вернёмся в библиотеку?

«Земля и Вселенная» 2006 №1, с. 76, 94, 100-109




На стр. 1 обложки: Американская АМС "Mars Reconnaissance Orbiter", стартовавшая 12 августа 2005 г., продолжает полет к Марсу. Она должна выйти на орбиту искусственного спутника Марса 10 марта 2006 г. и до 2014 г. проводить исследования в области метеорологии и геологии, изучать структуру атмосферы и недра планеты. По мере получения новых данных наш журнал будет информировать о них своих читателей. Рисунок NASA.

Информация

Взята проба грунта с астероида!

Японская АМС "Хаябуса" (сокол) 13 сентября 2005 г. стала вторым искусственным спутником астероида (первым была американская межпланетная станция "NEAR", вышедшая на орбиту Эроса 14 февраля 2000 г.; Земля и Вселенная, 2000, № 4). "Хаябуса" находится на орбите астероида Итокава (№ 25143) высотой 8-20 км. Это малое тело обращается вокруг Солнца на орбите между Землей и Марсом. При сближении с астероидом станция находилась на расстоянии 305.9 млн. км от Земли. Астероид группы Аполлона назван в честь основателя японской ракетной программы профессора Хидэо Итокавы. Длина астероида — 548 м, ширина — около 60 м, период 12.1 ч (вращение обратное).

"Хаябуса" (масса 530 кг) запущен с японского космодрома Утиноура 9 мая 2003 г. (Земля и Вселенная, 2004, № 1; 2005, № 2). В начале сентября 2005 г., приблизившись к астероиду, она после торможения 28 августа стала двигаться по той же гелиоцентрической орбите, что и астероид. 1 сентября "Хаябуса" с расстояния 1900 км приблизилась к нему со скоростью 5 м/с, выполнив маневры. 13 сентября вышла на орбиту вокруг астероида. Вскоре были сделаны первые снимки и проведены исследования Итокавы, включая картографирование его поверхности, измерение массы, определение содержания льда, горных пород и микроэлементов на этой малой планете с помощью рентгеновского и ультрафиолетового спектра. Затем АМС "Хаябуса" подлетела к астероиду на расстояние нескольких десятков метров, а 23 и 25 ноября с помощью двигателей малой тяги совершила две короткие посадки на него. Со станции сброшен посадочный зонд "Минерва" массой 0.6 кг, но связь с ним потеряна. 25 ноября АМС, не долетев до поверхности, за одну секунду обстреляла астероид тремя танталовыми шариками. Выбитые таким образом частицы вещества астероида (1 г!) собраны в возвращаемую капсулу.

28 ноября 2005 г. станция снова удалилась и вышла на гелиоцентрическую орбиту астероида, а затем отправилась в обратный путь. Капсула с образцами грунта астероида должна вернуться на Землю в июне 2007 г. Кроме Японского агентства по исследованию космического пространства (JAXA, бывшее NASDA) в управлении полетом станции участвует Лаборатория реактивного движения (JPL) NASA.

Пресс-релизы JAXA
и JPL (NASA),
сентябрь-ноябрь 2005 г.



Астероид Итокава. На его поверхности видны бугры, рытвины, уступы и кратеры. Снимки получены АМС "Хаябуса" 11 сентября 2005г. с расстояния 25 км от астероида. Фото JAXA и JPL (NASA).

Информация

Российский прибор на американской лунной станции

В сентябре 2005 г. в Институте космических исследований РАН был представлен проект российского прибора ЛЕНД (LEND, Lunar Exploration Neutron Detector — нейтронный детектор для исследования Луны), включенный в состав научного оборудования американской АМС "Lunar Reconnaissance Orbiter" ("LRO" — лунный орбитальный разведчик). Аналогичный российский прибор, ХЕНД (HEND, Hight Explorer Neutron Detector), успешно работает в настоящее время на борту АМС "Марс Одиссей" (Земля и Вселенная, 2001, № 5). Запуск "LRO" запланирован на 2008 г. В обсуждении приняли участие разработчики (ИКИ РАН), независимые технические эксперты NASA, американские соисполнители и специалисты. Работы по проекту ЛЕНД включены в Федеральную космическую программу РФ 2006-2015 гг. (Земля и Вселенная, 2005, № 2). Руководитель проекта — доктор физико-математических наук И.Г. Митрофанов (ИКИ РАН).

