (модернизация самой мощной в мире межконтинентальной баллистической ракеты Р-36М), которая вывела на солнечно-синхронную орбиту 8 микроспутников. Россия продолжала обслуживать Международную космическую станцию (МКС), так как в 2004 г. полеты американских кораблей "Спейс Шаттл" не возобновились. Экипажи стартовали на кораблях "Союз ТМА", а грузы — на КК "Прогресс М".

В США состоялось 16 запусков РН с 15 космическими аппаратами (в том числе 3 иностранных — Япония и Тайвань). Вышли на заданные орбиты 2 научных спутника, астрофизическая обсерватория "Swift" и АМС "Messenger" для исследования Меркурия. 21 декабря состоялся первый демонстрационный старт новой РН "Delta-4 Heavy", способной запускать грузы массой до 21.8 т.

Третье место по количеству запусков занимает Китай. Состоялось 8 успешных запусков с 10 космическими аппаратами. Запущен научный спутник "Tan Се-2" по международной программе "Double Star" (двойная звезда) для изучения солнечно-земных связей и 3 экспериментальных научных ИСЗ.

Франции удалось вывести на орбиту 6 ИСЗ (в их числе 2 научных спутника), Индия запустила связной образовательный спутник. Международный западноевропейский консорциум "Arianespace" осуществил 3 успешных запуска РН "Ariane-5", на расчетные орбиты выведено 8 спутников Испании, Канады и Франции. Успешно вышла на траекторию полета к комете Чурюмова-Герасименко европейская АМС "Rosetta" (Земля и Вселенная, 2004, № 4).

Американские геостационарные телекоммуникационные ИСЗ серии "АМС" (запущены четыре КА №№ 3А, 17А, 41А и 48А). Рисунок Lockheed Martin.

На МКС работали девятая и десятая основные экспедиции, а также шестая и седьмая экспедиции посещения. Выполнено два пилотируемых полета на российских КК "Союз ТМА-4 и -5" с тремя отечественными космонавтами, двумя астронавтами США и одним — ESA (Нидерланды).

На межпланетные траектории полетов выведено 2 АМС, околоземных орбит достигли американская астрофизическая обсерватория и 5 научных спутников (США — 2, Франция — 2, КНР — 1). На геостационарной орбите размещено 19 спутников. Стартовавшие космические аппараты по назначению распределились следующим образом: связь, телевещание и ретрансляция — 23, научные — 12, навигация — 7, экспериментальные — 4, дистанционное зондирование Земли — 3, метеорологический, радиолюбительский, образовательный и технологический макет — по 1. Запущено 26 спутников военного назначения (11 российских, 6 США, 5 французских, 3 КНР и 1 израильский), в их числе: 12 разведывательных (4 — радиоэлектронные, по 3 — оптико-электронные и фотонаблюдение, 2 — морская радиотехническая разведка), 7 — навигация, 5 -связь, 1 — предупреждение о ракетном нападении и обнаружение пусков баллистических ракет.

В таблице представлены стартовые массы космических аппаратов и параметры окончательных (рабочих) орбит спутников, кроме геостационарной, близкой к высоте 35800 км, наклонению 0-2° и периоду обращения 1436 мин. Запуск нескольких КА одной ракетой-носителем обозначен одинаковой цифрой индекса (например, 8 спутников №№ 25А-К).

Комментарии к таблице

1. 14-й и 15-й геостационарные спутники связи прямого телевещания американской корпорации Telstar входят в систему из 6 ИСЗ, обеспечивающую на территории США, Южной Америки и Юго-Восточной Азии прием более чем 500 цифровых телеканалов и видеопрограмм, дистанционного обучения, доступ в Интернет. Бразильско-американский ИСЗ "Estrela do Sul" (Звезда Юга, № 01 А) и "Apstar-5" (№ 24А) принадлежат компании Loral Skynet. Доставлены в точки 63° з.д. и 138° в.д. Осуществлены 12-й и 14-й запуски международного проекта "Морской старт" (Земля и Вселенная, 2001, № 1) с экватора в Тихом океане.

