МЕЖДУНАРОДНАЯ КОСМИЧЕСКАЯ СТАНЦИЯ

США. О ходе работ над космической станцией

И.Лисов по материалам НАСА. 1 февраля НАСА и представители фирм-подрядчиков подписали комплект документов, завершающих проработку проекта станции в рамках трех “рабочих пакетов” и означающих вступление фирмы “Боинг” в права головного подрядчика по проекту.

До этого момента три американские фирмы вели работу над проектом в рамках так называемых “рабочих пакетов”: “Боинг Дифенс энд Спейс Груп”, “МакДоннелл Дуглас Корп.” и отделение “Рокитдайн” фирмы “Рокуэлл Интернэшнл”. Подписанное НАСА и ими четырехстороннее соглашение подтверждает роль “Боинга” в качестве головного подрядчика и двух остальных фирм в качестве субподрядчиков. Подписание этого соглашения означает также юридический конец проекта “Космическая станция Фридом” и переход к пересмотренной программе Космической станции, осуществляемой с участием России, Канады, Европы и Японии.

В августе 1993 года в целях улучшения организационной стороны проекта “Боинг” был назначен головным подрядчиком. По сравнению с прошлым контрактом между НАСА и “Боингом” роль фирмы значительно изменилась. В соответствии с одним из подписанных 1 февраля документов, “Боинг” получил контракт на проектирование и изготовление “металла” Космической станции. Окончательный контракт между НАСА и “Боингом” будет согласован позже в этом году. “Боинг” назначил специальным вице-президентом по программе Космической станции Лэрри Уинслоу (Larry Winslow).

США. НАСА рассчитывает на участие России

18 февраля. Вашингтон. Франс Пресс. Назначенный недавно руководителем программы Международной космической станции с американской стороны Уилбур Трафтон заявил сегодня, что НАСА убеждено в выполнении Россией своей части проекта. “Мы работаем в предположении, что они будут с нами на многие годы вперед, — сказал Трафтон. — Мы не пошли бы на эту программу, полагая, что эти люди намерены из нее выйти.”

НАСА не считает, что партнеры США намерены прекратить участие в проекте, заявил Трафтон. (С учетом того, что в этот момент уже велись переговоры с намеренной сделать такой шаг Канадой, заявление Трафтона явилось формой политического давления — И.Л.) Тем не менее НАСА имеет детальный план на тот случай, если политическая нестабильность в России вынудит Москву отказаться от участия в проекте. Такой вариант увеличит расходы США на 2 млрд $ и отсрочит срок ввода станции в строй на год.

Более всего НАСА беспокоит прохождение через Конгресс бюджета на 1995 ф.г., в котором предлагается выделить 2.1 млрд $ на Космическую станцию. В своем настоящем виде станция будет закончена к июню 2002 года и обойдется в 17.4 млрд $. Первый американский запуск по этой программе намечено осуществить в июле 1997 года.

Канада сокращает свой вклад в космическую станцию

23 февраля. Оттава. И.Лисов по сообщениям ИТАР-ТАСС, АП, Рейтер и Франс Пресс. Канада может отказаться от участия в создании международной орбитальной станции. Об этом свидетельствуют выступление министра финансов Пола Мартина, представившего 22 февраля парламенту проект бюджета на 1994-1995 финансовый год, а также последовавшее 23 февраля заявление министра промышленности Джона Мэнли. В своем выступлении во вторник Мартин заявил, что Канада не в состоянии выполнить свое обязательство по изготовлению мобильного автоматического манипулятора для МКС. “У нас просто нет денег,” — сообщил он корреспондентам после выступления.

Как известно, в финансировании программы строительства орбитальной станции примут участие США, Россия, европейские страны, Япония и Канада. Канадское правительство в целях уменьшения дефицита бюджета, превысившего в текущем финансовом году (кончающемся 31 марта) 45.7 млрд канадских долларов (33.8 млрд US$), внесло в парламент проект бюджета на 1994-1995 финансовый год, предусматривающий резкое сокращение расходов, включая расходы на оборону и программу космической станции. В 1994-1995 ф.г. планируется уменьшить дефицит до 39.7 млрд С$ (29.4 млрд US$), а в 1995-1996 — до 32.7 млрд С$ (24.2 млрд USS).

Кабинет министров, заявил Пол Мартин, выступая в Парламенте, “принял решение провести переговоры об упорядоченном сокращении объема наших обязательств в отношении программы” строительства станции. Джон Мэнли в свою очередь сообщил, что 21 февраля в Вашингтоне начались переговоры между Канадой и США о частичном сохранении ее участия в проекте МКС. Он сказал, что “более ограниченная роль”, которая позволила бы Канаде остаться участником программы, “не гарантирована”. Канада, пояснил он, в первую очередь заинтересована в таких аспектах ее космической программы, как метеорологические спутники и спутники связи, “а не в космической станции”.

Газета “Глоб энд Мейл” в связи с этим сообщила, что накануне внесения проекта бюджета в Парламент Оттава зондировала реакцию Вашингтона на такую альтернативу: либо первоначально согласованная доля Канады в финансировании строительства станции в сумме 1.4 млрд долларов будет уменьшена как минимум на 500 миллионов (канадских), либо она пересмотрит свое участие в программе. В последнюю минуту в результате интенсивного нажима со стороны Президента США Билла Клинтона (беседовавшего на прошлой неделе по телефону с Премьер-министром Канады Жаном Кретьеном) Мартин изменил формулировку в своем выступлении, пишет газета. Действительно, в розданном журналистам тексте речи был пассаж об “упорядоченном отказе от обязательств” Канады в отношении станции, который, выступая, министр поменял на “упорядоченное сокращение”. Тем не менее, считает печать, канадское участие в программе остается под вопросом.

В течение пяти лет Канада уже израсходовала на разработку манипулятора космической станции 532-562 млн американских долларов, что составляет почти половину от суммы, которую она обязалась вложить в проект. Канада надеется на экономию в сумме 380 млн US$ в течение 10 ближайших лет.

Директор НАСА Д.Голдин, выступая 23 февраля в подкомитете по космосу Палаты представителей Конгресса США, сообщил, что американцы предложили Канаде пересмотреть график работ и технические требования, что позволило бы ей завершить программу на те средства, которыми страна располагает. Он сравнил поведение правительства либералов с действиями Президента США Клинтона, потребовавшего после своего вступления в должность пересмотра американской космической программы. Европейцы и японцы, сказал Голдин, намерены выполнить свои обязательства, причем Европа в инициативном порядке будет также разрабатывать средства доставки своих материалов на станцию.

Россия. ФГБ-энергетический блок

НК. К.Лантратов. С момента написания статьи “В космос вместе...” стали известны подробности о ФГБ (функционально-грузовой блок) — энергетическом блоке (рис. 1). В конструкторской документации Госцентра имени Хруничева он фигурирует как “изделие 77КМ”, а на Западе его именуют FGB Energy Block. Это — центральная часть Международной космической станции (МКС), вокруг которой начнется все остальное ее строительство.

Рис. 1. Функционально-грузовой блок: 1 — антенны радиотехнической системы стыковки (пассивные), 2 — стыковочные агрегаты, 3 — панели наружных холодильных радиаторов, 4 — антенна командно-измерительной системы, 5 — приборы ориентации на Солнце, 6 — двигатели коррекции и стабилизации, 7 — двигатели точной стабилизации, 8 — двигатели причаливания и стабилизации, 9 — антенны радиотехнической системы стыковки (активные), 10 — приборы ориентации на Землю, 11 — топливные баки, 12 — солнечная батарея, 13 — навигационный огонь, 14 — стыковочная мишень

Основой для этого аппарата послужил функционально-грузовой блок (в свое время имевший обозначение 11Ф77) транспортного корабля снабжения ТКС (11Ф72) для пилотируемых полетов к станции “Алмаз”. ТКСы четырежды выходили на орбиту (“Космосы-929, -1267, -1443, -1686”) и зарекомендовали себя хорошими грузовиками, танкерами и буксирами. Затем на базе изделия 11Ф77 был создан аппарат 77КС для доставки к станции “Мир” ее первого модуля “Квант” (37КЭ). Позже ФГБ послужил основой модулям “Квант-2” (77КСД), “Кристалл” (77КСТ), “Спектр” (77КСО) и “Природа” (77КСИ). Сейчас, помимо ФГБ для международной станции, на базе 77КС создается буксир-стыковщик “Салют”, выводимый на орбиту новой ракетой-носителем “Протон-М”.

ФГБ международной станции станет основой для дальнейшей сборки станции, частью информационной и энергетической системы МКС. В его баках будут храниться запасы топлива для всей станции, а его солнечные батареи и аккумуляторы первое время будут питать российские и американские элементы МКС. Разместится в ФГБ и часть научного и служебного оборудования.

Исходя из поставленных перед ФГБ задач, была разработана его конструкция. Корпус блока разделен на два отсека: приборно-грузовой (ПГО) и переходной (ПхО). Корпус ПГО состоит из цилиндрической секции и двух секций в виде усеченных конусов. Внутри отсека выделены зона размещения доставляемой научной аппаратуры, расходуемых материалов и ресурсного оборудования, зона размещения служебных систем, а в районе конических секций ФГБ — зона размещения аккумуляторов системы энергоснабжения станции. Вся же система Энергоснабжения ФГБ на первом этапе полета МКС (после установки батарей на научно-энергетической платформе) сможет передавать с российской части станции на американскую до 13 кВт электроэнергии при напряжении 120В, а после развертывания батарей на основной ферме МКС в обратном направлении будет передаваться до 20кВт.

Снаружи ПГО установлены 16 цилиндрических баков. Спереди ПГО имеет цилиндрическую секцию, на которой установлен андрогинно-периферийный стыковочный узел типа АПАС-89. С его помощью ФГБ причалит к служебному модулю (СМ). Снаружи отсека будут установлены также две солнечные батареи с максимальной мощностью 6 кВт и среднесуточной мощностью 3 кВт. Напряжение их рабочего тока — 130 В. Длина одной панели составит 10.665 м, максимальная ширина — 3.450 м, площадь — 28 кв.м. В связи с тем, что при строительстве международной станции эти батареи будут мешаться и затеняться, предусмотрена возможность их складывания. Еще на наружной поверхности ПГО будут установлены приборы системы ориентации станции, различные двигатели, радиаторы системы терморегулирования и антенны системы связи, навигационных измерений и системы сближения и стыковки “Курс”.

