мне больше нравится перевод А.А. Штукина: |
Наложница Ли Цзи, захваченная цзиньским Сян-гуном в походе против жунов быстро стала фавориткой правителя и начала активную кампанию за то, чтобы ее малолетний сын Си Цы был официально назначен наследником вместо Шэнь Шэна. Дело это было непростым, и ловкая наложница затеяла сложную интригу, которая в различных источниках описывается по-разному. «Цзо-чжуань» сообщает, что Ли Цзи сумела подкупить двух влиятельных дафу, дабы те от своего имени убедили Сянь-гуна в том, что троим старшим сыновьям следует дать в уделы Цюйво, Пу и Цюй (Эрцюй), расположенные на границах Цзинь, ибо это успокоит народ и обуздает агрессивные намерения соседей-жунов. Сянь-гун согласился с этим предложением, отослал старших сыновей в их новые уделы, после чего Ли Цзи и ее помощники начали кампанию клеветы, стремясь очернить удаленных старших сыновей, и добились-таки того, что Си Цы был объявлен наследником. Версия «Го юя» шире и полней. В ней подробно повествуется о том, как Сянь-гун обзавелся наложницей (пошел воевать против ли-жунов, несмотря на предостережения гадателя: будет победа, но не будет счастья), как влюбленный правитель упрекал гадателя за его нелепое предупреждение (был счастлив, как никогда), а тот оправдывался, ссылаясь на объективные результаты гадания. Затем говорится, что гадатель подробно разъяснил сановнику Ли Кэ, впоследствии сыгравшему очень важную роль в завершении всей интриги, сколь серьезны предостережения, прочитанные им по трещинам на черепашьем панцире, когда производился обряд гадания. Ссылаясь на прецеденты в далеком прошлом, он предрек новую смуту в Цзинь. Естественно, он был прав. После того как Сянь-гун решил отправить старших сыновей в уделы подальше от столицы, гадатель вновь предостерегал дафу против коварной Ли Цзи. Трое дафу — Ли Кэ, Пэй Чжэн и Сюнь Си — разошлись во мнениях, что развязало руки Ли Цзи. Под ее давлением Сянь-гун поручил малолетнему наследнику руководить церемониалом жертвоприношения в честь его отца У-гуна. Это был уже не намек — прямой вызов. Советник Шэнь Шэна, находившегося в Цюйво, но все еще формально не лишенного статуса наследника, заметил по этому поводу, что выбор отца (речь о том, кому поручил он вместо себя руководить церемониалом) таит в себе угрозу для его жизни и что Шэнь Шэну пора подумать о безопасности, быть может, бежать из Цзинь. На это преданный долгу Шэнь Шэн заметил, что он целиком доверяет отцу и подчиняется его решениям, что он останется там, куда его пошлют. Далее версия становится еще драматичней. Согласно ей, Ли Цзи, вступившая в любовную связь с придворным шутом Ши, стала советоваться с ним, как погубить высоконравственного Шэнь Шэна, и именно Ши предложил отослать троих старших сыновей Сянь-гуна в пограничные уделы. При этом, однако, Сянь-гун, создавший в 661 г. до н. э. вторую армию, назначил ее командующим Шэнь Шэна, после чего Шэнь Шэн со своей новой армией успешно совершил поход на княжество Хо. Тогда Ли Цзи прибегла к самому сильному средству и стала ночью убеждать Сянь-гуна в том, что Шэнь Шэн готов убить его. Она посоветовала правителю послать сына в новый поход, на сей раз против ди, но при этом дать ему понять, что его происки разоблачены. Сянь-гун так и поступил, велев Шэнь Шэну надеть присланный ему шутовской наряд*. Колесничий Шэнь Шэна ужаснулся, увидев его, и стал предупреждать наследника, но тот был тверд в своих убеждениях, одел присланный наряд и одержал очередную победу. *В чжоуском Китае существовала система символических наказаний, суть которых, в частности, сводилась к одеванию человека в необычный (шутовской) наряд, что означало этическое его осуждение. Наряд, выделяясь цветом и яркостью из обычных, ставил целью как бы пригвоздить его носителя к позорному столбу. Из рассказов явствует, что