Имена/Даты | Рейтинг события | Обоснование рейтинга |
1. Первый полет человека в космос Ю.Гагарин (СССР) — 12.04.1961 | 25+25+25+25=100 | Гагарин выполнил сразу 4 логичных этапа, каждый из которых был бы великим свершением: 1) достижение границы космоса (не обязательно ракетным способом) 2) космический полёт (полёт в космосе с 1-й космической) 3) орбитальный полет 4) сход с орбиты и удачное возвращение подробнее |
2. Впервые человек управлял кораблем А.Шепард (США) — 5.05.1961 | 10 | Оба эти достижения не были бы даже замечены, если бы Гагарин выполнял обычную схему полета и посадки. Но увы! Гагарину пришлось выполнять роль пассажира (зато достижение автоматики!) и особо ценного объекта, спасаемого отдельно, ввиду большой скорости снижения СА. Эта экзотика в дальнейшем вероятна не ранее 2061 г. к столетию полёта. А вот Шепард направил схему полёта в привычное нам русло. |
3. Первая посадка без катапультирования из КК А.Шепард (США) — 5.05.1961 | 10 | |
4. Первый полет женщины в космос | 10+10+10+10=40 | С одной стороны, женщины — тоже люди, с другой стороны — они крайне сильно отличаются от мужчин. Не хуже и не лучше — просто иные, порой до противоположности. В связи с этим я для женщин определил те же критерии, но на градацию меньше. |
5. Первый экипаж в космосе В.Комаров (СССР) К.Феоктистов (СССР) Б.Егоров (СССР) — 12.10.1964 | 9+ 8+ 8= 25 | Экипаж на КК — основа космического полёта. С тех пор стартовало лишь 4 КК с одним космонавтом (в двух из них экипаж планировали добавить в космосе). А ещё родились должности, появилась возможность круглосуточной работы. Полет без скафандров - вынужденная и преждевременная мера. По идее, стартовать без скафандров будут только лет через 30. Но тем не менее... |
6. Первый полет без скафандров В.Комаров (СССР) К.Феоктистов (СССР) Б.Егоров (СССР) — 12.10.1964 | 10+ 10+ 10= 30 | |
7. Первый опыт шлюзования П.Беляев (СССР) | 13+ 12= 25 | Даже если бы Леонов вообще не выходил в космос, а просто проверил шлюзование — это было бы великим событием — ибо за шлюзовой камерой — настоящее и, вероятно, большое будущее. |
8. Первый выход в открытый космос А.Леонов (СССР) — 18.03.1965 | 25+25=50 | Самым логичным было выглянуть из люка, а то и просто ограничиться разгерметизацией. Но не таков был Королёв! Он заставил отработать по полной программе. Он бы и автономный полёт устроил, если б был готово СПК. Отлёт на всё длину фала без управляющих устройств я всё же не считаю достижением, хотя, конечно, спорный вопрос... |
9. Первое изменение параметров орбиты КК вручную В.Гриссом (США) Дж.Янг — 23.03.1965 | 13 +12 =25 | Написать, что это были первые маневры в космосе, было бы неверно. Ориентация, сход с орбиты — тоже маневры. Но, чтобы стать настоящим кораблём, надо научиться менять курс. Это и было сделано, причём по полной программе — изменён перигей, апогей и плоскость орбиты. |
10. Первая разгерметизация кабины КК
Э.Уайт (США) — 3.06.1965 | 13 +12 =25 | Разгерметизация не менее важна, чем шлюзование! Между прочим, на наших КК эта операция так ни разу и не проводилась. |
11. Первое использование космонавтом ракетного индивидуального двигателя при ВКД Э.Уайт (США) — 3.06.1965 | 25 | Непременное устройство при сложных ВКД будущего |
12. Первое сближение КК с другим КА У.Ширра (США) Т.Стаффорд (США) — 15.12.1965 | 13 +12 =25 | Обязательное условие как для стыковки, так и при множестве прочих операций в космосе. |
13. Первая стыковка КК с другим КА Н.Армстронг (США) Д.Скотт (США) — 16.03.1966 | 13 +12 =25 | Одна из самых важных операций в космосе |
14. Первое изменение параметров орбиты с помощью пристыкованного КА Дж Янг (США) М.Коллинз (США) — 14.07.1966 | 13 +12 =25 | Одна из самых важных операций в космосе |
15. Первое возвращение на Землю части другого КА Дж Янг (США) М.Коллинз (США) — 21.07.1966 | 12 +13 =25 | Целиком снять КА, запущенный отдельно, ещё было невозможно, но снять с него нужный прибор удалось. |