Между ПГО и ПхО расположен герметичный люк. ПхО состоит из конической и сферической секций. На сферической секции ПхО установлены три АПАСа: один — на продольной оси ФГБ, два — по бокам. К осевому узлу будет пристыкован американский узловой модуль Node1, к нижнему боковому — российский стыковочный отсек. Снаружи ПхО разместятся также двигатели причаливания и стабилизации, стыковочные мишени, одно гнездо для манипулятора автоматической системы перестыковки (такое же, как стоит на базовом блоке “Мира”), антенны системы сближения и стыковки “Курс”.

В состав двигательной установки ФГБ входят три типа двигателей: коррекции и стабилизации (ДКС), точной стабилизации (ДТС), причаливания и стабилизации (ДПС). Их характеристики приведены в табл. 1. Эти двигатели будут использоваться только до прихода российского служебного модуля, затем в строй войдет двигательная установка СМ. Все двигатели ФГБ используют стандартное для наших космических аппаратов топливо: несимметричный диметилгидразин (горючее) и четырехокись азота ингибированная 0,3...0,7% NO (окислитель). Но у специалистов нет сомнений, что российские двигатели на ФГБ и служебном модуле смогут работать и на применяемом на американских КА топливе (монометилгидразин и четырехокись азота ингибированная 3% NO) или даже на смеси двух типов топлива. Это должны подтвердить испытания. В 16 баках ФГБ при максимальной заправке можно будет хранить до 5700 кг горючего и окислителя. А за все время полета международной станции по расчетам специалистов Госцентра им. Хруничева эти баки смогут принять и выдать двигательным установкам МКС 103 т топлива для чего потребуется не менее 30 циклов заправок. Топливо будет доставляться на станцию как в кораблях “Прогресс”, так и на шаттлах.
Табл. 1. Характеристики двигателей ФГБ
Тип двигателяТяга, кгсУдельный импульс, сКоличество на ФГБ
ДКС 4172982
ДПС4025220
ДТС 1.327416

Система жизнеобеспечения ФГБ рассчитана на два режима работы: в автономном полете и в составе станции. В первом режиме система предусматривает возможность (в случае нештатной ситуации при полете 1А) нахождение в ФГБ экипажа американского шаттла в течение 15 суток. После стыковки ФГБ со служебным модулем обеспечение жизнедеятельности экипажей на борг ту станции ляжет на системы СМ.

Общая длина ФГБ составит 12.855 м, максимальный диаметр 4.0 м, герметичный объем его отсеков 55 куб.м. Стартовая масса ФГБ — 23500 кг (4160 кг приходится на головной обтекатель и промежуточный отсек), на орбите — 19340 кг, из них 4700 кг придутся на топливо. При запуске (рис. 2) он будет закрыт головным обтекателем длиной 12.650 м, диаметром 4.350 м и массой 3500 кг. ФГБ будет соединен с ракетой-носителем “Протон” с помощью промежуточного отсека длиной 2.245м, диаметром 4.0м и массой 660кг. Номинальный срок полета ФГБ в составе станции — 13 лет.

Рис. 2. ФГБ при запуске: 1 — головной обтекатель, 2 — ФГБ, 3 — промежуточный отсек, 4 — РН “Протон”

По существующим сейчас планам к 30 марта этого года должна быть закончена разработка проекта ФГБ, к 30 сентября разработана конструкторская документация. Изготовить блок планируется к 30 октября следующего года, к 30 ноября 1996 года закончатся его испытания. Запуск ФГБ должен быть произведен не позднее 30 мая 1997 года.

Россия. Используемые для МКС ракеты-носители

НК. К.Лантратов. Из всего парка российских ракет-носителей (РН), которые уже есть и которые пока только разрабатываются, во время сборки международной космической станции (МКС) решено использовать три: “Протон”, “Союз” и “Зенит”. Эти ракеты эксплуатируются на данный момент соответственно 27, 28 и 9 лет. “Протон” и “Союз” зарекомендовали себя как надежные носители тяжелого и среднего класса. О “Зените” этого пока не скажешь (хорошо памятны три подряд аварии 1990-92 г.г.). Но к 1997 году, когда начнется сборка станции, есть уверенность, что ее надежность не будет вызывать сомнений. Коротко остановлюсь на каждой из РН.

Ракета-носитель “Протон”


Рис. 1. РН “Протон”

Ракета-носитель 8К82К (УР-500К) “Протон” (рис. 1) — РН тяжелого класса. В рамках развертывания МКС она должна вывести на орбиту российские функционально-грузовой блок (ФГБ) и служебный модуль (СМ). С 10 марта 1967 года произведено более 200 пусков этой ракеты. “Протон” зарекомендовал себя наиболее надежным тяжелым носителем в мире. Все советские и российские орбитальные станции и модули запускались только этой ракетой.

Рис. 2. РН “Протон М”

Недостатком “Протона” можно считать токсичность компонентов его топлива, что приводит к загрязнению районов падения первых ступеней РН. Для уменьшения вредного влияния на окружающую среду и с целью увеличения грузоподъемности ракеты-носителя сейчас ведется ее модернизация под названием “Протон М” (рис. 2).

На “Протоне М” будет установлена новая система управления с бортовой ЦВМ. Прототипом этой ЦВМ послужила машина, используемая сейчас на ракете-носителе “Зенит”. Будет заменена и элементная база электроавтоматики и системы управления на более современную. По заверению специалистов Центра им.Хруничева, разрабатывающего “Протон М”, модернизация не изменит достигнутый высокий уровень надежности базового носителя.

Новая система управления улучшит экологичность носителя. Отработанные ракетные блоки первой и второй ступеней будут падать более компактно. К тому же использование бортовой ЦВМ позволит выводить ракету по “гибкой” баллистической схеме, при которой гарантийные запасы топлива ракеты будут находиться только на третьей ступени. Эта ступень будет выводиться на опорную орбиту с апогеем 200 км и перигеем 35 км. После полувитка третья ступень “Протона М” будет входить в земную атмосферу и разрушаться в ней, ее обломки упадут в отдаленные районы Мирового океана.

Довыведение же полезной нагрузки будет осуществлять буксир-стыковщик “Салют”, разрабатываемый на базе ФГБ. Он обеспечит выведение полезной нагрузки на монтажную орбиту высотой 350 км. Использование буксира позволит не оснащать полезные нагрузки своими двигательными установками, буксир-стыковщик “Салют” обеспечит при необходимости сближение и стыковку любого аппарата со станцией. В связи с этим преимуществом сейчас рассматривается возможность запуска американских, японских и европейских модулей “Протоном М”. Он станет запасным средством их доставки после шаттла. “Протон М” обеспечит и допустимый уровень перегрузок при выведении аппарата на орбиту (сейчас он не более 4,5 единиц). Если же потребуется их снижение, то это не представляет большой проблемы за счет дросселирования двигателей ступеней на заключительных стадиях их работы.

Чтобы выводить более крупные объекты для “Протона М” разрабатывается сейчас новый головной обтекатель диаметром 5,0м и длиной 20м. Пока на РН “Протон” используются обтекатели диаметрами 4.1 и 4.35м. Использование нового обтекателя потребует усиления некоторых частей корпуса носителя.

Для запуска РН типа “Протон'' существуют две стартовые площадки на космодроме Байконур (№81 и №200). На каждой из площадок имеется по две стартовых установки (левая и правая). В настоящий момент эксплуатируется только одна стартовая установка — №81Л (левая). Стартовая установка №81П (правая) законсервирована с 1977 года. Пока планов ее использования нет. На установке №200П сейчас ведется капитальный ремонт, последний раз она использовалась 31 марта 1991. В ближайшее время пуски с нее производиться не будут. Последний запуск со стартовой установки №200Л был произведен 17 декабря 1992 года. Сейчас на ней проводится плановый ремонт. В ближайшее время она войдет в строй.

Массовые и энергетические характеристики “Протона” и “Протона М” с буксиром-стыковщиком “Салют” по выведению полезной нагрузки на монтажную орбиту МКС с наклонением 51,6° и высотой 350 км приведены в табл. 1 и 2.

Табл. 1. Массовые и энергетические
характеристики РН “Протон”
Стартовая масса носителя, кг
Количество ступеней
Рабочий запас топлива, кг:
2 ступень
3 ступень
1 ступень
Тяга двигателей в пустоте, кН:
1 ступень
2 ступень
3 ступень
Удельные импульсы в пустоте, с:
1 ступень
2 ступень
3 ступень
Масса полезного груза, доставляемого
на орбиту 200 км “Протоном”. кг.
700 000
3

410 000
150 000
50 000

6 х 1750
4x584
584 + 31 = 615

316
326,5
324,7

21100


Табл. 2. Некоторые массовые и энергетические
характеристики РН “Протон М”

Масса полезного груза, доставляемого
на орбиту 200 х 35 км РН “Протоном М”, кг
Сухая масса буксира-стыковщика “Салют”, кг
Масса адаптера, кг:
Масса топлива, заправляемого в буксир-стыковщик “Салют”
при высоте орбиты станции 350 км, кг:
с повторной попыткой стыковки
с однократной попыткой стыковки
Масса доставляемого полезного груза, кг:
с повторной попыткой стыковки
с однократной попыткой стыковки
22400

2150
200


1850
1400

18200
18650

Ракета-носитель “Союз”

Ракета-носитель “Союз” — наиболее запускаемая РН в мире. Первый ее запуск в варианте 11А511 был произведен 28 ноября 1966 года. На данный момент эксплуатируются ее модификации 11А511У и 11А511У2. С помощью ракеты-носителя “Союз” для международной станции будут запущены корабль со стыковочным отсеком и транспортные корабли типа “Союз ТМ” и “Прогресс М”.