эта вторая победа прибавила престижа Шэнь Шэну и позволила ему более или менее спокойно просуществовать в качестве наследника около пяти лет, пока Ли Цзи не начала новую интригу. Она стала уверять Сянь-гуна, что популярность Шэнь Шэна велика, что он готов занять отцовский престол и Сянь-гуну грозит беда. На это Сянь-гун заметил, что у него нет фактов, позволяющих обвинить Шэнь Шэна в чем-либо подобном. Тогда Ли Цзи вновь обратилась к шуту Ши, и тот сумел убедить влиятельного сановника Ли Кэ в том, что правитель уже решил убить наследника и назначить своим преемником Си Цы. В свою очередь Ли Цзи велела Шэнь Шэну от имени отца принести жертву в честь его покойной матери, жены Сянь-гуна, которую тот будто бы видел во сне, и срочно привезти часть жертвенных даров в столицу. Шэнь Шэн повиновался. Когда он прибыл в столицу, Сянь-гун был на охоте. Ли Цзи забрала продукты и отравила их, после чего в присутствии возвратившегося Сянь-гуна дала кусок мяса собаке, а вино — евнуху. Оба умерли. Разгневанный Сянь-гун велел казнить воспитателя Шэнь Шэна, а сам Шэнь Шэн удавился в храме предков. Добившись главной цели, энергичная Ли Цзи взялась за двух других старших сыновей, обвинив их в том, что они принимали участие в заговоре. Сянь-гун послал приближенных убить обоих сыновей, но те успели бежать. Чжун Эр направился в племенное протогосударство ди, откуда родом была его мать, а И У — в княжество Лян. Интрига, таким образом, была доведена до успешного конца, и Ли Цзи могла торжествовать. Разумеется, вся эта длительная политическая история с ее драматическим (а для Шэнь Шэна — трагическим) финалом не была еще смутой в полном смысле этого слова. Политические акции затрагивали самые верхи и в то же время не отражались на власти правителя царства. В известном смысле они усиливали её, ибо избавляли Цзинь от заново создававшихся время от времени родственных уделов. Иное дело — уделы неродственные. Они в Цзинь появлялись один за другим, в основном в результате успешных завоеваний, которых добивался не только несчастный Шэнь Шэн. 655 г. до н.э. — Цзиньский князь окончательно решил сделать наследником сына от наложницы Ли-цзы и послал войска против крепостей, где укрылись его сыновья. Евнух Бо-ди из Пу рекомендовал Чжу-эру покончить с собой, но тот бежал, хотя Бо-ди гнался за ним и отрубил рукав одежды. Войска осадили также Цюй, но цюйцы успешно оборонялись. Чжу-эр со спутниками («пятью мудрыми мужами») по совету Ху Яня бежал к племенам ди, так как его мать была дочерью главы диского рода Ху-ши. В это время дисцы напали на племя цзюжу (цянцзюшу) и захватили двух дочерей их вождя, старшую дочь выдали замуж за Чжао Шуая, и она родила сына Дуня, а младшую — за Чжу-эра, и она родила Бо-чоу и Шу-лю. 651 г. до н.э. — Умер Сянь-гун, после чего немедленно возникла смута, был убит 14-летний Си Цы, не успевший стать правителем, а потом и Ли Цзы. |
Созвездие Дин высоко наконец, Он в Чу воздвигать начинает дворец. По солнцу, по тени размерил шестом Пространство и чуский он выстроил дом. Орех и каштан посадил он кругом, И тис, и сумах, и катальпу над рвом - На цитры и гусли их срубят потом. Поднялся на древний разрушенный вал И чуские земли кругом озирал. Он долго взирал и на Чу, и на Тан, Он смерил и тень от горы, и курган, Тутовник осматривать в чуский свой стан Сошел… На щите черепахи гадал, И добрый ответ был властителю дан!Песнь о том, как князь Вэнь переносил свою столицу из местности Цао в местность Чу после разгрома ее варварами в 659 г. до н. э. Наивысшее положение над горизонтом созвездия Дин поздней осенью, в десятую луну по календарю древней династии Ся, служило знаком окончания земледельческих работ для крестьян и начала строительных (повинность в пользу князя). |