2. Транспортные грузовые корабли "Прогресс М и М1" доставляют на МКС научные приборы и сменяемые системы, расходуемые материалы (вода, питание, топливо), обеспечивающие длительную работу экипажей. Корабли сошли с орбиты 3 июня (№ 2А), 30 июля (№ 19А) и 22 декабря 2004 г. (№ 32А), 8 марта 2005 г. (№ 51 А).

3. 17-20-й американские геостационарные телекоммуникационные ИСЗ серии "АМС" ("GE") входят в состав одной из крупнейших спутниковых группировок (16 КА). Предназначены для ретрансляции цифрового телевидения, каналов повышенной четкости изображения и передачи данных на территории Северной Америки и Карибских островов. Принадлежат международной корпорации SES Americom. Выведены в точки "стояния"-135° з.д. (№3А), 131° з.д. (№ 17А позднее переведен в 146° з.д.), 105° з.д. (№41А) и 85°з.д. (№48А).

4. 24-й американский военный геостационарный ИСЗ "DSP" входит в систему предупреждения о ракетном нападении, обнаруживает запуски баллистических ракет и ядерные взрывы. Он также осуществляет мониторинг пожаров, вулканической активности и падения метеоров. Параметры орбиты засекречены, вероятная точка "стояния" — 103° в.д.

5. Российский спутник связи "Молния-1Т" (№ 6) входит в систему специальной связи и управления Ракетных войск стратегического назначения.

6. Европейская АМС "Rosetta" ("Розетта") для исследования кометы Чурюмова-Герасименко состоит из орбитального аппарата (11 научных приборов) и посадочной станции "Philae" ("Файле", 9 приборов). В 2014 г. станция выйдет на орбиту вокруг ядра кометы и сбросит на ее поверхность посадочную станцию (Земля и Вселенная, 2004, № 4).

7. Японский геостационарный спутник "MBSat" непосредственного вещания снабжен крупногабаритной развертываемой антенной диаметром 12 м. Он обеспечивает в различных режимах передачу данных на портативные мобильные и стационарные устройства абонентов японского архипелага и Южной Кореи. Доставлен в точку "стояния" 144° в.д.

АМС "Rosetta" (ESA) пролетает около ядра кометы Чурюмова-Герасименко (справа) после выхода на ее орбиту в 2014 г. На первом плане посадочный аппарат "Philae" совершает спуск на комету. Рисунок EADS Astrium.

Геостационарный спутник непосредственного телевещания "MBSat" (Япония) с развертываемой антенной диаметром 12 м. Рисунок NASDA.

8. Геостационарный многофункциональный телекоммуникационный спутник европейской организации "Eutelsat" для передачи программ цифрового телевидения и выполнения других услуг связи на территории Европы, Ближнего Востока и части Африки. Выведен в точку 7° в.д.

9. 11-13-й военные навигационные КА "Navstar-2R" третьего поколения (№№ 09А, 23А и 45А) входят в американскую глобальную спутниковую систему GPS (27 спутников), выполняющую высокоточное определение местоположения и времени наземных, морских, воздушных и космических целей.

10. 17-й геостационарный военный спутник "Радуга-1" третьего поколения из серии "Глобус-1" (№5). Запущен в интересах Министерства обороны РФ. Переведен в точку "стояния" 85° в.д.

11.6-й геостационарный японский спутник-ретранслятор серии А2 обеспечивает цифровым телерадиовещанием, дистанционным обучением и доступом в Интернет территории Азии, Австралии и Микронезии. Точка "стояния" -158° в.д.

12. Китайский КА дистанционного зондирования Земли "Shiyan Weixing" (экспериментальный спутник), или "Tan Suo-1" (исследователь). Производит фото— и спектрозональную картографическую стереосъемку с разрешением 10 м территории КНР в военных и гражданских интересах.

13. Экспериментальный китайский наноспутник "NX-1" предназначен для съемки космических объектов на близком расстоянии, испытания платформы и проведения экспериментов по автономной навигации. В ходе полета от КА отделились мишени с целью испытания видеокамеры.

