Основные достижения человека в космосе


Имена/ДатыРейтинг событияОбоснование рейтинга
1. Первый полет человека в космос

Ю.Гагарин (СССР) — 12.04.1961


25+25+25+25=100
Гагарин выполнил сразу 4 логичных этапа, каждый из которых был бы великим свершением:
1) достижение границы космоса (не обязательно ракетным способом)
2) космический полёт (полёт в космосе с 1-й космической)
3) орбитальный полет
4) сход с орбиты и удачное возвращение
подробнее
2. Впервые человек управлял кораблем

А.Шепард (США) — 5.05.1961


10
Оба эти достижения не были бы даже замечены, если бы Гагарин выполнял обычную схему полета и посадки. Но увы! Гагарину пришлось выполнять роль пассажира (зато достижение автоматики!) и особо ценного объекта, спасаемого отдельно, ввиду большой скорости снижения СА. Эта экзотика в дальнейшем вероятна не ранее 2061 г. к столетию полёта. А вот Шепард направил схему полёта в привычное нам русло.
3. Первая посадка без катапультирования из КК

А.Шепард (США) — 5.05.1961


10
4. Первый полет женщины в космос

В.Терешкова (СССР) — 16.06.1963


10+10+10+10=40
С одной стороны, женщины — тоже люди, с другой стороны — они крайне сильно отличаются от мужчин. Не хуже и не лучше — просто иные, порой до противоположности. В связи с этим я для женщин определил те же критерии, но на градацию меньше.
5. Первый экипаж в космосе

В.Комаров (СССР)

К.Феоктистов (СССР)

Б.Егоров (СССР) — 12.10.1964


9+
8+
8=
25
Экипаж на КК — основа космического полёта. С тех пор стартовало лишь 4 КК с одним космонавтом (в двух из них экипаж планировали добавить в космосе). А ещё родились должности, появилась возможность круглосуточной работы.
Полет без скафандров - вынужденная и преждевременная мера. По идее, стартовать без скафандров будут только лет через 30. Но тем не менее...
6. Первый полет без скафандров

В.Комаров (СССР)

К.Феоктистов (СССР)

Б.Егоров (СССР) — 12.10.1964


10+
10+
10=
30
7. Первый опыт шлюзования

П.Беляев (СССР)

А.Леонов (СССР) — 18.03.1965


13+
12=
25
Даже если бы Леонов вообще не выходил в космос, а просто проверил шлюзование — это было бы великим событием — ибо за шлюзовой камерой — настоящее и, вероятно, большое будущее.
8. Первый выход в открытый космос

А.Леонов (СССР) — 18.03.1965


25+25=50
Самым логичным было выглянуть из люка, а то и просто ограничиться разгерметизацией. Но не таков был Королёв! Он заставил отработать по полной программе. Он бы и автономный полёт устроил, если б был готово СПК. Отлёт на всё длину фала без управляющих устройств я всё же не считаю достижением, хотя, конечно, спорный вопрос...
9. Первое изменение параметров орбиты КК вручную

В.Гриссом (США)

Дж.Янг — 23.03.1965


13
+12
=25
Написать, что это были первые маневры в космосе, было бы неверно. Ориентация, сход с орбиты — тоже маневры. Но, чтобы стать настоящим кораблём, надо научиться менять курс. Это и было сделано, причём по полной программе — изменён перигей, апогей и плоскость орбиты.
10. Первая разгерметизация кабины КК

Дж. МакДивитт (США)

Э.Уайт (США) — 3.06.1965


13
+12
=25
Разгерметизация не менее важна, чем шлюзование! Между прочим, на наших КК эта операция так ни разу и не проводилась.
11. Первое использование космонавтом ракетного индивидуального двигателя при ВКД

Э.Уайт (США) — 3.06.1965

25Непременное устройство при сложных ВКД будущего
12. Первое сближение КК с другим КА

У.Ширра (США)

Т.Стаффорд (США) — 15.12.1965


13
+12
=25
Обязательное условие как для стыковки, так и при множестве прочих операций в космосе.
13. Первая стыковка КК с другим КА

Н.Армстронг (США)

Д.Скотт (США) — 16.03.1966


13
+12
=25
Одна из самых важных операций в космосе
14. Первое изменение параметров орбиты с помощью пристыкованного КА

Дж Янг (США)

М.Коллинз (США) — 14.07.1966


13
+12
=25
Одна из самых важных операций в космосе
15. Первое возвращение на Землю части другого КА

Дж Янг (США)

М.Коллинз (США) — 21.07.1966


12
+13
=25
Целиком снять КА, запущенный отдельно, ещё было невозможно, но снять с него нужный прибор удалось.
16. Первый тросовый эксперимент в космосе (соединение двух КА тросом и раскручивание вокруг общего центра масс)

Ч.Конрад (США)

Р.Гордон (США) — 14.09.1966


12
+13
=25
Как показало время — эксперимент вполне преждевременный. Невесомость оказалась не настолько страшна, чтоб прибегать к услугам искусственной гравитации.
17. Первый полёт к Луне

Ф.Борман (США)

Дж.Ловелл (США)

У.Андерс (США) — 21-27.12.1968


9+9+9+9+4+4=44
+8+8+8+8+3+3=38
+8+8+8+8+3+3=38
=120
В этом полёте собран целый букет достижений, а именно:

1) Пролёт Луны (попадание в сферу её действия). Пролет Луны как самостоятельная задача не планировался никогда.

2) Облёт Луны. Именно в этом деле СССР мог бы опередить США, пусть даже всего на несколько дней, если бы чуть успешнее шли испытания Л-1 и "Протона". И уж, без всяких "если" это можно было бы сделать в 1970, если б не закрытие программы. К слову сказать, даже этот наипростейший вариант посещения района Луны сейчас (и в ближайшие 10 лет) не могут выполнить ни Россия, ни США.