В настоящее время ведутся работы по модернизации РН “Союз”. На ней, как и на “Протоне М”, планируется установить новую систему управления с бортовой ЦВМ. Это также уменьшит площадь районов падения отработанных первых и вторых ступеней РН. Разрабатывается и единый унифицированный двигатель для ракетных блоков первой и второй ступеней. Первый пуск ракеты-носителя “Русь” (так названа модификация “Союза”) намечено провести в 1997 году.

Для запуска будут использоваться стартовые пусковые установки. Сейчас на Байконуре, откуда планируются пуски РН “Союз” в рамках программы МКС, используются две стартовые площадки — №1 (“гагаринский старт”) и №31.

Массово-энергетические характеристики ракеты-носителя “Союз” приведены в табл. 3.

Ракета-носитель “Зенит”

Первый запуск по баллистической траектории ракеты-носителя 11К77 “Зенит” (рис. 3) состоялся 13 апреля 1985 года. Эта ракета, созданная в рамках программы “Энергия”, разрабатывалась для замены носителей типа “Союз”. Планировалось со временем проводить с ее помощью запуски пилотируемых кораблей. Для этого на стартовом комплексе “Зенита” на космодроме Байконур (площадка №45) были построены даже специальные фермы обслуживания для посадки космонавтов в корабль. Но задержка с разработкой корабля под “Зенит” с одной стороны, высокий уровень перегрузок при старте (до 4,5-4,7 единиц) и нежелательные для организма человека спектры колебаний с другой пока не позволили осуществить эти планы.
Табл. 3. Массовые и энергетические
характеристики РН “Союз”

Стартовая масса, кг:
Количество ступеней
Масса кораблей, выводимых РН,кг:

“Союз ТМ”
“Прогресс М”

Масса ускорителей при отделении,кг:

1 ступень
2 ступень
3 ступень

Масса сбрасываемой ДУ САС и сбрасываемого обтекателя,кг
Рабочий запас топлива,кг:

1 ступень
2 ступень
3 ступень

Тяга двигателей в пустоте,кН:

1 ступень
2 ступень
3 ступень

Удельный импульс в пустоте,с:

1 ступень
2 ступень
3 ступень

310 000
3

7120
7300

4 х 4870
8300
2500

2200
4 X 38200
91600
22300

995,7
981
298

311,4
321,6
324.9

Рис. 3. РН “Зенит” на старте

Однако работы над такими кораблями ведутся. Есть проработки изменения спектров колебаний РН и снижения уровня перегрузок за счет дросселирования двигателей. В качестве потенциального преимущества “Зенита” рассматривается сейчас возможность запуска кораблей типа “СоюзТМ” на орбиту с наклонением 51,6° с российского космодрома Плесецк. Для этого потребуется дополнительный разгонный блок РН. А в Плесецке сейчас завершается строительство первой стартовой установки РН “Зенит” на площадке №35. Первый его запуск отсюда сможет состояться в 1997 году.
Табл. 4. Массовые и энергетические
характеристики РН “Зенит”

Стартовая масса,кг:
Количество ступеней
Масса выводимого на орбиту сборки полезного груза (без буксира),т:
Масса модуля, доставляемого на орбиту, в зависимости
от типа используемого буксира,т:
Масса ускорителей при отделении,кг:

1 ступень
2 ступень

Масса сбрасываемого головного обтекателя,кг:
Рабочий запас топлива,кг:

1 ступень
2 ступень

Тяга двигателей в пустоте,кН:

1 ступень
2 ступень: основной
рулевой

Удельный импульс в пустоте,с:

1 ступень
2 ступень: основной
рулевой

495 000
2
12,5 - 11,3
8-10


33 900
9 300
2100 - 2300

318 800
80 600

7 908
834
78

337
350
342

Пока в составе ракеты-носителя “Зенит” используется головной обтекатель диаметром 3,9 м и длиной 13,65 м. Но возможно использование на нем и головных обтекателей “Протона” и “Протона М”.

С помощью “Зенита” в рамках программы МКС пока планируется запустить универсальный стыковочный модуль, три блока научно-энергетической платформы, модуль жизнеобеспечения и три исследовательских модуля. Будет эта РН выводить и новые грузовые корабли. Однако преградой к столь обширным планом использования “Зенита” может стать ее “украинское происхождение”. Ведь его изготовление ведется в днепропетровском НПО “Южное”.

Сейчас для запусков РН “Зенит” на космодроме Байконур используется одна стартовая установка №45Л (левая). Установка №45П была разрушена при взрыве ракеты 4 октября 1990 года. Ее восстановление не планируется. Рассматривается возможность использования для запуска “Зенитов” стартовых площадок РН “Энергия”.

Массово-энергетические характеристики ракеты-носителя “Зенит” приведены в табл. 4.

НОВОСТИ ИЗ НАСА

США. Предъявлены обвинения по делу о коррупции в центре Джонсона

22 февраля. Хьюстон. И. Лисов по сообщениям АП, Рейтер и Франс Пресс. Девять лиц, в том числе два работника НАСА, и фирма-подрядчик “Астро Интернешнл” стали первыми жертвами 20-месячной тайной операции ФБР в Центре Джонсона НАСА (“НК”, №24, 1993), начатой в декабре 1991 года. Им предъявлены официальные обвинения во взяточничестве и мошенничестве. Объявление об этом сделала на пресс-конференции окружной прокурор Хьюстона Гейнелл Гриффин Джоунз. Она также сообщила, что расследование случаев мошенничества при заключении контрактов и поставках продолжается, и возможно вынесение новых обвинений.

“Тайные агенты ФБР предлагали комиссионные и взятки лицам и фирмам, связанным с НАСА, с той целью, чтобы НАСА изучило возможность финансирования их фирмы и ее продукции,” — сообщила Джоунз. Так, агенты ФБР через организованную ими фирму “Саузерн Текнолоджиз Диверсифайд” пытались добиться от НАСА финансирования компактного прибора для ультразвукового дробления почечных камней, предлагая с этой целью взятки и комиссионные. Джеймс Милтон Верландер получил 5000 долларов за обещание найти человека, который сможет “продвинуть” фальшивый прибор для отправки в полет на шаттле. Этим человеком стал сотрудник Центра Джонсона Дэвид Проктор, который, достоверно зная, что прибор является фальшивкой, должен был выдать заключение о его пригодности к летным испытаниям. В конечном итоге, по словам нового директора Центра Джонсона Кэролин Хантун, в проверке прибора на борту шаттла было отказано.

Обвинение утверждает, что другой сотрудник НАСА, Стивен Клеланд, использовал служебное положение с целью получения работы для своего сына.

Джеймс Робертсон, один из партнеров в консультационной фирме, возглавляемой бывшим директором НАСА Джемсом Беггсом, обвинен в том, что он согласился получить закрытую информацию по предложениям в связи с подрядом от Министерства обороны.

Расположенной в Лиг-Сити, Техас фирме “Астро Интернешнл Корп.”, и трем ее сотрудникам, включая президента компании Дугласа Шаффера, предъявлены обвинения в даче взятки. Компания обвиняется также в незаконном получении финансовых документов НАСА.

Кроме этого, “Мартин Мариетта” и “Дженерал Электрик” согласились выплатить правительству 1 млн. $ в качестве компенсации за расходы по проведению операции “Удар молнии”. Обвинения предъявлены двум бывшим сотрудникам отделения “Дженерал Электрик”, приобретенного впоследствии “Мартин Мариеттой”.

Выступая в Конгрессе в октябре 1993 года, генеральный инспектор НАСА генерал Билл Колвин заявил, что агентство погрязло в обмане и растратах и что ведется расследование более чем по 400 случаям мошенничества.

НОВОСТИ ИЗ ЕКА

Совет ЕКА утвердил европейскую пилотируемую программу

15 февраля. И. Лисов по сообщениям ИТАР-ТАСС и Рейтер. Совет Европейского космического агентства на своем 111-м заседании принял окончательное решение о развертывании пилотируемых программ MSTP и “Колумбус” (“НК” №2, 1994) и добился согласия по вопросу об их финансировании. Как известно, в прошлом году ЕКА ввиду недостатка средств тихо похоронило проект европейского многоразового космического корабля “Гермес”.

Программа MSTP (Manned Space Transportation Program) предусматривает разработку пилотируемого и автоматического кораблей для обслуживания орбитальных станций. В рамках программы “Колумбус” должны быть разработаны одноименный лабораторный модуль, который может быть пристыкован к Международной космической станции, и автоматическая космическая платформа. Как “Колумбус”, так и корабли CTV и ... будут запускаться носителями семейства “Ариан”. В заявлении, распространенном ЕКА по итогам Совета, указывается, что в 1994-1995 годах бюджет названных программ составит 1.34 млрд. франков (227 млн. $) и 1.76 млрд. франков (299 млн. $) соответственно. Решение о развертывании пилотируемых программ ЕКА свидетельствует о решимости Европы участвовать в создании Международной космической станции.

На завершившейся сессии было принято также решение о создании единой структуры в рамках ЕКА для руководства осуществлением указанных проектов и окончательной доработки единой комплексной программы деятельности агентства в области пилотируемых космических полетов. К реализации этой программы ЕКА готовится приступить уже в марте этого года.

В коммюнике ЕКА отмечается также, что в ходе сессии все члены Совета подтвердили стремление своих стран к дальнейшему развитию международного сотрудничества в области освоения космического пространства и продолжению переговоров с Россией, США, Канадой и Японией о создании международной орбитальной станции.

В данный момент страны-члены ЕКА испытывают значительные бюджетные трудности, что сказывается на финансировании агентства. В январе решение по программам MSTP и “Колумбус” было отложено, поскольку остался нерешенным вопрос, по какому курсу пересчитывать в ЭКЮ взносы в бюджет ЕКА Испании и Италии.