Нельзя не сказать об сексуальной жизни многочисленных ванов и гунов эпохи Чжоу. Именно тогда складывались нумерологически-сексуальные традиции, существовавшие целые тысячелетия и частично сохранившиеся и сейчас. 1. Правитель должен быть, говоря по-современному, предельно брутален. То-есть иметь кучу женщин, как выражение своего могущества. Ну, тут и русские князья, типа святого Владимира количественно ничем не уступали, но чёткой статистики не вели. То ли 400, то ли 2000 наложниц, как сообщают летописи. Иное дело в Китае! Невзирая на младенческий или шибко преклонный возраст правитель обязан иметь чётко структурированный гарем. Ведь правитель обладает максимальным количеством дэ, для питания и упрочивания этой силы (рейтинга, говоря современно) при помощи сексуального союза ему требовалось много партнерш. Но число было чётко предписано почитаемой магией чисел. Жена у императора была одна. Главная жена. Носительница наивысшей энергии инь в гареме. Однако она должна была бережно расходовать свою инь, чтобы рожать здоровых детей. Поэтому Сын Неба мог вступать с ней в интимный контакт не чаще одного раза в месяц. А часто — и не каждый год. Однако потенцию правителя спасали вспомогательные жёны. Другие женщины гарема имели право чаще вступать в интимные контакты с императором, причем, чем ниже ранг, тем чаще они могли это делать, и раньше, чем наложница более высокого разряда. В результате часто наложницы низших рангов, имеющие постоянный доступ в покои императора делали карьеру вплоть до захвата власти. По преданиям, сын Желтого Императора имел одну официальную супругу и трех наложниц. Четыре стороны света, четыре времени года — нумерология только набирала обороты. Росла цивилизация — и император должен был наращивать свою потенцию на благо народу. Ведь при ослаблении потенции императора (так считалось) страну поражают засухи и наводнения, а уж варвары нападают сразу, едва покажешь слабину. Число императорских жен при династии Ся должно было составлять 12 (тройка, взятая четыре раза). По числу месяцев в году. При династиях Шан-Инь государю были приданы еще 27 (то есть трижды девять) наложниц, так что теперь император обладал 39 женами и наложницами. При династии Чжоу число обитательниц императорского гарема возросло уже до 120. Каждой из них в обязательном порядке предоставлялся свой дом на территории Императорского дворца. К каждой были приставлены служанки и евнухи. Число их варьировалось от династии к династии — максимальное число служанок предоставлялось Императрице — 12, далее наложницы первой категории — 8, второй категории 6, третьей категории — 4, обычные наложницы — 2. Число должно быть чётным (женским)! Имелась главная жена (хоу), три дополнительные жены (фужэнь), девять жен второго ранга (бинь), двадцать семь жен третьего ранга (шифу) и восемьдесят одна наложница (юйцзи). Нечетные числа соответствуют положительному мужскому началу в природе и мужской животворящей силе. Четные числа символизируют женское отрицательное начало и женское плодородие. Число три является первым нечетным числом после единицы: оно означает мощную мужскую потенцию. Девятка означает три раза по три и символизирует собой изобилие. Если перемножить эти числа, получится соответственно двадцать семь и восемьдесят один. Кроме наложниц были и служанки. Все женщины императорского дворца разделялись на несколько разрядов. . При династии Цинь их было 7 рангов. Ко времени правления императора Юань-ди (48-32 гг. до н. э.), уже 14 категорий наложниц. Соблюдалась строжайшая иерархия: служанки подчинялись наложницам, наложницы — женам, жены — женам 1-го ранга, и все без исключения — главной жене отца, а в случае его смерти — главной жене старшего сына. А императрица заведовала всеми второстепенными женами. Второстепенные жены и наложницы не имели права сидеть при главной жене. Числа от династии