вернёмся в библиотеку?

«Земля и Вселенная» 2006 №1, с. 95-100



По выставкам и музеям




"МАКС-2005": образцы новой космической техники

© Герасютин С.А.



16-21 августа 2005 г. в г. Жуковском (Московская область) на территории Летно-исследовательско-го института им. М.М. Громова состоялся седьмой Международный авиационно-космический салон "МАКС-2005". В его работе приняли участие представители 654 фирм 40 стран мира, в том числе 520 российских и стран СНГ. На открытой площадке можно было увидеть 200 летательных аппаратов, общая выставочная площадь — более 30 тыс. м2. Во время работы салона летчики-испытатели А. Павлов и А. Квочур установили два мировых рекорда на самолете Су-27. "МАКС-2005" принес российским предприятиям свыше десяти контрактов на поставку авиационного оборудования, сумма которых превышает несколько миллиардов долларов.



Перспективный проект российского многоразового пилотируемого корабля "Клипер": а) полномасштабный макет на открытой площадке; б) уменьшенная модель ракеты-носителя "Союз-3" для запуска корабля, представленная в павильоне экспозиции Федерального космического агентства.



Объединенная экспозиция Федерального космического агентства. Демонстрируется видеофильм с выступлением директора Роскосмоса А.Н. Перминова.

Выставку, проходившую в незабываемой атмосфере праздника, посетили более 650 тыс. человек. По этому показателю "МАКС-2005" опередил ведущие международные авиакосмические салоны мира. Привлекательная особенность салона — демонстрация результатов научных исследований, опытных работ, новейших технологий и материалов, испытаний авиационно-космической техники.

Открыл выставку президент Российской Федерации В.В. Путин, который в приветственном слове отметил, что "салон по праву завоевал высокий авторитет среди отечественных и зарубежных специалистов, стал признанной площадкой для делового общения и заключения взаимовыгодных контрактов. Это закономерно, ведь Россия с ее колоссальным научно-техническим и интеллектуальным потенциалом, богатейшими традициями научных школ — надежный и достойный партнер для реализации самых перспективных высокотехнологических проектов, в том числе в космической сфере". Затем президент РФ ознакомился с экспозицией РКК "Энергия" им. С.П. Королёва. В первый же день работы салона было подписано несколько крупных контрактов, например о сотрудничестве "Рособоронэскпорта" и Федерального космического агентства (Роскосмос). Прошли переговоры о перспективах сотрудничества Роскосмоса с Китайской космической администрацией и Европейским космическим агентством, подписан документ о развитии связей с Национальным космическим агентством Украины.



Модели новых российских ракет-носителей: а) "Союз-ФГ" и "Ангара"; б) "Союз-2" с разгонным блоком "Фрегат" и спутником.

По сравнению с предыдущим салоном на "МАКС-2005" космонавтика была представлена более выигрышно. На стендах отечественной ракетно-космической техники на выставочной площади (272 м2) и открытой площадке (140 м2) размещалось 111 экспонатов. Впервые в истории международных авиационно-космических салонов российская космонавтика представлена единой экспозицией. По просьбе наших европейских партнеров стенд Европейского космического агентства объединен с экспозицией Роскосмоса. Внимание посетителей выставки привлекли полномасштабный макет перспективного российского многоразового космического корабля "Клипер", а также КК "Союз ТМА", доставляющий экипажи на МКС, и спускаемый аппарат "Союз ТМ-14" (1992). КК "Клипер" (экипаж до шести человек) планируется использовать в программе МКС и в перспективных проектах пилотируемых экспедиций на Луну и Марс. Более 10 тыс. желающих смогли побывать в кабине макета корабля "Клипер", причем с помощью монитора, установленного внутри кабины, моделировались космический полет и посадка. В экспозиции Роскосмоса приняли участие 14 организаций, среди которых РКК "Энергия", Ракетно-космический центр "ЦСКБ-Прогресс", НПО "Энергомаш" им. В.П. Глушко, Научно-производственный центр им. М.В. Хруничева, НПО им. С.А. Лавочкина, КБ общего машиностроения им. В.П. Бармина, НПО прикладной механики.

Гости знакомились с печатной продукцией, консультировались у специалистов, смотрели видеофильмы, рассказывающие об истории отечественной космонавтики и ее современных достижениях.

На стенде РКК "Энергия" были расположены уменьшенные модели корабля "Клипер", МКС, ракет-носителей "Союз-ФГ", "Союз-2", "Союз-3 — Клипер", спутников связи "Ямал" и дистанционного зондирования. Вызвал интерес и макет стартового комплекса для запуска РН "Союз-ST" (первый старт в 2008 г.) на космодроме Куру в Гвиане — результат плодотворного сотрудничества Роскосмоса и ESA. Носитель "Союз-2" предназначен для российских стартовых комплексов и европейского космодрома Куру, он сможет выводить на низкую орбиту КА массой до 8.2 т, на геостационарную — 1360 кг. В начале 2006 г. с космодрома Байконур "Союз-2" должен запустить метеоспутник "Меtop" (ESA) массой 4.5 т, а во второй половине 2006 г. в варианте "Союз-ST" — космическую обсерваторию "Corot" (ESA). Параллельно ведется разработка более тяжелого "Союза-3", который рассчитан на запуск спутников массой до 11 т (с Куру — 12.7 т). В 2005-2020 гг. планируется осуществить 50 запусков РН "Союз-2, -3 и -ST".