В ходе экспериментов ЛЕНД и ХЕНД предполагается исследовать состав грунта и продолжить поиск воды на Луне и Марсе. Прибор ЛЕНД (его размеры 37 х 34 х х 32.7 см, масса 23.2 кг) создается в кооперации с Институтом машиноведения им. А.А. Благонравова РАН, ГАИШ МГУ, Объединенным институтом ядерных исследований (г. Дубна, Московская обл.), Физико-техническим институтом им. А.Ф. Иоффе РАН (г. Санкт-Петербург) и НИИ атомных реакторов (г. Димитровоград, Ульяновская обл.).

Пресс-релиз ИКИ РАН,
16 сентября 2005 г.




Информация

Спутник системы "GPS" нового поколения

25 сентября 2005 г. с космодрома Канаверал ракетой-носителем "Дельта-2" запущен на орбиту новый американский навигационный спутник "Navstar-IIR". Это первый модифицированный космический аппарат второго поколения, позволяющий радикально повысить точность (до метров) и надежность определения местоположения стационарных и подвижных объектов. Спутник "Navstar-IIR" (размеры 1.9 х 1.9 х 1.5 м; стоимость 75 млн. долларов) рассчитан на эксплуатацию в течение 10 лет. Он вошел в группировку из 28 спутников американской навигационной системы "GPS".

В планах ВВС США запуск в 2006 г. еще трех спутников "Navstar-IIR". В 2007 г. намечается запуск первого спутника следующего поколения — "Navstar-IIF".

Пресс-релиз NASA,
25 сентября 2005 г.



Подготовка первого полета к Плутону

На космодроме Канаверал готовится к запуску РН "Атлас-5" с американской АМС "New Horizons" (новые горизонты), которой предстоит отправиться в 10-летнее путешествие к Плутону. Станция прибыла на космодром после четырех месяцев испытаний в Космическом центре им. Р. Годдарда (NASA).

Стартовая масса зонда "New Horizons" — 453 кг, на нем установлено семь научных приборов, с помощью которых планируется исследовать геологическое строение Плутона, Харона и астероидов, определить состав их поверхности, а также изучать атмосферу Плутона. Старт намечен на 11 января 2006 г., "окно" запуска продлится до 14 февраля 2006 г.

Пресс-релиз NASA,
2 октября 2005 г.





Южная полярная область Энцелада. Она, в отличие от остальной части спутника, похожа на ледово-снежную равнину с множеством разломов и трещин. Снимок сделан 14 июля 2005 г. АМС "Кассини" с расстояния 320 км (NASA).

Информация

Новое о системе Сатурна

АМС "Кассини" (NASA-ESA) продолжает исследования системы Сатурна (Земля и Вселенная, 2004, № 6; 2005, №№ 1-3, 5). 14 июля 2005 г. станция пролетела на расстоянии 175 км от Южного полюса Энцелада (512 х 494 х 489 км), одного из спутников Сатурна. Он состоит из водяного льда без каких-либо примесей, имеет почти идеально гладкую и самую яркую поверхность в Солнечной системе, замечены лишь редкие валуны с множеством необычных желобков, трещин и кратеров. У Энцелада обнаружена собственная атмосфера, насыщенная водяными парами с примесью азота, двуокиси углерода и других простых органических молекул на основе углерода (Земля и Вселенная, 2005, № 4). Наиболее высокая концентрация этих веществ наблюдается в районе Южного полюса, где из длинных разломов ("тигриных полос") бьют "водяные" фонтаны и в космическое пространство выбрасывается лед в виде мелких ледяных частичек, образующих облака и кольцо Е. На полюсе сравнительно высокая температура -183°С, окружающая местность охлаждена до -203 °С. Ранее считалось, что поверхность спутника однородна. Снимки показали, что у него более разнообразный ландшафт, обусловленный сложной эволюцией и особенностями вращения, а также близостью Сатурна, активно влияющим на его геологию. В отличие от ровной экваториальной области, южная усеяна кратерами и разломами. На снимках различимы куски льда размером 10-100 м со следами потоков жидкой воды и горные хребты, разделяющие тектонические плиты, сформированные в различные периоды. Чтобы возникли подобные трещины, из которых истекают ледяные гейзеры, необходимо тепловыделение из недр спутника. Энцелад не обладает такими источниками энергии.