к династии менялись. Но неизменно регламентировались! Много позже, при династии Сун, регламентом были охвачены и все знатные люди вообще. Император должен был официально иметь двенадцать жен и наложниц, по числу месяцев в году (три жены и девять наложниц); князьям положено было девять женщин (одна жена и восемь наложниц), а крупным чиновникам — одна жена и две наложницы. В «Законах великой династии Мин» было строго расписано — кому, в зависимости от ранга, и сколько полагается наложниц. Старшим сыновьям цзюнь-ванов, а также цзянцзюням и чжунвэям (родственникам царственной фамилии), достигшим после женитьбы 30 лет, если их жены не родили сыновей, разрешается выбрать одну наложницу. Впоследствии, если родится сын, независимо, от жены или наложницы, ограничиться одной наложницей. Если и по достижении 35 лет не родится сын, то только тогда старшим сыновьям цзюнь-ванов и цзянцзюням разрешается взять всех трех наложниц, чжунвэям — двух наложниц. Простолюдинам сорока лет и старше, не имеющим сыновей, разрешается выбрать и взять одну наложницу. При этом во все времена запрещалось брать в наложницы бывших наложниц родственников старших поколений, а также женщин, носящих одинаковую с будущим мужем фамилию. Однако кроме официальных были и неофициальные наложницы — в период династий Тан и Мин (средние века) во дворцах императора было больше всего наложниц — цифра их доходила до 40 тысяч человек и более. А император династии Цин имел всего двух наложниц.
Зарегулировано было и обновление гарема. Тех, кто старше 25 лет, бестрепетно удаляли прочь, если у них не было детей от императора, набирали новых, часто лет десяти-двенадцати. Для этого раз в несколько лет устраивались специальные «смотрины». Во времена Чжоу смена женщин во дворце происходила один раз в 10 лет. Позже, во времена династии Цин, каждые три года сменялось больше половины гарема. В то же время выбор жён 1-го ранга было делом государственной важности и весьма непрост. На смотрины приглашали дочерей чиновников высших рангов. При этом родственницы императорской фамилии не должны были выставлять своих дочерей на смотрины, вероятно, потому, что это создавало опасность кровосмешения. А жизнь в гареме даже на первых ролях была тяжела и опасна, нередко родители уродовали дочерей или делали "подставу" — покупали девушек, причём некрасивых (чтобы не взяли и обман не раскрылся) А простой народ не мог позволить себе такой роскошной нумерологии, скорее, наоборот, прагматичность китайцев и тут дала себя знать, полиандрия была не редкость (по чисто экономическим соображениям). В Тибете (тибетцы — это китайцы, которые заселили страну не столь уж и давно) она и сейчас разрешена официально. А неофициально — гораздо шире. Читал как-то признания одной россиянки, что она "вышла замуж за трёх китайцев". Сразу. Ну, три брата владеют бедной лавкой, работающей круглосуточно. Один брат торгует, другой спит, третий бодрствует. Причём женщина, не понимающая китайского и для которой "все китайцы на одно лицо", так и не смогла разобраться, кто её официальный муж. Но на судьбу не жаловалась. 2. Чудовищные склоки, перевороты и даже войны из-за престолонаследия заставили китайских правителей регламентировать и деторождение. Для этого существовал целый отряд евнухов. (Впрочем, их было гораздо меньше, чем на Ближнем Востоке — богатым простолюдинам Китая под страхом смерти запрещалось заводить евнухов в своих домах и усадьбах.) Должность эта была крайне почётна и ответственна. Зачастую им доверяли настолько, что поручали спецзадания, назначали полководцами и доверяли любые тайны. Евнух по определению не мог стать императором и этим был ценен. Разумеется, их кастрировали, причём при добровольном согласии и во взрослом возрасте. Но властью взамен лишения мужских атрибутов они наделялись