ВОПРОСЫ К НЕБУ Каков был довременный мир - Чей может высказать язык? Кто Твердь и Землю — "Верх" и "Низ" Без качеств и без форм постиг? "Был древний хаос", — говорят. Кто четкости добился в нем? В том, что кружилось и неслось, Кто разобрался? Как поймем? Во тьме без дна и без краев Свет зародился от чего? Как два начала "инь" и "ян" Образовали вещество? "Девятислойный" небосвод Когда послойно разберут? Все чьим-то создано трудом! Кем начат этот вечный труд? К чему привязаны концы Небесной сети? И навес На чем же держится? И где Тот "стержень полюса небес"? Пусть небо на "восьми столпах", - Юг и Восток на чем — скажи? Пусть "девять" в небе этом "сфер", - Где их разделы, рубежи? Изгибов будто бы у сфер Премного — сколько же, точней? Кто вздумал все это рассечь На равных дюжину долей? Кто держит солнце и луну, Кто звездам утвердил часы, Дал выход солнцу из Тангу, Заход — за скалами Мынсы? Как в мерах истинных длины Путь солнца за день рассчитать? Умерший месяц почему Потом рождается опять? Откуда родом лунный свет? Иль всякий раз бывает он Утробой зрелою луны Для смерти заново рожден? Цюй Юань |
Чжао Чун. Дева Луны Художник — наш современник и рисует только женщин. Только женщин маленького (по китайским понятиям) племени мяо (9-12 млн) народа. Наряды придумывает сам. К теме отношения не имеет. Однако племя мяо упоминается в самых-самых древних преданиях |
Чаша из Яншао Основные неолитические культуры Китая |
Хэмуду. «Бабочковидные изделия» — 13 предметов. 1 — камень, 2 и 3 — дерево, 4 — слоновая кость. Желобок посередине — явно для палки. Для каких целей? Нигде ничего похожего не найдено. Разве что нечто похожее — у древних эскимосов. Неужели это тоже стабилизаторы гарпунов, предки стабилизаторов ракет? |
Культура Лушань. Сосуд как треножник в виде вымени |
Фу Си с Восемью Триграммами и черепахой. Картина сунского художника Ма Ли Вообще своих правителей китайцы стали рисовать примерно с 600 года (веяния Запада) |
Хронологический проект Ся-Шан-Чжоу — китайский проект, ставящий целью упорядочить хронологию древнейшей китайской истории, включающей эпоху Ся, Шан и Западное Чжоу, а также идентифицировать хронологию и отождествить культуру династии Ся. Проект был начат в 1996 году. В проекте принимали участие 200 экспертов. Результаты проекта были опубликованы в ноябре 2000 года. 841 год до н. э., известный как начало правления регента Гун-хэ династии Западное Чжоу, считается началом стабильной ежегодной датировки в китайской истории. Проект Ся-Шан-Чжоу был призван установить точные датировки до этой даты. Среди историков по этому поводу нет согласия, и существует несколько противоречивых систем датировок. В проекте сопоставлялись археологические данные, результаты радиоуглеродного анализа, текстовые источники, астрономические и прочие междисциплинарные методы с целью добиться временной и географической точности. Проект принял предложение корейского учёного Пан Сунчжу интерпретировать запись в Бамбуковых анналах о двойном наступлении сумерек в момент восхождения на трон чжоуского И-вана как указание на солнечное затмение 899 года до н. э. Важнейшим событием для датировки является падение династии Шан и установление династии Чжоу. По имеющимся текстам известен день шестидесятеричного цикла, позиция Солнца, фаза и положение Луны и даже положения некоторых планет. Однако неизвестен год события. Было предложено 44 различных варианта от 1130 до 1018 годов до н. э. с датировкой этого события. Основной удар критики приходится на представление о том, что Китай имел непрерывную историю в 5000 лет, в которой государства Ся, Шан и Чжоу занимали центральное место, при этом игнорируя остальные народы, племена и государственные образования, который могли быть не менее развитыми. Споры вызывают также отдельные положения. Археологические границы между Ся и Шан, а также между Шан и Чжоу до сих пор не установлены чётко, и результаты радиоуглеродного анализа имеют разные интерпретации. Данные радиоуглеродного анализа, определённые с интервалом достоверности 68 % (вместо стандартного 95%-го) определяют временные рамки более узко, чем они должны быть на самом деле. Астрономические вычисления солнечного затмения в 899 до н. э. ошибочны Подвергаются сомнению астрономические обоснования датировок по причине ненадёжности интерпретаций записей, используемых в рассуждениях Надписи на бронзовых сосудах предположительно позднее менялись, что привело к ненадёжности выводов о хронологии. В более поздних документах сказалось отсутствие понимания древнего календаря, что привело к неправильности интерпретации хронологии событий древности. Результаты проекта Все четыре фазы культуры Эрлитоу были идентифицированы как династия Ся. 2070 до н. э признан годом начала династии Ся. 1600 до н. э признан годом смены династии, когда власть перешла к династии Шан. 1300 до н. э признан временем правления шанского царя Пань Гэна 1046 до н. э признан годом смены династии, когда власть получил дом Чжоу. Установлена стабильная хронология династии Шан от начала правления Пань Гэна до правления Ди Синя Период Западного Чжоу получил полную и точную датировку годов правления. Тем не менее я принимаю ЭТУ датировку взамен классической |
Историки считают, что эти мифы — отзвуки жестокой битвы при Чжолу между двумя союзами племён протокитайцев за плодородные равнины Хуанхэ — племена Жёлтого императора разбили племя чжолу, которое было изгнано и разбилось на два племени — Мяо и Ли. Мяо двинулись на юго-запад, а Ли переместились на юго-восток. Примерная датировка битвы — 2500 г. до н.э Считают, что битв было три |
Ян-ди. Можно ли поверить, что он воевал против Хуан-ди? Син-тянь (иллюстрация из книги «Шань хай цзин») |
Чи Ю. Тоже вполне симпатичен |
Хуан-Ди Гуй-гу-цзы |
Император Чжуань-сюй (рисунок эпохи династии Хань) |
Ди-ку |
Статуя императора Яо в зале Гуаньюнь храма Яо в Линьфэнь |
Реконструкция |
Шунь |
Эрлитоу Во, как далеко от центра цивилизации! |
Юй Великий |
Типичный образчик гадательного документа |
Ди-синь Здесь нет недовольных, здесь каждый и счастлив, и рад: Он вдоволь напился, и яством насытился он. И малый и старый встают, отдавая поклон: «Все духи довольны весьма и едой и питьем. Тебе, государь, долголетие в доме твоем! Ты жертвы принес по порядку за все времена, Сыновний свой долг, как и надо, свершил ты сполна. Сыны за сынами, за внуками внуки подряд Твои приношенья своими надолго продлят». |
Один из иероглифов, означающих "вино" |
Битва при Муэ |
Древнекитайская надпись, вырезанная на кости, в которой сообщается о солнечном затмении |
Мантическая кость XIII в. до н.э. с самой старой записью появления новой звезды. |