Экспозиция Европейского космического агентства. Макеты ракет-носителей "Ariane-5", "Союз-ST", "Vega" (слева) и нового европейского грузового корабля "Жюль Верн".

НПО прикладной механики им. М.Ф. Решетнёва показало новые разработки спутников связи и навигации.

НПО им. С.А. Лавочкина представило полноразмерный образец разгонного блока "Фрегат" (запускается с 2000 г.), который используется в составе ракет-носителей среднего и тяжелого класса и способен выводить на околоземные орбиты груз массой до 7.2 т.

Стенд ЦПК им. Ю.А. Гагарина помог посетителям узнать, как стать космонавтом и что входит в подготовку будущих покорителей космоса.

В рамках салона прошли пресс-конференции по различным аспектам развития космонавтики, в том числе "Космическая деятельность России: перспективы развития, международное сотрудничество", презентации по проекту "Клипер" и коммерческому проекту облета Луны, международному космическому проекту "Наземный старт" (так названа коммерческая программа модернизации стартового комплекса на космодроме Байконур для запусков РН "Зенит-М", в качестве носителей будут использоваться доработанные варианты "Зенит-М2 и -М3", первый запуск — в середине 2007 г.).

Модель европейского транспортного корабля "Жюль Верн". Внутреннее устройство в разрезе: стыковочное устройство, грузовой отсек и топливные баки, двигательная установка с панелями солнечных батарей.
Макет китайской ракеты-носителя "CZ-3B" в экспозиции ракетно-космической промышленности Китая.

В экспозицию Европейского космического агентства вошли макеты ракет-носителей корпорации Arianespace "Ariane-5" и "Vega", российской РН "Союз-ST", нового грузового корабля "Жюль Верн" для обслуживания МКС, АМС "Марс Экспресс", ИСЗ "Criosat", научные приборы и оборудование. Стенды и мероприятия наглядно демонстрировали значительное расширение нашего сотрудничества с ESA. В ходе "МАКС-2005" состоялось очередное заседание Руководящего комитета по ракетам-носителям (ESA с Роскосмосом), проведены рабочие консультации по таким направлениям, как дистанционное зондирование Земли и спутниковая связь, космические науки, продолжалось обсуждение перспективных пилотируемых программ, в том числе проекта "Клипер". В работе салонов впервые приняли участие директора ESA по ракетам-носителям и прикладным программам. Состоялись круглый стол на тему "Сотрудничество между Россией и ESA по перспективным РН", совместные презентации "ESA и Россия: работаем вместе для будущего", "Сотрудничество в рамках МКС и будущих программ освоения космоса". Проведены пресс-конференции, например по результатам исследований на МКС, космической обсерватории "Интеграл", АМС "Марс Экспресс", международной лаборатории микрогравитации "Фотон-М2" с участием астронавтов ESA, специалистов Института космических исследований РАН и научных организаций Европы.

В другом павильоне располагалась экспозиция Европейской компании по аэронавтике, обороне и космосу (EADS). Были представлены европейские космические программы в области связи, метеорологии, навигации, дистанционного зондирования Земли, научных исследований и пилотируемых полетов. Впервые участвовал Германский авиационно-космический центр (DLR), один из разделов которого был посвящен совместным российско-германским проектам в области космических исследований. Среди прочего к ним относятся стереокамера с высоким разрешением HRSC (High Resolution Stereo Camera) на АМС "Марс Экспресс", работающий на МКС робот-манипулятор и проведенный на борту станции медицинский эксперимент "Матрешка".

На стендах довольно скромной экспозиции ракетно-космической корпорации Китая "Великая стена" размещались модели ракет-носителей и спутника связи "DFH-4". По приглашению Роскосмоса в работе салона участвовал первый космонавт КНР Ян Ливэй. Приезжал руководитель Китайской национальной космической администрации доктор Сунь Лай-янь, который провел двусторонние переговоры по вопросам развития российско-китайского сотрудничества в области космоса.

Салон завершил свою работу грандиозным фейерверком. "МАКС-2005" стал крупнейшим авиасалоном за всю 12-летнюю историю их проведения в России. Эта выставка еще раз доказала, что интерес мировой общественности к российской авиационно-космической индустрии не угасает. Рейтинг "МАКС" неуклонно растет.

Пресс-релизы "МАКС-2005" и Роскосмоса.
Подготовил С.А. Герасютин.
Фото автора