вполне реальной. Порой сам правитель не мог выбрать себе спутницу на ночь, ибо и над ним давлели магия чисел, астрологические прогнозы и мощный коллектив евнухов. В этом коллективе сами решали, с кем правитель проведёт ночь (учитывая и его пристрастия, без сомнения). И всё это было регламентировано и задокументировано. Бедный император не мог даже нарушить индивидуальный «график посещений». Раз в пять дней Император обязан был вызвать наложницу. Чаще — можно, реже нельзя, дэ, янь и инь тают, что грозит бедствиями стране! Только смерть родителей освобождала от этой обязанности на три месяца. Да ещё военный поход. Может быть поэтому тогда воевали так часто? Император, желая провести ночь с какой-либо наложницей, приступал к ритуалу. Под охраной евнухов находился «драконовый» ларец, в котором стояли рядами нефритовые жетоны, на которых были выгравированы имена его наложниц, доступных в данный момент. Когда император делал выбор, он вынимал соответствующий жетон, бил в настольный гонг и протягивал табличку вошедшему евнуху. Дежурный евнух находил нужную наложницу. Служанки раздевали её донага и спешно натирали благовониями, ибо мыть было уже некогда. Раздевали её вовсе не за тем, о чём Вы подумали, бывали случаи, когда женщины пытались пронести кинжал или яд. Обнаженную наложницу евнух-посланец заворачивал в специальное покрывало из пуха цапли, взваливал наложницу к себе на плечи и доставлял императору. Евнух сидел под дверью и контролировал процесс. Наложница имела право находиться в покоях лишь определенное время. Когда время истекало, то сидевшие за дверями евнухи кричали, что пора кончать и вполне могли отобрать силой. Ни одной наложнице не дозволялось оставаться до рассвета, это была привилегия лишь для супруги. Собственно, к своей Главной жене император мог прийти сам (но тоже по регламенту). И имел право быть с ней всю ночь. С прочими церемонились чисто по-китайски: евнух уносил женщину, опять же завернув в покрывало, непременно поинтересовавшись: "Оставить ли семя Дракона?" Правитель должен был решить сей вопрос, сообразуясь с политическими и прочими реалиями и, если разрешал рожать (что тоже было нормировано), то в специальный журнал заносилось какого числа произошло совокупление, а если император решал демографический вопрос отрицательно, то специально обученный человек особым образом нажимал на живот наложницы, дабы сперма вытекла. Все посещения Императора главной жены тоже заносились в специальный журнал. После того, как Император выходил из спальни, его обязательно спрашивали, состоялось ли соитие или нет. Если нет, то графа в журнале оставалась пустой, если же да, то графу заполняли — такого-то числа, такого-то месяца, такого-то года состоялось соитие. Для регистрации таких акций использовались специальные кисточки красного цвета. И если вам попадётся нечто, озаглавленное «Истории, написанные красной кисточкой», то можете не сомневаться — это эротическая восточная литература. Но это всё было при Чжоу и позже. При Шан-Инь учёт был ещё круче! Императору не верили на слово. Евнухов, возможно, ещё и не было. Зато в опочивальне было установлено специальное кресло, в котором, тунгуань (придворная дама особой квалификации) внимательно наблюдала за происходящим, следя за тем, чтобы соитие действительно имело место без обмана. После чего процесс документировался той самой красной кисточкой. В китайской хронологии есть изрядные разночтения — довольно много китайцев (и не только дети императоров) ведут счёт жизни не от рождения, а от зачатия. В простом же народе не вели счёт годам вообще (собственно, как и во всём остальном мире). Да и имена были попроще: Первый, Второй,... Десятый. Наследников императора тщательно готовили к подобной жизни — как правильно поднимать потенцию (свою и страны одновременно, ибо