Руководитель Германского космического агентства (DARA) Ян-Балдем Менникен (Jan-Baldem Mennicken) на пресс-конференции в Бонне сообщил, что с 1997 года ЕКА переходит на расчеты в ЭКЮ, и конференция “космических” министров стран, входящих в агентство, обсудит в будущем году возможности компенсации странам, которые пострадают от этого перехода.

Менникен сообщил также, что в 1994 году Германия выделяет на космические исследования 1.6 млрд. марок (940 млн. $), т.е. на 200 млн. марок меньше, чем в прошедшем. Из названной суммы один миллиард будет использован на финансирование программ ЕКА. Остальное предназначено для использования в рамках национальной космической программы и в международных проектах, включая международные программы по наблюдению Земли из космоса и программу “Марс-94”.

АВТОМАТИЧЕСКИЕ МЕЖПЛАНЕТНЫЕ СТАНЦИИ

США. Новая программа исследования Марса

И.Лисов по материалам НАСА. Национальное агентство по аэронавтике и космосу США (НАСА) объявило о начале новой 10-летней программы исследований Марса с помощью автоматических межпланетных станций “Марс Сервейор” (Mars Surveyor Program). Запускаемые в рамках этой программы станции должны выполнить научные задачи, запланированные для погибшей в августе 1993 года АМС “Марс Обсервер”. Запуски станций планируется осуществлять в каждое астрономическое окно (наступающее примерно каждые 2 года), начиная с 1996 года. Программа должна принести значительные научные результаты и быть привлекательной для публики (этой цели послужат глобальные и детальные фотографии Марса), и выполняться с использованием передовых технологий. Для программы “Марс Сервейор” принята стратегия распределенного риска, при которой потеря любой из станций не влечет за собой невыполнение научных задач на данное астрономическое окно.

Первой из таких станций будет одноименная с программой АМС “Марс Сервейор”. Она должна быть запущена в ноябре 1996 года РН “Дельта-2” и выйти на начальную эллиптическую орбиту спутника Марса в сентябре 1997 года. В течение четырех последующих месяцев “Марс Сервейор” при помощи двигательной установки и аэродинамического торможения в атмосфере планеты перейдет на рабочую околокруговую полярную орбиту. В течение двух лет, начиная с конца января 1998 года, станция будет выполнять картографирование поверхности Марса, а затем в течение еще трех лет служить ретранслятором для различных посадочных аппаратов.

На “Марс Сервейор” предполагается поставить примерно половину научной аппаратуры, которая была размещена на “Марс Обсервере”, но конкретный перечень приборов еще не сформирован. В середине марта Лаборатория реактивного движения планирует направить промышленности предложение представить возможные проекты станции. Подрядчик по проекту должен быть выбран к 1 июля 1994 года на конкурсной основе. Научная аппаратура — копии приборов “Обсервера” — поставляется НАСА. Для слежения за станцией будут использованы 34-метровые антенны Сети дальней связи НАСА Проект по поручению Отделения исследования Солнечной системы Отдела наук о космосе Н \СА осуществляет Лаборатория реактивного движения.

НАСА намерено ограничить расходы по программе величиной 100 млн $ в год. В проекте бюджета НАСА на 1995 фг., переданном для рассмотрения в Конгресс, предлагается выделить на разработку АМС “Марс Сервейор” 78.4 млн $.

Независимо от программы “Марс Сервейор” будет продолжено осуществление проекта MESUR (Исследование окружающей среды Марса, Mars Environment Survey), в рамках которой в 1997 году совершит посадку на Марс пробный аппарат “Месур Пасфайндер” (MESUR Pathfinder). Помимо своей основной задачи “первопроходец” даст необходимые данные для запуска в 1998 году двух следующих АМС по программе “Марс Сервейор”.

Это будут еще меньший по массе спутник, несущий вторую половину научной программы “Обсервера”, и посадочный аппарат. Спутник будет служить ретранслятором для посадочного аппарата и для других посадочных аппаратов, например, российской АМС “Марс-96” (но не для “Пасфайндера”). Для запусков 1998 года будут использованы РН классом ниже, чем “Дельта”. Еще один посадочный аппарат планируется запустить в 2001 году.

США “Клементина” выходит на окололунную орбиту

16 февраля. Лос-Анжелес. И.Лисов по сообщениям АП. 15 февраля космический аппарат “Клементина-1” в последний раз выполнил пролет вблизи Земли и перешел на траекторию полета к Луне. По сообщению представителя Организации по защите от баллистических ракет МО США Майкла Степпа, станция работает отлично. 19 февраля АМС должна выйти на орбиту спутника Луны, а 20 февраля перейти на рабочую орбиту, с которой будет производиться картографирование лунной поверхности.

21 февраля. Лос-Анжелес. АП. Около полудня по местному времени 19 февраля АМС “Клементина” перешла на начальную эллиптическую орбиту спутника Луны.

“Клементина” покинет орбиту спутника Луны после двух месяцев работы, выполнит гравитационный маневр у Земли и направится к астероиду Географ, встреча с которым должна состояться 31 августа.

Состояние межпланетных станций

И.Лисов по материалам НАСА. Летящая к Юпитеру АМС “Галилео” продолжает свое последнее относительное сближение с Землей. По состоянию на 17 февраля она находилась в 592 млн км от Солнца, и почти на таком же расстоянии от Земли, двигаясь со скоростью почти 13 км/с относительно Солнца. 15 февраля выполнена небольшая коррекция орбиты (маневр ТСМ-22А) с приращением скорости 0.1 м/с с целью уточнения траектории входа посадочного зонда в атмосферу Юпитера. Принципиальный маневр, нацеливший станцию на гигантскую планету, был выполнен в октябре прошлого года. В начале 1995 года предусмотрены дополнительные коррекции траектории “Галилео”. В июле станция отделит посадочный аппарат, а орбитальный блок перейдет на орбиту спутника Юпитера.

Вечером 15 февраля в бортовом запоминающем устройстве начат поиск изображений Иды для предстоящей в марте передачи их на Землю.

Бортовые системы и научная аппаратура станции работают нормально. Аппарат находится в режиме трехосного вращения со скоростью 2.9 об/мин.

“Магеллан” продолжает полет по низкой орбите спутника Венеры, обеспечивая получение данных о гравитационном поле планеты с высоким разрешением. К полудню 18 февраля станция совершила 11280 витков, в том числе 3037 на низкой орбите. В связи с прохождением 16 января Венеры при наблюдении с Земли в 0.9° от Солнца от 10 до 14 суток слежение за станцией было невозможным. Предполагается, что наиболее ценная информация по гравитационному полю Венеры может быть получена в период с августа по ноябрь этого года.

3 февраля в рамках подготовки к намечавшемуся на май высокоточному измерению высот в районе гор Максвелла была включена поднесущая с частотой 960 кГц. Проверка модуляции поднесущей на передатчике В оказалась неудачной, и руководители программы приняли решение отказаться от проведения эксперимента.

В начале февраля было получено подтверждение финансирования работы с “Магелланом” как минимум до сентября. Этого будет достаточно, чтобы получить высококачественные гравитационные данные о 90% планеты. Руководители проекта ищут возможность сэкономить средства и продлить работу до конца октября 1994 года, что позволит достичь уровня в 97%. Тем временем научная группа “Магеллана” разработала план экспериментов по получению гравитационных данных, радиоизмерениям и исследованию атмосферы, которые предполагается провести при завершении полета. 5 мая станция отметит пятую годовщину старта.

К 31 января европейская АМС “Улисс” достигла широты 51° к югу от экватора Солнца, но все еще находится на огромном расстоянии от него — приблизительно 550 млн км. С конца прошлого года, когда “Улисс” ушел южнее зоны токов, связанных с магнитным экватором Солнца, наблюдается только одно направление магнитного поля — в сторону светила. Два магнитометра продолжат измерение силы и направления магнитного поля при прохождении АМС над его полярными областями. По данным станции, скорость частиц солнечного ветра возросла до 800 км/с, что вдвое больше, чем в экваториальных районах, но плотность частиц меньше. На границе потоков разной скорости зарегистрированы ударные волны.


ИСКУССТВЕННЫЕ СПУТНИКИ ЗЕМЛИ

Россия. На орбите шесть “Космосов”

12 февраля. Пресс-центр ВКС. В 11:54:12 ДМВ (08:54:12 GMT) Военно-космическими силами России с 32-й площадки космодрома Плесецк осуществлен пуск ракеты-носителя “Циклон-3”, которая вывела на орбиту 6 ИСЗ: “Космос-2268, —2269, —2270, — 2271, —2272, —2273”. Эти ИСЗ предназначены для низкоорбитальной системы спутниковой связи в интересах МО РФ.

Параметры орбит спутников следующие:

 К-2268К-2269К-2270К-2271К-2272К-2273
период обращения, мин113.9114.04114.1114.1114.2114.2
наклонение плоскости орбиты.82.682.482.682.682.582.5
максимальное удаление от поверхности Земли, км143314291439143714201420
минимальное удаление от поверхности Земли, км140013941416142914181418

Россия. Запуск ИСЗ “Радуга”

18 февраля. Пресс-центр ВКС. В 10:56:00 ДМВ (07:56:00 GMT) Военно-космическими силами (ВКС) России со стартового комплекса 81-ой площадки космодрома Байконур осуществлен запуск космического аппарата (КА) связи “Радуга” с помощью тяжелой трехступенчатой ракеты-носителя “Протон”. Запуск прошел успешно.

Космический аппарат “Радуга” выведен на геостационарную орбиту с параметрами:

— период обращения — 24 ч 32 мин;

— наклонение плоскости орбиты — I° 47';

— максимальное удаление от поверхности Земли — 36514 км;

— минимальное удаление от поверхности Земли — 36452 км;

Управление спутником осуществляется Главным центром по испытанию и управлению космическими аппаратами ВКС (Голицино-2).

США. Запуск ИСЗ “Гэлакси”

И.Лисов по сообщениям ИТАР-ТАСС и Рейтер. 19 февраля в 18:45 EST (23:45 GMT) со стартового комплекса Станции ВВС “Мыс Канаверал” выполнен запуск РН “Дельта-2” со спутником связи Galaxy-IR.