Каким же образом происходит таяние льдов? Ведь спутник слишком мал, чтобы в его недрах возник радиоактивный распад, орбита не слишком близка к Сатурну для разогрева Энцелада за счет приливных сил, а во льдах недостаточно аммиака для понижения температуры их плавления. Ученые пока не могут разрешить противоречие, заключенное в отсутствии источника разогрева льда и наличии его следов. Специалисты NASA, ряда институтов США и Европы подробно изучают температурный баланс, силу магнитного поля и структуру поверхности Энцелада. "Тигриные полосы" могли образоваться всего несколько десятков лет назад, что указывает на его высокую внутреннюю геологическую активность. Свидетельство этого процесса — увеличение числа столкновений с частицами, зарегистрированными при пролете "Кассини". Лед на Энцеладе существует в двух видах: прозрачный и поврежденный радиацией. При выходе жидкой воды из трещин в виде пара и мельчайшей ледяной пыли на Южном полюсе формируются слои нового, прозрачного льда. Старея, лед преобразуется в аморфный, по скорости этого процесса можно оценить возраст образований. Разломы тянутся на 120— 130 км, расстояние между ними около 40 км. При пролете в 1981 г. мимо Энцелада АМС "Вояджер-2" "тигриных полос" не обнаружила. Активность Энцелада остается загадкой, ведь на соседнем Мимасе, примерно того же размера, геологических процессов нет.

2 августа 2005 г. станция "Кассини" совершила очередной пролет в 46 912 км близ спутника Мимас. Снимки охватывают в основном его южные приполярные районы со 140-км кратером Гершель, несколькими системами разломов, в том числе каньонами Pelion Chasma и Tintagil Chasma. Многие кратеры в этой области названы именами персонажей легенды о короле Артуре — Arthur, Merlin, Uther, Modred и Morgan. На радиолокационных снимках АМС "Кассини", который 8-й и 9-й раз пролетел от Титана в 3758 км 22 августа и в 950 км 7 сентября, найдены береговая линия и идущие к ней извилистые каналы протяженностью более 100 км, а также системы рек, которые несут какую-то жидкость в море (73 х 234 км). Скорее всего, море наполнено жидким метаном (температура -179°С), смешанным с другими углеводородами. Это объясняет большое количество метана в атмосфере Титана. На одной из его фотографий видны также длинные извилистые каналы, подтверждающие, что там возможно испарение и выпадение осадков. Здесь существуют каналы двух типов — длинные, глубокие с небольшим количеством притоков и более разветвленные. Обнаружение водоемов жидкого метана — одна из главных задач четырехлетней миссии "Кассини". В следующий, 10-й раз станция пролетела 28 октября в 1446 км от Титана и обследовала район, где в декабре 2004 г. опустился зонд "Гюйгенс" (Земля и Вселенная, 2005, № 3). Во время сближения 29 августа с расстояния 239 тыс. км АМС "Кассини" получила снимок южной приполярной области Реи. Подобно остальной поверхности ее южная часть за миллионы лет покрылась множеством кратеров. На детальных снимках с разрешением до 1 км видны крупные кратеры (91 км и 115 км) с характерными "оспинами". Замечена также интригующая канава неизвестного происхождения. Следующий раз "Кассини" приблизилась к Рее 26 ноября (на 500 км).