император — воплощение страны). Была обильная литература по сексуальной жизни, с подробными иллюстрациями. Устраивался и "пробный брак" с дворцовыми девушками, чтобы наследник мог обрести необходимый практический опыт, причём возле постели стояла опытная женщина, которая подсказывала, что именно и как нужно делать. Чтобы наследник не привязался к "учебному пособию", девушку немедленно удаляли, порой просто уничтожали. В период Чжоу в китайских гаремах женщины были более свободны, чем в другие времена и в других странах. О чём свидетельствуют многие истории об их изменах и распутстве, свободных поездках. Немало было и хитрецов, подкупавших охрану и даже прикидывавшихся евнухами. А вообще в гареме была адская жизнь, лишь на рисунках она красочна и беззаботна. Чтобы забеременеть от императора и стать матерью наследника престола, женщины использовали все мыслимые средства — прерывание беременности у соперниц, подкуп евнухов, даже убийство конкуренток. А порой императорами были такие садисты, что гарем поднимал восстание. В XVI веке гарем пытался убить императора. Не получилось. Всем участницам отрубили руки и ноги, оставили лежать до утра и утром казнили. А иногда императорами становились жесточайшие прагматики, своеобразно заботящиеся о государстве. Например, ханский У-ди. Все жёны и наложницы, родившие от него детей (неважно, какого пола), все без исключения осуждались на смерть — на всякий случай, чтоб потом не участвовали в гаремных интригах. Когда наложница Гоу родила ему, уже на старости его лет, сына, и император избрал его в свои наследники, все полагали, что для нее как для матери наследника будет сделано исключение, несколько дней император подождал, но затем приговорил наложницу Гоу к смерти. Та, "вынув головные шпильки и сняв серьги, явилась, отвешивая земные поклоны", чтобы умолить о пощаде, но император говорить с ней не стал, а сказал служащим: «Отведите ее в дворцовую тюрьму!» (для казни). "Та, уходя, обернулась", и император решил её приободрить: «Быстрее уходи, ты не должна жить!». Ее умертвили. Население было тронуто ее судьбой; а посланные во дворец вынесли ее гроб ночью и захоронили, отметив лишь знаком место захоронения. Впоследствии император, как-то отдыхая, спросил окружающих его чиновников: «Что говорят люди?» Ему ответили: «Люди спрашивают, почему Вы, поставив сына наследником, устранили его мать?» Император сказал: «Да, это так. И вам, дурачью, не дано это понять. В прошлом в государстве из-за этого возникали смуты. Когда наследник правителя мал, а его мать в расцвете сил, то женщина-правительница становится заносчивой и гордой, она несет распутство и смуту, бесчинствует, и нет возможности покончить с этим. Разве вы не слышали о злодействах Люй-хоу?» Люй-хоу (III в. до н.э.) действительно, родив наследника, так увлеклась убийствами при малейшем подозрении, что её сын отказался от власти. Впрочем, У-ди её превзошёл далеко — казнил тысячами, воевал непрерывно, население страны восстановилось в численности лишь через 50 лет. Но это другая история... Гаремы были не только у императоров. Уже в Древнем Китае в среде высшей знати часто практиковался сорорат — когда вместе с невестой в дом мужа ехала ее младшая сестра или племянница в качестве своего рода заместителя жены, наложницы. | |