Приблизительно через 80 мин после старта “Дельта” вывела спутник на временную орбиту ИСЗ. Включение разгонного двигателя для перевода ИСЗ на стационарную орбиту запланировано на 21 февраля.

Galaxy-IR заменит один из предыдущих спутников, запущенный в 1983 году, на котором почти исчерпан запас топлива для коррекций траектории. “Хьюз” предполагала осуществить замену в 1992 году, но тогда спутник погиб при взрыве РН “Атлас” (фирма получила страховку в сумме 150 млн $). Эксплуатацию Galaxy-IR планируется начать с апреля 1994 года.

Этот запуск был выполнен с третьей попытки. Первоначально старт планировалось выполнить 9 февраля в 18:55 EST. Предстартовый отсчет прошел без замечаний, но неисправность в датчиках давления топлива не позволила выполнить включение двух рулевых двигателей первой ступени, которое осуществляется за несколько секунд до начала работы основного двигателя первой ступени и твердотопливных ускорителей. Пуск был отменен и на ракету был установлен новый набор датчиков. Вторая попытка пуска была назначена на 18 февраля, но не состоялась по погодным условиям.

Galaxy-IR принадлежит фирме “Хьюз Коммыоникейшнз” и предназначен для передачи сигналов кабельных телепрограмм HBO, “Cinemax”, “The Disney Channel”, ESPN, “Turner Classic Movies” и “USA Network”.

Стоимость ИСЗ Galaxy-IR составляет 130 млн $, стоимость носителя — 45 млн $. Запуск 19 февраля был 47-м успешным запуском РН “Дельта” подряд.


КОСМОДРОМЫ
Ленинск живет

19 февраля. НК. И.Маринин. В связи с заключением договора об участии России в создании международной орбитальной станции, внимание экспертов приковано к основному космическому порту России по пилотируемой программе — космодрому Байконур. В силу обстоятельств он оказался на территории другого государства. Сможет ли Россия в сложившейся ситуации выполнить взятые на себя международные обязательства по запуску элементов станции? Об этом же спрашивают и наши читатели после телевизионного репортажа П.Орлова из г.Ленинска по каналу НТВ.

Корреспондент “НК” побывал в городе Ленинске и на космодроме Байконур. О своих впечатлениях он рассказывает в следующей статье.

5 мая 1955 г в Казахстане, в глухой присырдарьинской пустыне была основана база летных испытаний межконтинентальных баллистических ракет, которая стала “зародышем” будущего первого в мире космического порта. Городок, в котором живут военнослужащие и гражданские специалисты, обслуживающие полигон, получил название — Ленинск.

Знакомство с космодромом для большинства прибывающих начинается с аэропорта или с железнодорожной станции Тюратам. Самолет Центра подготовки космонавтов, на котором мы прибыли на Байконур, приземлился точно по графику. Несмотря на заснеженную зиму, взлетно-посадочные полосы аэродрома были очищены от снега, аэровокзал оказался в отличном состоянии, тепло, красиво, и в отличии от многих аэровокзалов — очень чисто. Бросилось в глаза отсутствие обслуживающего персонала, количество которого, видимо, сведено к минимуму. Дорога до города, несмотря на обледенение, оказалась тоже в очень приличном состоянии, в отличие от многих дорог ближнего Подмосковья.

При въезде в город, который нам показался обычным поселком городского типа начала 60-х годов, наше внимание непроизвольно старалось вычленить из общего фона все те страшные вещи, о которых неоднократно писали газеты, вещало телевидение: следы прошлогодних беспорядков, разруху, развал городского хозяйства. Кое что сразу бросилось в глаза. По обоим сторонам улицы стояли брошенные новостройки. Несколько жилых домов современной конструкции, кинотеатр, какое-то промышленное сооружение были заморожены на разных стадиях. Напротив — пятиэтажное здание общежития, брошенного совсем недавно и уже разоренного до основания (сняты окна, двери, полы). Видели еще несколько жилых домов в таком же состоянии. Окна первых этажей многих жилых домов в новых районных заколочены ржавыми листами железа, рубероидом, досками.

Один из местных жителей рассказал, что когда Ленинск превратился из военного гарнизона в казахстанский город, через КПП, охраняемые казахскими военнослужащими, пользуясь слабостью местной администрации, в город хлынули жители республики. Часто это были бомжи или освободившиеся из заключения, которые стремились занять освободившиеся квартиры российских военнослужащих. Часто борьба за город переходила в настоящий террор. Окна первых этажей методично разбивались, а жители, не в силах охранять свои жилища, перебирались на верхние этажи. Такая брошенная квартира подвергалась разграблению, а зимой все отопительные коммуникации замерзали, что приводило к замерзанию всего подъезда. Средств на восстановление не хватало, и подъезд покидался. Так подъезд за подъездом, дом за домом происходит “выдавливание” из города служащих космодрома. Один из военнослужащих рассказывал, что в их подъезде пятиэтажного дома осталось всего три семьи, остальные квартиры заняты неизвестными людьми, живущими без прописки. Кинжал, хранимый во внутреннем кармане шинели, единственное средство самозащиты военнослужащих космодрома, т.к. на газовый пистолет нет денег, а разрешение на ношение табельного оружия до сих пор не принято. Нам посоветовали вечерами из гостиницы не выходить, хотя и в самой гостинице охрана полностью отсутствовала.

Другой метод выдавливания — поджоги гаражей. Поджигают ряд гаражей с двух концов и во время тушения пожарными вскрывают гаражи всего ряда под предлогом пожарной необходимости. Потом все разграбляется. Один из офицеров рассказал, что для защиты домов и объектов соцкультбыта, а так же для принятия оперативных мер по ликвидации последствий различных аварий ежедневно от службы на космодроме оторваны около трехсот офицеров, которые вынуждены нести “боевое” дежурство по месту жительства (один офицер на несколько жилых домов). Несмотря на такие меры, серьезных последствий аварий избежать не удается. Часты перебои с подачей электроэнергии в городе. Перед самым Новым годом в целых районах не было электричества течение 8 дней. Местная ТЭЦ требует капитального ремонта и не справляется с отоплением города. Температура в квартирах очень низкая, часто не бывает горячей воды. Это мы почувствовали на себе, когда жили в самой комфортабельной гостинице Ленинска “Центральная”. Несмотря на порядок, в котором содержится гостиница, пришлось спать не раздеваясь, под тремя одеялами, а умывались только ледяной водой. Рассказывают, что однажды вместо зимнего в газовые магистрали закачали летний газ, который замерз в трубах. Греться было нечем, и некоторые люди перебирались жить в подвалы, где устанавливали буржуйки, которые сейчас достать практически невозможно. Мы видели трубу от буржуйки, выходящую из окна четвертого этажа обычной городской квартиры.

Снабжение продуктами питания, по словам местных жителей, очень плохое. Военторговские поставки, которыми раньше жил гарнизон, значительно сократились. Местная администрация организовать снабжение должным образом не смогла, а коммерческие структуры из-за сравнительно низких окладов потенциальных покупателей не заинтересованы в развитии торговли. И если цены на местные продукты питания в пределах московских (как говорят, одних из самых высоких в России), то на импортные товары, в том числе и из России, и спиртное цены выше московских в 2-4 раза. Много раз на наши глаза попадались военные, женщины, дети, несущие в сетках, газетах и просто в руках буханки хлеба. Как позже выяснилось, в городе четыре дня подряд не было хлеба.

Об этих и многих других проблемах шел нелицеприятный разговор на пресс-конференции в Доме офицеров 6 января, на которой присутствовали члены Межгосударственной комиссии во главе с председателем генерал-полковником В.Л.Ивановым и главой администрации г.Ленинска В.А.Брынкиным. Несмотря на то, что конференция была посвящена космическому полету, от проблем города и всего космодрома уйти не удалось.

Ветераны космодрома, обеспокоенные положением в городе, отметили, что большое количество специалистов, особенно молодых людей, заметно снизило интерес к тому делу, которым занимаются. Одни, не видя будущего космодрома и наблюдая безразличие к его судьбе и проблемам, потеряли интерес к выбранной ими профессии и перестали проявлять старание к службе. Другие увлеклись радужными перспективами в коммерческой деятельности. Третьи, не выдержав суровых условий, уволились. В итоге повсюду сказывается нехватка специалистов.

Владимир Иванов рассказал, что недавно вышло постановление “О государственной поддержке и обеспечении космической деятельности в РФ”, кроме того, премьер-министрами России и Казахстана принята Декларация “О взаимопонимании по вопросам обеспечения функционирования космодрома “Байконур”. Благодаря этим документам можно надеяться на улучшение обстановки. Хотя меморандум содержит всего лишь намеренья правительств решить вопрос о статусе Байконура, оставались надежды, что в течение января-февраля стороны придут к окончательной договоренности.

Но по последним сообщениям — переговоры в Москве закончились безрезультатно. В общих чертах разногласия в том, что казахская сторона не согласна считать космодром военной базой России и требует его демилитаризации и создания международного, сугубо гражданского космопорта. Российская сторона справедливо считает, что без военнослужащих Военно-космических сил космодром в обозримом будущем существовать не сможет и поэтому предлагает компромиссный вариант — аренду космодрома у Казахстана.

К переговорам был разработан проект Соглашения о статусе и условиях использования космодрома и г.Ленинска, а так же Договор об аренде космодрома и города как единого целого.

Этот вариант был в принципе поддержан казахской стороной, но остались открытыми основные вопросы.

Владимир Леонтьевич отметил, что в ближайшие месяцы штат космодрома будет значительно пополнен и практически укомплектован. На службу должны прибыть несколько тысяч высококвалифицированных военнослужащих. Как их принять, где и в каких условиях размещать — вопросы, требующие срочного решения.

На вопросы о соцкультбыте в Ленинске пытался дать ответы глава городской администрации В.Брынкин. Ему было высказано множество претензий, но он дал понять, что делает все возможное.

