«Знания-сила» 1959 №8
Другая французская фирма — Норд Авиасьон — демонстрировала экспериментальный самолет «Гриффон-II», который является прототипом истребителя будущего. Особенностью этой машины, как уже известно нашим читателям (см. журнал «Знание — Сила» № 7) является, во-первых, довольно редко применяемая схема компоновки, называемая «уткой». Самолеты, построенные по этой схеме, имеют горизонтальное оперение, вынесенное вперед. Оказывается, что такое расположение оперения позволяет улучшить устойчивость и управляемость самолета. Но главная особенность состоит в том, что силовая установка самолета является комбинированной и состоит из двигателей двух типов: прямоточного воздушно-реактивного и обычного, турбо-компрессорного, размещенного в канале прямоточного. Зачем это нужно? Известно, что с увеличением скорости полета до величины, в два раза превышающей скорость звука, обычные турбокомпрессорные двигатели начинают потреблять топлива значительно больше, чем на меньших скоростях. Прямоточный же двигатель ведет себя иначе. С увеличением скорости полета, удельный расход топлива прямоточного двигателя уменьшается. Таким образом, самолет «Гриффон-II» будет использовать для полета на малых скоростях, для разгона и для захода на посадку обычный компрессорный воздушно-реактивный двигатель, а в полете на высоких сверхзвуковых скоростях — прямоточный, что дает значительную экономию топлива.
В американском павильоне, отражающем тему «космические полеты», был выставлен макет экспериментального ракетного гиперзвукового самолета «Х-15» фирмы Норт-Америкэн. Особый интерес к этому самолету определяется тем, что он предназначается для проведения программы исследований, связанных с созданием космических летательных аппаратов с экипажем.
Самолет Х-15 — одноместный, оборудован герметической кабиной и мощным жидкостно-реактивным двигателем, тяга которого примерно вдвое больше веса самолета. У других самолетов это отношение едва достигает единицы. Но поскольку этот двигатель сжигает весь запас топлива за 1,5 минуты, «Х-15» будет стартовать с самолета носителя на высоте около 12 километров. За эти полторы минуты самолет «Х-15» должен разогнать до скорости 5000 — 6000 км/час, после чего он сможет «выскочить» на высоту примерно в 150 км. Для полета в безвоздушном пространстве самолет оборудован специальными газовыми рулями. В конструкции этой машины широко применены жаропрочные сплавы, так как возвращение в атмосферу вызывает разогрев обшивки до 500 градусов! Самолет снабжен контрольно-регистрирующей аппаратурой, позволяющей записать нагрузки, вибрации, температуры и кроме этого данные о функционировании человеческого организма в условиях воздействия различных ускорений и невесомости. Как сообщается в печати, в июне этого года состоялся первый планирующий (без включения двигателя) полет самолета «Х-15», сброшенного с самолета-носителя.