14. Девятая основная экспедиция на МКС в составе командира Г.И. Падалки (РФ) и бортинженера, научного специалиста М. Финка (США). С ними стартовал астронавт ESA А. Кёйперс (Нидерланды). 30 апреля он совершил посадку на корабле "Союз ТМА-3" вместе с экипажем МКС-8 (длительность экспедиции 194 сут) — командир А.Ю. Калери (РФ) и бортинженер, научный специалист М. Фоул (США). В течение 188-сут полета экипаж МКС-9 выполнил более 40 научных экспериментов, возвратился 24 октября на КК "Союз ТМА-4" вместе с российским космонавтом Ю.Г. Шаргиным (Земля и Вселенная, 2004, №№ 2, 4).

15. Американский научный спутник "Gravity Probe-В" (гравитационный зонд) с двумя приборами на борту выполняет эксперименты в области общей теории относительности (Земля и Вселенная, 2005, № 2).

16. 2-й и 3-й российские геостационарные ИСЗ связи нового поколения "Экспресс AM" (№№ 15А и 43А) созданы НПО прикладной механики им. М.Ф. Решетнева (Железногорск) и французской компанией Alcatel Space. Зона обслуживания охватывает всю территорию России, стран СНГ, часть Африки и Юго-Восточной Азии. Выведены в точки 96.5° и 40° в.д.

17. 6-й геостационарный спутник американской телевизионной компании Direc TV обеспечивает работу каналов цифрового телевидения и повышенной четкости изображения на территории США и Гавайских островов. Размещен в точке 119° з.д.

18. Спутник прикладного назначения "Rocsat-2" (Тайвань), или "Chunghua-2" (китайский спутник), создан Управлением национальной космической программы (NSPO) и европейской корпорацией Astrium. Предназначен для оперативной съемки с высоким разрешением в целях мониторинга окружающей среды и экологии. Первый запуск нового варианта твердотопливной американской РН "Taurus".

19. 11-й военный спутник серии "УС-ПУ" низкоорбитальной системы морской радиотехнической разведки предназначен для обнаружения подводных лодок. Входит в космическую систему Военно-морского флота РФ.

Американский научный спутник "Gravity Probe-B" (№ 14А) для выполнения экспериментов в области общей теории относительности. Рисунок NASA/MSFS.

20. Российский секретный КА серии "Целина-2" осуществляет электронную разведку и перехват радиопереговоров. Запущен в интересах Главного разведывательного управления Генерального штаба Министерства обороны РФ.

21. 27-й геостационарный спутник связи и непосредственного телевещания новой серии международной организации Intelsat изготовлен европейской фирмой EADS (Astrium). KA обслуживает страны Европы, Ближнего Востока, Африки и Южной Америки. Размещен в точке 1° з.д.

22. 3-й и 4-й аргентинские микроспутники связи (№№ 25А и 25G) созданы американской компанией SpaceQuest Ltd. Передают информацию с портативных стационарных и передвижных мобильных абонентских станций.

23. Французский малый научный спутник "Demeter" (назван по имени греческой богини плодородия и земледелия Деметры) предназначен для регистрации электромагнитной эмиссии в верхней атмосфере Земли, возникающей после вулканической и сейсмической активности. С помощью пяти приборов отрабатываются методы определения сейсмоопасных районов для прогнозирования и предупреждения землетрясений.

24. Три коммерческих микроспутника Саудовской Аравии. Два ИСЗ (№№ 25D и 25Е) обеспечивают обмен данными между абонентскими станциями по всему миру. Спутник (№ 25F) занимается съемкой поверхности с разрешением 15 м, провел эксперимент по лазерной локации.

25. Итальянский студенческий образовательный микроспутник создан студентами и преподавателями Аэрокосмического инженерного факультета Университета La Sapienza (Рим). С его помощью испытывались элементы солнечных батарей и радиолюбительская связь, измерялось магнитное поле Земли.

Спутник дистанционного зондирования Земли "Rocsat-2" (Тайвань): а) подготовка космического аппарата к старту (фото NSPO); б) первый запуск нового варианта твердотопливной американской РН "Taurus" с космодрома Ванденберг (фото Дж. Блайвинс).

26. Радиолюбительский микроспутник "Oscar-51" создан американской компанией SpaceQuest Ltd. Осуществляет передачу аналоговой и цифровой информации, предоставляет услуги радиолюбителям всего мира.