Генеральный конструктор НПО “Энергия” Ю.П.Семенов отметил, что и на второй площадке, где живут специалисты НПО, условия жизни очень суровые. Даже ему приходится по утрам растапливать снег для умывания. Что касается аренды, то было отмечено, что не все территории, занятые различными службами космодрома, будут арендованы. На космодроме планируется создать Центр, основой которого станут стартовые комплексы РН “Союз”, “Зенит”, “Протон”, “Энергия” и некоторые другие площадки. Кроме того, намечено сократить арендуемые площади падения отработавших ступеней РН. Централизованно из России будет финансироваться только этот Центр. Никакого нового строительства вести не намечено.

Несмотря на эти неимоверные бытовые трудности, личный состав Военно-космических сил и гражданские специалисты находят силы и выполняют поставленную задачу. Преодолевая все трудности, связанные с бытом, с некомплектностью боевых расчетов, им удается сохранять необходимый порядок на основных площадках космодрома, соблюдать график запусков РН и КА.

Это же подтвердили и независимые эксперты, обследовавшие положение на космодроме во второй половине прошлого года. В отчете А. Ройса Далби и Бреттона С. Александра — экспертов делегации московского представительства фирмы АНСЕР (США) отмечается следующее:

“... АНСЕР твердо убежден, что Байконур продолжает функционировать нормально. Все увиденное подтверждает, что распад СССР не повлиял на возможности Байконура....

... Установки для Протона и Союза находились в отличном состоянии.

... Никаких необычных признаков износа ни на одной из пусковых установок замечено не было....

... Все сообщения о быстром ухудшении положения на Байконуре (имеется в виду стартовые комплексы), по всей видимости, являются сильным преувеличением или полной ложью. Все установки, которые видели представители АНСЕР, находились в рабочем состоянии, хотя, по всей видимости, не работают на полную мощность. Это никак не может отразиться на выполнении космических программ...”

Из всего отчета можно увидеть, что эксперты пришли к выводу, что средства запуска на Байконуре находятся в великолепном, готовом к эксплуатации состоянии, хотя упадок Ленинска достаточно серьезен.

А вот что написал в отчете магистр естественных наук, Консультант по вопросам авиации и космонавтики НАСА США Питер Берлин:

“За последние 18 месяцев состояние космодрома Байконур изменилось незначительно (имеется в виду космодром, а не город. Ред.), за исключением сокращения количества активных стартовых площадок. В течение этого же периода население примыкающего к космодрому города Ленинска уменьшилось на 30% в результате уменьшения объема работ.

Местные технические и административныe проблемы, возникающие в результате спада СССР, вероятно, будут решены в обозримом будущем. Поэтому риск недостаточного внимания к контрактам на коммерческие запуски представляется незначительным.”

Начальник космодрома А.Шумилин в обращении к труженикам Байконура писал: “... Не впадайте в панику: жизнь испытывает нас на прочность духа, силу характера, терпение, выдержку, на преданность космическому делу — все эти мужские качества были всегда присущи всем поколениям Байконура. Только сплоченность и преданность любимому делу помогут нам сохранить действующий космодром при реальных силах, работающих на его развал...”.

Заканчивая грустное повествование, надеюсь, что здравый смысл восторжествует, первый в мире космодром не исчезнет с лица Земли. Найдутся в России силы и средства для его поддержания.

“НК” будут отслеживать судьбу Байконура на своих страницах.

Плесецк: вчера, сегодня, завтра

НК. К.Лантратов. Для начала стоит заметить, что название “космодром Плесецк” — неофициальное. Статус государственного космодрома в бывшем СССР имел только Байконур. А место, откуда производиться ежегодно больше всего запусков космических аппаратов в мире, именуется Ракетно-космический полигон Плесецк. До недавнего времени он полностью принадлежал Ракетным войскам стратегического назначения (РВСН). Поэтому его основной задачей было проведение испытательных пусков баллистических ракет. Но в последние годы число этих пусков стало заметно уступать количеству запусков ракет-носителей (РН) космического назначения. Все большую роль играли в Плесецке части подготовки и проведения запусков РН и КА, созданные на Плесецке в мае 1964 года. В 1982 года они были выделены в самостоятельный род войск, а с 10 августа 1992 года — стали называться Военно-космическими силами Министерства обороны России (ВКС). Для примера, в прошлом году РВСН произвели из Плесецка 3 запуска ракет: две МБР (25.02 и 23.07) и РН “Старт-1” (25.03); а ВКС — 26 запусков РН (7 — “Союз”, 8 — “Молния”, 4 — “Циклон-3”, 6 — “Космос-3М”). Поэтому не удивительно, что часть объектов полигона Плесецк и города Мирный в 1993 году была передана в ведение ВКС. Эта немалая часть получила название Главный центр по испытанию и применению космических средств, начальником которого стал генерал-майор А.Ф.Овчинников.

Прежде, чем говорить о сегодняшнем дне Плесецка и Мирного, — немного истории. 11 января 1957 года вышло постановление Правительства СССР №61-39 о создании военного объекта “Ангара”. Это название получил район в 180 км от Архангельска, где должно было дислоцироваться первое боевое соединение межконтинентальных боевых ракет Р-7. В апреле того же года на станцию Плесецкую железной дороги Вологда-Архангельск прибыли первые строители. Через 32 месяца, 12 декабря 1959 года они закончили строительство пусковой установки №1 (площадка №41). В январе 1960 эта площадка с ракетой Р-7 была поставлена на боевое дежурство. Однако днем рождения полигона считается 15 июля 1957 года. Тогда вышел приказ №1 командира соединения полковника М.Г.Григорьева о вступлении в должность. Космическим же днем рождения Плесецка стало 17 марта 1966 года. В тот день с площадки 41 в 13:28 по московскому времени стартовала ракета-носитель “Восток”. Она вывела на орбиту спутник “Космос-112”. Интересно, что разведка США до этого момента практически ничего не знала о полигоне. Это видно хотя бы потому, что в истории американской космонавтики были два пика интенсивности запусков разведывательных спутников: во время “Карибского кризиса” в 1962 году и после старта “Космоса-112”.

В последующие годы Плесецк стал самым “запускающим” космодромом мира. С него отправлялись на орбиты порядка 2/3 всех космических аппаратов в СССР (а в 1979 году — даже 76%). Это были спутники “Космос”, “Молния”, “Метеор”, “Ресурс”, “Фотон”, “Бион”, “Океан”, “Надежда”, “Муссон” и международные “Интеркосмосы”, МАСы и “Ореолы”.

Сегодня полигон Плесецк занимает площадь 1762 кв. км. С севера на юг он протянулся на 46 км, а с востока на запад — на 82. С запада территорию полигона ограничивает железная дорога, с севера — река Емца. Работники полигона живут в городе Мирный (50 тыс. жителей). Он стоит в 5 км от районного центра Плесецк (15 тыс. жителей). Долгое время Мирный был аналогом легендарного града Китежа. Он не был отмечен ни на одной географической карте, и побывать в нем мог далеко не каждый. (Кстати, как и Китеж, Мирный расположен на берегу красивейшего озера). Сейчас попасть в город значительно проще, хотя на въезде и стоит КПП. Стали в него заглядывать и “заморские гости”.

Чтобы попасть в Мирный его жители и посетители чаще всего пользуются железной дорогой до станции Плесецкая, а оттуда — автобусом. Есть недалеко от Мирного и военный аэродром, но спецрейсов здесь меньше, чем на Байконур — сказывается близость от центра. 16 часов в поезде, 15 минут по шоссе, и вот уже слева появляются крупные буквы “МИРНЫЙ”. Раньше на этом месте на пьедестале стояла пушка — по легенде Плесецк был артиллерийским полигоном. Поэтому все военнослужащие РВСН носили в петлицах “пушечки”. Не отстали в маскировке и космические части — до недавних пор их форма ничем не отличалась от формы ВВС. И лишь теперь у них на кителях появилась эмблема ВКС, а в петлицах — ракета с крылышками.

Насмотревшись репортажей и понаслушавшись рассказов о нынешнем Ленинске, уже чисто автоматически ждешь чего-то подобного и в Мирном. Но первого беглого взгляда хватает, чтобы понять — тут “все не так, ребята”. Спокойный таежный Мирный совершенно не похож на мрачный, с заколоченными окнами домов Ленинск, или на суетливую и грязную Москву. Что меня поразило в зимнем Мирном, так это его белизна. То ли в город не завезли песок, то ли на него не хватило денег? Но со снегом и льдом на улицах здесь борются самым простым и верным способом — их просто чистят. Поэтому не увидишь на тротуарах и дорогах в Мирном московского серого месива. Все чисто — и улицы, и машины. Вы скажете: “Это же — армия. Она может себе такое позволить.” Пусть так. Жаль что для наших городских администраций до уборки снега зачастую нет дела.

Сам Мирный даже в самые секретные времена был окружен “забором” исключительно только из еловой тайги. КПП на въездах

— дань традиции. Поэтому в былые годы, да и сейчас жители Плесецка ходят лесными тропами за покупками в Мирный. По прямой там всего-то километра два, а снабжение “полигонного Китижграда” было и остается куда как лучше. Цены в магазинах мало чем отличаются от столичных, разнообразие товаров — тоже. Может только за японской электроникой и заграничной мебелью приходиться ехать в Питер или Москву. Чего нет в военторговских “супермаркетах”, то можно найти на рынке или в частных магазинчиках. Интересно, что последние используют наиболее простой метод конкурентной борьбы со своими государственными коллегами: на ряд товаров у коммерсантов цены ниже. Пусть на немного, но килограмм хотя бы ананасов или бананов у них дешевле рублей на 100-200. Поэтому и идут к ним покупатели. Кстати, о южных фруктах — не для красного словца. Они регулярно поступают в Мирный. Так что дети полигона, да и их родители вполне могут суровыми зимами вкушать экзотические плоды.

А холода здесь бывают приличные: -40 — не предел. В основном же зимой стоит морозец -10/-20. Но это — только на улице. В домах — тепло. Хотя тут не без огрех: случаются и перебои, и аварии. Однако они сейчас обычны для всей России и не так патологичны, как в Ленинске. За три дня в Мирном в гостинице “Заря”, во всяком случае, ни разу не отключали ни горячую воду, ни отопление.