16. Первый тросовый эксперимент в космосе (соединение двух КА тросом и раскручивание вокруг общего центра масс) Ч.Конрад (США) Р.Гордон (США) — 14.09.1966 | 12 +13 =25 | Как показало время — эксперимент вполне преждевременный. Невесомость оказалась не настолько страшна, чтоб прибегать к услугам искусственной гравитации. |
17. Первый полёт к Луне Ф.Борман (США) Дж.Ловелл (США) У.Андерс (США) — 21-27.12.1968 | 9+9+9+9+4+4=44 +8+8+8+8+3+3=38 +8+8+8+8+3+3=38 =120 | В этом полёте собран целый букет достижений, а именно:
1) Пролёт Луны (попадание в сферу её действия). Пролет Луны как самостоятельная задача не планировался никогда. 2) Облёт Луны. Именно в этом деле СССР мог бы опередить США, пусть даже всего на несколько дней, если бы чуть успешнее шли испытания Л-1 и "Протона". И уж, без всяких "если" это можно было бы сделать в 1970, если б не закрытие программы. К слову сказать, даже этот наипростейший вариант посещения района Луны сейчас (и в ближайшие 10 лет) не могут выполнить ни Россия, ни США. 3) Выход на селецентрическую орбиту. У СССР тоже были такие планы (и с приличными шансами на успех), но программа Л3 была закрыта. 4) Возвращение с селецентрической орбиты. Полётов без возвращений не планировалось никогда. Тем не менее это весьма сложная техническая задача. Риск, что корабль не удастся свести с орбиты в данном случае был много больше, чем в последующих полётах. "Аполлон-8" не имел ЛМ, который смог бы свести корабль с орбиты в случае отказа основного двигателя. 5) и 6) Маневры на селеноцентрической орбите и вход в атмосферу со 2-й космической. Это достижения меньшего порядка, т.к манёвры на околоземной орбите уже выполнялись, и возвращение с 1-й к.с — тоже. Однако сложность в данном случае была на порядок больше, чем ранее. |
18. Первая стыковка с другим КК В.Шаталов (СССР) — 16.01.1969 | 10 | Стыковка с другим КК технически мало чем отличается от стыковки с беспилотным КА. Но какие возможности открываются! У американцев два американских КК не стыковались ни разу. Только с беспилотными, со своими же модулями или с нашими. |
19. Первый переход космонавтов из одного КК в другой через космос Е.Хрунов (СССР) А.Елисеев (СССР) — 16.01.1969 | 13+ 12 =25 | Чем дальше от нас уходит в историю тот полёт, тем больше он кажется он голливудским трюком. Американцы планировали похожий переход, но значительно скромнее — между двумя модулями одного КК. И то не удалось. А у нас это была не тренировка по спасению, а отработка штатной операции на селеноцентрической орбите! Он так и остался уникальным выходом. Кстати, первым перешёл Хрунов. |
20. Первое возвращение космонавтов из космоса на другом КК Е.Хрунов (СССР) А.Елисеев (СССР) — 17.01.1969 | 5+ 5 =10 | Могли бы и вернуться к себе после перехода. Но — нет! Операция доведена до логического конца. Подобная замена потребовала установки заранее индивидуальных ложементов и других хитростей. Но главное тут не в технике, а в социальных отношениях. Командир меняет экипаж, экипаж меняет корабль и командира... |
21. Первый многомодульный КК Дж.МакДивитт (США) Д.Скотт (США) Р.Швейкарт — 3.03.1969 | 9+ +8 +8 =25 | Испытание первого в мире КК, состоящего, фактически из двух кораблей — орбитального и лунного посадочного. |
22. Первое перестроение отсеков КК Дж.МакДивитт (США) Д.Скотт (США) Р.Швейкарт (США) — 3.03.1969 | 4+ +3 +3 =10 | Впервые корабль перестроился в полёте, расстыковавшись и вновь состыковавшись в другой конфигурации |
23. Первый раздельный полёт модулей одного КК. Первый полёт на аппарате, не приспособленным для посадки на Землю. Дж.МакДивитт (США) Р.Швейкарт (США) — 3.03.1969 | 13+ +12 =25 | Случись что с основным модулем — гибель экипажа ЛМ была бы очевидна. Это вообще единственный случай, когда пилотируемый лунный модуль летал по геоцентрической орбите. Предвижу вопрос: не забыл ли я третьего члена экипажа? Не забыл. Но ему-то разделение ничем не грозило, только подобрать "шлюпку" надо было аккуратно. |