3) Выход на селецентрическую орбиту. У СССР тоже были такие планы (и с приличными шансами на успех), но программа Л3 была закрыта.

4) Возвращение с селецентрической орбиты. Полётов без возвращений не планировалось никогда. Тем не менее это весьма сложная техническая задача. Риск, что корабль не удастся свести с орбиты в данном случае был много больше, чем в последующих полётах. "Аполлон-8" не имел ЛМ, который смог бы свести корабль с орбиты в случае отказа основного двигателя.

5) и 6) Маневры на селеноцентрической орбите и вход в атмосферу со 2-й космической. Это достижения меньшего порядка, т.к манёвры на околоземной орбите уже выполнялись, и возвращение с 1-й к.с — тоже. Однако сложность в данном случае была на порядок больше, чем ранее.

18. Первая стыковка с другим КК

В.Шаталов (СССР) — 16.01.1969


10
Стыковка с другим КК технически мало чем отличается от стыковки с беспилотным КА. Но какие возможности открываются! У американцев два американских КК не стыковались ни разу. Только с беспилотными, со своими же модулями или с нашими.
19. Первый переход космонавтов из одного КК в другой через космос

Е.Хрунов (СССР)

А.Елисеев (СССР) — 16.01.1969


13+
12
=25
Чем дальше от нас уходит в историю тот полёт, тем больше он кажется он голливудским трюком. Американцы планировали похожий переход, но значительно скромнее — между двумя модулями одного КК. И то не удалось. А у нас это была не тренировка по спасению, а отработка штатной операции на селеноцентрической орбите! Он так и остался уникальным выходом. Кстати, первым перешёл Хрунов.
20. Первое возвращение космонавтов из космоса на другом КК

Е.Хрунов (СССР)

А.Елисеев (СССР) — 17.01.1969


5+
5
=10
Могли бы и вернуться к себе после перехода. Но — нет! Операция доведена до логического конца. Подобная замена потребовала установки заранее индивидуальных ложементов и других хитростей. Но главное тут не в технике, а в социальных отношениях. Командир меняет экипаж, экипаж меняет корабль и командира...
21. Первый многомодульный КК

Дж.МакДивитт (США)

Д.Скотт (США)

Р.Швейкарт — 3.03.1969


9+
+8
+8
=25
Испытание первого в мире КК, состоящего, фактически из двух кораблей — орбитального и лунного посадочного.
22. Первое перестроение отсеков КК

Дж.МакДивитт (США)

Д.Скотт (США)

Р.Швейкарт (США) — 3.03.1969


4+
+3
+3
=10
Впервые корабль перестроился в полёте, расстыковавшись и вновь состыковавшись в другой конфигурации
23. Первый раздельный полёт модулей одного КК. Первый полёт на аппарате, не приспособленным для посадки на Землю.

Дж.МакДивитт (США)

Р.Швейкарт (США) — 3.03.1969


13+
+12
=25
Случись что с основным модулем — гибель экипажа ЛМ была бы очевидна. Это вообще единственный случай, когда пилотируемый лунный модуль летал по геоцентрической орбите. Предвижу вопрос: не забыл ли я третьего члена экипажа? Не забыл. Но ему-то разделение ничем не грозило, только подобрать "шлюпку" надо было аккуратно.
24. Первый полёт лунного модуля по селеноцентрической орбите.

Т.Стаффорд (США)

Ю.Сернан (США) — 22.05.1969


5+
+5
=10
То же самое, но в новых условиях.
25. Первая стыковка на селецентрической орбите.

Дж.Янг (США) — 23.05.1969


10
То же самое, но в новых условиях.
26. Первая экспедиция на Луну

Н.Армстронг (США)

Э.Олдрин (США)

М.Коллинз — 16-24.07.1969


13+13+13+13+13+9=74
+12+12+12+12+12+8=68
+8
=150
И в этом полёте много чего было сделано впервые, а именно:

1) Впервые человек достиг Луны. Экипаж "Орла" остался бы в помяти Человечества, если б совершил только это. Точнее скажу: если б разбились, как разбивались многие герои фантастических романов на своих ядрах.

2) Но они не разбились, а выполнили первую пилотируемую посадку!

3) И они не просто посмотрели на Луну из окошка, но и вышли на её поверхность!

4) И они не только позировали кинокамерам, а установили научные приборы!

5) И они смогли не только достигнуть Луны, но и вернуться назад!

6) И они вернулись не с пустыми руками, но и привезли на Землю лунный грунт! (только это достижение я считаю заслугой всех троих членов экипажа)

27. Первая "точная посадка" на Луну

Ч.Конрад (США)

А.Бин (США) — 19.11.1969


13
+12
=25
Сесть возле "Сервейера-3" уже во второй экспедиции — это настоящий технический подвиг! Больше таких точных посадок не понадобилось и нам не с чем сравнить.
28. Первая доставка с Луны частей другого КА

Ч.Конрад (США)

А.Бин (США)

Р.Гордон (США) — 24.11.1969


9
+8
+8
=25
Не только первое, но и уникальное достижение! Причем детали оказались населёнными земными микробами, перенёсшими трёхлетнее пребывание на Луне! (возможно, однако, и загрязнение при доставке на Землю)
29. Первый экипаж ОКС

Г.Добровольский (СССР)

А.Волков (СССР)

В.Пацаев (СССР) — 6.06.1971


9
+8
+8
=25
А это, наоборот, стало столь обыденным, что не верится, что когда-то это было большой проблемой. Причем отмечу: образован был не только туннель-лаз, но были соеденены воедино системы обоих КА.
30. Первое использование на Луне ровера.