Фрагмент Южного полюса Энцелада. Древний ландшафт северных районов с кратерами, хребтами и трещинами переходит к молодому равнинному на юге. Снимок сделан 14 июля 2005 г. АМС "Кассини" с расстояния 112100 км и охватывает область шириной 670 м с координатами 42°ю. ш. и 167°з. д. (NASA).


24 сентября 2005 г. станция пролетела в 1500 км около Тефии — одного из пяти больших спутников — внутри границы внешнего кольца Е. Удалось сфотографировать ранее неизученную область Южного полюса спутника: это колоссальные кратеры, утесы и пропасти. Тефия обладает двумя достопримечательностями — огромным кратером Одиссей (диаметр 400 км) и исполинским ледяным разломом древнего происхождения Итака (Ithaca Chasma) шириной 1 тыс. км и глубиной 3-5 км, растянувшимся на 2 тыс. км (3/4 окружности спутника). Помимо них на одной из фотографий запечатлен загадочный объект, форма которого чем-то напоминает копье длиной около 50 км. На основе полученных снимков (разрешение некоторых достигает 20 м) составлена карта поверхности Тефии. Через два дня станция пролетела на расстоянии 500 км около Гипериона (410 х 266 х 220 км). Поверхность его представляет собой невиданное доселе зрелище. Она испещрена кратерами до такой степени, что выглядит губчатой. Одна из особенностей этого спутника — беспорядочное вращение. Кратеры и расщелины Гипериона заполняет слой темного вещества толщиной несколько десятков метров. Датчики станции зафиксировали снижение скорости аппарата, по которому ученые оценят силу притяжения и массу Гипериона, а затем определят, из каких минералов он состоит. Похоже, что его плотность низка (60% от плотности льда), почти как у пемзы. 7 июня с расстояния около 438 тыс. км станция сделала снимок одного из спутников-пастухов кольца F бесформенного Прометея (находится с внутренней стороны кольца, а Пандора с внешней). Благодаря их гравитационному воздействию и существует это кольцо. Прометей имеет неправильную вытянутую форму с максимальным размером 102 км, своей продольной осью направлен в сторону Сатурна. 5 сентября АМС "Кассини" пролетела в 40135 км от одного из мелких спутников Пандоры (110 х 88 х 62 км). Еще один крошечный спутник, Телесто (24 х 19 х 15 км), сфотографирован (с разрешением 5 км) 20 сентября с расстояния около 768 тыс. км. Он движется практически по той же орбите, что и более крупная Тефия диаметром 1060 км. Следующий пролет около Телесто на расстоянии 19 318 км произошел 25 декабря.

Мимас. Ледяной спутник покрыт темным материалом с множеством кратеров (вверху справа 140-км катер Гершель). Снимок сделан 2 августа 2005 г. АМС "Кассини" с расстояния 62900 км (NASA).


Согласно новым данным, кольца Сатурна достаточно быстро эволюционируют, существенные изменения произошли всего за 25 лет их исследования американскими АМС "Вояджер-1 и -2". Столь сенсационный вывод сделан после изучения информации, переданной "Кассини" в июне и августе 2005 г. Установлено, что за это время внутреннее кольцо D существенно потускнело и сжалось в размерах, а один его фрагмент на 200 км приблизился к поверхности планеты-гиганта. Пока ученым не удалось объяснить природу изменений, но они надеются, что новая информация поможет точнее определить возраст колец и их дальнейшую судьбу. Кроме того, замечена необычность в строении колец, обнаруженная еще "Вояджерами". Это перпендикулярные границе колец "темные лучи", по-видимому, связанные с магнитными свойствами планеты. После того как в 2004 г. в кольцах не нашли ничего похожего, создали математическую модель, предсказывающую появление лучей не раньше 2007 г., поэтому фотографии, сделанные "Кассини" в сентябре 2005 г., удивили ученых. Если на снимках "Вояджеров" это были ярко выраженные структуры, то сейчас полосы шириной 100 км и длиной примерно 3500 км стали более прозрачными.