Надо рассказать и о самом жилище работников полигона. Основная масса домов здесь — четырехэтажные “хрущевки”. Осталось еще и несколько деревянных двухэтажных бараков времен строительства полигона, но в них уже никто не живет, есть в Мирном 9-этажки в новом микрорайоне, есть пока один 14-этажный кирпичный дом. В последнее время строительство в городе практически не велось, поэтому квартирный вопрос стоит в Мирном на первом месте. В прошлом году ВКС выделили средства на продолжение строительства замороженных ранее объектов: гостиницы “Орион-2”, Дома юных космонавтов, новых жилых домов. Из-за крупного сокращения в РВСН, эти войска мало чем могли помочь Мирному в жилищной проблеме.

Рассказывая о Плесецке, просто нельзя не рассказать о том, откуда стартуют сегодня в космос ракеты. На космодроме расположены 9 пусковых установок для космических запусков: четыре для ракет “Союз” и “Молния”, две — для “Циклон-3”, три — для “Космос-3М” (см. рис. 1). Однако не все они в данный момент используются. Например, площадка №41 для ракет типа Р-7 сейчас законсервирована и применяется как учебно-боевая. Есть предварительное решение о переоборудовании ее под новую ракету “Русь”. На трех других “семерочных” стартах тоже периодически ведутся профилактические работы. Шли они и в момент нашего приезда и на правой пусковой установке ракеты “Циклон-3”.

Но самое поразительное то, что в нынешнее бедное и неспокойное время в Плесецке заботятся и о будущем. В этом году должно закончиться строительство кислородно-азотного завода. До сих пор криогенные компоненты ракетных топлив на полигон приходилось завозить со стороны. А еще на 35 площадке во всю идет возведение двух пусковых установок для ракеты “Зенит”. Как рассказал генерал-майор Анатолий Овчинников, по планам в 1996 году должны начаться испытания первого старта. Если все пройдет нормально, то уже через год из Плесецка запустят первый “Зенит”. Это, по мнению начальника Центра, предоставит новые возможности полигону, позволит перенести на северный российский космодром старты многих космических аппаратов, ранее запускавшихся из Байконура. А самое главное — это здорово ободрит и заинтересует работников Плесецка.

Ведь чего греха таить, недокомплект военнослужащими — беда всей нашей сегодняшней армии. Происходит это из-за значительного недобора по призыву рядового состава, увольнения части офицеров, снижения количества поступающих в военные учебные заведения, где готовят специалистов в космической области. Решению этой проблемы отчасти помогает введение службы по контракту. Многие молодые ребята из сел и небольших городков Архангельской области с удовольствием заключают контракты и остаются работать в Плесецке. Привлекают их и армейские зарплаты: в январе 1994 года “новобранцам” полигона сразу устанавливался оклад в 200 тысяч рублей. С ходом времени он растет. Не плохо зарабатывают здесь и офицеры. Беседуя с военными работниками Плесецка, я старался узнать: что их все-таки здесь держит — энтузиазм, приказ, долг? “Нет, — ответил мне один из них. — Энтузиазм — само собой. Но наш энтузиазм и неплохо оплачивается”. Местные условия службы приравнены к районам Крайнего Севера, что автоматически увеличивает оклад в 1,5 раза, а исчисление срока службы идет год за полтора. Действуют и другие льготы. Поэтому не удивительно слышать здесь о 400-тысячных зарплатах капитанов, больших зарплат иных московских полковников.

Рис. 1. Схема космодрома Плесецк: 1 — левая стартовая позиция площадки №43; 2 — правая стартовая позиция площадки №43; 3 — левая стартовая позиция площадки №32; 4 — правая стартовая позиция площадки №32; 5 — левая стартовая позиция площадки №132; 6 — правая стартовая позиция площадки №32; СП РН — стартовая позиция ракеты-носителя; ГЦИПКС — Главный Центр по испытанию и применению космических средств; ПИП — Полигонный измерительный пункт

Но все же условия службы и жизни на Байконуре и Плесецке не выдерживают никакого сравнения. Из-за этого и приходят на имя генерала Овчинникова множество рапортов с просьбой посодействовать переводу с южного полигона на северный. Но главная преграда этому — все тот же квартирный вопрос. Конечно, чем может, тем начальник Центра помогает теперь уже “заграничным” коллегам.

А каждое утро от железнодорожной станции Мирного уходят в тайгу три поезда. Их здесь, как и на Байконуре, называют мотовозами. Идут по лесным дорогам к площадкам автоколонны. Хотя, есть проблемы и с транспортом на полигоне: значительно сократились его поставки, трудно с запчастями. Боевой расчет при пуске 25 января “Метеора” добирался до стартовой позиции в одном маленьком “ПАЗике”. Стоит напомнить, что в Байконуре для доставки на старт космонавтов до сих пор используются два специальных автобуса, на случай поломки одного всегда есть запасной. А вот что произойдет, если Плесецкий автобус боевого расчета сломается по пути на площадку?

Достается последнее время полигону и от “зеленых”. Пресс-центры ВКС и Главного центра, похоже, уже устал опровергать статьи местных газет о “катастрофическом ущербе”, причиняемым космодромом Плесецк Архангельской области. Этим летом в Мирном выпал желтый дождь. Сразу пошли заявления о ядовитом ракетном топливе, распыляемом над головами местного населения. Выяснилось же, что эта туча — “подарочек” аж от Череповецкого комбината. Были многочисленные разговоры об отравлении рыбы в реках области. Естественно — из-за полигона. А то, что в эти реки уже десятки лет сбрасывают химические отходы целлюлозно-бумажные комбинаты — ни слова. Но Плесецк не только защищает свою репутацию. На полигоне реализуется программа “Экос” по снижению остатков топлива в отработанных ступенях. Районы их падения периодически чистятся, оттуда вывозятся не только “космические обломки”, но и множество другого, вполне земного мусора.

Природа же в Плесецке не в пример чище и здоровее подмосковной. В тайге живут медведи, волки, кабаны. Жители Мирного каждый август запасаются на год клюквой и грибами. Для их сбора руководство полигона выделяет даже специальный мотовоз, отвозящий “собирателей” в лес и привозящий их обратно.

Так сейчас и живет город Мирный и полигон Плесецк. Конечно, это — не Байконур, раздираемый на части политиканами, гибнущий от межгосударственных споров. Плесецк по сравнению с ним просто рай. Но и в раю есть свои проблемы, свои трудности. Да где же их нет сейчас в России? А Плесецк — часть России, ее космическая гавань. От того, как будут складываться дела в государстве, так будет действовать его космопорт. Он хоть официально и полигон, но имя “космодром” ему подходит значительно больше.

ПРОЕКТЫ. ПЛАНЫ

США. Космический аттракцион плюс научное исследование?

14 февраля. И.Лисов по сообщениям АП и ИТАР-ТАСС. Что делать, если нужно отправить на Луну луноход, но неоткуда взять 110 млн $ на его изготовление и запуск? Да очень просто: нужно только дать возможность “порулить” им всем желающим. И это — достаточно серьезно.

Отправку небольшого лунохода намерена осуществить американская компания “Лунакорп” (Арлингтон, Вирджиния), занимающаяся изготовлением информационных компакт-дисков (CD-ROM), связанных с исследованиями космоса. Об этом плане было объявлено на пресс-конференции в Вашингтоне 14 февраля. Агентство АП, перефразируя первого землянина на Луне Нейла Армстронга, назвало проект “великим скачком коммерции”.

“Лунакорп” предполагает высадить аппарат в Море Спокойствия, где четверть века назад прилунились Армстронг и Олдрин, и провести его по маршруту длиной около 1000 км с “посещением” других исторических мест на Луне. После работы в Море Спокойствия луноход должен отправиться к северу. Там будет обследован район падения “Рейнджера-8” и прилунения “Сервейера-5”. Последний пробыл на Луне 30 лет. Луноход изучит его состояние. Затем планируется добраться до места посадки “Аполлона-17”, а предполагаемым конечным пунктом является советский “Луноход-2”. Большая часть времени отводится исторической и коммерческо-развлекательной стороне проекта, но около 25% времени работы аппарата будет посвящено науке. Хотя основной маршрут будет соблюдаться, в небольших пределах поуправлять аппаратом сможет за плату любой желающий: пункты управления луноходом предполагается поставить в тематических парках (чуть было не повернулась рука написать “культуры и отдыха”) типа “Диснейлэнда”. “Наша цель состоит в том, чтобы обеспечить первый интерактивный акт космического исследования и дать публике возможность вести луноход по Луне средствами телеприсутствия,” — заявил президент компании Дэвид Гамп.

Проект “тянет” на 110 миллионов. “Лунакорп” планирует изготовить три экземпляра лунохода (один резервный), и 50 млн $ придется заплатить компании ISELA (“НК” №21, 1993) за запуск на российском “Протоне”. Корпорация надеется получить средства на проект от управляющих тематическими парками, телесетей (за право показа), корпораций-спонсоров и рекламных агентств (аппараты предполагается покрыть рекламой со всех сторон), возможно, и от НАСА под научную программу. Наиболее диковинным способом финансирования обещает стать конкурс на право первым управлять лунным аппаратом...

Руководить технической частью проекта взялся известный американский специалист по роботам-исследователям из Университета Карнеги-Меллона в Питтсбурге д-р Уильям Уиттекер (William Whittaker), также выступивший на пресс-конференции. Он сообщил, что вся необходимая технология уже разработана в НАСА. Уиттекер был разработчиком робота-исследователя “Данте”, который в прошлом году безуспешно пытался проникнуть в кратер антарктического вулкана Эребус, а в этом году повторит попытку на горе Спурр. В число других разработок ученого входят три робота, участвовавших в чистке ядерной грязи на АЭС “Тримайл Айленд”.