Д.Скотт (США)

Дж.Ирвин (США) — 31.07.1971


13
+12
=25
Хоть это был и не первый ровер на Луне, но первый самый настоящий автомобиль. Да и по ходовым качествам он в сотни раз превосходил наш "Луноход". Вот только ездить самостоятельно не умел.
31. Первый выход в открытый космос на границе сферы действия Земли

А.Уорден (США) — 5.08.1971


10
Технически — ничего нового. Но какой вид! Как символично!
32. Первая стыковка КК двух стран

Т.Стаффорд (США)

В.Бранд (США)

Д.Слейтон (США)

А.Леонов (СССР)

В.Кубасов (СССР) — 15.07.1975


5
+5
+5
+5
+5
=25
Технически — нового маловато. Правда, совместимость разных атмосфер... Но это первая международная операция двух космических держав
33. Впервые экипаж сменил корабль на орбите.

В.Джанибеков (СССР)

О.Макаров (СССР)
— 16.01.1978


3
+2
=5
Операция, ставшая классической
34. Первый полёт шаттла

Дж.Янг (США)

Р.Криппен (США)
— 12-14.04.1981


13+13+13
+12+12+12
=75
Шаттл перепрыгнул сразу два этапа. Спуск на парашюте был лишен маневренности, поэтому у конструкторов чесались руки сделать нечто, имеющее хорошую аэродинамику и большой боковой маневр. Но проекты в дело не пошли. Следующий логический этап — создание специальных ВВП, примерно, как для нашего "Бурана" — широких и длинных. Шаттл мог садиться даже на грунтовую полосу! Однако при этом надо признать, что и эти полосы были специальными — на рядовую ВВП он сесть не рискнул бы. Так что немного не дотянул он до возможностей самолёта. Но вот то, что он был хоть не полностью, но многоразовым — это точно.
35. Первый запуск ИСЗ с КК

В.Бранд (США)

Р.Овермайер (США)

Дж.Аллен (США)

У.Ленуар (США)
STS-5 — 11.11.1982


7
+6
+6
+6
=25
Строго говоря, это был не первый запуск ПН с КК. Но параметры самого ИСЗ, его стоимость, параметры его орбиты, размах самой операции не идут ни в какое сравнение с шариком, выброшенным с "Меркурия-7", ведром воды, вылитом с "Джемини-3" или контейнером REP, запущенном с "Джемини-5"
36. Первая ночная посадка шаттла

Р.Трули (США)

Д.Бранденстайн (США)
STS-8 — 5.09.1983


5
+5
=10
Даже для самолёта ночная посадка сложнее, а для 100-тонного планера, который не может повторить попытку...
37. Первый полёт шаттла с ОЛБ "Спейслэб"

Дж.Янг (США)

Б.Шоу (США)

О.Гэрриотт (США)

Р.Паркер (США)

Б.Лихтенберг (США)

У.Мербольд (Германия)

STS-9 — 28.11.1983


5
+4
+4
+4
+4
+4
=25
Это была замечательная большая заменяемая лаборатория. У нас не было такой лаборатории никогда. Я подчеркиваю — полностью изменяющей профиль деятельности в каждом полёте.
38. Первый выход в открытый космос без фала

Б. МакКандлесс (США)
— 7.02.1984


25
Исполнилась мечта Циолковского: появился человек-спутник.
39. Первый ремонт ИСЗ на орбите

Р.Криппен (США)

Ф.Скоби (США)

Д.Нельсон (США)

Д.Ван Хофтен (США)

Т.Харт (США)
— 11.04.1984

5
5
5
5
5
=25
Впервые был пойман и отремонтирован на орбите ИСЗ, причем очень внушительных размеров, к тому ж для ремонтов не предназначенный
40. Первая ВКД женщины

С.Савицкая (СССР)
— 25.07.1984


10+10=20
Удалось нам опередить американцев на несколько месяцев. Однако Светлана Евгеньевна ни в чем не уступала ни американке, ни нашим мужикам и считать это приоритетной бутафорией никак нельзя
41. Первое возвращение ИСЗ с орбиты на КК

Ф.Хаук (США)

Д.Уокер (США)

Д.Гарднер (США)

Дж.Аллен (США)

А.Фишер (США)
— 12.11.1984


5
5
5
5
5
=25
Впервые был пойман и возвращен на Землю ИСЗ, причем не один, а два! Причем для такого возвращения не предназначенные.
42. Первая стыковка с "мёртвым (неадаптированным) КА"

В.Джанибеков (СССР)
— 8.06.1985


10
Впервые один из состыкованных объектов "не отвечал взаимностью"
43. Первый ремонт ОКС, лишенной энергоснабжения

В.Джанибеков (СССР)

В.Савиных (СССР)
— июнь 1985


13
12
=25
Хочется надеяться, что этот случай будет также и последним. Американцы тоже спасли ОКС, но у них она поддавалась управлению.
44. Первый перелёт с одной ОКС на другую

Л.Кизим (СССР)

В.Соловьёв (СССР)
— 6.05.1986


3
2
=5
Удивительное тут в том, что топлива и умения стыковаться хватило не только на перелёт "туда", но и на обратный
45. Первый запуск АМС с КК

Д.Уокер (США)

Р.Грейби (США)

Н.Тагард (США)

М.Клив (США)

М.Ли (США)
— 5.05.1989


2
2
2
2
2
=10
Ничего особенного технически в этом не было. Но как символично!
46. Первая стыковка шаттла с ОКС

Р.Гибсон (США)
— 29.06.1995


10
Первая стыковка на несимметричный СТУ
47. Первое удачное развёртывание тросовой системы

Э.Аллен (США)

С.Хоровитц (США)

Дж.Хоффман (США)

М.Чели (Италия)

К.Николлье (Швейцария)

Ф.Чанг-Диас (США)

У.Гуидони (Италия)
— 25.02.1996


2
1
1
1
1
2
2
=10
Если не брать в расчёт старые тросовые эксперименты и первую неудачную попытку, то это очень многообещающий эксперимент
48. Пристыковка модуля к другому КА

"Индевор" STS-88 (США)

Р.Кабана

Ф.Стёркоу

Дж.Росс

Дж.Кёрри

Дж.Ньюман

С.Крикалёв — 6.12.1998


2
1
2
2
2
1
Ещё один вариант работы манипулятором. Пристыковать здоровенный блок к ОКС без выходящих — это новое слово в технике ОКС-строительства!