27. Научный KA "Aura" (США) вместе со спутниками "Terra" (1999) и "Aqua" (2002) работает по программе NASA "Система наблюдения Земли" (EOS) в области климатологии — контроль за состоянием озонового слоя и загрязнения воздуха. На КА установлено четыре прибора (Земля и Вселенная, 2005, №2).

28. 2-й канадский геостационарный спутник связи "Anik" обеспечивает передачу цифровых данных и вход в сеть Интернет в Северной Америке. Принадлежит канадской компании Telesat Canada. Переведен в точку 111.1°.

29. 92-й военный спутник серии "Парус" входит в космическую навигационно-связную систему "Циклон-Б". Определяет местоположение кораблей и подлодок российского ВМФ во всех районах Мирового океана.

30. Второй китайский высокоапогейный научный спутник "Tan Се" (исследование) изготовлен Китайской корпорацией аэрокосмической науки и технологии (CAST). Запущен в рамках международной программы "Двойная звезда". Программа рассчитана на совместные с аналогичным КА (запущен в 2004 г. — № 61 А) и 4 европейскими спутниками "Cluster-2" (2000) исследования магнитосферы и солнечно-земных связей. На ИСЗ установлено 3 прибора ESA и 5 — Китайского национального космического агентства (CNSA; Земля и Вселенная, 2005, №2).

31. Американская АМС "Messenger" ("Мессенджер", курьер) предназначена для исследования Меркурия. На борту установлено семь научных приборов. Станция должна в 2011 г. выйти на орбиту вокруг планеты (Земля и Вселенная, 2004, № 6; 2005, №2).

Американская АМС "Messenger" (№ 30A) около Меркурия. По плану она выйдет на орбиту планеты в 2011 г. Рисунок NASA.

32. Первый геостационарный телекоммуникационный спутник нового поколения передает каналы цифрового телевидения и выполняет другие услуги связи. Принадлежит испанской компании Hispasat, обслуживает Америку, Бразилию и Европу. Занял точку "стояния" 61° з.д.

33. 19-й и 20-й китайские военные спутники "Jian Bing" (дозор) из серии FSW-3 (№№ ЗЗА и 39А) для картографической съемки и обзорной фотографической разведки. Капсулы с результатами наблюдений возвратились 24 сентября и 15 октября (случайно упала на жилой дом в г. Пэнлай).

34. 4-й американский военный спутник-ретранслятор третьего поколения "NROL-1" серии SDS запущен в интересах спецслужб и Министерства обороны США. Занял место в группировке спутников системы "Nemesis" (Немезида).

35. 4-й израильский военный спутник предназначен для ведения оперативной высокодетальной оптической и электронной разведки стран региона, обнаружения пусков ракет. Старт 7-го спутника этой серии закончился аварией ракеты-носителя.

36. 10-й и 11-й китайские научно-экспериментальные спутники "Shi Jian" (практика) предназначены для исследования физических параметров космического пространства, радиационной обстановки, ее воздействия на бортовую аппаратуру.

37. Индийский телекоммуникационный спутник непосредственного телевещания запущен в рамках национальной программы дистанционного образования. Выведен в точку "стояния" 74° в.д.

38. Военные спутники специальной связи (№№ 37А-В) низкоорбитальной системы "Стрела-3" запущены в интересах Министерства обороны РФ.

Индийский телекоммуникационный спутник непосредственного телевещания "Edusat" (We 36A) передает образовательные программы на территорию Индии. Рисунок ISRO.

39. 19-й российский военный КА "Кобальт-1" высокодетального фотонаблюдения входит в космическую систему "Янтарь 4КС2" (118-й спутник типа "Янтарь" и 78-й данной серии). Запущен в интересах Министерства обороны РФ. Капсула с результатами наблюдений совершила посадку 9 января 2005 г.

40. Десятая основная экспедиция на МКС в составе командира Л. Чиао (США) и бортинженера С.Ш. Шарипова (РФ). С ними стартовал российский космонавт, бортинженер-2 Ю.Г. Шаргин, который работал на станции 11 сут по программе седьмой экспедиции посещения (ЭП-7). Экипаж МКС-10 после 193 сут возвратился на Землю 25 апреля 2005 г. на корабле "Союз ТМА-5" вместе с астронавтом ESA Р. Виттори (Италия), выполнившим полет по программе ЭП-8 (Земля и Вселенная, 2005, №№ 1, 3).