Сандийская национальная лаборатория, сказал Гамп, согласилась выделить свой самоходный аппарат для предстоящих этим летом испытаний электронной техники для лунохода, а Центр Эймса НАСА обещал поделиться телекоммуникационной технологией.

“Да, “Лунакорп” зарезервировал место на нашем спускаемом аппарате ISELA-600, — подтвердил корреспонденту ИТАР-ТАСС вице-президент “Интернэшнл Спейс Энтерпрайзис” Дэвид Мазайка. — По словам представителей компании, это будет луноход общим весом около 400 кг. Вывод полезного груза в космос планируется осуществить с помощью ракеты-носителя “Протон” с космодрома Байконур где-то в третьем квартале 1997 года.”

МЕЖДУНАРОДНОЕ СОТРУДНИЧЕСТВО

Япония-США. Программа совместных космических исследований

5 февраля. Токио. ИТАР-ТАСС. Япония и Соединенные Штаты планируют обменяться в американской столице документами, предусматривающими начало сотрудничества двух стран в исследовании космического пространства в рамках совместного проекта “Спейс флаер юнит”. Для проведения научных экспериментов планируется использовать японскую ракету-носитель отечественного производства Н-2 (ее первый успешный пуск был осуществлен 4 февраля этого года) и американский космический корабль многоразового использования типа шаттл.

Согласно сообщению газеты “Нихон кэйдзай”, в рамках японо-американского научного проекта будут проведены как космические эксперименты, так и астрономические наблюдения. В частности, в январе-феврале 1995 года Япония должна вывести на околоземную орбиту при помощи Н-2 искусственный спутник, который в течение шести месяцев будет вести наблюдения за звездным вебом и проведет серию экспериментов в области гравитации. После того как научная программа будет завершена, в космос взлетит американский космический челнок, экипаж которого проведет сложную операцию по снятию спутника с орбиты.


Британия. Контракт на второе поколение спутников “Скайнет”

16 февраля. Лондон. И.Лисов по сообщению Франс Пресс. Правительство Великобритании выдало контракт на изготовление и запуск двух ИСЗ “Скайнет-4” второго поколения на общую сумму 300 млн фунтов (441 млн $) компаниям “Бритиш Аэроспейс”, “Матра Маркони Спейс”, “Арианспейс” и “Мак-Доннелл Дуглас”.

Два космических аппарата второго поколения (Skynet 4 Stage 2) должны быть введены в эксплуатацию в 1998 году и предназначены исключительно для использования британскими вооруженными силами, сообщил Министр обороны Великобритании Томас Эйткен. Они заменят спутники серии Skynet 4 Stage 1, срок службы которых подходит к концу.

“Бритиш Аэроспейс” будет курировать контракт с “Матра Маркони Спейс”, являющейся совместным предприятием французской группы “Матра Ашетт” (51% акций) и британской группы GEC (49%). Тем временем 14 февраля британская “Таймс” сообщила, что “Бритиш Аэроспейс” намерена продать свое спутниковое подразделение “Спейс системз” фирме “Матра Маркони Спейс”. Представитель английской фирмы подтвердил, что переговоры с “Матра Маркони Спейс” ведутся, но каких-либо новостей нет.

“Мак-Доннелл Дуглас” и “Аэроспасьяль” будут ответственными за запуск спутников на РН “Ариан”.

Япония. Модернизация Н-2 и разработка НОРЕ

21 февраля. Токио. И.Лисов по сообщению Франс Пресс. Японское космическое агентство НАСДА планирует уменьшить на 30% стоимость запуска нового японского носителя Н-2 и разработать две новые модификации этой ракеты, сообщила газета “Майнити”. В 1994 финансовом году (в Японии он начинается 1 апреля) агентство планирует израсходовать 1.1 млрд иен (10.4 млн $) на форсирование двигателя LE-7 первой ступени и улучшение корпуса ракеты.

Новый вариант Н-2 с шестью твердотопливными ускорителями вместо двух будет иметь грузоподъемность в 15 тонн на низкую околоземную орбиту. Существующая Н-2, выполнившая свой первый испытательный полет 4 февраля, выводит на низкую орбиту 10 тонн. На более позднем этапе Н-2 будет оснащена сначала двумя жидкостными ускорителями с двигателями LE-7, что позволит увеличить полезную нагрузку до 17 тонн, а затем четырьмя (27 тонн). Одной из задач Н-2 будет вывод на орбиту японского шаттла НОРЕ, который может быть осуществлен к 2000 году.

Представитель НАСДА Мицунори Ямаути подтвердил сообщение “Майнити”, но не привел никаких дополнительных данных.

14 февраля. Токио. А.Варламов, ИТАР-ТАСС. В 1994 финансовом году на разработку челночного корабля НОРЕ (“Надежда”) Япония планирует израсходовать 4.04 млрд иен, или на 550 млн больше, чем предполагалось ранее.

Об этом стало известно сегодня по итогам консультаций Министерства финансов с Научно-техническим управлением, при котором функционирует НАСА, по вопросам бюджетного обеспечения национальной космической программы. Причины подорожания и без того не дешевого проекта не называются, однако для японской аэрокосмической промышленности, которая в последние годы стала ориентироваться только на отечественные технологии, подобные явления нельзя назвать редкостью, поскольку разрешение собственными силами постоянно возникающих технических проблем требует дополнительных средств.

НОРЕ будет представлять собой беспилотный корабль многоразового использования классической “челночной” конфигурации. По предварительным данным, при весе порядка 20 тонн он будет иметь — в самом крупном из разрабатываемых вариантов 23 метра в длину и размах крыльев 17 метров, при диаметре фюзеляжа 5 метров.

Кстати, корабль будет тестироваться и доводиться “до кондиции” а России на технической базе Центрального аэрогидродинамического института им. Жуковского (ЦАГИ), что обусловлено отсутствием у Японии в первую очередь аэродинамических труб необходимого размера, где можно было бы испытывать и совершенствовать масштабную модель, работы над которой ведутся с 1986 финансового года.

НАСДА интересуют также имеющиеся у России данные, полученные при анализе экспериментального беспилотного полета корабля многоразового использования “Буран”. Небольшой НОРЕ, кстати, даже внешне напоминает российскую модель, правда, в отличие от нее, устанавливается на ракете вместо головной части. “Челнок” сможет нести полезную нагрузку в 10-15 тонн и готовится к использованию в будущем, например, для строительства японского модуля на международной орбитальной космической станции.

КНР запустит два американских спутника

22 февраля. И.Лисов по сообщениям Рейтер и Франс Пресс. В конце 1995 и середине 1996 года Китай запустит два спутника, изготовленных фирмой “Мартин-Мариетта” для американской корпорации “Экостар Сэтлайт” (Echostar Satellite Corp.).

Соглашение о запуске подписали президент китайской государственной компании “Великая стена” Чжан Тонг и председатель совета директоров “Экостар Сэтлайт” Чарли Эрген. На пресс-конференции по случаю подписания соглашения Эрген сообщил, что “Мартин Мариетта” уверена в получении экспортной лицензии США в ближайшее время. Условия контракта оглашены не были, но, по заявлению заказчика, китайская сторона не только предложила удовлетворительную стоимость запусков, но и гарантировала 17-летний срок службы ИСЗ на орбите.

Спутники Echostar 1 и 2, принадлежащие к серии 7000, будут выведены на орбиту носителем CZ-2E с космодрома Сичан в точку стояния 119°з.д. Каждый спутник будет нести 16 ретрансляторов. С учетом использования цифровой техники сжатия данных ИСЗ Echostar обеспечат более 100 каналов передачи видео— и аудиоинформации и данных на домашние 18-дюймовые антенны (46 см). “Экостар” планирует передавать спортивные и кабельные телевизионные программы, программы телевидения высокой четкости, заказные фильмы, обеспечивать доступ к базам данных и образовательным программам на всей континентальной части США.

В декабре 1992 года закончился неудачей запуск австралийского спутника Optus В1 на РН CZ-2E. Как сообщил в пятницу 18 февраля представитель Китайской аэрокосмической корпорации (дочерним предприятием которой является “Великая стена”), названная корпорация и австралийская фирма “Оптус Коммьюникейшнз” близки к подписанию соглашения о запуске ИСЗ Optus B3 при помощи нового китайского носителя CZ-3A. Ближайшие планы КНР включают запуск собственного ИСЗ “Дунфанхун-3” и гонконгских Apstar-1 и 2 в 1994, а также гонконгского Asiasat-2 в начале 1995 года.

ЮБИЛЕИ

Александру Сереброву — 50 лет

15 февраля. В.Давыдова. НК. Один из опытнейших российских космонавтов Александр Александрович Серебров отметил свой полувековой юбилей. С 1976 года А/А.Серебров начал работать в космической отрасли (НПО “Энергия”). В 1978 году был зачислен в отряд космонавтов этого НПО. Участвовал в разработке и испытаниях космической техники. Прошел общекосмическую подготовку на базе предприятия и готовился к полетам на орбитальную станцию “Салют-7” в составе группы. Свой первый полет в космос А.А.Серебров совершил с 19 по 27 августа 1982 на кораблях “Союз Т-7/Союз Т-5” и орбитальной станции “Салют-7”. Второй космический полет совершил на КК “Союз Т-8” с 20 по 22 апреля 1983 г. Третий космический полет А.А.Серебров совершил с 6 сентября 1989 по 19 февраля 1990 на КК “Союз ТМ-8” и ОК “Мир”. В ходе полета выполнил пять выходов в открытый космос общей продолжительностью 17 ч 36 мин и провел первое испытание отечественной установки для перемещения космонавтов в открытом космосе. Четвертый космический полет А.А.Серебров совершил с 3 июля 1993 по 14 января 1994 на КК “Союз ТМ-17” и ОК “Мир” по программе ЭО-14 вместе с В.В.Циблиевым. Во время полета были выполнены сложнейшие космические эксперименты и осуществлены пять выходов в открытый космос.

Редакция “НК” и ТО “Видеокосмос” поздравляют Александра Александровича с юбилеем и желают ему крепкого здоровья, дальнейших успехов в работе и долгих лет жизни.


назад