Чжун Эр довольно долго и спокойно жил со своими спутниками среди ди, на родине его матери. Он и некоторые из его приближенных (тексты упоминают о Чжао Шуае) женились на дочерях вождя соседнего племени и спокойно растили сыновей. Так прошло двенадцать лет. Здесь данные источников расходятся. По версии «Го юя», первый советник Ху Янь как-то заметил, что они прибыли к ди не для того, чтобы поселиться там навечно, что пора подумать о будущем — тем более что в Ци недавно умер Гуань Чжун и престарелый Хуань-гун остался без мудрого советника. Все окружавшие Чжун Эра нашли этот довод разумным и стали собираться в путь. Версия Сыма Цяня иная. Он утверждает, что на 7-м году правления Хуэй-гуна из Цзинь был послан отряд во главе с евнухом Бо Ди, который в свое время не сумел убить Чжун Эра, дав ему возможность бежать к ди. На сей раз евнух должен был покончить с Чжун Эром. Узнав об этом и посоветовавшись со своими спутниками, Чжун Эр решил направиться в Ци. Перед отъездом Чжун Эр велел жене ждать его 25 лет и лишь после этого выходить замуж, на что женщина со смехом ответила, что через 25 лет она будет уже в гробу. По дороге в Ци, проезжая через Вэй, Чжун Эр попросил у крестьянина поесть, но тот поднес ему на блюде кусок земли. Чжун Эр рассердился, однако Ху Янь (так сказано в «Го юе», по версии Сыма Цяня — Чжао Шуай) заметил, что это подношение стоит рассматривать как знамение: народ признает, что Чжун Эр обретет во владение земли. С этого начались странствия Чжун Эра по Срединным царствам. Циский Хуань-гун принял его хорошо, женил и дал в подарок двадцать запряженных лошадьми колесниц. Однако вскоре он умер, и в Ци началась ожесточенная борьба за власть. Чжун Эр в эту борьбу не вмешивался и, прожив в Ци пять лет, готов был оставаться и дальше. Но здесь снова вмешались его спутники. Чуть ли не вопреки его желанию, напоив пьяным, они, заручившись согласием поддержавшей их в этом циской жены Чжун Эра, увезли его из Ци, направившись обратным путем снова через Вэй. Вэйский правитель Вэнь-гун, озабоченный непрекращавшимися схватками с северными соседями, не оказал Чжун Эру должного приема, в связи с чем его приближенный Нин Чжуан-цзы сделал соответствующее внушение, заметив, что Вэй и Цзинь — родственные государства, а Чжун Эр — наиболее достойный отпрыск династии, управляющей Цзинь, и, вполне возможно, станет в будущем правителем этого царства. Тогда он сможет посчитаться с теми, кто не соблюдает норм должного поведения (как обычно в летописях, хоть китайских, хоть европейских, так и произошло). Поучение на Вэнь-гуна вэйского не подействовало, а Чжун Эр вскоре выехал из Вэй, отправившись на юг, через Хуанхэ, в небольшое государство Цао. В Цао история повторилась. Сановник цаоского гуна тоже говорил о родстве и нормах поведения, о возможном обретении Чжун Эром цзиньского трона и о том, что нарушение правил гостеприимства может нанести ущерб государству. Однако и этот правитель не прореагировал на эти замечания, заметив, что беглых сыновей князей-чжухоу проходит через Цао немало и что нынешний интересен лишь тем, что у него, говорят, как-то по-особенному сросшиеся ребра. Это было ему столь любопытно, что Цао-гун спрятался во время купания гостя за занавеску, дабы посмотреть на голое тело Чжун Эра. Чтобы сгладить некрасивую ситуацию, сановник, по совету жены, от себя поднес Чжун Эру угощение, в которое был запрятан кусок драгоценной яшмы. Яшму Чжун Эр вернул, угощение съел, после чего покинул Цао, направившись в царство Сун. Сунский Сян-гун отнесся к Чжун Эру сердечно. Он принял во внимание сообщение своего военного министра о том, что спутники Чжун Эра — Ху Янь, Чжао Шуай и Цзя То — мудрые и достойные люди, что Чжун Эр прислушивается к их мнению, советуется с ними и вообще соблюдает правила поведения. Сян-гун принял Чжун Эра с соблюдением норм церемониала и по-царски одарил его двадцатью колесницами с лошадьми (по другой версии, двадцатью четверками коней). При этом, однако, военный министр конфиденциально заметил Ху Яню, что Сун — недостаточно большое государство, чтобы Чжун Эр мог рассчитывать на его помощь в борьбе за трон в Цзинь. Из Сун цзиньские скитальцы направились в соседнее с ним и более южное царство Чжэн. Чжэнский Вэнь-гун, невзирая на увещевания своего советника, ссылавшегося на родство правящих домов, на