Тефия над кольцами Сатурна. Отчетливо видны кольца в профиль и тени, отбрасываемые ими на облака Северного полушария планеты. Орбита Тефии наклонена к плоскости экватора планеты под углом около 1°, поэтому спутник оказался над кольцами. Снимок сделан в июле 2005 г. АМС Кассини" с расстояния 1.4 млн. км от Сатурна (NASA).


Карта Тефии. На ней выделяются гигантский кратер Одиссей диаметром 400 км (слева) и долина Итака шириной 1 тыс. км, глубиной 3-5 км (вверху справа). Составлена по снимкам, сделанным 24 сентября 2005 г. АМС "Кассини" с расстояния 1.8-7 тыс. км (NASA).

Инженеры NASA решили "озвучить" состояние магнитного поля Сатурна. Радиосигналы, которые АМС "Кассини" записывала в 2003-2005 гг., сжали и перевели в аудиодиапазон, сместив заранее заданным образом частоты. Получилась 73-секундная запись "музыки Сатурна". Астрономы использовали исходные данные для того, чтобы объяснить полярные сияния на Сатурне, которые при внешнем сходстве с земными имеют несколько иное происхождение. Большая часть радиоизлучения приходится на сверхдлинные (километровые) волны. Впервые такие сигналы зафиксировали АМС "Вояджер-1 и -2" в 1980 г.

Гиперион — спутник неправильной формы. Его поверхность напоминает губчатое тело, испещренное глубокими расщелинами и кратерами. Снимок сделан 26 сентября 2005 г. АМС "Кассини" с расстояния 62 тыс. км, разрешение — 362 м (NASA).


Сделан вывод, что над облаками планеты имеются точечные радиоисточники, которые перемещаются в магнитном поле. По мнению астрофизиков, такими источниками могут быть заряженные частицы, которые попадают в атмосферу и одновременно с радиоизлучением заставляют светиться возбужденные молекулы. Собранных сведений еще недостаточно, чтобы предсказывать периодичность и места появления полярных сияний на Сатурне. Специалисты ждут 2008 г., когда станция сможет сфотографировать это явление с минимального расстояния.

Пресс-релизы NASA и JPL,
июль-октябрь 2005 г.
Подготовил С.А. Герасютин


Информация

Двенадцатая экспедиция на МКС

1 октября 2005 г. в 7 ч 54 мин (здесь и далее время московское) с космодрома Байконур осуществлен успешный запуск ракеты-носителя "Союз-ФГ" и пилотируемого корабля "Союз ТМА-7" с экипажем 12-й основной экспедиции (МКС-12) и 9-й экспедиции посещения (ЭП-9) на Международную космическую станцию. Пилотировали корабль россиянин В.И. Токарев (командир "Союз ТМА-7", бортинженер МКС-12), американец У. МакАртур-мл. (командир МКС-12, бортинженер "Союз ТМА-7") и американский предприниматель Г. Олсен, отправившийся в космос в качестве участника ЭП-9. 3 октября в 9 ч 26 мин 58 с осуществлена стыковка КК "Союз ТМА-7" со станцией. В тот же день в 12 ч 36 мин экипаж "Союз ТМА-7" перешел на борт МКС, где их встретили С.К. Крикалёв (РФ) и Дж. Филлипс (США), экипаж 11-й основной экспедиции (Земля и Вселенная, 2005, № 4). Планом совместного полета, рассчитанного на 8 сут, предусмотрены передача смены и проведение на станции ряда научно-технических экспериментов. В.И.Токареву и У. МакАртуру-мл. (стр. 2 обложки) предстоит нести полугодовую вахту на МКС (до апреля 2006 г.). 11 октября в 01 ч 49 мин произошла расстыковка корабля "Союз ТМА-6" с МКС (от функционально-грузового блока "Заря"), в 5 ч 09 мин спускаемый аппарат "Союз ТМА-6" с С.К. Крикалёвым (командир МКС-11), Дж. Филлипсом (бортинженер МКС-11) и Г. Олсеном благополучно приземлился в 58 км северо-восточнее г. Аркалык в Казахстане. Длительность полета ЭП-9 — 9 сут 21 ч 15 мин, экипажа МКС-11 — 179 сут 00 ч 23 мин. 11-я экспедиция на МКС выполнила 39 международных научных экспериментов, в том числе российско-европейский ("Матрешка") по изучению воздействия радиации на органы человека. Во время выхода в открытый космос 18 августа длительностью 4 ч 57 мин они сняли с внешней поверхности станции сенсоры, образцы материалов и биологических веществ (эксперименты "Матрешка", "Биориск"). С.К. Крикалёв после шестого полета в космос, начавшегося 15 апреля 2005 г., установил мировой рекорд общей продолжительности пребывания в космосе — 803 сут 10 ч, превысив рекорд российского космонавта С.В. Авдеева (747 сут 14 ч). С.К. Крикалёв осуществил восемь выходов в открытый космос суммарной длительностью 41 ч 26 мин.