Мелкие достижения.
все они оценены в 2.
1. Продолжительность полёта превысила сутки

Г.Титов (СССР)
— 7.08.1961

2Американцы достигли этого только в 1963 г.
2. Первый вывод ПН из КК на орбите

М.Карпентер (США)
— 24.05.1962

2Это такой надувной шар на тросе, который потом отстрелян
3. Первый запуск ИСЗ из КК

Г.Купер (США)

Ч.Конрад (США)
— 21.08.1965

1
1
Контейнер такой, для проверки систем сближения КК.
4. Продолжительность полёта превысила неделю

Г.Купер (США)

Ч.Конрад (США)
— 28.08.1965

2
2
В СССР такое повторили только в 1970 г., да и то едва космонавтов не погубили.
5. Первый запуск ИСЗ из КК на селецентрической орбите

Д.Скотт (США)
— 4.08.1971

1Скотт — потому что командир
6. Продолжительность полёта превысила месяц

А.Бин (США)

О.Гэрриот (США)

Дж.Лусма (США)
— 28.08.1973

1
1
 
7. Первый международный экипаж

А.Губарев (СССР)

В.Ремек (Чехословакия)
— 2.03.1978

1
1
 
8. Продолжительность полёта превысила 3 месяца

Ю.Романенко (СССР)

Г.Гречко (СССР)
— 10.03.1978

2
2
 
9. Продолжительность полёта превысила год

В.Титов (СССР)

М.Манаров (СССР)
— 21.12.1988

2
2
 
10. Женщина командовала КК

А.Коллинз (США)
— 23.07.1999

2 
11. Полностью женская ВКД

К.Кох и Дж.Меир (США)
— 18.10.2019

1 + 1 
P.S. Одно достижение — на весь экипаж! 1)Иногда, впрочем, часть экипажа участвуют в событии как наблюдатели и тогда это на них не распространяется. 2) А иногда, когда речь идет не об событии, которое готовит весь экипаж, а, например, о длительности полёта, то и на каждого. 3) Если ж число не делится на всех поровну, то остаток остаётся командиру и т.д. по ранжиру.