хорошие шансы Чжун Эра стать правителем Цзинь, на явные признаки небесного благоволения к Чжун Эру и, наконец, на законы гостеприимства, не оказал путешественнику должного уважения. Дело дошло до того, что советник прибег к ультиматуму: не примете с уважением, так убейте его, а то «впоследствии он принесет несчастья»*. Но совет прошел мимо ушей правителя, после чего Чжун Эр выехал далее на юг, в Чу. * Формула «лучше убить, чем отпустить так» обычна в древнекитайских текстах. Красивый оборот составителей текстов. В Чу приняли Чжун Эра с радушием, устроив пиршество по высшему разряду. Чжун Эр даже стал отказываться от чрезмерных почестей. Тогда чуский Чэн-ван спросил гостя, как он отблагодарит за такой прием, если обретет трон в Цзинь. Чжун Эр ответил, что всего в Чу много, но, памятуя добро, он обещает трижды отступить (отступить на три перехода), если войскам Цзинь и Чу придется встретиться в битве. Услышав это, сановник Цзы Юй, занимавший высшую должность первого министра Чу, предложил Чэн-вану убить гостя за его неучтивые слова. На это Чэн-ван ответил, что убивать гостя нельзя, так как чуские войска испугаются, если их ван потеряет добродетели, да и Небо явно покровительствует Чжун Эру. Приняв позицию вана к сведению, Цзы Юй попросил хотя бы оставить в Чу в заложниках Ху Яня, первого советника Чжун Эра, но ван не согласился и на это. Несколько месяцев прожил Чжун Эр со спутниками в гостеприимном Чу, пока не услышал о том, что сын цзиньского Хуэй-гуна (заложник) бежал из Цинь. Приславший сообщение об этом правитель царства Цинь, озлобленный на беглеца, просил Чжун Эра прибыть к нему, обещая свою помощь. Чусцы богато одарили скитальцев и проводили их в путь. Циньский Му-гун радушно принял Чжун Эра, дав ему пятерых женщин, включая жену убежавшего в Цзинь племянника Чжун Эра, которая была дочерью Му-гуна. Чжун Эр всячески пытался отказаться от этой принцессы-полувдовы, но пришлось взять в жёны. Му-гун настоятельно советовал занять трон Цзинь, обещая всяческую поддержку. Чжун Эр медлил. Ему было уже 62 года, зачем ему эти волнения в конце жизни? Но вскоре в Цзинь умер больной Хуэй-гун, и некоторые цзиньские сановники тайно послали весть об этом Чжун Эру, приглашая его занять опустевший трон. 636 г. до н.э. — Трон этот, однако, был уже занят бежавшим из Цинь в Цзинь сыном Хуэй-гуна. Это обстоятельство было поводом для Му-гуна снарядить военную экспедицию, дабы помочь Чжун Эру захватить власть в Цзинь. Чжун Эр со своими сторонниками и войсками циньского Му-гуна переправился через Хуанхэ, после чего Цзю Фань наладил контакт с сановниками, руководившими цзиньским войском. Войско сражаться не хотело и признало права Чжун Эра на трон. Хуай-гун (Юй), бежал из Цзинь, но был схвачен и убит. Однако некоторые крупные сановники — Люй Шэн и Ци Жуй (Цзи Жуй) — замыслили заговор с целью убийства Чжун Эра. Об этом заговоре сообщил ему тот самый евнух Бо Ди, который в свое время дважды посылался с задачей убить его. Чжун Эр не захотел с ним разговаривать, но тот напомнил о Гуань Чжуне, стрелявшем в Хуань-гуна и взятого тем на службу, и заметил, что намерен служить Чжун Эру так же, как он прежде служил другим хозяевам. Чжун Эр простил евнуха, когда-то отрубившего часть рукава его одежды в погоне за ним, и сумел избегнуть смерти. В итоге заговорщики были убиты, цзиньский Чжун Эр (Вэнь-гун) со своими женами занял дворец правителей Цзинь, а на первое время «на случай беспорядков» — как о том сказано у Сыма Цяня — при нем были оставлены три тысячи циньских воинов. Так закончилась одиссея Чжун Эра, которая длилась 19 лет Так волею судьбы оказался он на троне, чуть ли не насильно туда впихнутый. Однако, став во главе Цзинь, он изменился. Он вдруг обрёл энергию, стал достойным преемником рухнувшего Ци в качестве гегемона-ба. |