Валерий Иванович Токарев (388-й астронавт мира, 91-й космонавт России), полковник, военный летчик-испытатель 1-го класса, родился 29 октября 1952 г. в военном городке при космодроме Капустин Яр (Астраханская обл.). Он испытывал самолеты вертикального взлета и посадки палубного базирования, освоил свыше 40 типов самолетов и вертолетов, налетал более трех тысяч часов. В 1997 г. его зачисляют в отряд космонавтов, и в этом же году он оканчивает Академию народного хозяйства при Правительстве РФ. В.И. Токарев совершил один космический полет на корабле "Дискавери" по программе STS-96 с пребыванием на МКС (май-июнь 1999 г.) длительностью 9 сут 19 ч 13 мин (Земля и Вселенная, 2000, № 5). Награжден орденом "За службу Родине в Вооруженных Силах СССР" III степени, медалями, в том числе медалью NASA "За космический полет". Почетный гражданин г. Ростов Великий.

Уильям МакАртур-мл. (302-й астронавт мира, 190-й астронавт США) родился 26 июля 1951 г. в Лауренбурге (штат Северная Каролина). Окончил американскую Военно-морскую школу летчиков-испытателей (налетал более 4500 ч на самолетах 39 типов) и Военную академию США, имеет ученую степень бакалавра, член Американского института аэронавтики и астронавтики (AIAA), Армейской ассоциации авиации Америки, Ассоциации Армии США и Ассоциации космических исследователей. Отправился на орбиту в четвертый раз. Совершил полеты на кораблях "Колумбия" (STS-58, октябрь 1993 г.), "Атлантис" со стыковкой с комплексом "Мир" (STS-74, ноябрь 1995 г.) и "Дискавери" по программе МКС (STS-92, октябрь 2000 г.) общей продолжительностью 35 сут 02 ч 26 мин. Во время третьего полета выполнил два выхода в открытый космос суммарной длительностью 13 ч 16 мин (Земля и Вселенная, 2002, № 1).

Грегори Олсен (438-й астронавт мира, 275-й астронавт США), астронавт ЭП-9, родился 20 апреля 1945 г. в пригороде Нью-Йорка. Окончив Университет Фарлей Дикинсон, получил степень бакалавра по физике, в 1968 г. — степень магистра по физике и бакалавра по электротехнике. Затем поступил в аспирантуру Университета Вирджинии, где стал в 1971 г. доктором наук в области материаловедения. В 1972-1983 гг. в лаборатории RCA в г. Принстоне занимался научными исследованиями, результаты которых нашли применение в фотоэмиссионных устройствах, лазерах и фотодиодах. В 1984—1991 гг. основал три компании, специализирующиеся на производстве ИК-датчиков, видео— и фотокамер. Г. Олсен заплатил за свой полет 20 млн. долларов, тем не менее он категорически против того, чтобы его называли космическим туристом (третий непрофессиональный космонавт после американца Д. Тито и южноафриканца М. Шаттлуорта; Земля и Вселенная, 2003, № 5). Во время пребывания на МКС Г. Олсен выполнил эксперименты по программе ЭП-9, которые он сам подготовил для тестирования оборудования, выпускаемого одной из его фирм, Sensors Unlimited. Он участвовал также в трех технических и двух медико-биологических экспериментах, проводимых по заказу ESA.