24. Первый полёт лунного модуля по селеноцентрической орбите. Т.Стаффорд (США) Ю.Сернан (США) — 22.05.1969 | 5+ +5 =10 | То же самое, но в новых условиях. |
25. Первая стыковка на селецентрической орбите. Дж.Янг (США) — 23.05.1969 | 10 | То же самое, но в новых условиях. |
26. Первая экспедиция на Луну Н.Армстронг (США) Э.Олдрин (США) М.Коллинз — 16-24.07.1969 | 13+13+13+13+13+9=74 +12+12+12+12+12+8=68 +8 =150 | И в этом полёте много чего было сделано впервые, а именно:
1) Впервые человек достиг Луны. Экипаж "Орла" остался бы в помяти Человечества, если б совершил только это. Точнее скажу: если б разбились, как разбивались многие герои фантастических романов на своих ядрах. 2) Но они не разбились, а выполнили первую пилотируемую посадку! 3) И они не просто посмотрели на Луну из окошка, но и вышли на её поверхность! 4) И они не только позировали кинокамерам, а установили научные приборы! 5) И они смогли не только достигнуть Луны, но и вернуться назад! 6) И они вернулись не с пустыми руками, но и привезли на Землю лунный грунт! (только это достижение я считаю заслугой всех троих членов экипажа) |
27. Первая "точная посадка" на Луну Ч.Конрад (США) А.Бин (США) — 19.11.1969 | 13 +12 =25 | Сесть возле "Сервейера-3" уже во второй экспедиции — это настоящий технический подвиг! Больше таких точных посадок не понадобилось и нам не с чем сравнить. |
28. Первая доставка с Луны частей другого КА Ч.Конрад (США) А.Бин (США) Р.Гордон (США) — 24.11.1969 | 9 +8 +8 =25 | Не только первое, но и уникальное достижение! Причем детали оказались населёнными земными микробами, перенёсшими трёхлетнее пребывание на Луне! (возможно, однако, и загрязнение при доставке на Землю) |
29. Первый экипаж ОКС Г.Добровольский (СССР) А.Волков (СССР) В.Пацаев (СССР) — 6.06.1971 | 9 +8 +8 =25 | А это, наоборот, стало столь обыденным, что не верится, что когда-то это было большой проблемой. Причем отмечу: образован был не только туннель-лаз, но были соеденены воедино системы обоих КА. |
30. Первое использование на Луне ровера. Д.Скотт (США) Дж.Ирвин (США) — 31.07.1971 | 13 +12 =25 | Хоть это был и не первый ровер на Луне, но первый самый настоящий автомобиль. Да и по ходовым качествам он в сотни раз превосходил наш "Луноход". Вот только ездить самостоятельно не умел. |
31. Первый выход в открытый космос на границе сферы действия Земли А.Уорден (США) — 5.08.1971 | 10 | Технически — ничего нового. Но какой вид! Как символично! |
32. Первая стыковка КК двух стран Т.Стаффорд (США) В.Бранд (США) Д.Слейтон (США) А.Леонов (СССР) В.Кубасов (СССР) — 15.07.1975 | 5 +5 +5 +5 +5 =25 | Технически — нового маловато. Правда, совместимость разных атмосфер... Но это первая международная операция двух космических держав |
33. Впервые экипаж сменил корабль на орбите. В.Джанибеков (СССР) О.Макаров (СССР) | 3 +2 =5 | Операция, ставшая классической |
34. Первый полёт шаттла Дж.Янг (США) Р.Криппен (США) | 13+13+13 +12+12+12 =75 | Шаттл перепрыгнул сразу два этапа. Спуск на парашюте был лишен маневренности, поэтому у конструкторов чесались руки сделать нечто, имеющее хорошую аэродинамику и большой боковой маневр. Но проекты в дело не пошли. Следующий логический этап — создание специальных ВВП, примерно, как для нашего "Бурана" — широких и длинных. Шаттл мог садиться даже на грунтовую полосу! Однако при этом надо признать, что и эти полосы были специальными — на рядовую ВВП он сесть не рискнул бы. Так что немного не дотянул он до возможностей самолёта. Но вот то, что он был хоть не полностью, но многоразовым — это точно. |
35. Первый запуск ИСЗ с КК В.Бранд (США) Р.Овермайер (США) Дж.Аллен (США) У.Ленуар (США) | 7 +6 +6 +6 =25 | Строго говоря, это был не первый запуск ПН с КК. Но параметры самого ИСЗ, его стоимость, параметры его орбиты, размах самой операции не идут ни в какое сравнение с шариком, выброшенным с "Меркурия-7", ведром воды, вылитом с "Джемини-3" или контейнером REP, запущенном с "Джемини-5" |