1. Космическая экспансия человечества неизбежна. В связи с чем имя Юрия Гагарина тоже обречено стать нарицательным и куда более известным, чем Колумбы, Райты, Ньютоны... Его короткий полёт (я до своей дачи добираюсь дольше) был не просто Первым и Рекордным, но разом вобрал в себя 4 Главных приоритета, не считая всякой мелочи. Об этом подробнее:
А. Первый человек в космосе. Вообще-то полёт, подобный гагаринскому, не был одной из мечт всего человечества и даже его прогрессивной части. Вот полёт на Луну - да, со времён древних греков ломали голову, есть остров в небе - надо как-то доплыть и прибрать к рукам его диковинки. Потом Марс - как открыли каналы, так размечтались о сокровищах марсиан. Когда утвердились во мнении, что звёзды - это солнца, появилась мечта сбежать с родной планеты в звёздные миры. Ну, встреча с добрым инопланетянином (потеснившим ангела, Будду и апостола Петра) - без сомнения. А просто дырявить вакуум - зачем? Наверное, на желающих побывать за пределами атмосферы (и только) смотрели так же, как во времена каботажного плавания на капитана, вышедшего в океан без внятной цели. Ну, потерял берег из виду, порисковал в своё удовольствие, проедая провиант, вернулся и сообщил, что в океане волны больше, а якорь дна не достаёт. Да это и так предполагали теоретики. Но то ж океан - в нём рыба, могут быть (и есть!) острова с диковинками, а что взять из вакуума? Знания в любом объёме доставят автоматы, останется ли человек жив, сообщат собаки и обезьяны. Интерес для человека - в новых мирах! Вон они, светятся в небе. Однако... Начались подсчёты, примерки, выяснили, что меж Землёй и Луной гигантская безвоздушная пропасть. А пропасть до других миров шире ещё в сотни раз. Если для Земли хороша пословица "пропасть в два прыжка не перепрыгнешь", то тут как раз наоборот - одним прыжком до Луны хорошо получается лишь у фантастов. Надо разбить путь на этапы и штурмовать их поочерёдно. Этап первый - как добраться до космоса? Но ещё раньше надо определиться - а где граница космоса? Это важно не только любителям приоритетов, но и юристам, военным, просто туристам-экстремалам.
Вопрос возник давно, чуть меньше столетия назад. Ответа нет до сих пор. Да, известно определение ФАИ - граница атмосферы - ровно 100 км. Но, во-первых, - что такое ФАИ? Федерация, которых много. ФИДЕ, ФИФА... ФИФА имеет полное право установить размер ворот, что вовсе не означает, что все ворота в мире должны быть такими. Во-вторых, даже не удосужились установить, 100 км - от ЧЕГО? От поверхности, условной сферы, уровня моря... Интересно ещё и то, что, начиная с фон Кармана, авиационщики определяли границу АТМОСФЕРЫ, это МАКСИМАЛЬНАЯ ВЫСОТА, где ещё может летать авиация, присутствует достаточная подъёмная сила. И измерять вполне естественно, от поверхности. А ракетчиков больше интересовала МИНИМАЛЬНАЯ ВЫСОТА, на которой могут существовать ИСЗ. Это граница КОСМОСА. И измеряется от условной сферы. В своё время (давно) я вычислял и получил 122 км. И из этого будем исходить, оставив авиаторам даже больше того, на что они претендуют.
Проектов достичь очень больших высот (космоса) было много. Особенно у фантастов. Но к XX веку выяснилось, что стратостаты, винтовые самолёты туда не долетят, башню такой высоты можно построить исключительно теоретически, а пушки и катапульты теоретически забросить в космос могут, однако речь о человеке, а его перегрузки расплющат в лепёшку, причём вместе с кораблём. Только ракета (либо ракетный самолёт). Проектов возникло множество, но до металла дело так и не дошло. Только ракетопланы изредка летали. Но низёхонько-низёхонко. Необходимо, впрочем, сказать, что газеты регулярно сообщали о "скором вылете на Луну" ракет Годдарда, Циолковского, Валье, Отченашека. В том числе и больших пассажирских кораблей. В связи с чем сотни людей из разных стран писали письма с просьбой включить их в экипаж. Некоторые требовали за это деньги, другие сами готовы были заплатить, но большинство финансовый вопрос не интересовал.
Реальный шанс появился в 1942 году, когда взлетела первая "ФАУ-2". Вполне могла поднять тонну груза в космос с приемлемыми перегрузками. Причём были и герметичные кабины и катапульты для ракетных самолётов изобрели. Кстати, ракетные самолёты тоже вышли из детского возраста и достигли стратосферы. Хотя даже до рекордов стратостатов было далеко. Но не было никаких проектов и даже разговоров. "ФАУ" несли тонну взрывчатки и никаких иных применений не предусматривалось. "ФАУ" Германию не спасли, союзники разделили уцелевшие ФАУ, ракетопланы, проекты, оборудование и даже учёных и испытателей. И началась Третья ракетная революция - стремительный рост ракетостроения во всех достаточно индустриальных странах. Практически сразу появились проекты по отправке в космос человека на ФАУ-2. История суборбитальных проектов СССР освещена слабо. Полёт Гагарина разом затмил все предыдущие проекты. К тому же они были засекречены настолько, что о высотных полётах собак на ракетах народ узнал почти через 40 лет. Поэтому в печати диапазон версий грандиозен - от "ничего не было, Королёв сразу нацелился на орбитальный космический полёт" до "было с десяток пилотируемых полётов - Долгов, Ильюшин, Шиборин и т.д., в основном неудачных".
Истина посередине. Проекты были, над высотными и суборбитальными полётами работали целые команды во главе с энтузиастами немедленной отправки человека в космос.
Одним из первых (ещё в 1945 году) стал М.Тихонравов со своим проектом ВР-190 (Высотная ракета на 190 км). В 1946 году он отправил эскизный проект Сталину и получил положительную резолюцию. Но - не пошло дело! Тихонравов не был пробивным человеком, его группа работала в НИИ-4, где проект не пользовался популярностью начальства. Отправить человека в космос было несложно. Труднее было вернуть оттуда живым. Проект выродился в беспилотный проект "Вертикальный зонд", который неизменно был второстепенным, главным делом ракетчиков 50-х были боевые ракеты. В НИИ-4 работы шли, потом заглохли. Главный энтузиаст - Тихонравов сумел вырваться из штата НИИ и уйти в ОКБ-1, к Королёву, где занимался тем же, но ещё и проектом ИСЗ. Через год туда же с большим трудом сбежал Феоктистов (ещё существовало "крепостное право", человек не мог уволиться или перейти в другую фирму без разрешения начальства).
И работа продолжилась. Феоктистов:
Поиск возможного решения проблемы полета человека на ракете начался в Девятом отделе ОКБ-1, в секторе Николая Потаповича Белоусова. Рассматривались баллистические траектории на высоту 100–200 километров без выхода на орбиту спутника Земли (старая идея Тихонравова). Чуть позже К.С.Шустин, работавший тогда у Максимова, начал изучать проблемы и возможности создания крылатого орбитального аппарата. Выяснилось, что в этом варианте сложности, связанные с аэродинамикой, тепловой защитой при спуске и с созданием конструкции крылатого аппарата, огромные и для их решения потребуются многие годы.
Ракетный полет по вертикальной или наклонной траектории технически проще, чем орбитальный, но он мало что дает для изучения воздействия условий полета на человеческий организм. Главная проблема полета — невесомость. Невесомость при вертикальном полете могла продолжаться всего две-четыре минуты, а при полете по наклонной траектории порядка 10–15 минут. В то время как один оборот вокруг Земли дает уже почти полтора часа невесомости. Затраты же времени и средств на создание аппаратов для баллистического и орбитального полетов соизмеримы.