В дублирующий экипаж "Союз ТМА-7" включены бортинженер М.В. Тюрин (РФ), командир Дж. Уильямс (США) и глава российского представительства компании Space Adventures С.Н. Костенко (РФ).


Экипаж космического корабля "Союз ТМА-7" перед стартом космический турист Г. Олсен (США, ЭП-9), космонавт В.Г. Токарев (РФ, бортинженер МКС-12) и астронавт У. МакАртур-мл. (США, командир МКС-12). Космодром Байконур. Фото NASA.

В числе основных задач 12-й основной экспедиции на МКС: перестыковка корабля "Союз ТМА-7" на стыковочный узел блока "Заря", прием грузового корабля "Прогресс М-55", в 2005 г. два выхода в открытый космос (один — по американской программе в скафандрах EMU, другой — по российской в скафандрах "Орлан-М"), продолжение дооснащения оборудованием российского сегмента станции, выполнение программы научно-прикладных исследований и поддержание работоспособности станции. В ходе полета МКС-12 планируется выполнить эксперименты (46 на российском сегменте и 19 на американском) в области технологии, материаловедения, геофизики, медико-биологических проблем, исследования природных ресурсов, экологии и биотехнологии. Во время работы МКС-12 на борт станции кораблем "Прогресс М-55" будет доставлена специализированная обсерватория с телескопом диаметром 0.4 м, угловым разрешением до 0.3" и приемной аппаратурой для эксперимента РУСАЛКА (Ручной Спектральный Анализатор Компонентов Атмосферы). Телескоп установят на двухосную платформу, позволяющую следить за атмосферами планет Солнечной системы в течение длительного времени. Задача эксперимента — отработать методику выявления содержания углекислого газа и метана в атмосфере Земли. Космический мониторинг поможет узнать соотношение антропогенной деятельности и природных процессов (вулканы, лесные пожары) в возникновении парникового эффекта. До сих пор подобные исследования с борта МКС не проводились.

Пресс-релизы РКК "Энергия",
NASA и ЦУП, октябрь 2005 г.
Подготовил С.А. Астров





Экипаж двенадцатой экспедиции на международную космическую станцию.
Продлевается полет АМС "SMART-1"

Европейская лунная автоматическая станция "SMART-1", запущенная в сентябре 2003 г., продолжает исследования на орбите Луны (Земля и Вселенная, 2004, № 1; 2005, № 2). Напоминаем, что станция вышла на окололунную орбиту еще в ноябре 2004 г. и стала новым искусственным спутником Луны. В феврале 2005 г. она перешла на рабочую орбиту и начала картографическую съемку Луны. Топлива (ксенон) в ионном двигателе "SMART-1" оставалось совсем мало, и без соответствующей корректировки орбиты зонд должен был бы упасть на лунную поверхность к маю 2006 г. Все запасы топлива затрачены на выполнение маневров по подъему орбиты "SMART-1" (август-сентябрь 2005 г.).

ESA решило продлить миссию до августа 2006 г., так как специалисты нашли способ управления аппаратом, используя остатки топлива. 1 октября станция возобновила научные наблюдения Луны с новой орбиты. Падение зонда на поверхность Луны произойдет примерно в середине августа 2006 г. До конца 2005 г. "SMART-1" будет заниматься съемкой, составлением карты распределения минералов по поверхности Луны, исследованием освещенности ее полярных областей и поиском льда. Например, с высоты около 2 тыс. км сфотографирована борозда Хэдли (Hadley Rille). Она проходит по юго-восточной части Моря Дождей и представляет собой извилистую полосу длиной более 120 км, шириной 1500 м, а глубиной местами 300 м. По мнению ученых, эта борозда образовалась примерно 3.3 млрд. лет назад и по ней текла лава. Аналогичные лавовые каналы можно найти сейчас на Гавайских островах, но земные каналы намного меньше лунных, и объясняется это разницей в силе тяжести на Земле и Луне.