36. Первая ночная посадка шаттла Р.Трули (США) Д.Бранденстайн (США) | 5 +5 =10 | Даже для самолёта ночная посадка сложнее, а для 100-тонного планера, который не может повторить попытку... |
37. Первый полёт шаттла с ОЛБ "Спейслэб" Дж.Янг (США) Б.Шоу (США) О.Гэрриотт (США) Р.Паркер (США) Б.Лихтенберг (США) У.Мербольд (Германия) STS-9 — 28.11.1983 | 5 +4 +4 +4 +4 +4 =25 | Это была замечательная большая заменяемая лаборатория. У нас не было такой лаборатории никогда. Я подчеркиваю — полностью изменяющей профиль деятельности в каждом полёте. |
38. Первый выход в открытый космос без фала Б. МакКандлесс (США) | 25 | Исполнилась мечта Циолковского: появился человек-спутник. |
39. Первый ремонт ИСЗ на орбите Р.Криппен (США) Ф.Скоби (США) Д.Нельсон (США) Д.Ван Хофтен (США) Т.Харт (США) | 5 5 5 5 5 =25 | Впервые был пойман и отремонтирован на орбите ИСЗ, причем очень внушительных размеров, к тому ж для ремонтов не предназначенный |
40. Первая ВКД женщины С.Савицкая (СССР) | 10+10=20 | Удалось нам опередить американцев на несколько месяцев. Однако Светлана Евгеньевна ни в чем не уступала ни американке, ни нашим мужикам и считать это приоритетной бутафорией никак нельзя |
41. Первое возвращение ИСЗ с орбиты на КК Ф.Хаук (США) Д.Уокер (США) Д.Гарднер (США) Дж.Аллен (США) А.Фишер (США) | 5 5 5 5 5 =25 | Впервые был пойман и возвращен на Землю ИСЗ, причем не один, а два! Причем для такого возвращения не предназначенные. |
42. Первая стыковка с "мёртвым (неадаптированным) КА" В.Джанибеков (СССР) | 10 | Впервые один из состыкованных объектов "не отвечал взаимностью" |
43. Первый ремонт ОКС, лишенной энергоснабжения В.Джанибеков (СССР) В.Савиных (СССР) | 13 12 =25 | Хочется надеяться, что этот случай будет также и последним. Американцы тоже спасли ОКС, но у них она поддавалась управлению. |
44. Первый перелёт с одной ОКС на другую Л.Кизим (СССР) В.Соловьёв (СССР) | 3 2 =5 | Удивительное тут в том, что топлива и умения стыковаться хватило не только на перелёт "туда", но и на обратный |
45. Первый запуск АМС с КК Д.Уокер (США) Р.Грейби (США) Н.Тагард (США) М.Клив (США) М.Ли (США) | 2 2 2 2 2 =10 | Ничего особенного технически в этом не было. Но как символично! |
46. Первая стыковка шаттла с ОКС Р.Гибсон (США) | 10 | Первая стыковка на несимметричный СТУ |
47. Первое удачное развёртывание тросовой системы Э.Аллен (США) С.Хоровитц (США) Дж.Хоффман (США) М.Чели (Италия) К.Николлье (Швейцария) Ф.Чанг-Диас (США) У.Гуидони (Италия) | 2 1 1 1 1 2 2 =10 | Если не брать в расчёт старые тросовые эксперименты и первую неудачную попытку, то это очень многообещающий эксперимент |
48. Пристыковка модуля к другому КА "Индевор" STS-88 (США) Р.Кабана Ф.Стёркоу Дж.Росс Дж.Кёрри Дж.Ньюман С.Крикалёв
— 6.12.1998 | 2 1 2 2 2 1 | Ещё один вариант работы манипулятором. Пристыковать здоровенный блок к ОКС без выходящих — это новое слово в технике ОКС-строительства! |
1. Продолжительность полёта превысила сутки Г.Титов (СССР) | 2 | Американцы достигли этого только в 1963 г. |
2. Первый вывод ПН из КК на орбите М.Карпентер (США) | 2 | Это такой надувной шар на тросе, который потом отстрелян |
3. Первый запуск ИСЗ из КК Г.Купер (США) Ч.Конрад (США) | 1 1 | Контейнер такой, для проверки систем сближения КК. |
4. Продолжительность полёта превысила неделю Г.Купер (США) Ч.Конрад (США) | 2 2 | В СССР такое повторили только в 1970 г., да и то едва космонавтов не погубили. |
5. Первый запуск ИСЗ из КК на селецентрической орбите Д.Скотт (США) | 1 | Скотт — потому что командир |
6. Продолжительность полёта превысила месяц А.Бин (США) О.Гэрриот (США) Дж.Лусма (США) | 1 1 |   |
7. Первый международный экипаж А.Губарев (СССР) В.Ремек (Чехословакия) | 1 1 |   |
8. Продолжительность полёта превысила 3 месяца Ю.Романенко (СССР) Г.Гречко (СССР) | 2 2 |   |
9. Продолжительность полёта превысила год В.Титов (СССР) М.Манаров (СССР) | 2 2 |   |
10. Женщина командовала КК А.Коллинз (США) | 2 |   |
11. Полностью женская ВКД К.Кох и Дж.Меир (США) | 1 + 1 |   |