Проект полёта человека в космос на геофизической ракете типа Р-5 был готов, несколько работников ОКБ-1 написали заявление с просьбой лететь в космос, но в дело проект не пошёл - работы по орбитальному КК продвинулись далеко, к тому же существовала жёсткая оппозиция пилотируемому полёту вообще. Феоктистов: Тут наши конкуренты-противники провозгласили опасный для нашей работы лозунг: «Для Родины важнее создать спутник-разведчик!» Вот гады!
Не стоит считать, что работа была чисто бумажной. Уже в 1949 геофизические ракеты поднялись к границам космоса, в 1951 году в герметичной кабине взлетели собаки. Полёт человека стал возможен. Но - проблема надёжности даже в СССР была важной проблемой, треть собак, стартовавших на ракетах, погибла. И все эти полёты были засекречены. Лишь после первых ИСЗ, когда усилия СССР в ракетостроении уже не было смысла скрывать, в мае 1958 года торжественно объявили о подъёме в космос двух собак и кролика. Тут уж до первого приоритета "человек в космосе!" оставался один шаг. Но в 1958-1959 году все силы были брошены на штурм Луны автоматами, где СССР во многих делах стал первым.
Людей катастрофически не хватало, Королёв, обаяв правительство победными реляциями, получил небывалые (для СССР) ресурсы, отменил всякие "прыжки в космос" и наконец-то полномасштабно взялся за орбитальный космический корабль. Отвлечение сил на Луну стоило СССР одного приоритета - американцы первыми вернули аппарат с орбиты. Главного приоритета - триумфа Гагарина тоже едва не лишились. Вообще-то орбитальный полёт человека был обещан осенью 1960-го, желательно к празднику Октябрьской революции. Планы были сорваны. В 1960-м году стартовало 5 кораблей и лишь один - третий по счёту - слетал удачно. Погибло 4 корабля, два экипажа собак, ещё один экипаж был спасён чудом. С такой надёжностью посылать человека было нельзя.
Американцы тоже обещали отправить человека в космос осенью 1960-го, правда, не в орбитальный, а в суборбитальный полёт (но в данном случае это не имело значения). Обезьян (мелкого размера) запускали еще с 1948 года, но они неизменно гибли (около десятка). К тому же кабины не были рассчитаны на человека. А проектов было немало...
Особенно усердствовал фон Браун. Уже в 1946 году он уже рисовал эскизы ракеты "А-12", которая могла бы запустить и ИСЗ и человека в космос. В октябре 1950-го он уже при большом собрании ракетчиков в планетарии Нью-Йорка сообщал о проектах пилотируемого полёта на ракете или ракетоплане. Потом были грандиозные статьи в журнале "Кольерс" - о экспансии человека в космос. Замечательные рисунки, хорошо проработанные проекты, очень красиво... И всё это ещё казалось далёким будущим. У США в борьбе за приоритеты был один большой козырь - ракетные самолёты. Возможно, ставка на этот козырь и стоила американцам потери приоритета.
Настоящие ракетные самолёты появились в Германии в конце Войны, после которой, по понятным причинам, она с ними распрощалась. И нигде, кроме США, не уделили им должного внимания - в воздухе их полностью переиграли реактивные самолёты, в космосе - ракеты. Лишь США, считавшие себя (и по праву) единственной авиационной сверхдержавой, были крайне заинтересованы в экспериментальных ракетных самолётах. Так появился самолёт Х-1, потом Х-2, потом Х-15. И вот этот Х-15 и должен был вознести в космос человека. Самолёт начал создаваться ещё в 1954 году, когда не было даже серьёзных разговоров даже о спутнике. (А теория гиперзвуковых полётов в авиации - гораздо, гораздо раньше). Пророчили ему полёты высотой до 640 км, а потом (если соеденить с ракетой типа "Навахо"), то и на орбиту сможет выйти. Это выглядело очень и очень реально. На деле параметры были скромнее, были и иные оценки возможностей, но доставить в космос человека ракетоплан мог. Тем более, что скоро начали создавать крылатый аппарат уже для орбитальных полётов - X-20 "Дайна Сор". В книге Томаса Вульфа "Нужная вещь" неплохо описано, как пилоты-испытатели свысока поглядывали на будущих космонавтов. Они-то действительно ПИЛОТИРОВАЛИ, а роль первых астронавтов - быть пассажирами, если не сказать больше - подопытными объектами медиков. К слову сказать, когда первые советские космонавты попадали за один стол с советскими лётчиками-испытателями, картина была точно такой же.
Пожалуй, надо о космическом железе рассказать в другом месте, речь идёт исключительно о человеке, "социальные приоритеты". Начало космической эры фактически совпало с созданием первых наборов людей для полёта в космос, первых отрядов. В 1957 году впервые произошло размежевание людей на "имеющих желание" и "имеющих возможность". Желающих всегда было немало. Например, «The Sydney Morning Herald» 17.08.1958 (день старта 1-й ракеты к Луне) сообщала: "В правительственные органы США потоком хлынули заявки на путешествия на Луну и на участки лунной территории. ... Все три государственных органа сообщают, что подавляющее большинство заявок поступают от женщин - по оценке одного из чиновников, в пропорции 10 женщин на одного мужчину. Но написало и несколько сотен мужчин - предлагающих отправить своих жен".
Меж тем реальные кандидаты на звание Первого человека в космосе уже "прогревали моторы". В сентябре 1957 года, ещё до запуска первого ИСЗ, образовалась группа пилотов для испытаний ещё только проектируемого X-15. Отрядом они не были, просто 3 заинтересованные организации командировали своих людей для испытаний ракетоплана (который мог летать и в космосе). Альберт Скотт Кроссфилд - от North American (она создавала X-15), Айвен Карл Кинчлоу, мл. и Роберт Майкл Уайт - от ВВС США; Джозеф Альберт Уолкер - от НАКА (предшественница НАСА);
Лишь один Уайт умер от старости, остальные погибли при испытаниях самолётов (не X-15)
Но никто личше специалистов самих ВВС не знал, насколько сложен гиперзвуковой полёт, насколько самоубийственен для крылатого аппарата вход в атмосферу. Проект "антиподного бомбардировщика" Зенгера был изучен, команда фон Кармана тоже потрудилась на славу. Получалось, что взлететь на крыльях в космос можно и нужно, но будет это дело довольно долгое. Поэтому спустя не очень много времени после начала создания X-15 ВВС запустило работу и по пилотируемой (обитаеиой) баллистической капсуле. Это так называеиый проект «7969» («Project 7969»). В марте 1956 года в рамках программы создания пилотируемой баллистической ракеты для высотных исследований («Manned Ballistic Rocket Research System») ВВС объявили конкурс на разработку обитаемой капсулы. И получили 11 проектов ведущих фирм. Нет смысла их тут перечислять. Все они были проектами орбитальных аппаратов. Все - дорогие, сложные, абсолютно новые. Требовался тщательный отбор. Работы шли вполне по плану. Но 4 октября 1957 года был запущен русский спутник и планы пришлось срочно пересмотреть. Реакция народа (американского) оказалась неожиданной - от восторгов до паники, от "коммунисты - толковые ребята!" до "государство не способно нас защитить от коммунистов!" Не сомневаюсь, что перекройка планов в сторону ускорения велась буквально с первого дня Космической эры. 9 октября руководство ВВС дошло до разбора и пилотируемых программ, в частности, проекта 7969. Была определена цель - в течении двух лет создать достаточно мощную РН, годную для запуска пилотируемого корабля. 28 октября планы пилотируемого полета были одобрены комитетом Теллера (56 академиков, инженеров и офицеров ВВС). И разговор уже шёл об ускорении планов, которые получили конкретное название - Man in Space (MIS) - «человек в космосе». По предварительным планам, пилотируемый космический аппарат должен был быть запущен на баллистической ракете "Атлас". Сам аппарат должен был быть разработан в течение 6 месяцев.
В феврале было создано агентство DARPA (Управление перспективных исследовательских проектов Министерства обороны США, Defense Advanced Research Projects Agency)