Пресс-релизы ESA,
27 июля и 30 сентября 2005 г.




Информация

Второй полет китайских космонавтов

Второй в истории КНР старт пилотируемого космического корабля с двумя тайконавтами (космонавтами) на борту состоялся 12 октября 2005 г. в 1 ч 00 мин 04 с по Гринвичу. Корабль "Шэнь-чжоу-6" пилотировал экипаж в составе Не Хайшэна и Фэй Цзюньлуна. Запуск ракеты-носителя "CZ-2F" с КК "Шэньчжоу-6" произведен с космодрома Цзюцюань, находящегося в пустыне Гоби (провинция Ганьсу), на северо-западе Китая. Время запуска выбрано с таким расчетом, чтобы обеспечить наибольшую безопасность и дать возможность персоналу космодрома в полной мере подготовиться к запуску. На космодроме присутствовали премьер Госсовета КНР Вэнь Цзябо и другие члены правительства. Корабль вышел на орбиту высотой 331 х 338 км, наклонением 42.41° и периодом обращения 91.22 мин. Полет был рассчитан на 119 ч (до 18 октября) и выполнение нескольких научных экспериментов.

Полковники Не Хайшэн и Фэй Цзюньлун до поступления в отряд тайконавтов в 2001 г. служили летчиками на истребителях в Южном Китае. Н. Хайшэн родился в 1964 г. в г. Цзаоян (провинция Хубэй), после окончания авиационного училища служил в различных авиационных частях, в 1989 г. едва не разбился на истребителе, но катапультировался на высоте 400 м. В 2003 г. был дублером Я. Ливея. Ф. Цзюньлун родился в 1965 г. в г. Куньшань (провинция Цзянсу), в детстве мечтал стать художником, но посвятил себя авиации, в последнее время занимался разбором полетных инцидентов в ВВС.

Корабль "Шэньчжоу-6" ("Chenzhou-VI", священный челн, или волшебный корабль; масса 7.79 т, длина 8.86 м, диаметр 2.8 м, размах панелей солнечных батарей 10 м, общий внутренний объем 10 м3) состоял из служебного и двигательного отсеков, орбитального модуля и кабины экипажа (спускаемого аппарата), рассчитанной на три человека. Условия полета и комфортность этого корабля выгодно отличались от предыдущей версии. На этот раз тайконавты передвигались по кабине, пользовались приборами для разогрева еды (меню включало традиционные блюда национальной кухни) и спальными мешками в зонах отдыха орбитального модуля. В полете КК "Шэньчжоу-5", на котором Ян Ливэй впервые в истории Китая 14 раз облетел Землю в октябре 2003 г. (Земля и Вселенная, 2004, № 1), нельзя было покидать кресло пилота. В первые сутки экипаж перешел из кабины в орбитальный модуль, снял скафандры, расконсервировал оборудование и приступил к выполнению программы. В остальные дни тайконавты держали связь со специалистами, провели научные эксперименты и несколько пресс-конференций, ответив на вопросы телезрителей. Все системы корабля работали в штатном режиме.

16 октября 2005 г. в 20 ч 32 мин по Гринвичу корабль "Шэньчжоу-6" с экипажем совершил успешную ночную посадку на полигоне в аймаке Сыцзыван во Внутренней Монголии на севере Китая. В поисково-спасательной операции участвовали 6 вертолетов и 14 спецавтомобилей. Продолжительность полета — 115 ч 32 мин. Вскоре после посадки в Центре подготовки космонавтов в северо-западной части Пекина прошла торжественная встреча тайконавтов. Стоимость полета оценивается в 100 млн. долларов.

Китай планирует осуществить в 2007 г. выход тайконавта в открытый космос, а к 2010 г. создать орбитальную станцию.

По сообщениям китайских информационных агентств,
октябрь 2005 г.