41. Первый оперативный метеорологический геостационарный спутник КНР "Feng Yun" (ветер и облако) создан в Шанхайской академии космической техники. Собирает информацию для средне— и долгосрочного прогнозирования погоды, мониторинга природных бедствий и изучения экологической обстановки в Китае. Доставлен в точку 105° в.д.

42. 3-й китайский военный спутник "Zi Yuan" (природный источник, ресурс) из серии FSW-2C разработан Китайской исследовательской академией космических технологий. Осуществляет высокодетальную обзорную фотографическую и оптико-электронную разведку.

43. Первый запуск новой российской РН "Союз-2" среднего класса в рамках летно-конструкторских испытаний. Габаритно-весовой макет ИСЗ "Облик" успешно совершил полет по суборбитальной траектории.

Астрофизическая обсерватория "Swift" (США), предназначенная для наблюдения эволюционных процессов в галактиках и звездообразования с помощью гамма— и рентгеновского телескопов. Рисунок NASA.

44. Китайский научно-экспериментальный спутник "SW-2" для мониторинга природных ресурсов и стихийных бедствий, прогнозирования изменения окружающей среды.

45. Астрофизическая обсерватория "Swift" ("Свифт", США) входит в серию малых научных спутников "MIDEX". На ее борту установлены гамма-и рентгеновские телескопы для проведения обзора неба и спектроскопии галактик в рамках проекта NASA "Структура и эволюция Вселенной" (Земля и Вселенная, 2005, № 2).

46. Французский спутник оптико-электронной и радиотехнической разведки "Helios-2A" (2-й в серии) создан в рамках совместной военной программы Франции, Германии и Италии.

47. Испанский экспериментальный наноспутник. С его помощью отрабатывались технологии для сокращения энергопотребления перспективных КА, проведения технологических экспериментов в военных и коммерческих целях, испытания оптической линии связи.

Старт новой американской ракеты-носителя "Delta-4H" тяжелого класса, с помощью которой выведен на орбиту демонстрационный макет спутника (№ 50А). Фото Boeing.

48. Экспериментальная система из четырех микроспутников "Essaim" (рой) для ведения радиотехнической разведки в интересах Министерства обороны Франции.

49. Французский научный микроспутник "Parasol" (поляризация и анизотропия отраженного солнечного света атмосферы в интересах науки, наблюдения с помощью лидара) предназначен для изучения климата в рамках программы наблюдения Земли. Входит в систему КА "Aqua", "Cloud-Sat" и "Calipso".

50. Демонстрационный макет спутника "Demosat" запущен в рамках летно-конструкторских испытаний новой американской РН "Delta-4H". Проверялась методика выведения на геостационарную орбиту.

51. Два технологических спутника "3CS" для регистрации характеристик полета на орбите не вышли на орбиту и сгорели в атмосфере из-за неправильной работы первой ступени ракеты-носителя.

52. Спутник дистанционного зондирования Земли "Сич-1 М" (Украина) применяется в целях мониторинга ресурсов, картографирования, экологии, геологии и океанографии. Создан на базе российских КА "Океан-01". Из-за аварии при запуске работа на орбите сокращена до 1 года.

53. Первый экспериментальный украинский микроспутник "Микрон" предназначен для изучения влияния физических условий полета на конструкцию, наблюдений с помощью миниатюрной телекамеры в реальном масштабе времени и решения отдельных задач дистанционного зондирования Земли.

54. Военные навигационные спутники — 2 стандартных и 1 второго поколения (№№ 53А-С) — входят в российскую глобальную спутниковую систему "ГЛОНАСС", состоящую из 24 КА, обращающихся в трех орбитальных плоскостях. Система обеспечивает высокоточное определение местоположения объектов и их привязку к шкале единого времени.

По материалам NASA, ESA,
EADS Astrium, CNES, CNSA,
NASDA, ISRO, Роскосмос,
PKK "Энергия", НПО ПМ,
бюллетеня "COSPAR"
и журналов "Spaceflight",
"Flieger Revue" и "Новости
космонавтики" за 2004-2005 гг.

С.А. ГЕРАСЮТИН