27 февраля 1958 года командование научно-исследовательских работ ВВС (Air Research and Development Command - ARDC) доложило три альтернативные концепции реализации космического полета, отобранные из предложенных вариантов. 1) North American Aviation предложила модернизировать ещё не летавший Х-15 (т.н. проект X-15B). 2) всё внимание уделить орбитальному мини-шаттлу Дайна-Сор (Dyna-Soar), предложенную "Боингом", 3) создать простую баллистическую капсулу, предложенную компаниями McDonnell и Avco-Convair.
В марте 1958 года Управление баллистических ракет ВВС (Air Force Ballistic Missile Division - AFBMD) предложило план из 11 шагов под названием «Пилотируемый полет на Луну с возвращением» (Manned Space Flight to the Moon and Return). В первой декаде марта (10 - 12 числа) была проведена конференция под председательством генерала Шривера, на которой был рассмотрен ход работ над проектом. На этой конференции было принято решение сосредоточиться на баллистической капсуле весом от 1200 до 1350 кг. В качестве посадки предполагалось приводнение на парашюте в районе Багамских островов. Капсула должна была иметь диаметр 1,8 метра и длину 2,4 метра. Длительность полета планировалась не более 48 часов (2 суток). Систему управления - автоматическая. Предполагалось начать с беспилотных запусков и запусков животных, и только потом переходить к пилотируемому полету. Первый пилотируемый полет планировался в октябре 1960 года.
В апреле 1958 года результаты работы оперативной группы AFBMD были доложены в Штаб ARDC. Предложенный план сокращён до 4-х этапов. Первый этап назывался Man in Space Soonest (MISS) - «человек в космосе как можно быстрее». Само название говорит, ЧТО это была за программа.
Май 1958 года - Управление баллистических ракет ВВС оценило сложности разработки 2-й ступени для РН "Атлас", необходимой для орбитального полёта и предложило ещё ускорить программу Man in Space Soonest - одноступенчатый "Атлас" посылает капсулу в суборбитальный полет на высоту около 270 км и с дальностью полета около 185 км.
15 июня 1958 года это предложение было направлено на рассмотрение в Вашингтон. Полёт с человеком был запланирован уже не в октябре, а в апреле 1960 года. Стоимость - 99,3 млн. долл. - была по тому времени огромной, но уже 16 июня руководство ВВС США дало согласие на начало работ по этому альтернативному плану. Название осталось прежним - Man in Space Soonest. Выданы первые контракты на разработку внешнего облика капсулы (North American Aviation) и электронного оборудования для нее (General Electric). Через три месяца ждали первый макет капсулы.
25 июня 1958 года были названы имена 9 военных и гражданских летчиков-испытателей, которые были отобрали для выполнения полетов по этой программе. В отличие от группы пилотов X-15, которым предстояло долгое облётывание самолёта с неясными перспективами, это был первый набор космонавтов, причём ВВС выбрало не только военных, но и гражданских:
от NACA - Нейл Армстронг, Джозеф Уолкер и Джон Маккей
от Douglas Aircraft - Уилльям Бриджмен
от North American - Альберт Кроссфилд и Элвин Уайт
от ВВС США - Айвен Кинчелоу, Роберт Уайт и Роберт Рашуорт
Грузоподъемность "Атласа" даже в суборбитальном полёте была ограничена, поэтому отобранных девятерых космонавтов разделили на две группы. В первую вошли те, чей вес был не более 175 фунтов: Нейл Армстронг, Скотт Кроссфилд, Роберт Рашуорт и Роберт Уолкер. Из этих 9 человек четверо (Кроссфилд, Кинчелоу, Роберт Уайт и Уолкер) были уже отобраны для полетов на ракетоплане Х-15 еще в сентябре 1957 года, ни тот, ни другой аппарат готовы не были и будущие космонавты занимались простой работой лётчиков-испытателей.
Кинчлоу погиб 26 июля 1958 года при испытаниях F-104
Однако для тренировок и подготовки астронавтов к условиям космического полета предполагалось провести целую серию экспериментов на высотных аэростатах на высоту в 30 км.
Между тем пришло понимание, что космонавтика столь серьёзное дело, что распылять усилия вредно. ВВС, ВМС и армия не только конкурировали меж собой, но порой и враждовали. И президент США Эйзенхауэр принял решение передать все работы в NACA (National Advisory Committee on Aeronautics) и радикально преобразовать в гражданское агентство, изменив даже название на NASA (National Aeronautics and Space Administration). 29 июля 1958 года было принято решение - НАСА быть!
20 августа 1958 года Эйзенхауэр принял решение о том, что все работы по первому пилотируемому полёту должны проводиться под управлением NASA, в августе 1958 года все работы по программе ВВС MISS были прекращены. В ведении ВВС оставалась только программа Dyna-Soar (которая не пошла дальше моделей).
Октябрь 1958 года - дата действительного рождение НАСА, появилась структура, появились планы и виды, в том числе и на пилотируемый полёт. Группа космонавтов MISS была расформирована. Как раз в октябре был изготовлен первый лётный экземпляр X-15. Группа его испытателей была увеличена: Нейл Армстронг и Джон Маккей - от НАКА; Форрест Петерсен - от ВМС США; Роберт Рашуорт - от ВВС США; Элвин Уайт - от North American.
Рождение НАСА было необходимым шагом и очень правильным решением. Но только в долглсрочной перспективе! Как гражданское агентство оно жестоко лимитировалось всегда финансами, конгресс, преследуя свои политические цели, вставлял палки в колёса. Военные куда более свободно могли распоряжаться своими деньгами, надо было только умело пугать конгрессменов угрозами извне.
Поэтому НАСА не виновато в том, что и второй Великий приоритет, "Человек в космосе" был упущен.
А вначале-то было всё неплохо. НАСА приняло много нужных специалистов. Только фон Браун привёл команду в 200 человек. DARPA передало НАСА ряд новых технологий, начавшиеся проекты, главное - роль НАСА, как лидера космической программы признали все. Запуск человека в апреле 1960 года не был ни отменён, ни забыт! Капсула для космонавта успешно проектировалась. Осталось выбрать РН. НАСА выбрало проект «Меркурий-Юпитер» и 6 октября 1958 года начинает переговоры о покупке РН «Юпитер» и «Редстоун» у Агентства по баллистическим ракетам Армии США (ABMA, Army Ballistic Missile Agency). 2 декабря 1958 года НАСА ведет переговоры о стоимости РН «Юпитер» и «Редстоун». 16 января 1959 года НАСА заказывает 2 РН «Юпитер» и 8 - «Редстоун».
В январе 1959-го в McDonnell Aircraft Corporation начинается разработка корабля "Меркурий".
21 января 1959-го начинается отбор космонавтов для НАСА (объявлен набор). 508 военных лётчиков подали заявление (невоенных и нелётчиков не рассматривали). 28 января из этого числа отобрали 110 и подвергли анкетному анализу. В начале февраля 69 человек отправили на собеседование в Вашингтон. Там они ознакомились с программой "Меркурий" (несколько человек отказалось сразу), прошли психологические тесты. Лишь 36 человек прошли дальше и лишь 32 согласились стать космонавтами. Их официально назвали кандидатами в космонавты, разбили на 6 групп и отправили на медобследование с 16 февраля по 27 марта в клинике Лавлейса (Lovelace Clinic) в Альбукерке (Albuquerque), штат Нью-Мексико и в Лаборатории авиационной медицины (Aerospace Medical Laboratory) при Центре по разработке авиационной техники на авиабазе Райт-Паттерсон (Wright Air Development Center) в Огайо. Пятый этап отбора начался в конце марта. На этом этапе и был сделан окончательный выбор семерых финалистов (по 3 представителя от ВМС и ВВС и 1 от Корпуса морской пехоты). Из оставшихся 25 - трое были зачислены в следующие наборы НАСА, еще двое повторно пытались стать космонавтами, но зачислены не были. Еще один претендент стал космонавтом МО США.
2 апреля 1959 года НАСА официально объявило о создании первого отряда космонавтов. Поскольку Х-15 явно отставал от программы "Меркурий", кому-то из этих семи предстояло стать первым американцем в космосе. Но будут ли они там первыми в мире? Это было тогда не слишком ясно. СССР за целый год (с мая 1958) запустил лишь 1 ракету, пролетевшую мимо Луны - и ни одного ИСЗ.
Эту группу часто называют - Mercury-7. Все они слетали в космос, все смогли сделать что-то "впервые". Но главный приз достался не им:


Астронавты первого набора на подготовке у самолета. Слева направо: Скотт Карпентер, Гордон Купер, Джон Гленн, Гас Гриссом, Уолтер Ширра, Алан Шепард, Дик Слейтон.
Планировалось 2 суборбитальных запуска человека на "Юпитере". РН была способна поднять корабль "Меркурий" на высоту 500 км, разогнать до 3,9 км/с и забросить на 2500 км. Однако расчёты показали, что при входе капсулы в атмосферу со скоростью 2,8 км/с перегрузки составят до 40 g. Что однозначно смертельно. Значит, РН не надо разгонять до такой скорости и такой высоты, а это означает просто РН недозаправить. А зачем тогда "Юпитер", если полностью заправленный «Редстоун» доставит человека на высоту в 200 км и перегрузки будут приемлемые? И стоит «Редстоун» значительно дешевле. Но главное даже не в этом. "Юпитер" - ракета гораздо более перспективная, детище фон Брауна, одного из главных в НАСА, но для "Юпитера" надо строить отдельную стартовую площадку, что вообще дорого, а для двух запусков - нерентабельно.
И 22 мая 1959 года НАСА подтверждает контракт HS-44 (на «Редстоун») и отказывается от HS-54 («Юпитер»).
1 июля 1959 года НАСА выбрала РН «Атлас», 8 июля 1959 года НАСА официально объявило об участии в программе «Меркурий» РН «Редстоун» и «Атлас».
Такие перетурбации совершенно не способствовали ускорению работ над кораблём. Но ещё больше "человека в космос" задержала забота и его безопасности